Можно ли стать царем не будучи помазанным Божьим пророком?
Адония не приглашал пророка Нафана, но, в то же время, считается царем
(Третья книга Царств, глава 1 стих 25)
25 Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живет царь Адония!
то есть можно предположить что или второй Божий пророк -Гад жив и это он помазал царевича, (а второй первосвященник - Авиафар подтвердил помазание, а второй воевода - Иоав одобрил J ) ведь Адония собрал полный комплект чиновников необходимых для официального провозглашения на царство
или, (если без помазания пророка Нафана, наследование царства считается недействительным) Нафан и Вирсавия просто «развели» Давиданавешав ему «лапши на уши» и никто Адонию за царя не считал.
***
Пускай Адония не поверил в пророчество Нафана и «замахнулся» на царство, пускай Иоав ошибся и поддержал не того кого надо (пускай даже он действительно сильно нагрешил при жизни и был достоин смерти), но ПОЧЕМУ ИХ НЕ СУДЯТ В ОТКРЫТУЮ? Почему не был созван государственный суд, как завещал Господь?
Это больше похоже на дворцовый переворот чем на исполнение Божьей воли. С одной стороны еврейские понятия про право преемственности (Сын Саула Ионафан заранее знает что он будет царем после Саула)
(Первая книга Царств, глава 23 стих 17)
17 и сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает
и стоящие за ними первосвященник Авиафар и главнокомандующий Иоав ближайшие соратники Давида, поддерживающие старшего из оставшихся потомков Давида -Адонию, да и остальные евреи так это и предполагали
(Третья книга Царств, глава 2 стих 15)
15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
(причем понимал это и сам Соломон так как когда его мать Вирсавия попросила выдать Адонии в жены служанку (наложницу) Давида, он делает ей замечание, мол ты что, ты б еще ему и царство попросила, ведь он и так мой старший брат и соответственно первый претендент на корону, так за ним еще и священник и военачальник. Если за него еще и выдать Давидову наложницу, то это будет равнозначно передачи ему трона)
(Третья книга Царств, глава 2 стих 22)
22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
с другой - седьмой из оставшихся в живых (или одиннадцатый по счету) - Соломон, рожденный от жены доставшейся вопреки всем понятиям нравственности.
Соломону, как говорится, ничего не светило. Но зато на его стороне были иностранные наемники и «сильные Давидовы»
(Третья книга Царств, глава 1 стих 8)
8 Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии.
(Третья книга Царств, глава 1 стих 44а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
44 и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев,и они посадили его на мула царского;
и если Адония надеялся на поддержку отечественных сил, на Иоава, то Соломон опирается на иностранных легионеров и на их начальника - на Ванея
(Вторая книга Царств, глава 8 стих 18)
18 и Ванея, сын Иодая — начальником над Хелефеями и Фелефеями, …
Кто такой - Ванея пошедший наперекор двум ближайшим помощникам царя Давида и поддержавший Соломона?
Один из героев перечисленных в (Вторая книга Царств, глава 23 стих 20а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
Что о нем можно сказать…
Если про всех героев рассказывается по одному доблестному поступку который они совершили, то про Ванея, сына Иодая аж три, как будто летописец хочет убедить в достойности следующего героя по принципу «не качеством, так количеством» (причем ни одного, действительно, героического достойного поступка не приведено).
(Вторая книга Царств, глава 23 стих 20)
20 Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время;
21 он же убил одного Египтянина человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем
Что ж это за богатыри то такие - сыновья Ариила Моавитского что их убийство ставит Ванея в один ряд с героями за раз поражавшими по восемьсот человек?
(Вторая книга Царств, глава 23 стих 20)
… он поразил двух сыновей Ариила Моавитского;…
Снег довольно таки редко встречается в местах где живут львы. Так что понятно восхищение летописца стечением обстоятельств выпавшим на долю Ванея и позволившего ему прославится.
(Вторая книга Царств, глава 23 стих 20)
20 … он же сошел и убил льва во рве в снежное время;
а поступок Ванея по отношению к египтянину
21 он же убил одного Египтянина человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем
больше смахивает на обыкновенный грабеж.
В дальнейшем Ванея также прославляется не доблестью на поле боя в сражении с врагом, а выполнением заказных убийств знатных особ (это про убийство Иоава и Адонии)
(Третья книга Царств, глава 2 стих 25)
25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 34)
34 И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его…
Не исключено чтоВанея,
(Третья книга Царств, глава 1 стих 38)
38 … и Ванея, сын Иодая…
(Первая книга Паралипоменон, глава 27 стих 5)
5 Третий главный военачальник, для третьего месяца, Ванея, сын Иодая, священника, и в его отделении было двадцать четыре тысячи:
6 этот Ванея — один из тридцати храбрых и начальник над ними, и в его отделе находился Аммизавад, сын его
- это сын священника - кохэна Иодая который одним из первых пришел к Давиду для его помазания на царство в Хевроне
(Первая книга Паралипоменон, глава 12 стих 27)
27 и Иоддай, князь от племени Аарона, и с ним три тысячи семьсот;
и, соответственно, является левитом и потомком Аарона. И хотя левитов посчитали НЕвоеннообязанными в переписи Моисея, он участвует в войнах наравне с остальными евреями. Участие священников в войне подразумевает и всю относительность войны. Если священник участвует в войне и убивает солдат противника, то незачем обижаться когда противник начинает нападать и убивать священников.
У Ванеи был сын, которого назвали в честь его дедушки -Иодаем и он еще при Давиде служил советником царю.
(Первая книга Паралипоменон, глава 12 стих 27)
33 Ахитофел был советником царя; Хусий Архитянин — другом царя;
34 после же Ахитофела Иодай, сын Ванеи, и Авиафар, а Иоав был военачальником у царя.
Это если исключить возможность описки переводчика (дедушка Иодай)
(Первая книга Паралипоменон, глава 12 стих 27)
27 и Иоддай, князь от племени Аарона…
-папа Ванея
(Третья книга Царств, глава 1 стих 38а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
38 … и Ванея, сын Иодая…
-сын Иодай)
(Первая книга Паралипоменон, глава 12 стих 27а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
34 после же Ахитофела Иодай, сын Ванеи…
***
В первой главе так часто упоминается что Адония не пригласил пророка Нафана на пьянку у источника Рогель (стих 10; стих 19; стих 26а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________), что создается впечатление будто Нафан послал Вирсавию к Давиду только из-за личной обиды что он не попал на помазание Адонии.
(Третья книга Царств, глава 1 стих 25)
25 … и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, …
26 А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил.
Изменилось бы что-нибудь если б пророка пригласили на праздник?
***
Кто стоит выше в «табеле о рангах», чье слово весомей - пророка Нафана; первосвященника Садока; военачальника Ванея или самого царя Соломона?
Если считать что очередность перечисления означает более высокий статус в иерархии, то сначала идет первосвященник, затем пророк, затем военачальник, ну и затем армия
(Третья книга Царств, глава 1 стих 38а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
38 И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
по крайней мере такой порядок используется при помазании Соломона
и в таком порядке их перечисляет Давид
(Третья книга Царств, глава 1 стих 32)
32 И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю.
правда сам Нафан так не считает и при обращении к Давиду ставит себя ПЕРЕД первосвященником Садоком
(Третья книга Царств, глава 1 стих 26)
26 А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил.
И если пророк Самуил имел достаточный авторитет чтоб указывать царю Саулу что тому необходимо делать (то есть он как бы главнее царя)
(Первая книга Царств, глава 15 стих 1)
1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
…
3 теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, …
то у пророка Нафана такого авторитета уже нет и уже им, божьим глашатаем, командует царь Давид и указывает кого им помазать в цари, а кого нет.
(Третья книга Царств, глава 1 стих 33)
33 И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону,
34 и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
впрочем Давид вмешивается и в духовные сферы и указывает что делать первосвященникам и кто когда будет служить службу
(Первая книга Паралипоменон, глава 24 стих 3)
3 И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их
***
Сколько лет было Соломону когда его помазали на царство?
Хотя его называют молодым и малосильным
(Первая книга Паралипоменон, глава 22 стих 5)
5 И сказал Давид: Соломон, сын мой, молод и малосилен, …
а себя он из скромности называет - «отроком малым»
(Третья книга Царств, глава 3 стих 7)
7 и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа;
на момент воцарения он уже имеет годовалого сына Роваама (то есть ему уже, минимум, лет двадцать).
Правда для такого вывода необходимо немного посчитать.
Сразу после Соломона на престол садится его сын Роваам. На момент своего помазания ему исполнился сорок один год
(Третья книга Царств, глава 14 стих 21)
21 Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, …
из которых он сорок лет жил во время царствования своего отца -Соломона
(Третья книга Царств, глава 11 стих 42)
42 Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.
***
(Третья книга Царств, глава 1 стих 33)
32 И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и. И вошли они к царю.
33 И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего…
Обращаясь к священнику, пророку и военоначальнику, Давид говорит - сын мой, мул мой, а слуги не мои, а ВАШЕГО господина.
Кого имеет в виду Давид под "вашим господином»?
Господа? Тогда получается что в помазании Соломона решающую роль сыграли левиты, а Ваней, сын Иодаев - действительно представитель одной из группировок кохэнов - потомков Аарона.
(Первая книга Паралипоменон, глава 12 стих 27)
27 и Иоддай, князь от племени Аарона…
***
(Третья книга Царств, глава 1 стих 36)
36 И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, — да скажет так Господь,Бог господина моего, царя!
Вполне возможно, что пророчества что Соломон станет царем и не было никогда, или про него никто никогда не слышал. И именно поэтому Ванея говорит «…ДА СКАЖЕТ так Господь» в будущем времени, мол это еще не сказано, но Он, Господь так еще скажет.
Если бы воцарение Соломона происходило как осуществление всем известного, давно озвученного пророчества, то фраза Ванеи звучала бы: - «…так СКАЗАЛ Господь ...»
Кстати, возможно из-за отсутствия пророчества и произошла попытка Адонии помазаться в израильские цари. Нигде не сказано что Адония не верил в Господа. Он был как все, приносил жертвоприношения и боялся Бога. Поэтому вряд ли Адония (вместе с первосвященником и военачальником) решился бы идти наперекор пророчеству зная и веря в необратимость Божьего замысла.
***
Все помазания происходят вдали от символа Божьего присутствия - от ковчега Божьего завета,
так Давид считает что значимей места для помазания чем какой-то источник не найти и отправляет всю процессию к Гиону
(Третья книга Царств, глава 1 стих 33)
33 И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего ипосадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону,
Так же и Адония считает что принять царский чин необходимо возле особенного, культового места – возле камня Зохелет, но никак не возле Божьей скинии (или в где там хранился ковчег до постройки Храма)
(Третья книга Царств, глава 1 стих 9)
9 И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, …
***
Быть помазанным из РОГА считается более круто чем быть помазанным из чего-нибудь другого.
Так если Соломона и Давида (любимцев Бога) помазали из рога
(Третья книга Царств, глава 1 стих 39а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона…
(Первая книга Царств, глава 16 стих 13)
13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; …
то первого царя – Саула, мажут из сосуда
(Первая книга Царств, глава 10 стих 1)
1 И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего
То есть какие то отголоски культуры «тельца» у евреев еще остались (причем может и не отголоски, если вспомнить хотя бы рога у алтаря и тельцов сделанных Соломоном при постройке Храма)
***
На момент помазания Соломона, у Израильтян имелось не менее ДВУХ скиний.
Одна в Гаваоне
(Первая книга Паралипоменон, глава 21 стих 29)
29 Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находились в то время на высоте в Гаваоне.
ну и другая, в которой, собственно, и находился ковчег, в Иерусалиме
(Вторая книга Царств, глава 6 стих 17)
17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своём месте посреди скинии, которую устроил для него Давид…
Опять же это если не считать скиний в Силоме
(Книга Иисуса Навина, глава 18 стих 1)
1 Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания,ибо земля была покорена ими
и в Номве
(Первая книга Царств, глава 21 стих 6)
6 И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы
в какой-то из этих скиний и находился сосуд со священным елеем для помазания царских особ
(Третья книга Царств, глава 1 стих 39)
39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона…
тот же это был елей что и при помазании Давида или священники для каждого помазания готовили свой раствор – неизвестно.
***
Из-за спешки и неподготовленности «дворцового переворота», Соломона пришлось вскоре заново «перемазывать», но уже согласно регламенту.
(Первая книга Паралипоменон, глава 29 стих 22)
22 И ели и пили пред Господом в тот день, с великою радостью;и в другой раз воцарили Соломона, сына Давидова, и помазали пред Господом в правителя верховного, а Садока во священника.
Следует отметить что все еврейские цари эпохи объединенного Израиля были помазаны не менее двух раз.
Кроме Соломона дважды мазали царя Саула
(Первая книга Царств, глава 10 стих 1)
1 И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего…
Хотя нет. Саула один раз помазали, зато избирали дважды – сначала наедине с Самуилом, а затем как будто между ними ничего не было еще и «неожиданно» перед собранием израильтян (хотя по - идее, должен был просто объявить об его Божественной избранности).
(Первая книга Царств, глава 10 стих 20-24)
20 И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово.
…
24 И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь
Зато Давида мазали аж ТРИЖДЫ.
Первый раз помазание Самуилом, пророком Божьим
(Первая книга Царств, глава 16 стих 13)
13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после
Второй раз кто-то из уважаемых иудеев взял на себя функции Божьего представителя
(Вторая книга Царств, глава 2 стих 1)
3 И людей, бывших с ним, привел Давид, каждого с семейством его, и поселились в городе Хевроне.
4 И пришли мужи Иудины и помазали там Давида на царство над домом Иудиным.
Ну а третий раз помазали вожди остальных племён
(Вторая книга Царств, глава 5 стих 3)
3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над [всем] Израилем.
***
Все таки Божьему слову не чужды стилистические приемы и преувеличения. Я надеюсь что никто не считает что земля раскололась от криков горожан (что земля расседалась от криков его) и что это чистейшая гипербола
(Третья книга Царств, глава 1 стих 40)
40 И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его.
***
РОГАТЫЙ алтарь.
Писание четко различает понятие - УГОЛ
(Второзаконие, глава 22 стих 12)
12 Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься
и понятие –РОГА.
(Левит, глава 4 стих 7)
7 и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания
(Исход, глава 27 стих 2)
2 И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью
(Книга пророка Амоса, глава 3 стих 14)
14 Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю.
так что можно примерно прикинуть какого вида был жертвенник в святилище.
Не так уж и далеко ушли евреи от своих старых понятий о святом ТЕЛЬЦЕ и его рогах, и может поэтому Иеровоам, став у власти, делает евреям их старых, добрых тельцов к которым те привыкли и которых считают своими богами «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской»
(Третья книга Царств, глава 12 стих 28)
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
а Соломон украшает Иерусалимский Храм подобиями волов
(Вторая книга Паралипоменон, глава 4 стих 3)
3 и литые подобия волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним.
4 Стояло оно на двенадцати волах: три глядели к северу…
Или, как вариант, это образное представление РОГАТОГО МОИСЕЯ чье изображение заказал Папа Римский (Папа уж точно был знатоком священного Писания) (см. «Хочется верить. Заметки на полях Библии. Часть 1.» стр 224)
Также можно предположить что именно рог жертвенника подразумевает Давид восхваляя Господа как «РОГ СПАСЕНИЯ» (опять же про предположения какой рог имел ввиду Давид можно посмотреть тут «Хочется верить. Заметки на полях Библии. Часть 2.» стр 500.)
(Вторая книга Царств, глава 22 стих 3)
3 Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!
Правда пророк Даниил, впоследствии, не очень красиво отозвался о говорящем роге (какие говорил рог) и существе его носящем
(Книга пророка Даниила, глава 7 стих 11)
11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
но это тема отдельного разбирательства.
***
Или у Адонии с Соломоном была настолько большая антипатия друг к другу или еще что, но что пророк Нафан убеждает Вирсавию что ей и Соломону грозит смерть если воцарится Адония
(Третья книга Царств, глава 1 стих 11)
11 … слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем …?
12 Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона.
так и Адония был настолько уверен что ему грозит смерть при воцарении Соломона что не задумываясь помчался спасаться как только узнал что Соломон пришел к власти.
(Третья книга Царств, глава 1 стих 50)
50 Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника
***
К какому жертвеннику прибежал Адония когда узнал о воцарении Соломона?
Пока что один из разрешенных жертвенников находится в скинии в Гаваоне.
(Первая книга Паралипоменон, глава 21 стих 29)
29 Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находились в то время на высоте в Гаваоне.
второй – на Храмовой горе
(Вторая книга Царств, глава 24 стих 25)
25 И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. [После Соломон распространил жертвенник, потому что он мал был.] И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.
а третий возле самого ковчега, во временной скинии построенной Давидом
(Вторая книга Царств, глава 6 стих 17)
17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
И это не считая жертвенников построенных Самуилом,
(Первая книга Царств, глава 7 стих 17)
17 потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу.
Саулом,
(Первая книга Царств, глава 14 стих 35)
35 И устроил Саул жертвенник Господу: то был первый жертвенник, поставленный им Господу.
и различных жертвенников на высотах, существование которых не приветствуется Господом
(Третья книга Царств, глава 3 стих 3а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
3 И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах
И это при том что когда то Господь запрещал сторонние жертвенники (причем даже построенные в его честь)
Если мы вспомним, то сами евреи во времена Иисуса Навина чуть было не пошли войной на своих братьев-евреев за то что те сделали жертвенник себе «на память».
(Книга Иисуса Навина, глава 22 стих 10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 10 Придя в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду
тогда это посчиталось богохульством
(Книга Иисуса Навина, глава 22 стих 10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 12 Когда услышали сие сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною
***
Адония (как и Иоав) считает что соблюдение старых еврейских понятий (безопасность возле алтаря) может его спасти. Но судя по тому что Адония не сам отошел от жертвенника, а его ПРИВЕЛИ
(Третья книга Царств, глава 1 стих 53)
53 И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой.
и если учитывать убийство Иоава на самом жертвеннике,
(Третья книга Царств, глава 2 стих 29)
29 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его]
то скорей всего, не особо то и уважал Соломон древние традиции. Или поклонялся другому богу (этот вопрос будет рассмотрен позже) и святыни Адонии (Иоава) ему были безразличны
***
Главное в царской власти – это не давать окончательных клятв. Всегда необходимо оставлять какую нибудь лазейку на которую можно сослаться и отменить клятву.
Так Соломон, как грамотный правитель, клянется что не убьет Адонию,
(Третья книга Царств, глава 1 стих 51)
51 И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом.
Но… Ох уж это но, при условии что он будет честным
(Третья книга Царств, глава 1 стих 51)
52 И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
а что понимать под честностью это уже не ему решать и вскорости его казнят
(Третья книга Царств, глава 2 стих 24)
24 …ныне же Адония должен умереть
А изгоняя священника Авиафара, Соломон также не обещает ему: «Я не умерщвлю тебя никогда», нет, он оставляет для себя вариант и говорит «я не умерщвлю тебя СЕГОДНЯ» «но в настоящее время я не умерщвлю тебя» в другое время - посмотрим, может и умерщвлю.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 26)
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег …
Таким же образом Соломон обходит и клятву данную его отцом - Семею, он ставит ему ограничения (построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда) нарушив которые тот как бы сам виноват в своей смерти (чтоб долго не ждать, Соломон вполне мог потребовать чтоб Семей всю жизнь прыгал на одной ноге, а когда тот встанет на две - сказать что он нарушил царский указ и казнить его)
(Третья книга Царств, глава 2 стих 36)
36 И, послав, царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;
37 и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей
Да и Давид, Господом поклявшись что не убьет Семея,
(Третья книга Царств, глава 2 стих 8)
8 Вот еще у тебя Семей, … и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом»
просто на просто перепоручает осуществление убийства другому человеку.
(Третья книга Царств, глава 2 стих 9)
9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю