Богом оживленные способности
Теперь, когда Моисей увидел, сколь глупо полагаться на себя самого, он мог спокойно получить свои способности назад. Вот почему "сказал Господь Моисею: "Простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою и взял его; и он стал жезлом в руке его" (Исх. 4:4). Поднимая змея за хвост, Моисей прекрасно осознавал свою уязвимость от того, что держал в руках. Единственным средством уберечься от змеиного яда была его непрестанная вера в Господню защиту.
Верующий в полной мере увидит чудесные дела Божии в себе и через себя, когда откажется от самонадеянности и обретет покой во всесильном Святом Духе, пребывающем в нем
Аналогично, никто из нас никогда не окажется там, где будет неуязвим для яда самоуверенности. Жезл, который мы держим в своих руках, в любой момент может превратиться в ядовитого змея. Мы должны всякий миг пребывать во Христе, осознавая, что без дающего силу Его присутствия змей самоуверенности укусит нас, отравляя своим ядом.
Увидев, сколь ошибочно полагаться на свои способности, мы достигаем состояния, когда их можно нам доверить. Теперь Бог позволит нам получить их обратно, положившись на Него в том, что Он оживит те же способности Своею силою. До того, как мы приходим к такому осознанию, наши способности черпают силы в нас самих, а после этого они оживляются самою жизнью Иисуса Христа.
Когда Бог первый раз спросил Моисея, что он держит в руке, тот ответил: "Жезл". Однако в Исх. 4:20, где Моисей готовится покинуть пустыню и вернуться в Египет, где он исполнит свое призвание, сказано: "И жезл Божий Моисей взял в руку свою".
Начиная с этого места, жезл Моисея больше нигде в Писании не называется просто "жезл", но "жезл-Божий". Когда Бог сводит нашу самоуверенность на нет, другие люди могут не заметить изменения нашего отношения к естественным способностям, но мы знаем, что это произошло. Для прочих людей это все тот же старый посох, но в сердце своем мы знаем, что наши естественные способности преобразовались в сверхъестественные Его жизнью в нас.
Когда Бог в 1990 году привел меня к отказу от себя, Он побудил меня отвергнуть надежду на собственные знания и умения Подобно Моисею, я хотел бежать. Когда я начал учиться тому, как полагаться на Его сверхъестественные способности, а не на мои, то разница была подобна дню и ночи. Я никогда не забуду тот момент, когда я впервые увидел, что может сделать Бог, если я положусь на Него, а не на себя.
Когда случаются чудеса
Филиппе постучал в дверь моего офиса. Он представился, и мы начали обсуждать причину его приезда в Атланту. Я узнал, что он из Камеруна и прибыл в Джорджию изучать профессию администратора лечебных учреждений. В ходе беседы стало очевидно, что Филиппе — не христианин.
В ходе этого первого посещения я смог поделиться с ним Благой Вестью, он принял Иисуса Христа и получил рождение свыше. Мы договорились, что он будет приходить ко мне утром по вторникам и я буду учить его по Библии основам христианской жизни. Каждую неделю он приходил ко мне в офис, и я два часа рассказывал ему, что значит быть христианином, исходя из того, что говорит Библия. Мы говорили о том, кто он во Христе и что значит быть во Христе. Мы изучали, как позволить Иисусу прожить в нас Свою жизнь. Я был счастлив, наблюдая, как он все более возрастал и укоренялся во Христе.
Примерно через шесть недель он задержался после окончания нашего общения. "Стив, ты обратил внимание, что я всегда делаю заметки во время наших бесед?" — спросил он. — "Да", — ответил я. — "Знаешь, почему я делаю такие обширные заметки, когда ты учишь меня?” — продолжил он. — "Я полагаю, Филиппе, что ты забираешь их домой и изучаешь в течение следующей недели", — ответил я.
Чудо—это деяние Божие, не поддающееся естественному объяснению
"Нет, это не так, — сказал он. — Видишь ли, каждую неделю я записываю все, что ты говоришь, переводя на мой родной язык. Затем, уходя отсюда, я тут же кладу свои записки в конверт, иду на почту и отсылаю их вождю моей родной деревни. Каждую неделю, получая мои записи, он выходит из своей хижины и собирает людей. Затем он по этим записям учит их всему, чему ты научил меня. Некоторые из людей в деревне обрели спасение и теперь задают ему вопросы. Он не знает ответов, а потому пишет письма, адресуя их мне. Но я тоже не знаю ответов. Я написал ему, что спрошу тебя, не откажешься ли ты ответить на его вопросы, если я переведу их".
Это поразило меня. Я подумал обо всех тех годах, в течение которых я пытался достичь каких-то духовных результатов; обо всем времени, которое я потратил, пытаясь что-то изменить. Я искренне использовал свои способности для Бога, но всегда испытывал разочарование. И вот теперь Бог делал это Сам. Я встречался с одним человеком в Атланте и одновременно проповедовал Евангелие и обучал целую деревню в Африке! Только Бог может сделать так!
Чудо — это деяние Божие, не поддающееся естественному объяснению. Знаете, когда случаются чудеса? Христианин увидит чудесные дела Божии в себе и посредством себя в той мере, в какой он откажется от самоуверенности и положится на Святого Духа, пребывающего в нем. Когда Моисей, осознавая всю бессмысленность попыток полагаться на собственные способности, покинул пустыню, он вернулся в Египет, надеясь, что чудеса станут нормой его жизни. Бог сказал ему: “Смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона" (Исх. 4:21). Именно тому, в ком уверенность в себе полностью сокрушена, но кто абсолютно уверен в Боге, можно доверить способность к чудотворению. Когда господствует благодать, происходят чудеса!
Когда Петр и Иоанн встретили у входа в Иерусалимский храм хромого человека, Петр взял его за руку и велел ему встать и ходить. Хромой от рождения человек стал ходить, затем бегать и, в конце концов, прыгать от радости. Толпа, собравшаяся вокруг Петра, была поражена его способностью к таким деяниям. Они думали, что Петр обладает невероятной силой. Однако Петр знал истину. Он узнал правду о своих способностях еще в ту ночь, когда не смог вступиться за Иисуса вскоре после того, как пообещал, что если нужно будет, то умрет за Него. Он быстро ответил толпе: "Что дивитесь сему или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?" (Деян. 3:12). После чего тут же указал им на Иисуса как на причину того, чему они стали свидетелями.
Петр показал, что через него действует Господь. Так же поступал Моисей. Зачем же теперь христианину довольствоваться лишь тем, чего можно достичь за счет человеческих способностей, в то время как у нас есть возможность испытать сверхъестественные результаты Божиих возможностей? Для каждого христианина Бог приготовил нечто великое. Готовность отречься от надежды на собственные способности — жизненно важный шаг в подготовке к переживанию потока Божией жизни — вот рецепт, который мы рассмотрим в следующей главе.
Дорогой Отец Небесный!
Теперь я понимаю. Проблема была не в том, что я не хотел прославить Тебя. Я попытался жить христианской жизнью неверно. Все это время, прося Тебя помочь мне жить для Тебя, я думал, что Ты благословишь мои способности жить христианской жизнью. Теперь я вижу, что этого никогда не будет. Прямо сейчас я добровольно отказываюсь от моих способностей. Моя уверенность в них отравляла мне жизнь. Я не желаю больше когда-либо вновь полагаться на свои способности. Я полагаюсь только на Тебя, Господи Иисусе. Научи меня, как ощутить дарованные Тобой возможности.
Вопросы для обсуждения в группе
1. Прочитайте Исх. 2:11-15. На какие возможности Моисей вначале полагался в деле избавления Израиля от Египетского рабства? Обсудите то, как порой современные церкви полагаются на свои способности в обеспечении служения церкви.
2. Что бы вы сказали христианину, который долго страдает и недоумевает, почему Бог не положит конец его мучениям? Как вы ответите на возражение, что Бог не желает причинять боли Своим чадам? Ради чего Моисей провел долгие годы в пустыне?
3. Стив описал случай с Майклом, человеком, который до обращения ко Христу находил удовлетворение в вечеринках, пьянстве и распутстве. Однако, став христианином и преданно служа Господу, он разочаровался, ибо по-прежнему не мог наиболее полно проявить себя. В чем заключалась его проблема? Почему, по вашему мнению, многие искренне верующие в современных церквах не ощущают полноты жизни?
4. Что бы вы сказали человеку, говорящему: "Я пытался вести христианскую жизнь, но это не для меня".
5. Опишите различие в жизни людей, надеющихся на свои природные дары, и тех, кто уповает на сверхъестественные способности.
6. Прочитайте Деян. 3:1-12. Как Петру удалось сделать так, что хромой стал ходить? Что из того, что вы узнали о Моисее и Петре, может понадобиться вашей церкви, чтобы увидеть подобное дело Божие?
Глава 3
Нектар небес
Компоненты: 8 одноразовых пакетиков чая 4 литра воды 2 стакана сахара Бросьте пакетики в небольшую кастрюлю с двумя стаканами кипящей воды. Доведите на медленном огне до кипения.
Дайте настояться десять минут, а затем перелейте получившуюся заварку в большую емкость.
Пока жидкость еще горячая, добавьте два стакана сахара и перемешайте.
Доведите объем жидкости до 4 литров и перемешайте.
Подавайте со льдом.
От имени всех, кто вырос в южных штатах США, с гордостью представляю вам рецепт Сладкого Чая. Во время своих поездок я обнаружил, что во многих частях Соединенных Штатов и в особенности за границей люди всю жизнь оказываются лишенными этого источника наслаждения. Попробуйте попросить у официантки в Питтсбурге сладкий чай. Она укажет вам на сахар, стоящий на столе, а затем окинет взглядом так, словно у вас не все в порядке со зрением или чем-нибудь еще. Это печально, ибо она просто не понимает, о чем идет речь. Я пишу эти слова, находясь в Канаде. В духе добрых международных отношений мы даже не будем упоминать о чае в здешних ресторанах. Вы когда-нибудь наблюдали за человеком, который пьет чай "Эрл Грей" с парой кубиков льда и без сахара? Малопривлекательное зрелище. А Мексика? Здешний чай заставляет вспомнить старый вопрос: "Как может любящий Бог допускать такие страдания?". Поскольку этот напиток наверняка будут подавать на брачном пиру Агнца, с нашей стороны было бы благоразумно научиться наслаждаться им сейчас! Мы в Джорджии считаем его нектаром небес.
А теперь серьезно, зачем я поделился с вами рецептом сладкого чая? Если оставить в стороне очевидную миссию кулинарного милосердия, этот рецепт в действительности служит очень хорошей иллюстрацией некоторых истин, касающихся того, что происходит в жизни человека, когда ею правит благодать. Божий рецепт преобразования нас Его благодатью, данной во Христе, во многом поразительно похож на рецепт, приведенный в начале этой главы.
Рецепт преобразования
Включите нагрев
Первое, что нужно сделать для приготовления сладкого чая, — это включить нагрев, чтобы вскипятить воду. Сахар плохо растворяется, а чай плохо заваривается, если вода недостаточно горяча. Таким же образом Бог трудится в человеке, готовясь сдр \ать что-то удивительное в его жизни. Вы когда-нибудь обращали внимание, насколько восприимчивей становитесь вы к Богу, когда для вас наступают горячие времена? Попав в кипяток, вы обычно быстро переключаетесь на прием! Если вы когда-либо просили Бога использовать вас, то не должны удивляться, когда приходят трудности. Бог может "включить нагрев", изменив ваши обстоятельства так, чтобы подготовить вас к испытанию Его жизни. Честь явления Иисусом Своей жизни в вас требует, чтобы вы прошли через огонь. Это неприятный процесс, но в результате мы воистину обретаем благословение!
Апостол Павел сказал:
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:12-13).
Пламя может обжигать, но не отчаивайтесь в своих трудностях. Бог зачастую так устраивает события нашей жизни, чтобы мы оставили всякую надежду на собственные силы, и тогда Он легко может завершить подготовку нас к благочестию по Своему рецепту. "Явление славы Его", упоминаемое Петром, относится не к небесам, а к открытию сладчайшей истины нашего единства со Христом. Однако невозможно приготовить сладкий чай без кипятка.
Добавьте сахар и размешайте
В отличие от холодного, горячий чай и сахар полностью совместимы. Сахар быстро растворяется, если помешивать его в горячем чае. При этом сама природа жидкости изменяется. Чай и сахар уже невозможно разделить вновь. Их различные элементы соединяются друг с другом таким образом, что теперь они составляют новую единую сущность. Этого не происходит в случае чая со льдом. Невозможно заставить сахар раствориться в чае, поданном со льдом. Независимо от того, как долго вы будете перемешивать их, они просто не будут смешиваться.
Когда Бог готовится явить Свое сладчайшее присутствие, Он, проникая в нас, использует тепло. Так Бог делает наше естество совместимым с Его присутствием. Именно включая нагрев, Он зачастую допускает нам испытывать трудности. После этого мы не сопротивляемся, как если бы мы были духовно холодны. Как только Его жизнь входит в нас, сама наша природа меняется. Подобно тому, как становятся единым целым сахар и чай, так и мы обретаем с Ним единение, и нас в дальнейшем невозможно будет отделить от Него. В 1 Кор. 6:17 сказано: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом". Больше нет моей жизни и жизни Христа. Иисус вошел в меня и изменил самую мою природу, так что теперь я могу без преувеличения сказать, что Христос есть моя жизнь.
Однажды я излагал эту истину на конференции "Путь Благодати", и один человек, специалист в области химии, сказал: "Действительно, чай имеет свой уникальный химический состав, а сахар — свой, но если их соединить так, как вы описали, образуется совершенно новое химическое соединение, которое не является ни чаем, ни сахаром". Вы знаете, как оно называется? Сладкий чай!
В Библии сказано: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Приняв Христа, мы получили сущность нового сорта. Вы слышали когда-нибудь, чтобы кто-то называл чай "водой, содержащей чай и сахар"? Его природа изменилась, следовательно, его называют в соответствии с его новой сущностью — сладким чаем.
Наполните сосуд водой
После того, как в чай добавлен сахар, емкость следует долить водой. После этого чай будет готов для того, чтобы предложить его людям. В Библии вода символизирует Святой Дух. Библия гласит, что сокровище жизни Христовой содержится в глиняных сосудах наших тел (2 Кор. 4:7). Однако для того, чтобы люди были привлечены пребывающим в нас Христом, мы должны быть исполнены Святого Духа (Еф. 5:18). Быть исполненным Святого Духа означает не что иное, как то, что Иисус Христос поглощает все наше существо и выражает Свою жизнь через нас.
В нашем духе обитает Святой Дух. Этот Дух — истинный дух Иисуса. Когда Он вошел в нас, наша природа изменилась. Теперь мы обладаем Божией природой.
Посредством смерти и воскресения Иисуса Бог трудится в этом мире, создавая новый вид людей, обладающих Его природой. Во 2 Пет. 1:4 говорится, что посредством Духа Христова мы "соделались причастниками Божеского естества". Наша новая природа — святая.