Можно было предположить, что причина этого кроется в коротком замыкании, но было неясно, где оно произошло, и как с этой проблемой справляться.

Десятки инженеров на Земле начали мозговой штурм, чтобы найти выход из положения.

Через несколько часов неисправность была обнаружена.

Проверка переключателей, открывающих и закрывающих топливные клапаны основного двигателя командно-служебного модуля, выявила короткое замыкание в переключателе, управляющем приводами открытия и закрытия топливных клапанов контура «А» основного двигателя.

С контуром «В» всё было нормально (все системы в кораблях серии «Аполлон» в целях безопасности были дублированы, топливные клапаны в контурах «А» и «В» были независимы друг от друга).

Решено было отказаться от первой из четырёх запланированных на время полёта к Луне коррекций траектории.

Первая коррекция должна была проводиться с помощью двигателей системы ориентации.

Отказ от неё давал возможность на следующий день впервые опробовать маршевый двигатель.

Оставалось только выработать особую процедуру его включения, при которой обнаруженное короткое замыкание не могло бы приводить к преждевременному включению или выключению двигателя.

В конце первого дня полёта астронавты перевели корабль в медленное вращение вокруг продольной оси (так называемый режим пассивного термического контроля - англ. Passive Thermal Control, или в обиходе - «режим барбекю») со скоростью 0,375° в секунду для того, чтобы солнечное тепло равномерно распределялось по поверхности.

При таком вращении «Аполлон-15» совершал полный оборот вокруг своей оси примерно за 16 минут.

В этот момент корабль уже удалился от Земли более, чем на 125 000 км, а его скорость упала до 2,131 км/с.

Можно было предположить, что причина этого кроется в коротком замыкании, но было неясно, где оно произошло, и как с этой проблемой справляться. - student2.ru

Снимок Земли, сделанный экипажем «Аполлона-15»

Июля 1971 во время полёта к Луне

с расстояния примерно 55 000 км от Земли.

В центре и далее к левому краю диска видна Южная Америка.

Вверху - Центральная Америка.

От неё чуть ниже и правее - Мексиканский залив и полуостров Флорида.

Вверху справа - Северная Америка.

Справа - гигантский шторм в Северной Атлантике.

Внизу справа видны побережья Западной Европы и северо-западной части Африки.

Можно было предположить, что причина этого кроется в коротком замыкании, но было неясно, где оно произошло, и как с этой проблемой справляться. - student2.ru

1 Штырь стыковочного узла.
2 Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3 Герметизированная кабина космонавтов.
4 Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5 Двигатели ориентации по тангажу.
6 Двигатели ориентации по крену.
7 Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8 Баки с топливом для маршевого двигателя.
9 Успокоитель и расходомер.
10 Сопло маршевого двигателя.
11 Теплозащитный экран заднего днища.
12 Остронаправленная антенна диапазона S.
13 Радиатор системы терморегулирования.
14 Бачки с жидким кислородом и водородом.
15 Блок вспомогательных двигателей.
16 Двигатели ориентации по рысканию.

Утром Хьюстон разъяснил астронавтам последовательность действий до и во время предстоявшего включения маршевого двигателя.

Окончательной выработкой рекомендаций на действующей тренировочной модели командно-служебного модуля на Земле занималась группа инженеров и астронавтов во главе с командиром дублирующего экипажа Ричардом Гордоном.

В 28 часов 40 минут и 22,5 секунды полётного времени маршевый двигатель был включён в ручном режиме на 0,7 секунды, что увеличило скорость корабля на 1,62 м/с.

Это позволило отказаться от ранее запланированных второй и третьей коррекций траектории.

Включение маршевого двигателя командно-служебного модуля стало и его первым испытанием, которое показало, что короткое замыкание в переключателе может привести к зажиганию в двигателе, только если контур «А» находится под напряжением.

Из этого был сделан вывод, что для коротких включений двигателя можно использовать только контур «В», а для более продолжительных - оба контура, но контур «А» при этом следовало подключать в ручном режиме через несколько секунд после зажигания и точно так же отключать его вручную за несколько секунд до автоматического выключения двигателя. После полёта в злополучном переключателе был обнаружен маленький кусочек проволоки длиной 1,4 мм, который и вызвал короткое замыкание.

На этот же день была запланирована инспекция лунного модуля, в предыдущих экспедициях астронавты впервые осматривали и тестировали системы лунного корабля на сутки позже.

За несколько минут до перехода Скотта и Ирвина в лунный модуль в одном из контуров системы энергоснабжения командного модуля произошёл сбой, загорелся предупреждающий индикатор на главной панели управления.



Наши рекомендации