Истинно живой и подлинно свободный
Если вас хорошо знают и искренне любят, то вы истинно свободный человек. Прочтите это еще раз!
Давайте-ка вспомним, как Иисус умирал на Кресте, тщетно ища сочувствия у кричащей толпы. Где же были апостолы? Они спрятались в горнице. Теперь вспомним о том, что Воскресший Спаситель сделал Пасхальным утром. Он снова искал Своих друзей:
Марию Магдалину, Петра, Иоанна и других. Он приготовил для них на берегу Тивериадского моря угощение - печеную рыбу и хлеб. "Придите, - сказал Он апостолам, -обедайте" (Ин 21,12). В саду, встретив Марию Магдалину, Иисус обратился к ней: "Мария!". Она же, узнав Его голос, обрадовалась "Раввуни! Учитель! " (Ин 20,16).
Иисус знал Своих друзей, как никто другой. Он видел их страхи, сомнения, слабости, эгоцентризм и неверность. Он был свидетелем лучших и худших моментов их жизни. Господь знал о них все и, несмотря нина что любил их безгранично. Интересно что бы вы почувствовали, узнав, что кто-то знает о вас все, даже то, в чем вы боитесь приэнаться самому себе и, тем не менее, горячо любит вас. Один священник записал в своем дневнике: "Я всегда хотел выяснить, действительно ли любят меня те, кто знают обо мне все, даже самые сокровенные чувства и мысли. Мне часто приходится преодолевать
искушение, в которое приводят меня мысли о том, что меня любят только те, кому я мало знаком. Боюсь, что любовь человека условна и поэтому я говорю себе: "Если бы они знали меня таким, какой я есть на самом деле, они не любили бы меня".
Вы когда нибудь пробовали открыть близкому человеку не только хорошие стороны вашей души, но и темные? Я не имею в виду "сюжеты для исповеди". Сейчас уместнее вспомнить "обычные" для человека слабости: глупость, заблуждения, опасения, "любимые мозоли". После этого попробуйте сказать своему собеседнику: "Вот я каков - ни больше, ни меньше. Способен ли ты принимать меня таким? Для меня важнее не радовать тебя, а быть самим собой, жить полной жизнью." Поверьте, первый раз, когда я так сделал я словно воскрес! Наверное, так чувствовали себя апостолы Пасхальным утром, встретив Иисуса на берегу. В Его присутствии они были как дома, ведь им не нужно было натягивать маски, чтобы скрывать истинные чувства. Им не нужно было притворяться, защищать себя, либо доказывать что-нибудь Иисусу - в любом случае Спаситель знал о них все. Они понимали, что могут чувствовать себя свободными перед Тем, Кто умер за них именно потому, что видел их не совершенство. Со Христом и во Христе апостолы были истинно живыми и подлинно свободными. Вот какой Пасхальный подарок, дорогие друзья, приготовил нам Господь.
С Пасхой Христовой!
o.Ежи Ягодзиньски, SVD
Радость Воскресения
У знаменитого оратора однажды спросили, какую речь ему было труднее всего произнести. "Это была речь, которую меня попросили сказать на Национальной конференции предпринимателей, - ответил он. - Они дали мне тему "Как выглядеть печальным на похоронах родственника, завещавшего вам миллион долларов".
Действительно, задача не из легких. Но можно было придумать и потруднее. Я бы придумал, например, такую: "Как заставить печалиться ранних христиан".
Непобедимая радость ранних христиан стала одной из особенностей Нового Завета. С этими людьми произошло нечто очень важное и удивительное, и это событие наполнило всю их жизнь. Они были исполнены радости - потому что Иисус, Тот Иисус, Который жил среди них, Который подарил им надежду и жизнь, Которого они видели умершим, лежащим в гробу, - этот Иисус был снова живым! Они говорили об этом, как о факте, неоспоримом факте. Он был жив! Они видели Его, они сами испытали это.
Вот основание христианства - религии радости, надежды, победы. В нем преобладает не скорбь Голгофы, но пасхальная радость Воскресения. Пасхальный дух должен животворить каждого последователя Христа. Кто-то однажды сказал, что чувство юмора,
возможно, следовало бы внести в список основных христианских добродетелей. Оно непосредственно связано с другой добродетелью - смирением. Гордецы не могут посмеяться над собой.
Чувство юмора не означает, что вы должны непрерывно острить. Оно означает умение обуздать свои проблемы, расслабиться, несмотря на все печали и трудности. Нам просто необходима эта добродетель сегодня, когда мрачных событий и печальных лиц вокруг нас более чем достаточно. Пережив пасхальную радость хотя бы раз, мы можем попытаться переживать Пасху каждый день. И сосредоточиться здесь нужно не на том, что произошло когда-то давно, как мы слишком долго полагали. Наша подлинная Пасха происходит в настоящем и позволяет нам всей душой стремиться к будущему.
Жизнь предоставляет нам возможности проживать вновь и вновь пасхальное событие - страдания, смерть и Воскресение Христа. Для охладевших друг к другу супругов воскресение может означать освобождение от отчуждения и конфликтов. Новое начало - новая жизнь. Оставьте прошлое прошлому, пусть оно больше никогда не вернется к вам.
Некий стареющий священник, принадлежавший к одному из монашеских орденов, отправился на интенсивные великопостные реколлекции. По возвращении домой он, чтобы убедить всех, что совершенно избавился от своей ворчливости, язвительности, раздражительности и других многочисленных недостатков, повесил на двери своей комнаты табличку с надписью: "Здесь живет Новый человек. Ветхий человек умер и похоронен".
Община была счастлива наблюдать это великое преображение. Однако уже через пару недель старые недостатки начали вылезать на поверхность.
Как-то раз один из собратьев подошел к двери пожилого священника и приписал на табличке: "Но в третий день Ветхий человек воскрес из мертвых".
У каждого из нас, как и у Христа, наверняка была или еще будет своя Голгофа, своя Страстная Пятница. Каждому из нас приходилось или еще придется терпеть неудачи в своих благих намерениях - как пожилому священнику из нашей истории. Но, как и наш Искупитель, мы тоже познаем радость, красоту и славу Воскресения - если будем всякий раз подниматься и начинать сначала - снова и снова.
o.Ежи Ягодзиньски, SVD
Бог Воскресения
Христианство видит, оглядываясь назад, одно ужасное событие и другое - вглядываясь в будущее.
В начале сотворил Бог небо и землю. Возможно, как полагают современные астрономы, что Вселенная началась с огромного теплового и светового взрыва.
Но каков бы ни был тот таинственный процесс, с помощью которого Бог вызвал Вселенную к существованию из небытия, - возникло творение, каждой частицей и пучком энергии провозглашающее Его мощь и мудрость.
В конце времен Бог будет творить снова. Воскреснут мертвые, облекшись в нетление, возникнут новое небо и новая земля. И Господь утрет всякую слезу.
Смерть будет поглощена океаном жизни. Восходя как солнце в новом небе, Сам Господь станет светом дня, который никогда не угаснет.
Вот две основные истины, которые христианство говорит о Боге: Бог - это Тот, Кто сотворил, и Тот, кто воссоздаст; Бог Большого Взрыва и Бог Воскресения; Тот, Кто явил свое непостижимое величие, создавая Вселенную, и Тот, Кто, в деянии столь же великом, воскресит мертвых, чтобы они вечно сорадовались Ему.
Поэтому, если нас спросят: "Кто такой Бог?", мы могли бы указать на все, что окружает нас и сказать: "Он - Тот, кто сотворил все это". Но можно также указать на все кладбища мира и сказать вслед за св. Павлом: "Бог - Тот, кто воскресит мертвых". С одной стороны, это - благая весть. Вселенная, да и мы сами, существуем не случайно; мы - создания любящего Творца. И последнее слово - не за смертью, ибо своей созидательной силой Бог воскресит усопших.
Но в любом ли случае это добрая для нас весть? В каких отношениях мы должны находиться с Богом, Творцом всего? В конце концов мы, люди, часто отворачиваемся от Бога - в мелочах и вещах серьезных - и неистощимы в изобретении способов причинить зло друг другу. И разве можем мы быть спокойны при мысли о том, что нам придется увидеться лицом к лицу с Богом, Который "утрет всякую слезу с наших очей"? Постоянно
отворачиваясь от Бога-Творца, можем ли мы ожидать радости в Боге, воскрешающем мертвых? Мы заслуживаем скорее осуждения, чем награды. В самом деле ничего хорошего нам не приходилось бы ожидать от воскресения, если бы не вмешательство Бога. Но, поскольку Бог восстановил нашу разорванную связь с Ним и сделал для нас возможным достичь той цели, ради которой мы были созданы, мы можем с радостным упованием ожидать воскресения.
Только смерть Иисуса дала нам надежду иметь часть в воскресении. Поэтому в Новом Завете нет места, где бы говорилось о воскресении без упоминания Иисуса. Новый Завет иногда говорит о Боге просто как о "Боге, Который воскрешает мертвых", но авторы посланий чаще говорят о Нем как "о Том, Кто воскресил Господа Иисуса и воскресит нас вместе с
Ним". Теперь у нас есть и третий ответ на вопрос: "Кто такой Бог?" Это Тот, Кто послал Сына Своего, чтобы Он примирил нас с Ним, и воскресил Сына как начало всякого воскресения, в котором мы все будем участвовать. Это именно то, что мы празднуем во
время Пасхи.
Богослов Джеральд О'Коллинз объясняет это так: "Воскресение Иисуса - это нечто большее, чем откровение основополагающей истины. Если понять ее правильно, то это - истина о Боге, из которой следует все остальное".
Здесь уместно спросить, откуда у первых христиан возникло их видение Бога как Бога Воскресения.
Ведь христианство возникло тогда и там, где вера в воскресение вовсе не была общепринятой.
В первом веке, пишет библеист Фим Перкинс, "общепринятое языческое отношение к смерти состояло в том, чтобы принимать ее как она есть. Это событие, избежать которого нельзя и исход которого неопределен, хотя, вероятнее всего, оно приводит к полному уничтожению. В любом случае, они не слишком интересовались своим посмертным состоянием... Ни один языческий культ не обещал загробной жизни своим последователям".
Многие иудеи того времени тоже отрицали воскресение. И даже для тех, кто в него верил, говорит Перкинс, это был второстепенный вопрос, и они не были этим слишком озабочены.
Вовсе не культура, унаследованная первыми христианами, поставила воскресение в центр
христианской вести; это было обусловлено самим событием: Воскресением Иисуса. Бог явил себя Богом, воскрешающим мертвых, не в поучении, не в пророчестве, но в действии. Изумленные ученики Иисуса увидели Его живым после того, как Он умер.
И встреча с воскресшим изменила их сознание. Они вскоре поняли, что Воскресение Иисуса стало центральным событием в отношениях Бога с человечеством, событием первостепенной важности для людей во всем мире.
Сосредоточенность христиан на воскресении отгородила их от людей. Многие считали их
утверждение о том, что Иисус воскрес, невероятным, потому что идея воскресения плоти воспринималась как смехотворная. Христиане вскоре стали известны
как люди, которые веруют в воскресение.
А сами христиане с готовностью это приняли. Они признали, что воскресение есть центр всего их учения. Тертуллиан, живший во II в., написал трактат о воскресении. "Воскресение мертвых есть то, в чем христиане уверены", - начинался трактат. - "Веруя в
это, мы являемся тем, что мы есть".
Это утверждение имеет глубокое значение. Веровать в воскресение - это больше, чем просто признавать, что Бог воскресит мертвых. Это значит верить в Воскресение Иисуса. И, следовательно, верить, что Иисус - Господь, приглашающий нас к новой жизни в воскресении. Истинно веровать в Воскресение Иисуса - это значит воспринимать его как центр и основу, на которой мы строим всю нашу жизнь. Это то, что делает нас христианами.
Итак, воскресение - не только вопрос будущего, но и настоящего. Воскресив Иисуса не в конце времен, но в самой их середине, Бог влил силу воскресения в наши дни. Это больше, чем надежда на будущее, которая может утешить нас и дать нам мотивацию к действию, - это действительность, меняющая нашу жизнь - здесь и сейчас. Веровать в воскресение – это значит позволять, чтобы оно коснулось нас. В крещении мы соучаствуем не только в смерти, но и в Воскресении Иисуса. Быть христианином - это
значит содействовать силе Иисуса воскресшего, которая действует в нас. Прочитать о воскресении в Писании - это полдела; необходимо еще пережить его в молитве и войти в ту действительность, о которой говорит Писание. Мы переживаем ее в Евхаристии, которая является первым пунктом, в котором мы можем видеть и праздновать Воскресение. Евхаристическая литургия позволяет нам отложить всякое житейское попечение и увидеть космический масштаб Божией любви. Так мы входим в радость ангелов о Воскресении Христа: радость воскресения обновляет весь мир, а сонмы небесные неустанно взывают к славе Твоей: "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, полны небеса и земля славы Твоей".
Совершая литургию дня Господня, мы уже вкушаем радость того дня Божия, когда исполнится воскресение человечества, искупленного во Христе.
И уже сегодня мы можем почувствовать ту свежесть дня воскресения, когда, как писал св. Августин, "не только в духе, но и во плоти будем пребывать и видеть, видеть и любить, любить и славословить".
o.Ежи Ягодзиньски, SVD