Добрые дела могут быть грехом
Чтобы лучше понять, что значит жить по закону, рассмотрим следующий пример. Представьте себе, что однажды утром, уже отведавши плод с древа закона, Адам проснулся, поскольку его жена Ева склонилась над ним и нежно поцеловала в щеку. "Доброе утро, любимый, — шептала она. — Я принесла тебе завтрак. Ты так сладко спал, что я решила дать тебе сегодня поспать подольше". Адам открыл глаза, взглянул на Еву и сердито зарычал на нее: "С чего это ты разбудила меня, женщина? Ты что, не видела, что я сплю? Да как ты посмела?! Что это ты суешь мне под нос... чашу с фруктами? Ты уже доставила мне немало неприятностей со своими фруктами! Забери это прочь от меня!". Глаза потрясенной Евы наполнились слезами, и она убежала в укромное место, чтобы поплакать наедине.
Позже тем же утром Адам почувствовал себя виноватым, что так обошелся со своей женой. Он нашел ее и смиренно приблизился. “Мне так жаль, Ева. Я был тогда не прав. Я просто поступил зло\ Прости меня, пожалуйста. Я не буду осуждать тебя, если ты уйдешь от меня к другому... да, ну, в общем, ты поняла". Ева глядела на него полными слез глазами, а Адам продолжал. “Ева, я исправлюсь, обещаю. Завтра будет твой особый день. Слушайте все! Завтра на планете Земля День Евы", — воскликнул он. На следующий день Адам, верный своему слову, обращался с Евой, как с королевой. Целый день он баловал ее. Вечером, когда она легла спать, он нежно склонился над ней, поцеловал ее в щеку и сказал: "Спокойной ночи, дорогая моя принцесса. Какое благословение, что ты — моя жена".
"О Адам, ты так добр ко мне", — проворковала она.
Теперь давайте посмотрим, хорошо ли мы разбираемся в законничестве. В данном тесте только два вопроса. Наши ответы на эти вопросы покажут, с какой точки зрения — закона или благодати — мы склонны рассматривать христианскую жизнь. Готовы?
1. Был ли Бог доволен Адамом в первый день этой истории?
2. Был ли Бог доволен Адамом во второй день этой истории?
Ответ на оба вопроса отрицательный. Бог не был доволен ни в один из дней. В первый день Адам вел себя плохо, а во второй — хорошо. Однако мы должны отдавать себе отчет, что древо познания добра и зла может быть источником как добра, так и зла. Несмотря на то что Адам вел себя в эти дни по-разному, его проблема оставалась прежней. И в тот, и в другой день он выбирал не то дерево!
Когда христианином руководит закон, он уделяет главное внимание улучшению своего поведения. Однако даже если он сумел его улучшить, чего достиг он в духовном плане? Даже человек, не обретший спасения, зачастую может исправить свое поведение. Иисус дал нам дар спасения не просто для того, чтобы помочь лучше себя вести. Он пришел на землю, чтобы мы имели жизнь с избытком! (См. Ин. 10:10.) Есть множество несчастных христиан, которые ведут себя образцово, однако добрые дела не приносят счастья. В жизни, которой правит благодать, источником счастья служит Иисус.
Даже если человек делает добрые дела, его поступки могут оставаться греховными. Действительную ценность имеют только поступки, обусловленные жизнью в нас Иисуса. Живя, полностью полагаясь на пребывающего в нас Иисуса, мы ходим в вере и всегда будем славить Бога. Если же мы сосредотачиваемся на улучшении нашего поведения, не ходим в вере. В Евр. 11:6 ясно сказано: "Без веры угодить Богу невозможно". Библия говорит, что все, что не по вере, — грех. Поэтому человек может делать что-то хорошее, но его поступок будет оставаться грехом, поскольку совершается без веры. Кто-то верно заметил, что Бог не принимает того, чему не Он положил начало.
Христианам не нужен закон
Павел ясно указал, что мы должны умереть для закона, чтобы соединиться со Христом. Тогда какое отношение имеет христианин к системе правил, регулирующих поведение? Совершенно никакого! В момент обретения спасения вы "умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых" (Рим. 7:4). Наделенные жизнью воскресшего Иисуса Христа, вы больше не нуждаетесь в законе. Вас направляет живущий в вас Иисус Христос.
"Разве нам не нужно соблюдать верность законам Божиим?" — может спросить кто-нибудь. Это все равно, что спросить, должны ли мы соблюдать верность кому-то, кроме своего супруга. Мы умерли для закона. Закон продолжает существовать, но он не предназначен для тех из нас, кто приобрел праведную сущность Иисуса Христа.
Павел сказал в 1 Тим. 1:8-10:
"А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению..." (выделено автором).
В четвертой главе мы уже узнали, что христиане — это праведные люди, обретшие сущность Иисуса Христа. Чтобы принять то, что Павел говорит о законе в этих стихах, мы должны признать, что никак не связаны с законом. Наш образ жизни определяется не правилами, а отношениями. Мы руководствуемся не законами, а любовью!
У нас с моей женой Мелани есть четверо детей. В местах, где мы жили и воспитывали их, имелись законы, определяющие обязанности родителей. Эти законы входили в уголовный кодекс, что должно было гарантировать детям надлежащий уход. Если родители нарушали эти законы, у них могли отобрать детей. Фактически, если нарушение было достаточно серьезным, родители могли даже попасть в тюрьму.
Должен признаться, что за все то время, что мы воспитывали детей, мы так ни разу и не зашли в здание суда, чтобы прочитать своды этих законов. В них, вероятно, содержались сотни предписаний, касающихся родительских обязанностей, но мы ни разу не прочитали ни одного из них. Кто-то может удивиться, как мы не боялись, что можем нарушить закон и у нас заберут наших детей? Однако такая мысль никогда не приходила нам в голову. Хоть я никогда и не читал этих законов, но могу с уверенностью заявить, что мы исполняли их все. Фактически мы выходили далеко за рамки требований закона. Знаете почему? Потому что нас связывает с нашими детьми любовь! Любовь к Эндрю, Эми, Дэвиду и Эмбер была причиной нашей заботы о них, намного превосходящей минимум, требуемый законом. Эти законы, несомненно, содержались в сводах и были полезны, но они не имели отношения ко мне. Единственными людьми, соприкасавшимися с этими законами, были те, кто пренебрегал своими детьми или жестоко обращался с ними. Мы с Мелани не нуждаемся в этих законах — мы любим своих детей.
Если жизнью человека будет править благодать, он увидит, что мотивом его поступков будет любовь к Иисусу Христу. Движущей силой его жизни будет не обязанность, а желание. Он выберется из-под тяжкого груза следует и начнет жить согласно хочу. Он не будет безответственно пренебрегать религиозными предписаниями. Он просто не будет иметь никакого отношения к религиозным предписаниям.
Такое утверждение может заставить некоторых людей вздрогнуть. "Антиномист!" — могут воскликнуть некоторые богословы. (Для всех остальных поясню, что это слово просто обозначает противника закона.) Я не поддерживаю тех, кто выступает против законов Божиих, я просто хочу обратить внимание, что закон дан не для тех, кто обрел спасение. В следующей главе мы рассмотрим предназначение закона. Здесь же достаточно сказать, что закон дан не для праведных людей, в число которых входите и вы, если вы приняли Иисуса Христа.