Но зачем раскрывать красоту?
Заключенная в женщине тайна — вот, пожалуй, один из самых невероятных способов отражения женщиной образа Божьего. Под «тайной» мы подразумеваем не что-то «на веки вечные от понимания скрытое», а то, что «должно быть обнаружено». «Слава Божия — облекать тайною дело, — говорится в Притч. 25:2, — а слава царей — исследовать дело». Бог стремится к тому, чтобы Его познавали. Но Он хочет, чтобы те, кто Его познаёт, Его добивались. Он не скрывает от нас Своих стремлений: «...и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13). Эти слова свидетельствуют о Его чувстве собственного достоинства. Бог не бросается на шею первому встречному и не торгует Своей любовью. Если вы захотите Его узнать, вам следует Его полюбить и взыскать всем сердцем. Именно о таком отношении к себе мечтает любая женщина. «Ты не можешь просто мной обладать. Ты должен меня искать, стремиться завоевать мое сердце. Я не буду твоей до тех пор, пока не пойму, что ты меня любишь».
Разве Троица — это не великая тайна? Но это не та тайна, которую нужно разгадывать, а та, которую необходимо познавать с постоянно возрастающим благоговением и наслаждением, — тайна, созданная для удовольствия. Женщина, как и Бог, не желает быть задачей, которую необходимо решить, женщина — это величайшее чудо, созданное для наслаждения. То же самое можно сказать и о ее сексуальности. Очень немногие женщины способны или хотят «просто заниматься сексом». Ухаживание — вот ключ к ее сердцу: нашептывания, ласковые прикосновения и нежные объятия и лишь затем кульминация, выраженная в сексуальной близости. Так проявляется любовь к ее душе. Женщина стремится к тому, чтобы ее познавали, а для этого необходимо время и близкие отношения. Для этого женщине придется раскрыться. Желанная женщина, чье сердце стремятся покорить любовью, охотно раскрывает свою красоту и от этого становится еще привлекательнее, еще пленительнее.
Что бы ни подразумевалось под понятием женственности — это всегда интенсивность чувств, неразгаданная тайна, богатый внутренний мир и красота как сокровенная сущность любой женщины. А теперь, чтобы не ввергнуть вас в отчаяние, позвольте выразиться со всей ясностью, на какую мы только способны:
Каждая женщина обладает красотой, которую необходимо раскрыть.
Каждая.
Потому что она отражает образ Божий. И для этого ей необязательно прибегать к всевозможным ухищрениям: необязательно обивать пороги косметических салонов, делать пластические операции или увеличивать объем груди. Нет, красота — это ее сущность, данная каждой женщине в момент ее рождения.
Несколько слов в заключение
А сейчас очень важно на минутку отложить книгу и задать себе вопрос: «Что же я поняла из всего сказанного?»
Мы ни словом не обмолвились о том, что преуспеяние женщины напрямую зависит от ее привлекательности. Мы не считаем, что женщина лишь дополняет мужчину, и полагаем ошибочным мнение, что одинокая женщина, дескать, не может исполнить своего предназначения. Мы говорили о том, что Ева — венец творения, и о том, что в каждой женщине есть что-то неповторимо величественное и могущественное. Выяснив, что Бог стремится к романтическим отношениям с нами, что Он желает быть нашим ezer, что Он считает красоту необходимой для жизни, мы старались показать привилегированное положение женщины и святость ее сердца. Вы, будучи женщиной, отражаете образ Божий. Вот почему вы так стремитесь к тому же, к чему стремится Господь.
Ваше сердце может излучать свет, в котором так отчаянно нуждается этот мир.
Неотступный вопрос
Предательство познав,
Грабеж, обман, и похоть
И зло в достаточном количестве его -
Могла себя отныне женщиной считать.
Джон Донн
О пагубная женщина![15]
Уильям Шекспир. «Гамлет, принц Датский»
Сделав необходимые покупки в продуктовом магазине, я заняла очередь в кассу, когда неожиданно услышала язвительное замечание: «Мадам, поправьте меня, если я не права. Эта касса обслуживает покупателей, чей перечень покупок не превышает пятнадцати наименований». Я обернулась в поисках «нарушительницы». В моей продуктовой тележке было ровно пятнадцать товаров. Я была в этом абсолютно уверена, так как дважды их пересчитала, прежде чем занять эту очередь. Но когда «ревнительница правопорядка» жестом пригласила своего мужа взглянуть на «нечестивого язычника», попирающего устои цивилизованного пятнадцати наименований. В ответ она лишь пренебрежительно фыркнула.
Вместе с мужем она заняла место в соседней с моей очереди. Продолжая громко ворчать, эта женщина в открытую и со всем свойственным ей сарказмом по-прежнему пыталась уличить меня во лжи: «И она еще утверждает, что у нее всего пятнадцать товаров». Сказать, что, услышав подобное заявление, я заняла оборонительную позицию, значит сильно приукрасить мое поведение. Я буквально вскипела от ярости. Меня бросило в жар: надо сказать, я сама была обескуражена своей острой реакцией. Перегнувшись через разделявший наши очереди лоток с шоколадными батончиками, я гневно парировала ей прямо в лицо: «В моей тележке ровно пятнадцать товаров. Хотите пересчитать?» Ее муж жестом поднятой руки попытался успокоить и в то же время отодвинуть меня.
Я смутилась и присмирела, а когда оплатила свои покупки, доказав, что их количество действительно не превышало «установленной квоты» в пятнадцать пунктов, едва удержалась от желания швырнуть кассовый чек в лицо своей обидчице. Уже сидя за рулем и двигаясь по направлению к дому, я все никак не могла успокоиться. Мне даже пришлось притормозить у обочины из-за того, что меня била нервная дрожь. Подумать только, в продуктовом магазине я ввязалась в «драку» с незнакомкой с целью доказать ей свое право стоять в этой дурацкой очереди! Что это было? Что со мной происходит?
Ева, что с тобой?
Ева пришла в этот мир как воплощение красоты пленительного Бога. Того Бога, что дарит Своему творению жизнь, затем выступая в роли Спасителя жизни, заботливого, милостивого и не теряющего надежды. Да, Ева принесла в этот мир силу, но не ту силу, что бьет кулаком и расталкивает локтями. Доверенная ей сила притягательная, пленительная и зовущая.
Узнаёте ли вы в этом описании знакомых вам женщин? Походит ли оно на образ, в котором вы предстаете перед окружающими?
Почему в жизни столь немногих женщин присутствует хотя бы отдаленное подобие романтики? Одиночество и несчастья — вот участь большинства представительниц прекрасного пола. Одиночество и несчастья — явление настолько масштабное, что большинство женщин давным-давно похоронили свои романтические мечты и просто изо дня в день влачат безрадостное существование. А ведь речь идет не только о романтике. Почему львиная доля межличностных отношений женщин, мягко говоря, не складывается? Создается впечатление, что их дружеские и семейные отношения поражены неким вирусом, не только препятствующим их нормальному развитию, но и приводящим к их разрушению и в конце концов оставляющим женщин в полном одиночестве. И даже в том случае, когда отношения складываются вполне удачно, их счастливым обладательницам они никогда не приносят полного удовлетворения. Как же образовалась в сердцах женщин эта бездонная пропасть?
Кроме того, женщины утомлены и опустошены. И вовсе не потому, что их жизнь представляет собой увлекательное приключение, разделенное с близким человеком. Нет, причина женской усталости — в изобилии рутины, в сотне повседневных обязанностей. Как сказал А. П. Чехов, «любой идиот способен встретить кризис во всеоружии. Повседневная жизнь — вот что нас изнуряет». Постепенно и незаметно готовность участвовать в приключении была вытеснена деловитостью. Большинство женщин не чувствуют себя исполнительницами важной роли в великом романе. Куда там! Вместо этого они ведут изнурительные бои с ощущением собственной никчемности. Им трудно поверить в то, что они вообще хоть что-то хоть для кого-то значат. Если женщина — домохозяйка, ее терзает стыд, что она не принимает участия в «настоящей жизни» социума, ее заедает быт. Если женщина посвящает свои силы любимому делу, она чувствует, что пропускает что-то значительное в браке и отношениях с детьми, что ее буквально поглощает карьера.
Главный вопрос для Женщины
И, наконец, большинство женщин сильно сомневаются в том, что они вообще обладают хоть какой-то достойной внимания красотой. В действительности это серьезнейшее сомнение, которого не удалось избежать ни одной женщине. Когда речь заходит о красоте и о том, что с ней связано, мы проявляем неуверенность, не зная, что предпочесть — бороться за обладание ею или смириться с ее отсутствием. Новые диеты, новые наряды, новый цвет волос — все это осложняет и без того нелегкую жизнь женщины. Добавьте сюда бесконечные попытки «взять себя в руки» или освоение новой программы по самоусовершенствованию. Да выкиньте вы все это из головы! Кому это надо? Поднимите забрало и продолжайте жить, как ни в чем не бывало. А еще лучше... спрячьтесь. Спрячьтесь, уйдя с головой в работу, в церковную деятельность, погрузившись в депрессию. Чтобылучше спрятаться, убедите себя в том, что в вас нет ничего привлекательного, во всяком случае — внутри. Или считайте, что вам повезло, если вы внешним лоском смогли удачно замаскировать это несчастье.
Отправляясь на вечеринку, или на какое-нибудь собрание, или просто на ужин к друзьям, одним словом, туда, где я буду окружена людьми, я всегда нервничаю. Чаще всего я этого даже не осознаю, но пока я веду машину, я постоянно подкрашиваю губы. И чем больше я нервничаю, тем чаще повторяется этот ритуал. Чем ближе я подъезжаю к пункту назначения, тем больше расходую губной помады. Когда же до цели рукой подать, помада в тюбике иссякает. Выходя на финишную прямую, я принимаюсь за новый тюбик «Sunset Rose» или любой другой помады. Эту привычку я обнаружила у себя совсем недавно, когда поймала себя на том, что накладываю еще один совершенно лишний слой помады. Зачем, почему? Да потому что я трушу. Мне кажется, что если мой макияж будет безупречным, то я, возможно, не буду такой беззащитной, раскрытой, заметной.
В глубине души каждой женщины жива память о Еве. Каждая женщина, глядя в зеркало, осознает, что она не та, какой должна быть. Мы как никто другой осознаем свои собственные недостатки. Память об однажды принадлежавшей нам славе пробуждает в наших сердцах боль от того, что так и не осуществилось или давно миновало. И глупо надеяться на возвращение былой славы, ведь слишком многое было потеряно.
Видите? Каждый мальчик и каждая девочка задаются главным для них вопросом. Но это очень разные вопросы, и зависят они от того, кто их задает — мальчик или девочка. Все мальчики хотят знать: «Смогу ли я справиться с трудностями?» Мальчишеское сердце ищет всего того, что по своей природе необузданно, беспорядочно, рискованно и свойственно супергероям, чтобы доказать, что трудности ему по плечу. Он был создан по образу Бога Воина. Почти все действия мужчины вдохновляются поиском доказательств собственной мужественности, и в стремлении обрести эти доказательства он и получает ответ на свой главный вопрос.
Девочки хотят получить ответ на вопрос «Красива ли я?». Юбки «солнце-клеш», яркие наряды, страстное желание быть привлекательной — вот для чего все это. Мы ищем ответ на наш главный вопрос. Когда я была маленькой, примерно пяти лет, я помню, как, забравшись на журнальный столик в гостиной моих бабушки и дедушки, распевала песни во всю мощь своих легких. Я хотела привлечь к себе внимание взрослых, особенно внимание отца. Мне хотелось быть привлекательной. Нам всем этого хотелось. Но большинство из нас еще в детстве получили ответ: «Нет, в тебе нет ничего привлекательного. И давай-ка слезай со стола». Почти все действия взрослой женщины направляются ее страстным желанием быть красивой, незаменимой, приводить в восторг и на свой главный вопрос слышать ответ «да!».
Почему этот вопрос до сих пор остается без ответа? Почему наши сердца так и не обрели покоя?
Грехопадение Евы
Когда этот мир радовал глаз своей первозданной красотой, а человечество в лице Адама и Евы было невинно, мужчина и женщина были наги и не стыдились этого (см.: Быт. 2:25). Они не прятали своей наготы. Ну просто... идиллия. Но пока этот мир, а вместе с ним и мы, наслаждался молодостью, красотой и кипучей жизнью, произошли необратимые перемены. Случилось что-то, о чем мы много раз слышали, но так до конца и не поняли, иначе мы бы увидели, как происходят эти ежедневные перемены, и, что важнее всего, мы бы также увидели постоянно предоставляемые нам возможности пересмотреть случившееся.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Быт. 3:1-6
Увы.
Нет слов.
Причитайте, бейте себя в грудь, падайте на колени, не возбраняются также вопли горького раскаяния.
Женщину обманули. Как? Вот так просто? За какие-то доли секунды? Обманули в чем? Загляните в собственное сердце, и вы поймете, в чем состоял этот обман. Еву убедили в том, что Бог от нее что-то скрывает. Убедили, что Ему нельзя доверять. Убедили, что для того, чтобы быть счастливой, она должна взять жизнь в свои руки. Так она и поступила. Она согрешила первой. Ослушавшись Бога, Ева осквернила саму свою сущность. Для Адама она должна была стать его ezer kenegdo, той, что приходит спасти. От нее требовалось нести ему жизнь, звать его к жизни. Вместо этого она позвала его к смерти.
Но справедливости ради скажем, что и Адам не примчался ей на помощь.
Позвольте мне задать вам вопрос: где был Адам, когда змей обольщал Еву? Он стоял рядом: «...и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Адам был рядом с Евой, а не в другой части сада; у него нет алиби. Он видел, как разворачивались события, и что же он предпринял? Ничего. Совершенно ничего. Он не сказал ни слова, не пошевелил и пальцем. [Эту мысль я позаимствовал из книги Крабба, Хадсона и Эндрюса «Молчание Адама». — Примеч. авт.] Он не стал рисковать, не стал сражаться, он не спас Еву. Наш прародитель оказался беспомощным. Он поступил вопреки своей природе и не проявил активности. После него каждый мужчина, каждый потомок Адама несет в своем сердце воспоминание об этом провале. Каждый мужчина каждый день повторяет ошибку Адама, совершает тот же грех. Мы не рискуем, мы не сражаемся, мы не спасаем Еву. Мы — щепки, отколотые от одного старого полена.
«Необузданное сердце»
И по сей день вы можете наблюдать ту же сцену. В тот момент, когда мы, женщины, особенно нуждаемся в поддержке мужчин, они... ретируются. Они исчезают, замолкают, делаются вялыми и апатичными. «Он со мной не разговаривает», — вот сетование многих женщин. Мужчины не сражаются за нас.
А женщины? Мы склонны быть цепкими, властными, контролирующими. Вслед за Евой мы нередко попадаем под обаяние вражеской лжи и становимся ее легкой добычей. Перестав доверять Богу, мы полагаем, что для того чтобы жить так, как нам хочется, мы всё должны взять в свои руки. В результате мы страдаем от пустоты, которую, кажется, ничем невозможно заполнить.
Проклятие
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою...
Быт. 3:16-18
А теперь не лишним будет обратить внимание на разворачивающиеся словно на наших глазах события и особенно на сопутствующие им Божьи проклятия, потому что все произошедшее объясняет и нашу сегодняшнюю жизнь «к востоку от Эдема»[16]. Бремя Адама не ограничивается только необходимостью решать агрономические проблемы — бороться с колючками и сорняками. В противном случае любой мужчина может избавиться от этого бремени, сменив фермерский труд на профессию, не связанную с сельским хозяйством. Стоит ему устроиться на работу в какой-нибудь офис, и вот он уже застрахован от подобных проблем. Но, к сожалению, значение этого проклятия намного глубже и его последствия затронули каждого Адамова отпрыска. Мужчина обречен на тщетность своих попыток и неудачу. Отныне он будет сталкиваться с трудностями в сфере приложения своих сил. Неудача — вот что больше всего пугает мужчину.
Так же и тяготы Евы, а вместе с ней и всех ее дочерей, не ограничиваются только браком и детьми. Будь это так, любой незамужней и не имеющей детей женщине было бы неведомо бремя этого проклятия. Не тут-то было — его значение намного глубже и его последствий не избежала ни одна из дочерей Евы. Женщина несет проклятие одиночества (сродни душевной боли), потребности все контролировать (особенно своего мужчину) и главенствовать над мужчинами (все это сильно отличается от того порядка вещей, каким он был изначально задуман, и мы не утверждаем, что это правильно, - это результат нашего грехопадения и печальный факт в истории человечества)[17].
С этим трудно не согласиться. Разве глубочайшие тревоги и душевная боль женщины не вызваны отсутствием у нее близких отношений? Но даже когда у нас, женщин, все складывается благоприятно, разве наша удивительная способность завязывать близкие отношения реализуется в полной мере? Внутри каждого женского сердца есть пустота, которую мы постоянно пытаемся заполнить. Но это невозможно! Взгляните, сколько всего вокруг необходимо держать под контролем, будь то работа, служение или брак! Кто из нас чувствует себя комфортно, вынужденно доверяя свое благополучие кому-то другому? Разве вас не посещала мысль о том, что «этот мир принадлежит мужчинам» и женщины в нем — едва ли не жалкая обуза? Большинство женщин ненавидят состояние незащищенности. Мы не зовущие, мы — стоящие на страже. Почти все силы мы тратим на то, чтобы спрятать свое истинное лицо и контролировать окружающих, дабы обрести некое подобие безопасности.
Когда мужчина утратил свою первозданную мужественность (а после грехопадения все сыновья Адама в той или иной степени ощущают эту потерю), наибольшей деформации подверглась его сила. Он стал либо пассивным, слабым, отказывающимся от борьбы, либо неправильно использующим свою силу, вспыльчивым и импульсивным. Когда в результате грехопадения женщина утратила свою первозданную женственность, наибольший урон был нанесен ее нежной незащищенности и зовущей к жизни красоте. Она стала либо стремящейся к главенству и пытающейся все взять под свой контроль, либо несчастной и нуждающейся в сочувствии. Порой мы наблюдаем странное сочетание того и другого.