Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.

Литургические чтения

Первое Чтение (Ис 50, 4-7)

Чтение книгипророка Исаии.

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Слово Божие.

Ответный Псалом (Пс 22)

Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.

Все, видящие меня, ругаются надо мною; *

говорят устами, кивая головою:

«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *

пусть спасёт, если он угоден Ему».

Ибо псы окружили меня; *

скопище злых обступило меня;

пронзили руки мои и ноги мои. *

Можно было бы перечесть все кости мои.

Делят ризы мои между собою, *

и об одежде моей бросают жребий.

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *

сила моя! поспеши на помощь мне.

Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *

посреди собрания восхвалять Тебя.

Боящиеся Господа! восхвалите Его. *

Всё семя Иакова! прославь Его.

Второе Чтение (Флп 2, 6-11)

Лето Господне

Вербное воскресенье: о чем сказала засохшая смоковница

Христос и важнейший вопрос о власти

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам. - student2.ru

Папа Франциск вверил Божьему милосердию

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам. - student2.ru
Последние дни земной жизни Иисуса: «Я слышу Его плач»

Основатель общин «Ковчег» и «Вера и Свет» Жан Ванье - AP

Автор - Жан Ванье, доктор философии, писатель, духовный основатель и лидер двух важных международных организаций - общин «Ковчег» и «Вера и Свет», посвятивших себя лицам с ограниченными возможностями.

***

Призывает ли нас Евангелие от Иоанна – в нашей слабости и через неё – стать друзьями Иисуса, пребывать в Нём, чтобы и Он пребывал в нас?

Думаю, да. Признаюсь, что не являюсь толкователем Библии. Я постигаю её на своём опыте, и я научился любить глубоко Евангелие от Иоанна, как мой образ жизни и духовности. Это помогло мне понять моё призвание жить (и сосуществовать) с людьми с тяжелыми формами инвалидности и различных форм ограниченных возможностей, которых так часто унижают, сбрасывают со счетов, считая ничтожными. Крик и надежда, проистекающие из этих людей, когда они достигают общин «Ковчега», должны становиться возможностью встречи, подлинных отношений, в которых они могли бы почувствовать, живя со своими помощниками, что их любят такими, какие они есть, и считают важными. Когда они чувствуют такие подлинные отношения, то самое лучшее, что в них есть – их индивидуальность – пробуждается, и они преобразуются.

Община «Ковчег» – это действительно школа любви. Эта любовь передаётся через тело, через плоть человека с тяжелой формой инвалидности, через прикосновение нежности. Любовь проходит также через тела, через плоть помощников, которые получают и дают эту любовь и которые сами преобразуются, вступая в отношения дружбы с этим человеком.

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам. - student2.ru
В «Ковчеге» все мы учимся, мало-помалу, не поддаваться страхам, предрассудкам, невольным импульсам, необходимости побеждать и быть успешным. Мы учимся жить в таких отношениях, где каждого человека уважают – особенно более слабого – и ценят таким, какой он есть. Жить и сосуществовать с людьми, которые являются уязвимыми в своих ограничениях, и становиться их друзьями, – это путь, в котором мы учимся уважать наши собственные слабости и наши нужды. Мы также учимся открывать присутствие Бога не в нашей силе, но в нашей малости и смирении.

Почему же это Евангелие так привлекает меня? Потому что апостол Иоанн показывает особым образом призыв Иисуса к Своим ученикам пребывать в Его любви и стать Его друзьями. Пребывание (menein) является ключевым словом, которое ведёт нас в самое сердце этого Евангелия. Мы призваны жить в общении с Иисусом, чтобы быть с Ним единым целым. Этот путь раскрывается через некоторые встречи, через моменты, во время которых Иисус смиренно предлагает Свою любовь. Евангелие показывает ту духовность или способ, которым мы хотим жить в «Ковчеге», в то время как мы учимся встречать и оставаться рядом, пребывать с людьми с ограниченными возможностями.

Дэвид Форд в своей книге «Христианская мудрость» (Christian Wisdom: Desiring God and Learning in Love (Cambridge Studies in Christian Doctrine)) утверждает, что мудрость – это встреча между воплем Бога и воплем бедных. Вопль бедных? Да, в «Ковчеге» мы это можем понять, мы его слышим, мы живем им, мы стараемся на него ответить. Это требование быть любимым и считаться важным.

Но вопль Бога? Бог любит мир так сильно, что послал в него Своего возлюбленного Сына, чтобы обратить всех, чтобы человечество могло пройти от унижения, смерти и страданий одиночества к общению с Ним. Иоанн в своем Евангелии пишет: мы верим, что Иисус есть Мессия и Сын Божий и, веруя во имя Его, можем иметь жизнь. Вопль Бога – это Его безграничная любовь, Его желание открыть каждому человеку Свою любовь к нему.

Господь делает это, уважая свободу человека. Он пришел дать нам жизнь. Эта жизнь – которая есть жизнь Бога – преобразует нас, и если мы верим в Него, если принимаем Его в нашей слабости, то становимся Его друзьями; мы принимаем Его как Слово, которое стало плотью, со всеми слабостями. В этом Евангелии вопль Божий проявляется особым образом во время праздника Кущей, когда Иисус встает и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Жажда Иисуса в том, чтобы мы жаждали Его.

В.Д. Поленов «Учитель, где Ты живешь?»

Этот путь к общению, к дружбе и к становлению единым целым с Иисусом начинается уже в прологе: Слово, Логос, Который есть Бог и находится в общении с Богом, становится плотью в Марии. Господь приходит, чтобы встретиться с нами и предложить нам Свою дружбу. В первой главе Иисус встречает двух учеников, которые остав-ляют Иоанна Крестителя, чтобы следовать за Ним. «Что вам надобно?», – спрашивает Он их. «Равви, где живешь?», – отвечают они. «Пойдите и увидите».

Это Евангелие постепенно приводит нас к месту, где обитает Иисус. Он пребывает в Отце и желает пребывать в каждом из нас, как близкий друг.

После этой встречи Иисус ведёт их на прекрасный свадебный пир. Брачный союз подразумевает, что отныне вступающие в него мужчина и женщина будут жить как единое целое, что между ними возникнет уникальный союз единомышленников, пребывающих друг в друге. Разве Царство Божие не похоже на брачный пир, на который сбегаются бедные и хромые (Матфей, 22)? Разве мы все не приглашены на брачный пир Агнца (Откровение, 21)?

После брачного пира нас ведут в храм (Иоанн, 3). Здесь Иисус открывает нам, что Он Сам и есть новый храм - Божья обитель – объявленная многими пророками. Эта обитель, таким образом, не является большим и великолепным зданием, как Иерусалимский храм, для строительства которого понадобилось 46 лет. Это Его тело, хрупкое тело, это Его сердце, которое может быть ранено и разрушено. Это человек, который хочет жить в отношениях встречи и любви с другим, хочет пребывать в нём. Из этого нового храма, видение о котором было пророку Иезекиилю, проистекут неисчерпаемые потоки воды, которые дадут жизнь.

Иисус пришел не только творить чудеса. Он пришел, чтобы также совершать знаки. Знак, конечно, великая вещь, но он служил, в основном для того, чтобы заставить людей поверить, что Христос был послан Отцом, чтобы показать им новый путь. Этот путь заключается в том, чтобы стать Его друзьями и – через Него и в Нём – познать Отца.

Апостолы, естественно, в восторге от этих чудес, особенно от умножения хлебов. Люди начинают верить, что Иисус есть Мессия, и они, апостолы, начинают думать, что являются частью Его правительства! Они начинают чувствовать себя «важными». Но Иисус объясняет им истинное значение этих знаков: Он пришёл не только свершить великие дела, но для того, чтобы смиренно пребывать в каждом человеке, и чтобы каждый человек пребывал в Нём, принимая в Евхаристии Его плоть и кровь.

Тогда эти люди, которые видели в Иисусе важную персону, начинают чувствовать себя растерянными и взволнованными. «Это слишком трудно для нас», – говорят они и больше не ходят с Ним. Когда они покидают Иисуса, апостолы тоже чувствуют боль и расстройство. «Что происходит? Почему Он говорит так?». Иисус, увидев на их лицах смущение и беспокойство, смотрит на них: «Вы тоже оставите Меня?».

Слушая эти слова, я, кажется, слышу плач в Его голосе. Иисус испытывает печаль, когда видит, что Его тайну любви отвергают.

Очевидно, что Двенадцать не в полной мере понимают Его слова и Его предложение дружбы: они принимают всё это, но, возможно, неохотно. Они более привязаны к идее Иисуса-победителя. Нужно сказать, что требуется совершить самый настоящий переход от веры в Иисуса, Который с силой ответит на наши молитвы, к вере, к которой мы приходим, став Его близкими друзьями. Стать с Ним единым целым подразумевает подлинное изменение сердца, новый образ жизни. Этот шаг похож на тот, что испытали некоторые помощники «Ковчега»: делая добро для людей с ограниченными возможностями, они становились их друзьями и были преобразованы ими.

Кто Он, Иисус – могущественный царь-победитель или любящий человек, который ищет тесного и глубокого единства со своими друзьями? Глава 11 является особенно удивительной. С одной стороны, это прелюдия к осуждению и смерти Иисуса, но с другой она также показывает место, дом, в который Иисус любит ходить и жить там с друзьями. Впервые в этом Евангелии мы узнаем о нежной и привязанной любви Иисуса к Марфе, Марии и Лазарю. Своего брата две сестры называют «тем, кого любит Иисус». Ранее мы видели, как Иисус призывает людей следовать за Ним: здесь мы видим кого-то, кто призывает Иисуса!

В этой главе есть много подсказок, которые указывают на то, что вполне вероятно Лазарь имел тяжёлую инвалидность: дом принадлежит не мужчине, а женщине - Марфе (ср. Лк). Почему не Лазарю? Почему Лазарь живёт со своими незамужними сёстрами? Возможно, Иисус должен был быть - пребывать - с Лазарем во всех его слабостях, быть рядом с ним. Интересно, что в Евангелии от Луки говорится, что Иисус вознесся на небо из Вифании. Может, этот дом был похож на маленький «Ковчег»?

В следующей главе мы видим какую-то напряжённость между двенадцатью апостолами и сестрой Лазаря Марией, которая, кажется, живет особой дружбой с Иисусом. Эти люди (возможно, не только Иуда, как утверждает Иоанн), раздражены тем, что Мария выливает драгоценное масло на ноги Иисуса вместо того, чтобы продать его и раздать вырученные деньги бедным. Они критикуют её. Может быть, они действительно обеспокоены той особой любовью, которую питает к её семье Иисус. Мария, кажется, понимает Иисуса; она понимает, что её Господь идёт навстречу смерти именно потому, что Он ответил на её слезы, воскресив брата. Иисус защищает Марию и её поступок суровыми словами: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». В Евангелии от Матфея Он использует еще более сильные слова: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Здесь на память приходит гнев, проявленный Иисусом по отношению к двенадцати, когда те не дают детям подойти к Нему (см. Матф.). Мария из Вифании понимает страдающее сердце Иисуса и Его внутреннюю агонию.

На следующее утро Он отправляется в Иерусалим, навстречу Своей смерти, с помазанными ногами. Ученики однако думают, что Он идёт навстречу большему признанию и власти. Они гордятся тем, что находятся рядом с Ним, когда огромная толпа провозглашает его «Сыном Давидовым, Царём Израилевым». Но Иисус знает, что Он идёт не к месту земной власти, а к месту унижения и смирения. Любовь Марии, Марфы и Лазаря, безусловно, должна была быть утешительной для Него.

Через несколько дней эти люди, так проникнутые чувством величия Иисуса, и, возможно, даже собственной значимости, оказываются полностью ошеломлёнными, потрясёнными и растерянными когда, во время особой и священной Вечери, Иисус снимает Свою верхнюю одежду и становится на колени перед каждым, чтобы омыть им ноги.

«Господи! Тебе ли умывать мои ноги!» – восклицает глава группы, говоря от имени всех. Но, пожалуй, не всех: возможно, автор этого Евангелия понимает, что происходит. Это не просто скромный Иисус, Который занимает место раба и действует, как раб: это Иисус любящий, Который через нежное прикосновение Своей руки, через Своё тело хочет показать каждому из тех людей, что Он их любит, что Он избрал их, чтобы быть Его друзьями, и что Он всегда будет с ними. Он не хочет быть просто их учителем, но желает быть в общении с каждым из них, как друг.

Смирение Иисуса – это смирение любви, той любви, которая открывает каждому, что он нужен и любим. Поэтому Иоанн, в прологе к этой главе, говорит: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Возлюбив Своих сущих в мире, он любил их до конца». Возможно, Иоанн переживает этот жест смирения, как глубокий момент общения. Именно после этого момента общения он называет себя «учеником, которого любил Иисус».

Омовение ног является переломным моментом для учеников. До сих пор они думали, что Иисус будет победителем, что Его все признают как Мессию. Теперь они должны столкнуться с малостью Иисуса. Они не могут понять Иисуса: они находятся в шоке.

Пётр на данный момент не может понять ценность слабости, уязвимости и смирения как пути к любви и к общению сердец, а также пути к Богу, как мы узнали в общинах «Ковчеге». Пётр хочет быть сильным, он хочет контролировать всё. Он хочет быть на служении Мессии и совершать великие дела с Ним. Иоанн же, кажется, понял, тайну любви, открытую во время омовения ног.

Пётр, вероятно, чувствует эти особые отношения между Иисусом и Иоанном, поэтому, когда Иисус говорит: «Один из вас предаст Меня», просит Иоанна: «Спроси, кто это, о котором говорит».

Чуть позже, когда его спрашивают, не он ли является одним из учеников Иисуса, Пётр отрицает это. Он не может согласиться, что является учеником человека, который, по-видимому, проиграл бой и оказался бессильным. Пётр замкнут в своих убеждениях о том, что такое власть и каково её предназначение. Он не может проникнуться доверием к Иисусу.

В Евангелии от Иоанна мы видим конфликт между силой и слабостью, а это приводит нас к более глубокому пониманию того, что любить Иисуса означает принять Его как друга, Который пребывает в нас, невзирая на все наши слабые стороны. Единоличная власть приводит к одиночеству. Слабость может стать источником ужасной боли – боли одиночества – если только она не становится путём к дружбе и общению.

Говоря о слабости в центре тайны, открытой Иоанном, я хочу сказать несколько слов о Пресвятой Деве Марии, которая осталась рядом с крестом. Почему Она там стояла? На некоторых картинах фламандских живописцев мы видим Марию, Матерь Скорбящую, которая стоит на небольшом отдалении и которую поддерживает Иоанн. В общинах «Ковчега» за последние пятьдесят лет мы пережили большой опыт в сопровождении умирающих больных. Мы знаем, что это важно, и я бы даже сказал, обязательно, сопровождать их с нежностью в то время, как они приближаются к смерти, держа их за руки, будучи глубоко и реально присутствующими для них. Риск, который возникает при сопровождении больных (мне пришлось столкнуться с ним лично) заключается в том, что хочется «что-то сделать для них», потому что чувствуешь себя некомфортно, если просто присутствуешь при их страданиях и боли. Тем не менее, именно это присутствие любви имеет первостепенное значение.

Разве Мария не была ближе всех к Иисусу, близко к Его страдающему и слабому телу, глядя Ему в глаза, показывая Свою любовь, Свою веру, Свою уверенность и Своё полное предание Себя на волю Отца? В то время как многие оставили Её Сына, унижали, издевались и высмеивали Его, Она была с Ним во всей Своей слабости, со всеми Своими страданиями, всем Своим существом. Она была единым целым с Ним, соединённая новым и более глубоким способом. Я так и представляю себе, что Иисус, глазами, говорил Ей «спасибо». Первая и последняя встреча между Иисусом и Марией состоялась в Его малости. Это были встречи любви и общения.

Именно в главах, следующих за той, в которой отписывается омовение ног ученикам, Иисус открывает им фундаментальное значение Воплощения, которое мы не можем ни понять, ни жить им без дара Утешителя, Духа Отца. Иисус желает обитать в каждом из них: «Пребудьте в любви Моей» (15, 9), – говорит им Он. Он будет в них, будет обитать и действовать в них: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (15, 4-5).

Они призваны омывать ноги других со смирением, как Он омыл их. Если Он пребудет в них, и они в Нём, то они принесут много плода и прославят Отца: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (15, 8). Каким-то таинственным образом мы в общинах «Ковчега» поняли, что именно эта наша совместная жизнь и любовь, которую мы имеем друг к другу, являются знаком для современного мира. Таким образом мы можем приносить свои плоды и прославлять Отца. Это жизнь прославления – как открыто нам у Иоанна (гл. 17) – и радости.

Прославление достигнет своей вершины, когда Иисус и Отец будут пребывать в каждом из нас и все мы будем пребывать в самом Сердце Троицы.

Наконец я хотел бы отметить, что Иисус называет второе лицо Троицы не только Духом, но Параклитом, Утешителем, от двух греческих слов paràи kalèo. В книге пророка Исаии (в Септуагинте) и в других местах Ветхого Завета это слово переводится как «утешитель». Параклит является утешителем, подобно матери (Исаия, 66). В Евангелии от Матфея (5, 4) Святой Дух является «утешителем страждущих», - тех, кто погружен в боль, слабость и одиночество. Через святого апостола Иоанна Иисус открывает нам, что Отец желает отправить к нам, пребывающим в слабости, одиночестве и бедности, Параклита, Утешителя.

В нашем обществе всё больше и больше людей, которые из-за возраста, инвалидности, бедности и по другим причинам ужасно одиноки. Важно, чтобы они могли открыть для себя, что Отец послал Иисуса к ним, дабы привести их от одиночества к дружбе с Ним, чтобы жить в общении, образуя с Ним единое целое. Отец послал Сына пребывать в нас, чтобы и мы могли пребывать в Нём.



Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам. - student2.ru «Трудные вопросы»

Литургические чтения

Первое Чтение (Ис 50, 4-7)

Чтение книгипророка Исаии.

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Слово Божие.

Ответный Псалом (Пс 22)

Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.

Все, видящие меня, ругаются надо мною; *

говорят устами, кивая головою:

«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *

пусть спасёт, если он угоден Ему».

Ибо псы окружили меня; *

скопище злых обступило меня;

пронзили руки мои и ноги мои. *

Можно было бы перечесть все кости мои.

Делят ризы мои между собою, *

и об одежде моей бросают жребий.

Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *

сила моя! поспеши на помощь мне.

Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *

посреди собрания восхвалять Тебя.

Боящиеся Господа! восхвалите Его. *

Всё семя Иакова! прославь Его.

Второе Чтение (Флп 2, 6-11)

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Слово Божие.

Слава Тебе, Слово Божие.

Христос ради нас смирил Себя, *

быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. *

Посему и Бог превознёс Его *

и дал Ему имя выше всякого имени.

Слава Тебе, Слово Божие.

+ Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Матфея. (Мф 27, 11-54)

В то время: Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Слово Господне.

Знаешь ли ты, что…

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам. - student2.ru

Пальмовое (Вербное) воскресение – начало Великой (Страстной) недели. Это название

появилось в XI веке в связи с введением в этот день обряда освящения веток пальмы. В северных странах ветки пальмы заменила верба. Ветку пальмы (вербы) христиане считают символом возрождающейся жизни.

Процессия Вербного воскресенья отражает триумфальный въезд Иисуса Христа в Иерусалим, непосредственно предшествующий Его мукам и смерти. Евреи верили, что Мессия появится в Иерусалиме на праздник Пасхи. Иисуса приветствовали многие люди, узнавшие недавно о том, что Иисус воскресил в Вифании Лазаря. Въезд Иисуса в Иерусалим описали все евангелисты, что подчеркивает значение данного события.

Первая информация о праздновании Пальмового воскресения датируется последними годами IV века. Ее источником является дневник Этерии, монахини из южной Франконии, совершившей паломничество в Святую Землю и участвовавшей в Иерусалиме в этом праздновании. Этерия же свидетельствует, что христиане Иерусалима уже праздновали Великую неделю. Из ее слов вытекает, что тогдашняя литургия Великой недели шла двумя путями. Первый – это анамнез (воспоминание) мук, смерти и воскресения Иисуса Христа. Второй – это хронология, связь спасительных событий с соответственными днями. Из Иерусалима праздник Пальмового воскресенья распространился на Восток и Запад, о чем свидетельствуют св. Эпифаний Кипрский и Амвросий Медиоланский.

Процессия же Пальмового воскресенья появилась впервые на Востоке. Участвовало в ней много детей, которые пели песни, слова которых опирались на евангельские сюжеты. В течение времени в процессии появились драматургические элементы. Появились в ней люди, несущие крест, и епископ, как представитель Христа, садился на осленка, и таким образом участвовал в процессии.

Процессия Пальмового воскресения появилась на Западе гораздо позже. Еще в период правления папы Леона Великого (V век) праздновалось лишь воскресение Муки Господней без процессии с пальмовыми ветками, но с чтением Муки Господней от Матфея. Только документы IX века подтверждают факт участия Божьего народа в процессиях с пальмовыми ветками.

Процессии начинались вне города и направлялись в храм. Юноши клали свои плащи на землю, чтобы, стоя на коленах, петь гимн «Радуйся Царь» (Ave Rex). Диакон нес книгу Евангелия, а священник или епископ – Пресвятые Дары. Люди держали в руках пальмовые ветки, которые священники благословляли. В то время Теодульф Орлеанский сочинил гимн «Gloria laus» в честь Христа Царя, которым пользуется литургия по сегодняшний день. После прибытия процессии в храм, начиналась святая месса.

Еще до реформы литургии Великой недели, проведенной папой Пием XII в 1955 году, существовал в Католической Церкви интересный обряд. Процессия Пальмового воскресения подходила к храму, врата которого были заперты. К ним подходил епископ или священник, чтобы трижды постучать в них крестом. Тогда врата открывались, чтобы участники процессии могли войти внутрь храма, и участвовать в святой мессе.

Этот символический обряд напоминал народу, что небо вновь открылось нам, благодаря крестной смерти Иисуса Христа.

До реформы литургии, которая была проведена в Церкви после II Ватиканского собора, предстоятель литургии Вербного воскресенья не одевает фиолетовой одежды (фиолетовый цвет – символ покаяния), только одежду красного цвета, который символизирует любовь и готовность положить душу свою за друзей своих. Таким образом, процессия стала в этот день еще более радостной и триумфальной, а Христос прибывает в Иерусалим (приходской храм – его символ) как настоящий Царь. Кроме того, эта красивая процессия передает ее участникам важную информацию: хотя

Христос, через несколько дней, вступит в бой с жестокой смертью, то и тогда не лишится достоинства царя и права управлять всем и всеми. Своей мукой и смертью Христос это право еще больше укрепит. Этот момент подчеркивают антифоны и песни, которые

народ поет во время процессии. Литургию Вербной недели характеризуют два момента: радостная процессия с вербами и чтение Муки Господней, в этом году – от Матфея. Кстати, на следующей неделе будет читаться текст Марка, и потом текст Луки. Текст от Иоанна употребляется только в литургии Великой пятницы. Эти два момента подчеркивают, что между триумфом Христа и Его Жертвой существует неразрывная связь. Процессия с одной стороны является памятью о триумфальном въезде Христа в Иерусалим, с другой стороны - она есть шествие на Голгофу, где Иисус, Первосвященник

Нового Завета, совершит Жертву Искупления.

Поэтому, согласно логике, продолжением процессии может быть лишь только святая месса, таинственное осуществление этой жертвы. Следовательно, кто провозглашает Христа царем, тот вступает на путь к Небесному Отцу, который ведет через крест Иисуса Христа, Сына Божия во плоти.

Обряд освящения верб появился в XI веке. Католики сохраняют их в своих домах в течение года. Народ прикрепляет их к крестам и иконам, иногда сажает их на полях, но всегда делая это с верой, что освященная верба есть знак, что Христос нас защищает от несчастий и нас благословляет. Накануне очередного Великого поста, который начинается в Пепельную среду, вербу сжигают, а пеплом из них, священник осыпает головы прихожан.

В средневековье сформировалась прекрасная народная традиция, неразрывно связанная с Вербным воскресеньем. В этот день, после окончания главной мессы (summa), в храме начинались любительские театральные спектакли, так называемые мистерии Мук Господних. Роли Христа, Каиафы, Пилата, Иуды исполняли простые, но талантливые прихожане. Мастерами этого дела оказались монахи, особенно францисканцы. В их монастырях по сей день продолжается эта замечательная традиция.

Вербное воскресенье – информация, что через неделю - уже Светлая Пасха Христова. Это самый великий праздник христианства. Факт, что католики сильно привязаны к традициям Вербного воскресенья, свидетельствует о нашей глубокой связи с Христом Царем и Его жертвой на кресте. Нам нельзя забывать о том, что истину Вербного воскресенья, одетую в прекрасные традиции, нужно передать новым поколениям католиков. Если исчезнут наши традиции, исчезнем и мы!

Приготовил о. Игнацы Павлусь SDS.

Вступая в Sacrum Triduum Paschale…

Сегодня, в Великий Четверг, входя в Пасхальное Триденствие, каждый из нас является свидетелем прощального события, которое произошло между Иисусом а Его учениками. Иисус, будучи Человеком и Богом, знает, что приближается время расставания, и желает оставить Апостолам, а через них – их наследникам и всем верующим совет, который касается жизни, и дар, благодаря которому они всегда будут помнить о Нём...

Сколько раз тебе приходилось расставаться!

Сколько раз ты видел, как расстаются люди, которые очень любят друг друга!

Улыбка через силу, прощальные слова, слёзы, фото, подарок на память – чтобы в какой-то мере продолжить присутствие в отсутствии.

Что делает Иисус? Какой дар и совет оставляет?

Ответы на эти вопросы даёт нам сегодняшняя литургия Слова.

Начнём с совета, который однов-ременно является для нас примером.

Иисус в Евангелии делает то, что пристало лишь слугам. Он омывает ноги своим ученикам. И конечно, сталкивается с сопротивлением, особенно Петра: как это – Он, Господин и Учитель, хочет им омывать ноги, это недопустимо, не принято. Но Иисус говорит: если хотите иметь часть со Мною, Мне надо умыть вам ноги. А после того, говорит им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». И как хочется сейчас сказать похожие слова Иисуса о Евхаристии: «Это совершайте в память обо Мне!»

Иисус даёт им и нам пример и завещание бескорыстной любви в службе другому человеку, независимо от того, кем он является и сможет ли он отдать тебе взаимно.

Это завещание как призвание и миссию Иисус вручает Апостолам, а через них - всему миру и каждому из нас. Да любите друг друга, как Я возлюбил вас! Да любите не только на словах, но прежде всего в делах. Ибо, если хотите совершать в память обо Мне, и если хотите иметь часть со Мною, вам надо подставить свои ноги, дабы вам служили, и омывать ноги другим, дабы вы им служили. Всё это для того, чтобы мы заметили силу любви, которая не возвышается, но унижается, дабы мы почувствовали, как служение укрепляет единство и любовь. И только тогда она будет чистой, искренней и верной до конца!

Этот пример и то, что сделал Иисус, вас не восхищает? Но не думайте, что это всё! Давайте посмотрим, чем Он нас одарил.

Книга Исхода, отрывок из которой мы слышали сегодня, приближает к нам историю освобождения Богом избранного Им народа, который находится в Египте, живёт в рабстве и нищете. Хотя Бог освободил их силой мышцы своей, но сделал это видимым для человека образом, пользуясь обрядом из жизни человека.

Каждая семья должна зарезать агнца и его кровью помазать косяк дверей своего дома, съесть его и быть готовой отправиться в путь.

Агнец стал пищей, а его кровь – знаком для Ангела Смерти, который в ту ночь шёл через Египет, убивая всё первородное.

Для Египтян употреблённый Евреями агнец и его кровь стали поражением, а для Избранного Народа – освобождением и радостью, ведущей к свободе. Евреи ежегодно воспоминали это освобождение торжеством Пасхи.

И эту ветхозаветную еврейскую Пасху совершает Иисус со Своими учениками, но делает её совсем новой, дополняя её на кресте.

Он, через свою смерть и кровь, пролитую на кресте, будет для всех верующих в Него Новым Агнцем, ведущим не как первый – к политической свободе, но к свободе от тления смерти, силы греха и сатаны; к свободе, которая через воскресение открывает нам двери Новой Земли в Царстве Его Отца. Как не назвать это наивеличайщим даром, которым Бог одарил Тебя, меня и человечество?

Вот, Иисус взял хлеб и вино и говорит слова, которые во время каждой Святой Евхаристии повторяет священник над хлебом и над чашей вина: «Примите и вкусите, ибо это есть тело Моё… Примите и пейте, ибо это есть чаша крови Моей… Это совершайте в память обо мне.

А на следующий день, как хлеб и вино, взял в свои руки крест и на том кресте отдал жизнь Свою и Себя в руки Отца, за Тебя, за меня и за человечество. Сказанное Им во время Тайной вечери Слово воплотил на кресте.

Воплощайте слова в жизни!

Воплощайте Евхаристию в жизни!

Принимайте Тело и Кровь Иисуса, дабы получит Царство, и иметь часть с Иисусом!

Будьте одно с Иисусом, дабы мы составляли один хлеб и одно Тело через Него!

Иисус оставил нам всё необходимое для этого, и это мы воспоминаем и совершаем сегодня, завтра и всегда, когда стоим у Его алтаря!

Это Его и наша Пасха! Это наше освобождение, которое ведёт нас к полной свободе духа и тела! Аминь.

О. Ян Глувчик CSsR.

Лето Господне

Наши рекомендации