Что территория нашего района в начале 17 века была в центре событий.
Разглядеть своих предков где-то в начале 17 века, конечно, вряд ли удастся, но иметь представление о событиях четырехсотлетней давности мне было интересно. А потому углубился я в «Древние акты, относящиеся к истории Вятского края, приложение ко 2-му сборнику «Столетие Вятской губернии». Вятка, 1881 г.».
Времена те были смутные, бродили по нашей земле шайки разбойников…
Вот что об этих временах можно прочесть в учебнике «История России с древних времен до конца 17 века» (глава 5).
«Три года подряд, с 1600 г., весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод. Авраамий Палицын, келарь Троице – Сергиева монастыря, записал в своём «Сказании»: в Москве за эти годы только на трёх скудельницах (кладбищах) похоронили 127 тысяч человек, умерших от голода. То же происходило по всей стране. Погибло огромное число людей. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. Уже с 1601 года, по словам того же Палицына, началось «смятение во всей Русской земле», «разбойничество во всей России».
Восстание Хлопка, борьба за престол при поддержке польской шляхты Лжедмитрия – 1 (якобы, сына Ивана Грозного), восстание Болотникова, Лжедмитрий – 2. Восстали против царя вместе с «воровскими» людьми Лжедмитрия -2 мордва, чуваши и черемисы. Докатилось восстание и до Яранска. Но не все присягнули на верность «вору, кто называется князем Дмитрием». В «Древних актах» есть множество «отписок», касающихся мятежного города Яранска. Вот одна из них - «Челобитная государю соборного дьячка Павлика Мокеева о неучастии его в мятеже города Яранска. – 1609 г. мая 3 дня». Привожу её на современном русском языке.
« Царю государю и великому князю Василию Ивановичу (Шуйскому, прим. автора)… бьёт челом и плачется сирота твой, невольный человек, Еранского города, твой государев богомолец, соборный церковный дьячок Павлик Мокеев. В нынешнем, государь 117 году (7117 год от сотворения мира, 1609 год от рождества Христова, прим. автора) января в 5 день, грех ради православных крестьян, учинилась в Еранском городе смута омрачением бесовским. Приходили к Еранскому городу Арзамасские мурзы Бибай и Теребердей Мустофины со многими воровскими людьми, со стрельцами и казаками, и с Мордвою, и с Чувашею, и с Черемисою, и привели Еранских людей ко кресту за вора, кто называется князем Дмитрием. А привели, государь, Еранских людей ко кресту за вора (к присяге, прим. автора) неволею, «из-за сабли». А я, твой государев богомолец, увидав тот воровской их умысел,…креста ему не целовал, а тебе, праведному великому государю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси, крестного целования не преступил; а как те воры начали за вора Еранских людей ко кресту приводить, я в то время «схоронился» у себя во дворе.
…Арзамасские мурзы Еранских людей «за вора ко кресту привели», в Еранском лучших всех людей пограбили, а иных посекли, а приказного человека Петра Глухова увезли с собой в воровские полки, после него выбрали миром Еранским городовым сына боярского Осанчука Горихвостова, а на место подъячего – меня.
В нынешнем же году, февраля, 2 дня, после мурз писали нам с Вятки в Еранской князь Михайло Ухтомский (вятский воевода, прим. автора) да Василей Иванов с Вятченином с Куземкою с Козлом, чтоб Еранские люди, вспомня Бога и души свои, обратились опять, и вину свою принесли к тебе, праведному великому государю царю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси, и крест бы целовали…
…И написали мы с Осанчуком, с лучшими еранскими людьми, «кто тебе прямит» (верен, прим. автора) отписку, чтобы прислали к нам в Еранской тысячи с две людей, и когда люди с Вятки придут, нам бы, государь, всех еранских людей привести за тебя, праведного государя, к крестному целованию. И с той отпиской послали мы к Вятке двух лучших еранских новокрещенных, которые тебе, государю, «прямили», Левку да Игнашку Тогачевых. И тех, государь, новокрещенных на Пижме реке февраля в 12 день черемиса убили, а отписку нашу в воровские полки отвезли. Из полков прислали к нам в Еранской Курмышского сына боярского Ивана Дубенского, и тот Иван Дубенский приехал к нам в Еранской февраля в 27 день и того Еранского сына боярского Осанчука Горихвостова повесил за то, что он тебе, государю «прямил», а мне, твоему государеву богомольцу, хотел обсечь руки и ноги за то, что я с Осанчуком тебе, праведному государю, «прямил» и отписку в Вятку писал, и меня у того Ивана миром отняли, и Бог меня от него сохранил.
В нынешнем году, марта в 29 день, пришел с Вятки в Еранской никольского попа Василия сын Баженко и учинил в миру смуту великую, а сказал: «на Вятке де вятчане радеют вору крест целовать». И еранские люди по Баженковым речам смутились и написали меж собой приговор и выборную запись, чтоб послать на Вятку, в Вятские города приводить за вора ко кресту. И, выбрав, послали, государь, к Вятке неволею, силой, угрожая повешением, еранского сына боярского Никиту Рамейкова, да соборного попа Евдокима Дмитриева сына, да пушкаря Мишу Вятченина, да стрельца Фролка Желвакова, да меня, твоего государева богомольца, да казанского стрельца Петрушку Лукьянова, да никольского того ж попа Василия другого сына Тренку.
…И как приехали на Вятку в Котельнич город, апреля в 8 день, и начали в миру читать с воровских грамот списки, и в Котельниче, было, многие люди хотели смутиться и вору крест целовать, я, твой государев богомолец, помня своё крестное целование, на чём я тебе, праведному государю, крест целовал, начал рассказывать в Котельниче сыну боярскому Захарию Панову и многим мирским людям, чтоб они не смутились и в грех не впали, вору креста не целовали, а отвезли бы нас в Хлынов к князю Михаилу Ухтомскому да Василию Иванову. И Захарий Панов всех нас семерых человек со смутным письмом отвез в Хлынов и поставил перед князем Михаилом Ухтомским да перед Василием Ивановым, и наши все еранские люди, сын боярский Никита Рамейков с товарищами, тебе, праведному великому государю царю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси, повинились,…и Божией милостью и Пречистой Богородицы, и великого чудотворца Николы, и всех святых молитвами, Вятская земля не смутилась и вору креста не целовали.
Для крепости и утверждения послали из Хлынова на Устюг соборного попа Евдокима да пушкаря Мишу, а в великую Пермь, в Чердынь – меня, твоего государева богомольца, да казанского стрельца Петрушку Лукьянова. Милостивый, праведный, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, праведная надежда всей вселенной, смилуйся: пожалуй меня для моей службы и радения…, пощади…»
Вот такие страсти кипели на нашей Яранской земле.
Когда рушатся легенды,