Святитель Симеон Фессалоникийский
О частицах, приносимых в проскомидии[1]
(На Литургии) Бог зрится и приемлем бывает нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Ибо кое общение свету ко тьме (2 Кор. 6, 14)? Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому вообще иерей не должен приносить частиц за инославного или совершать по нем память. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, кои без покаяния причащаются Страшных Таин, как сказал божественный Павел(см.: 2 Кор. 11, 29).
Старец Паисий Величковский
Не следует совершать поминовение о явно согрешающем и не кающемся, а также поминать умерших без покаяния[2]
Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике, некающемся, Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении Святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться Святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «Нет места неверным или иномудрствующему». Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и некающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие Страшных Таин недостойно и без покая-ния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел (см.: 1 Кор. 11, 29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согреша-ющих верных приношение священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойным, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священ-нику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «Насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедствен-но и вредно о недостой-ных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи Божест-вен-ного Хлеба, после того как этот Хлеб будет освященнодействован и станет Телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию и этим сооб-щает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное Причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою Причаще-ние Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телес-ную пользу. Поэтому и следует священни-ку внима-тельно наблю-дать, чтобы не от всякого жела-ющего принимать приношение, и не при-носить о таких, кото-рые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужден-ны-ми вместе с ними». Доселе слова свя-то-го Симе-она, лучше же сказать, слова всей Святой Собор-ной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без по-каяния и в противлении Святой Церкви никак не следует со-вершать церков-ное по-мино-вение. Дерзаю-щий совершать о таковых помино-вение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страш-но-го Суда Его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О том, что воспрещено поминать еретиков[3]
О еретиках воспрещено молиться как бы о членах, принадлежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы как изображения участия в Церкви — не должно.
[1] Свт. Симеон, архиеп. Солунский. Премудрость нашего спасения. М.: Благовест, 2009.
[2] Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский. Минск, Изд-во Свято-Елисаветинский монастырь, 2006. С. 276–277. Аналогичное мнение встречается у прп. Льва Оптинского в книге «Душеполезные поучения Оптинских старцев» письмо 207. Изд-во Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000.
[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М.: Сретенский м-рь, 1996–2001. Т. 8, письмо 191.