О достоинстве знания и ученых
✔Со слов Хузайфы передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами'» 4214.
✔Абу ад-Дарда сказал: "Ученый и обучающийся одинаковы во благе, а в остальных людях блага нет". Ибн 'Абдуль-Барр 1036
✔Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
✔Абу Умама Аль Бахили рассказывал: "Однажды при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой знающим. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому»". ат-Тирмизи 2685, аль-Баззар 133. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
✔Прекрасно о достоинствах знания сказал имам аш-Шафи'и: "Достаточно знанию достоинства в том, что его приписывает себе даже тот, кто им не обладает, и радуется, когда его приписывают ему. И достаточно позора невежеству, что от него пытается отречься даже тот, кому оно присуще, и гневается, когда его приписывают ему!" аль-Байхакъи в "Манакъибу-Шшафи'и" 155.
✔Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.
✔Чтобы указать на величие и достоинство знания, достаточно привести аят, в котором Всевышний Аллах велел Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) просить Его прибавить ему знания: «И говори: "Господь мой, прибавь мне знания"» (Та ха 20:114).
✔Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом аяте содержится указание на достоинство знания, ибо Аллах не повелел Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) просить прибавить что-либо, кроме знания! И под «знанием» подразумевается шариатское знание". См. "Фатхуль-Бари" 1/141.
✔Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?!"» (аз-Зумар 39:9).
✔Ученые — это те, кого возвысил и возвеличил Аллах, как сказано об этом в Коране: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (аль-Муджадаля 58:11).
✔Ученые упоминаются наряду с ангелами, о чем Всевышний Аллах говорит: «Засвидетельствовал Аллах, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» (Али 'Имран 3:18).
✔И передал Абу Хурейра что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это - доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него". Муслим (3/1255), Абу Дауд (2/15), ан-Насаи (2/129), Ахмад (2/372) и другие
✔Хасан аль-Басри сказал: “Чернила ученых перевесят кровь шахидов”. аль-‘Аджлюни в “Кашфуль-хафа” 2/262.
Сообщается, что какой-то человек сказал аль-Хасану аль-Басри: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха ﷺ».
Он заплакал и сказал:
• (1) «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости.
• (2) Они носили грубую одежду, ибо были умеренны.
• (3) Их походка была скромна, слова соответствовали делам.
• (4) Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности.
• (5) Постились днями и имели худые тела.
• (6) Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране.
• (7) Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем.
• (8) Страх перед творениями не был для них преградой.
• (9) Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной».
(Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулия» 2/150)
Имена первых сподвижников, которые уверовали в Пророка ﷺ и были неразлучны с ним в деле призыва:
1. Али ибн Абу Талиб – в момент принятия Ислама ему было 8 лет;
2. Зубайр ибн Аввам – 8 лет;
3. Талха ибн Убайдуллах – 21 год;
4. Аркам ибн Абу Аркам – 12 лет;
5. Абдуллах ибн Масъуд – 14 лет;
6. Сайд ибн Зайд – не достиг 20 лет;
7. Саъд ибн Абу Ваккас – 17 лет;
8. Масъуд ибн Рабиа – 17 лет;
9. Джафар ибн Абу Талиб – 18 лет;
10. Сухайб Румий – не достиг 20 лет;
11. Зайд ибн Хариса – около 20 лет;
12. Усман ибн Аффан – около 20 лет;
13. Тулайб ибн Умар – около 20 лет;
14. Хаббаб ибн Аратт – около 20 лет;
15. Амир ибн Фухайра – 23 года;
16. Мусъаб ибн Умайр – 24 года;
17. Микдад ибн Асвад – 24 года;
18. Абдуллах ибн Джахш – 25 лет;
19. Умар ибн Хаттаб – 26 лет;
20. Абу Убайда ибн Джаррах – 27 лет;
21. Утба ибн Газван – 27 лет;
22. Абу Хузайфа ибн Утба – около 30 лет;
23. Билял ибн Рабах – около 30 лет;
24. Иёш ибн Рабиа – около 30 лет;
25. Амир ибн Рабиа – около 30 лет;
26. Нуайм ибн Абдуллах – около 30 лет;
27-30. Сыновья Мазъуна ибн Хабиба: Усман ибн Мазъун – около 30 лет; Абдуллах ибн Мазъун – 17 лет; Куддама ибн Мазъун – 19 лет; Саиб ибн Мазъун – 20 лет;
31. Абу Салама Абдуллах ибн Абд аль-Асад Махзумий – около 30 лет;
32. Абдуррахман ибн Анвар – около 30 лет;
33. Аммар ибн Ясир – между 30 и 40 годами;
34. Абу Бакр Сыддык – 37 лет;
35. Хамза ибн Абд аль-Мутталиб – 42 года;
36. Убайда ибн Харис – 50 лет.
ГЛАВА ЗНАНИЯ И ВЕРЫ
1.Однажды Абдуллаху ибн Мубараку сказали: «После молитвы с нами, ты не сидишь с нами?» Он ответил: «Я иду и сижу с Сахабами и Табиинами». Мы сказали: «И как ты же можешь сидеть с Сахабами и Табиинами (когда они уже все умерли)?» Он ответил: «Я иду и читаю знания, которые я собрал, я нахожу их повествования и дела. Что бы я делал с вами?! Вы сидите и делаете «гыба» (злословите)!»