Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста
I. Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный, и потому естественно заставляет ожидать еще другого суда, полного и решительного. На частном суде получает мздовоздаяние только душа человека без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею дела ее, добрые и злые. После частного суда и для праведников на небеси и для грешников во аде открывается только предначатие того блаженства или мучения, которое они заслужили. Наконец, после частного суда для некоторых грешников остается еще возможность облегчать свою участь и даже освободиться из уз ада, если не чрез собственные заслуги, то по молитвам Церкви.
Но приидет некогда день, последний день для всего рода человеческого ( Иоан. 6:39. 40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира (Матф. 13:39), как бывает день смерти человека, – приидет день, уставленный Богом, в оньже хощет Он судити вселенней в правде (Деян. 17:31), т. е. произвести суд всеобщий и решительный. Этот день, потому, называется в Писании днем судным (Матф. 11:22. 24; 12, 36; 2 Петр. 2:9), днем суда (2 Петр. 3:7), днем гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2:5). Называется также днем Сына человеческаго (Лук. 17:22. 24. 26),
Господним ( 2 Петр. 3:10; 1 Сол. 5:2), Христовым (2 Сол. 2:2; Фил. 1:10; 2, 16), днем Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1:14; 1 Кор. 1:8; 5, 5), потому что Он явится тогда на землю уже во славе своей, чтобы судить живых и мертвых, – днем великим (Деян. 2:10; Иуд. 6) по тем великим событиям, которые тогда совершатся.
II. Когда приидет этот великий, предуставленный день, Господу неугодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец мой един (Матф. 24:36), сказал Христос ученикам своим, вопрошавшим Его о сам: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1:7). И присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Матф. 24:42). Будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (- 44). Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (Матф. 13:33); а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (- 37). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно Благий и Премудрый, как сам непосредственно, так и чрез Апостолов, благоволил предуказать некоторые знамения своего второго пришествия и кончины века, некоторые признаки приближения великого дня судного. Главнейшими из таких признаков будут:
1) С одной стороны, необычайные успехи добра на земле – распространение Евангелия Христова во всем мире. И проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина (Матф. 24:14), сказал сам Спаситель. Что же касается до иудеев, – об них засвидетельствовал св. Апостол Павел, когда писал к Христианам из язычников: не хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри, яко ослепление от части Исраилевы бысть, дондеже исполнение языков внидет. И тако весь Исраиль спасется (Рим. 11:26. 26). Итак, несомненно, что прежде, нежели Господь снова приидет на землю с целию судить живых и мертвых, во всей точности осуществится Его последняя заповедь, данная Им пред вознесением на небо Апостолам и их преемникам: шедше научите вся языки (Матф. 28:19), шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Марк. 16:15). Не останется ни одного уголка земли, куда не проникнет проповедь Евангельская; не будет ни одного народа и племени, которые не услышат слова спасения.
2) С другой стороны, необычайные успехи зла и явление на земле антихриста. В последния дни, говорит св. Апостол Павел, настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителям противящиися, неблагодарни, неправедни, не любовни, не примирительни (продерзиви, возносливи, прелагатае), клеветницы, невоздержницы, не кротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели Боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим. 3:1-5). Дух злобы, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели, употребит все свои усилия и козни, чтобы противодействовать успехам Евангелия, чтобы одних из верующих отторгать от веры, а других увлекать в сети нечестия (1 Тим. 4:1-3), и дело дойдет до того, что Сын человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли (Лук. 18:8), и за умножение беззакония изсякнет любы многих (Матф. 24:12). Не довольствуясь обыкновенными своими средствами, диавол воздвигнет тогда, по допущению Божию (2 Сол. 2:11)1938, чрезвычайное для себя орудие в лице антихриста, чтобы вести чрез него брань с царством Христовым.
III. Имя антихриста употребляется в св. Писании в двояком смысле: а) в смысле общем, и означает всякого противника Христу ( άντί-χριστος), противоборствующего успехам Евангелия и низвращающего или отвергающего его догматы (1 Иоан. 2:22; 4, 3; 2 Иоан. 7); б) в смысле особенном, и означает собственно противника Христу, имеющего явиться пред кончиною мира для противодействия Христианству (2 Сол. 2:3-12; 1 Иоан. 2:18). О лице этого антихриста, его свойствах и действиях есть в Слове Божием учение прямое и довольно ясное, и есть только намеки и таинственные предсказания, смысл которых для нас недоступен, и на основании которых издревле существовали между учителями Церкви одни частные мнения.
1) Из ясного учения об антихристе, изложенного преимущественно во втором послании к Солунянам (гл. 2), видно, что он -
а) Будет определенное лицо и именно человек, но только человек беззаконный под особенным действом сатаны. Открыется, говорит св. Павел, человек беззакония, сын погибели…, беззаконник, егоже есть пришествие по действу сатанину (2 Сол. 2:3. 8. 9). И св. Отцы и учители Церкви – Ириней, Ипполит, Тертуллиан, Евсевий, Иоанн Златоустый, Амвросий и другие единогласно признавали антихриста за определенное лицо и за человека1939. Касательно же отношения к нему диавола одни полагали, что антихрист будет как бы сыном или исчадием сатаны1940; другие, – что сатана как бы поселится в нам, и будет употреблять его орудием, действуя в нам сам собою1941; третьи, – что в лице антихриста воплотится непосредственно сам диавол1942.
б) Будет по характеру своему отличаться необычайною гордостию и выдавать себя за Бога: противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки богу, и показующу себе, яко бог есть (2 Сол. 2:4).
в) Для достижения своей цели будет проповедывать ложное учение, противное спасительной вере Христовой, учение обольстительное, которым и увлечет многих, слабых и недостойных: его пришествие… во всякой лести неправды в погибающих: зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (- 2, 10–12).
г) В подтверждение своего учения и для большего обольщения людей, будет совершать ложные знамения и чудеса: его пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (- 9)1943.
д) Наконец, погибнет от действия Христа Спасителя, когда Он приидет судить живых и мертвых: явится беззаконник, еюже Господь Иисус убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (- 8).
2) На основании некоторых намеков в Слове Божием и таинственных предсказаний об антихристе, издревле существовали о нам следующие мысли:
а) Он произойдет от колена Данова. Это выводили из слов патриарха Иакова: да будет Дан змий на пути, седяй на распутии ( Быт. 49:17); из слов Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его (8, 16), и особенно из того, что в Апокалипсисе (гл. 7) при перечислении всех колен Израилевых, из которых в каждом запечатлено Ангелом по дванадесяти тысяч рабов Божиих, вовсе не поименовано одно колено Даново1944.
б) Будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свое влияние на все народы. Ибо у пророка Даниила говорится: и сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом (Дан. 11:36; сн. 7, 24), и в Апокалипсисе: и даде ему змий силу свою, и престол свой, и область великую (13, 2), и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех (- 7)1945.
в) Воздвигнет сильное гонение на Христиан, будет требовать себе от всех поклонения Божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я (Апок. 13:7; снес. Дан. 7:21). И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных агнца, заколенного от сложения мира (- 8). И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина, и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут (- 15)1946.
г) Для противодействия антихристу, Бог пошлет с неба двух свидетелей, которые, как говорится в Апокалипсисе, будут прорицати истину, сотворят чудеса, и, егда скончают свидетельство свое, будут умерщвлены змием, потом чрез три с половиною дня воскреснут и вознесутся на небеса (Апок. 11:3-12). Под этими двумя свидетелями, по догадкам, некоторые разумели Еноха (на основании Сирах. 44:15) и Илию Фесвитянина (на основании Малах. 4:6; Сирах. 48:9. 10)1947.
д) Владычество антихриста будет продолжаться только три с половиною года. Ибо в книге пророка Даниила говорится: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (7, 25; снес. 12, 7)1948, и в Апокалипсисе: и дана бысть ему область творити месяц четыредесят два (13, 5), – и град святый поперут четыредесять и два месяцы (11, 2). Там же о двух свидетелях, которых пошлет Бог для противодействия антихристу, замечено, что они прорицати будут дней тысящу двесте и шестьдесят (11, 3), и о жене, облеченной в солнце (т. е. о Церкви), повествуется, что она бежа от змия в пустыню, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестьдесят (12, 6), и действительно препитана бяше ту время и времен и пол времени, от лица змиина (- 14)1949.
Неизлишне заметить, что предсказания об антихристе не раз уже прилагаемы были к разным лицам. Одни, по свидетельству блаж. Августина, видели антихриста в Нероне1950; другие видели – в гностиках1951; третьи – в римском первосвященнике или вообще в папстве: – мысль возникшая и довольно распространенная в средние века на западе между многими сектантами1952, но особенно усилившаяся с появления протестантских обществ1953, проникшая в их богословские системы и многократно раскрытая в особых сочинениях1954, – и под.