Можно ли было наказать Соломона как -нибудь по-другому, не внося вражду в братские сердца?
Почему Он это сделал - понятно. Он обиделся на Соломона за его отступничество (хотя сам обо всем прекрасно знал (он же всеведущий)). Но интересно - для чего? Для того чтоб наказать династию Давида? Так мог же наказать «давидовцев» какими-нибудь бородавками на теле передающимися из поколение в поколение, а Израиль сохранить в целости! Зачем разжигать междоусобицу?
Чтоб оставить одно из царств без своей опеки, и тем самым показать как с ним было хорошо, а без него плохо? Так опять же именно разъединение и отсутствие Храма (он остался в Иудейском колене) и священников (что им делать у израильтян если службу требуется служить только в Храме) послужило спусковым механизмом для воскрешения языческих обрядов на территории государства.
Решил перевоспитать евреев натравив их друг на друга?
Кто его знает?! По крайней мере ничего у него не получилось. Евреи как избегали опеки Иеговы, так и продолжают избегать. Языческие «бонусы» как завлекали их, так и продолжают завлекать. Опять же, знал ли об этом Иегова? А если знал, то почему не «скорректировал» свои действия?
И вообще, почему все что ни делает Господь - приносит ссору и войну?
(я бы даже сказал что натравливать брата на брата (или точнее сказать - провоцировать) - это вообще основное Божье занятие) («Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга»)
(Книга пророка Исаии, глава 19 стих 1)
1 Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. ...
2 Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.
***
(Третья книга Царств, глава 12 стих 24)
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню
(Вторая книга Паралипоменон, глава 11 стих4)
4 ....Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама
Еще одно доказательство того что НИ РОВОАМ, НИ ИУДЕИ ПРО ПРОРОЧЕСТВО АХИИ НЕ СЛЫШАЛИ. Если б они знали про пророчество, то они даже и не подумали собираться на войну. Так как они были преданны Господу и не стали бы перечить его планам. А так узнали об пророчестве когда уже на полпути были, узнали, и как послушные прихожане, тут же повернули обратно. А не было бы к ним слова Господня, то так бы и перемолотили пол Израиля считая что выполняют Его волю.
***
К этому же стиху…
(Третья книга Царств, глава 12 стих 24)
Пускай Ровоаму, царю Иудеи, Господь запретил идти войной на Израиль
(Третья книга Царств, глава 12 стих 24)
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми...
(хотя на этот запрет и плюнули спустя некоторое время)
(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 3)
3 И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых.
но что мешало Иеровоаму, царю Израиля, воспользоваться ситуацией и пойти войной на Иудею? Ему то запретов на войну Господь не давал!
Иероовам, получив власть над десятью коленами, мог сразу же пойти и прихватить себе еще чего-нибудь J.
А нет, все нормально. Не мне учить Иеровоама военному мастерству. Просто зная про военную мощь своего противника, он ждет своего союзника и учителя - египетского фараона Сусакима к которому убегал прятаться от Соломона.
(Третья книга Царств, глава 11 стих 40)
40 Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму…
И спустя пять лет после своего воцарения, Иеровоам и Сусаким, вместе организовывают вполне успешный поход против Иудеи.
(Третья книга Царств, глава 14 стих 25)
25 На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима
26 и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в Иерусалим]. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон.
***
К этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
Пророки когда хотят передать какую-нибудь ОСУЖДАЮЩУЮ мысль, говорят - ТЕЛЬЦОВ «сделал двух золотых тельцов», ТЕЛЬЦА
(Исход, глава 32 стих 3-4)
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
когда же речь идет о положительном персонаже, то даже если он делает то же самое - создает скульптуру, то уже говорят - «ВОЛЫ», «подобия волов»
(Вторая книга Паралипоменон, глава 4 стих 3)
3 и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним.
4 Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу…
хотя разницы между «подобием волов» и «подобием тельцов» никакой нет (ну кроме наличия или отсутствия половых желез на скульптуре. Но не думаю что автор Третьей книги Царств рассказывая про подставку для Соломонового медного моря специально сделал акцент на то что быки изображались кастрированными)
***
К этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
Знал ли Всеведущий Господь про отступление Иеровоама (а если знал, то почему обижается)? Зачем Господь выбрал Иеровоама если знал (а, как мы помним, Всезнание - это одно из основных качеств Бога) что тот отвернется от него? Поставил бы на царствование кого-нибудь другого, того же Ахию-Силомнянина, проверенного пророка, достойного человека и «дело с концом». Не было бы золотых тельцов, не было бы капищ на высотах, не было бы израильтян оставивших Иегову и еврейский народ процветал бы и умножался. Всем было бы хорошо и приятно. Но Господь решил что такое развитие событий его не устраивает и выбирает тот вариант в котором побольше драк, ссор и междоусобиц.
Вот такая его воля. Имея власть и возможность Он ничего не делает (то есть не возражает) чтоб помешать евреям уйти в язычество, а следовательно таков и был его план - устроить братоубийственную войну, а затем и вовсе загнать евреев в рабство. Хм... Где то я такой «сценарий» уже встречал. Ну конечно же - Египет! Египет и египетское рабство. Иегова не придумал ничего нового. Он вновь действует по старой наработанной схеме. Для начала организовать голод (войну), а затем отправить евреев на каторгу.
Если мы вернемся к первой книге Моисея, к книге Бытие, то увидим что подобным образом Господь загнал семью Иакова в Египет где они попали в четырехсотлетнее египетское рабство.
Ведь именно Господь вынудил Иакова пойти в Египет. Господу даже приходится успокаивать Иакова «не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий» хотя сам Иаков туда идти не хотел.
(Бытие, глава 46 стих 3)
3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
Кстати Он вполне мог и не чмырить потомков Иакова рабством, это было в его власти. Ведь потомков старшего сына Авраама – Измаила он на рабство не обрекает.
(Бытие, глава 15, стих 13)
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
хотя Измаил также становится основателем «великого народа»!
Ладно, что-то мы отвлеклись. Вернемся к Египту и евреям. Наблюдается некая параллель между спланированным Египетским рабством и «случайным» (а по сути таким же спланированным) Вавилонским порабощением.
То есть для начала смешав еврейский народ с египетским (иначе зачем при всемогуществе Бога сначала вводить, а затем выводить евреев из Египта?), Иегова решает добавить к еврейской крови еще и вавилонской. Ну а так как любовь к театральным жестам у Иеговы все еще сильна (вспомним хотя бы эффектное появление Господа перед евреями на горе Синай)
(Исход. Глава 19 стих 16)
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
то Он и задумывает многоходовку с избранием Иеровоама, разделением царства и дальнейшим пленением евреев.
***
К этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
Почему золотых херувимов изготавливать можно,
(Исход, глава 25 стих 18)
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки
а золотых тельцов - нельзя?
(Четвертая книга Царств, глава 17 стих 18)
18 И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего.
***
опять к этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
«Посоветовавшись царь сделал...»
Все проблемы у еврейских царей возникают из-за их глупых советчиков. Вот уже второй раз на протяжении одной главы чужие советы вводят царя в «неловкое положение».
Первый раз когда Ровоам послушался, на свою голову, советов молодых и это привело к развалу государства. И вот сейчас второй раз когда Иеровоам, опять же, «посоветовавшись» вводит свой народ в грех изготавливая тельцов.
***
и опять к этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
Все таки наказание за иеровоамовских тельцов какое-то неадекватное. Если за тельца в пустыне Господь простил евреев
(Исход, глава 32 стих 14)
14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
(правда после возврата Моисея и его вторичного ходатайства Господь почему то передумывает)
(Исход, глава 32 стих 35)
35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
но все равно наказание евреев за Аароновского тельца (сделанного под горой Хорив) не в пример мягче чем за тельцов сделанных Иеровоамом. Все таки уничтожить десять израильских колен это уж слишком категорично.
(Четвертая книга Царств, глава 17 стих 18)
18 И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего.
***
Наконец то перейдем к следующему стиху
(Третья книга Царств, глава 12 стих 31)
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.
Левиты как продажные женщины, кто больше даст за тем и идут. Иеровоам их на должности не назначил,
(Вторая книга Паралипоменон, глава 11 стих 14)
14 ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как отставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня
так они перебрались к Ровоаму в Иудею.
(Вторая книга Паралипоменон, глава 11 стих 13)
13 И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,
Лишившись десятины в Израиле они стягиваются к дармовым хлебам Иудеи.
Так же поступил в свое время левит служивший истукану изготовленному Михой. Ему без разницы кому поклоняться, главное чтоб «потребное одеяние и пропитание» получать. Пока платил Миха, он служил Михе
(Книга Судей, глава 17 стих 10)
10 И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти сиклей серебра на год, потребное одеяние и пропитание.
Когда его поманили более крупным жалованием, то он уходит от Михи и идет за посулившими.
(Книга Судей, глава 18 стих 19)
19 Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?
20 Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан [и литый кумир], и пошел с народом.
***
К этому же стиху...
(Третья книга Царств, глава 12 стих 31)
Обрадовался ли царь Ровоам и рабочий люд, снабжающий царский двор продовольствием, когда на его шею свалилось еще сорок тысяч (Первая книга Паралипоменон, глава 23 стих 1) прихлебателей -левитов?
(Вторая книга Паралипоменон, глава 11 стих 13)
13 И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов,
Раньше эти сорок тысяч хоть как то были распределены по областям, а теперь эта толпа бездельников вся собралась в одну Иудею и крестьян обязали их кормить! Когда после всех лет голода, засух и войн, обыкновенного еврейского пастуха еще и «нагрузили» обязанностью содержать священников, то, я думаю, он не особо этому обрадовался и вполне может быть задумывался о причинах побудивших соседних израильтян выгнать левитов из своих городов.
***
(Третья книга Царств, глава 12 стих 32)
32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил
Праздник в восьмой месяц... Если б Иеровоам действительно боялся что евреи начнут ходить в Иерусалим на иудейское празднество, то он поставил бы свой праздник на ту же дату что и иудеи (как в Украине заменили день Ивана Купала на день Иоанна Предтечи), чтоб не дать своим подданным возможности сходить в Иерусалим в седьмой месяц, а потом вернуться и отпраздновать еще раз уже в Вефиле. Тем более что праздник он придумывает не новый, а «подобный тому празднику, какой был в Иудее», он только корректирует дату так как считает нужным. А какие события привязаны в Писании к восьмому месяцу? Соломон, получивший мудрость от самого Бога, считает что восьмой месяц - это наиболее подходящий месяц для окончания семилетнего строительства Храма.
(Третья книга Царств, глава 6 стих 38)
38 а на одиннадцатом году, в месяце Буле, — это месяц восьмой, — он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет.
Когда строят сооружение такого масштаба как храм, то стараются приурочить окончание работ к определенному событию, в Советское время это было седьмое ноября, ну а во времена Соломона это был какой-то праздник который восстановил Иеровоам.
Одно это, конечно, не означает что Соломон также является приверженцем культа тельца, но и Иеровоам назначая свой праздник руководствуется какими то древними традициями, а не назначает его произвольно, как решил летописец.
***
(Третья книга Царств, глава 12 стих 33)
33 и принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение
Что значит «месяц который он назначил»? До Иеровоама что месяца по другому считались?
Как то двусмысленно предложение составлено. По контексту понимаешь что речь вроде бы идет о назначенном празднике, но с другой стороны такое впечатление что автор (летописец) хочет сказать что Иеровоам перетасовал календарную систему и восьмым получился месяц который раньше им не являлся. Что то типа внесения изменений в само месяцеисчисление, в то, какой месяц считать за первый месяц в году.