Не может ли Страшный суд быть одним-единственным?
ВОПРОС:Не может ли Страшный суд быть одним-единственным? Если смерть ставит нас пред ликом Божиим, не вырвет ли она нас из рамок времени, а потому не попадаем ли мы сразу на Страшный суд, который одновременно будет и общим, и личным? Действительно ли существует после нашей смерти этот период ожидания между личным и общим судом или этот период – издержка нашего понимания, неизбежно привязанного ко временным рамкам?
И еще: если души в чистилище пребывают в очищении, ожидании изменения своего состояния и в ожидании Страшного суда, значит, они остаются подвластными времени? Т.е. ад или рай – это выход за рамки материи и пребывание в вечности, а чистилище – это нечто остающееся в пределах материального мира, ведь время – это одна из форм существования материи?
ОТВЕТ:Как мы уже говорили в одной из прошлых передач, учение о частном и о всеобщем суде основано на Священном Писании и на Предании Церкви. Именно в Библии мы находим подтверждение тому, что каждый человек предстает перед Господом дважды: первый суд происходит сразу после смерти, второй – по пришествии Господа во славе в конце времен.
Разумеется, в рассуждениях о вечности и о времени мы значительно обусловлены привычными для нас категориями. Поэтому в эсхатологии употребляется термин αἰών – который можно перевести как «век сей». Аἰών – это то, что находится между временем и вечностью. Именно в этом состоянии пребывают души в раю, аду и чистилище вплоть до пришествия Господа, то есть до всеобщего суда, хотя эти души уже прошли частный суд. Когда человек умирает, Церковь испрашивает у Господа в молитве вечного блаженства для усопшей души – в тот самый момент, когда происходит погребение его тела. Тело же воскреснет только по пришествии Господа во славе в конце времен.
Αἰών находится «посередине» между временем и вечностью. Некоторые авторы поясняют: в то время как вечность не имеет ни начала, ни конца, а у времени есть начало и конец, αἰών имеет начало, но не имеет конца.
Не надо забывать, что само наше понимание вечности весьма ограниченно: мы знаем больше о том, чем не является вечность, но не знаем, чем она является.
Что касается чистилища, то оно может продолжаться больше или меньше в зависимости от каждой души. Однако чистилище не вечно: вечны только рай и преисподняя. Чистилище прекратит свое существование в конце времен, то есть его конец совпадет с воскресением тел, с пришествием Христа во славе, со всеобщим судом.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся на небе От глупой набожности и от святых с мрачными лицами, благой Господи, избавь нас! святая Тереза Иисуса |
Семинарист пересказывает притчу о сеятеле:
- А иное упало на плодородную землю и принесло плод в 90-60-90… ой, о чем это я? В 30-60--100 крат...
***
Во время пасхальных праздников собрались как-то к митрополиту Московскому Филарету великосветские дамы и одна из них спросила святителя:
– Почему Спаситель по воскресении Своем явился сперва женам-мироносицам?
Митрополит быстро ответил:
– Потому что ваша братия очень болтлива, а надо было, чтобы это событие стало известным, чем поскорее.
Уважаемые читатели! Желающие получать газету в электронном виде, просим, пишите на адрес: О.Ежи Ягодзиньски, SVD, e-mail: [email protected] |
О.Ежи Ягодзиньски, SVD, тел.: 8-921-104-79-95 |