Потомки Евдокима, или заселение русскими Яранского уезда.
Деревня Евдокимово, моя малая родина, в годы её становления называлась починком Козьмина при речке Кузьминке. Здесь родилась моя бабушка Даша, Дарья Анисимовна Безденежных, мать моего отца. Фамилию Безденежных в деревне носили почти все и на протяжении более двух столетий.
Изучая архивные документы за 1806 год, - это были исповедные росписи Воскресенской церкви села Пижемского,- трижды обнаружил в списках прихожан из починка Козьмина. Что это? Деление крестьян по их экономическому статусу – ясашные, черносошные, лантмилицкие…? Такое было в ревизских сказках, но никак не в исповедных росписях. Может быть, в подшивку документов попали копии? Нет. Имена и отчества прихожан не повторяются. Фамилий нет. Для священника, знавшего всех прихожан своего храма, видимо, не было нужды записывать ещё и фамилии.
Элементарный анализ показал: если в одном из списков есть семьи четырех братьев – Ивана, ещё Ивана, Павла и Анисима Евдокимовых, - это и есть жители починка Козьмина – Евдокимова по фамилии Безденежных.
Расставить всё по местам помогли исповедные росписи за 1780 год. Здесь починков Козьмина - два. В одном из них в трех хозяйствах живут выше перечисленные братья Евдокимовичи, в четвертом – Петр Алексеев Ерсулин. Очевидно, к концу 18 века от починка Козьмина – Евдокимова отпочковался починок Козьмина – Ерсулина, названный по фамилии Петра Алексеева. Две эти деревни находятся рядом, по одной линии, по берегу речки Кузьминки и называются сейчас улицей Заводской поселка Тужи.
Во втором починке Козьмина, позднее Козьмина – Высоково, в четырех хозяйствах проживали семьи трех братьев – Герасима, Егора и Петра Васильевых Кистеневых, Митрофана Исидорова Ештубаева и Петра Родионова Жирнова. Записал в архиве эти фамилии, хотя к родословной моей они никакого отношения не имеют. Однако с двумя починками Козьмина ещё придется разбираться.
1780 год – год образования Вятского наместничества, позднее – Вятской губернии. До этого года территория относилась к Свияжской провинции Казанской губернии, поэтому более ранние документы, видимо, следует искать в Казани, а то и в Москве в центральном государственном архиве. Кое – что по истории нашего края можно найти в метрических книгах Пачинской Всехсвятской и Пижемской Воскресенской церквей, которые велись (по крайней мере есть в наличии) со средины 18 века. Попробуем копнуть там.
Для начала – ещё один документ, проливающий свет или, наоборот, озадачивающий – рукопись неизвестного исследователя конца 19 века «Заселение русскими Яранского уезда (ф.170, оп.1, д.96 ГАКО). Более подробно приведу его позднее, а пока ограничусь легендой, касающейся деревни Козьминой. (В разные годы и в разных документах населенный пункт называется то деревней, то починком, читателя это не должно смущать). Легенда гласит так: «В деревне Козьминой сохранилось следующее предание. Первый приехавший туда русский был кузнец. Когда от него развелось довольно русских, черемисы поселились отдельно, хотя и рядом, в деревне Митюшиной, но затем стали вымирать, и теперь остался всего один черемисин, и он женат на русской».
Первое предположение, что этим кузнецом был тот самый Евдоким Безденежных, - наиболее вероятная версия, хотя бы потому, что четверо его сынов ( а, может, и пятеро – среди солдат города Яранска числится Савва Евдокимов Безденежных) вместе с семьями имели большую численность, а свободной земли было не так много.
Внесут ли ясность в этот вопрос метрические книги Воскресенского храма села Пижемского? Наиболее старые из них датируются 1764 – 1772 годами. Был ли в те годы починок Козьмина? Да, был!
1764 год. У старокрещена деревни Козьмина Василия Родионова родился сын Григорий.
У крестьянина Алексея Авдеева – дочь Анна. ( Не его ли сын Петр Алексеевич Ерсулин?)
У старокрещена Петра Родионова умерла жена Татьяна Иванова – 37 лет. ( Так, Петр Родионов Жирнов есть!)
1765 год. У старокрещена Федора Алексеева родилась дочь Мария.
У крестьянина Ивана Евдокимова – сын Исидор.
У старокрещена Митрофана Исидорова – дочь Анна.
У крестьянина Ивана Евдокимова – дочь Устинья.
У крестьянина Никиты Авдеева – дочь Неонила.
У крестьянина Леонтия Никитина – дочь Меланья.
Старокрещенный Петр Васильев женился на старокрещенной деревни Елпаевой девке Анне Исааковой.
Судя по списку новорожденных за год и женившихся, можно судить о том, что деревня Козьмина в то время была достаточно большой. Проясняются и многие фамилии. Так, Иван Евдокимов первый и второй – это братья Безденежных. Митрофан Исидоров - Ештубаев. Петр Васильев - Кистенев.
1768 год. У крестьянина Онисима Евдокимова родился сын Пантелеймон.
У старокрещена Петра Родионова – дочь Васса.
1772 год. У крестьянина Алексея Авдеева родилась дочь Татьяна.
У старокрещена Герасима Васильева – сын Иов.
У старокрещена Петра Васильева – сын Дмитрий.
У Ивана Евдокимова – сын Иоанн.
У Ивана Евдокимова – дочь Праскева.
17 февраля зарегистрирован брак Павла Евдокимова Безденежных – 24 лет с крестьянской девкой из Подгородной волости деревни Ерши Евдокией Андреевой – 23 лет.
Старокрещеный Егор Федоров 20 лет женился на крестьянской девке из деревни Идомура. Здесь не ошибка, Идомор в то время писался через «у».
В том же 1772 году отмечен всплеск смертности. В деревне Козьмина у старокрещена Петра Родионова умерла сначала племянница Евфросинья Васильева – 19 лет, затем племянник Герасим Васильев – 11 лет, жена (вторая) Анна Иванова – 47 лет, сам Петр Родионов – 53 лет. За год в Воскресенской церкви зарегистрировано 38 смертей, хотя в предыдущие годы регистрировалось в среднем от 4 до 7, что говорит об относительно небольшой численности прихожан и довольно молодом их возрасте.
«Мор» случался и позднее. И чаще всего от него страдали марийцы, так как, вероятно, не соблюдали элементарную гигиену.
Кузнец Евдоким Безденежных поселился с семьей в марийской деревне Козьминой, скорее всего, в 30 – 40х годах 18 века. Год рождения его не позднее 1715 -го. (Старший сын Иван родился в 1731 году). К 1780 году хозяина в живых его уже не было, но была многочисленная семья – 29 человек. Марийцы к тому времени уже переселились в починок Козьмина – Высоково.
К 1806 году покинула деревню и семья Петра Ерсулина. (Семейство Безденежных выросло почти до 80 человек). В средине 19 века потомки Евдокима живут и в починке Козьмина – Высоково. Может быть, в то время марийцы решились на ещё один переезд - в деревню Митюшину, а потом вследствие эпидемии вымерли. По крайней мере, фамилии Кистенев, Ештубаев и Жирнов в наше время в районе не встречаются.
А что Безденежных? Разыскивая корни прадеда Анисима Петровича, нашел пять Петров, которые по возрасту могли быть отцом Анисиму. Пришлось переписывать и систематизировать всех потомков Евдокима. Только родившихся до 1938 года набралось более 600 имен! И это, не считая потомков по женской линии.
Заинтересовала меня и родословная моей прабабушки Анастасии Емельяновны Носковой, жены Анисима Петровича, родившейся в соседней деревне Копылы, но об этом в следующей главе.