Многочисленные исцеления Иисуса

§485. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошёл о Нём слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи, и из-за Иордана."
§486. Из всех дел, свидетельствующих о могуществе Христа, без сомнения, самые многочисленные суть исцеления; он хотел показать через это, что истинное могущество есть то, которое делает добро, что цель его быть полезным, а не удовлетворять любопытство равнодушных зрелищем необыкновенных вещей.
Облегчая страдания, он сердцем привлекал к себе людей, приобретая таким образом более искренних и более многочисленных последователей, чем если бы поражал их глаза зрелищами. Таким образом он заставлял любить себя: а если бы он ограничился одними удивительными матерьяльными явлениями, как этого требовали фарисеи, большинство видело бы в нём только волшебника, на которого праздные люди приходили бы смотреть для развлечения.
Так, когда Иоанн-Креститель посылает к нему своих учеников, чтобы спросить его, он ли Христос, он не говорит; "Да, это я", что мог бы сказать всякий самозванец; он не говорит им ни о чудесах, ни о вещах необыкновенных; он просто отвечает им: "Идите сказать Иоанну: слепые видят, больные исцеляются, глухие слышат, "Евангелие" возвещено бедным." Это значило: "Узнайте меня по делам моим, судите о дереве по плодам его", потому что в этом был истинный смысл его Божественной миссии.
§487. Спиритизм также показывает свою высокую миссию тем добром, которое он творит. Он исцеляет физические болезни, но особенно болезни нравственные, а это и есть величайшие чудеса, которыми он подтверждается. Самые искренние сторонники его не те, которых поразил вид необыкновенных явлений, но те, сердце которых было тронуто утешением; те, которые были освобождены от муки сомнений; те, бодрость которых была восстановлена в скорби; которые почерпали силы в сознании будущего, принесённого им, в понимании своего духовного существа и его назначения. Это те, вера которых непоколебима, потому что они чувствуют и понимают.
Те, которые ничего не видят в Спиритизме, кроме матерьяльных явлений, не могут понимать его морального могущества; так же неверующие, знакомые с ним лишь по явлениям, причины которых они не понимают, видят в спиритах только шарлатанов и фокусников. Итак, Спиритизм восторжествует над неверием не чудесами; он восторжествует, умножая свои нравственные блага; так как если неверующие не признают чудес, они, как и все, знают страдания и скорби, а никто не отказывается от успокоения и утешения.

Одержимые

§488. "И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошёл Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, что тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришёл погубить нас! знаю тебя, кто Ты, святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью и они повинуются Ему!" ("Еванг. от Марка", гл.1, ст.21-97.)
§489. "Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского." ("Еванг. от Матф.", гл.9, ст.32-34.)
§490. "Пришёл к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился и подбегая приветствовали Его. Он спросил книжников: о чём спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его; если можешь, сжалься над ним и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мёртвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста." ("Еванг. от Марка", гл.9, ст.14-29.)
§491. "Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услыхавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою Вельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие." ("Еванг. от Матф.", гл.12, ст.22-28.)
§492. Изгнания бесов наравне с исцелениями представляются самыми многочисленными деяниями Иисуса. Среди фактов этого рода есть такие, как, например, вышеизложенный в §489, где одержимость неочевидна. Весьма вероятно, что в ту эпоху, как это бывает в наши дни, влиянию демонов приписывали все болезни, причины которых были неизвестны, а главным образом немоту, эпилепсию и каталепсию. Но есть среди них и такие, в которых действие злых духов несомненно. Они имеют такую поразительную аналогию с теми болезнями, свидетелями которых мы бываем в настоящее время, что в них можно видеть все признаки этого рода припадков. Доказательство участия тайной силы в подобных случаях вытекает из того факта, что в некоторых спиритических кружках получаются многочисленные и радикальные исцеления одним только вызыванием и моральным воздействием на одержащего духа, без магнетизации, без всякого лечения и часто в отсутствии пациента и даже на расстоянии. Огромное нравственное превосходство Христа давало ему такую власть над низшими духами, которых тогда называли демонами, что ему достаточно было только повелеть им удалиться, чтобы они не могли устоять против этого повеления. (Гл.XIV,§456.)
§493. Факт изгнания злых духов в стадо свиней, противоречит всякой вероятности. К тому же трудно объяснить себе существование столь многочисленного стада свиней в стране, где к этому животному питали отвращение и не употребляли его в пищу. Злой дух - всё-таки дух человека, хотя настолько несовершенного, что он и после смерти делает зло, как делал его при жизни; и поскольку это дух человека, то совершенно противно законам Природы, чтобы он мог оживлять тело животного; таким образом, следует видеть здесь одно из преувеличений, обычных во времена невежественности и суеверия, или, может быть, аллегорию для характеристики гнусных наклонностей некоторых духов.
§494. Одержимость и овладевание, казалось, были весьма часты в Иудее во времена Христа, что давало ему случай исцелять многих. Злые духи, без сомнения, заполнили эту страну и вызвали в ней настоящую эпидемию одержимости. (Гл.XIV, §459.)
Не имея эпидемического характера, индивидуальная одержимость встречается чрезвычайно часто и представляет собой самые разнообразные виды легко различаемые при глубоком знании Спиритизма; она часто может иметь неприятные последствия для здоровья, увеличивая или осложняя органические расстройства. Когда-нибудь эти явления неоспоримо встанут в ряды патологических явлений, требующих по своей специальной природе также специальных способов лечения. Спиритизм, обнаруживая причину зла, открывает новый путь врачебному искусству и доставляет науке возможность успеха там, где она до сих пор была бессильна часто потому только, что главная причина зла ей была неизвестна. ("Книга Медиумов", гл.XXIII.)
§495. Фарисеи обвинили Иисуса в том, что он изгонял бесов силою бесовскою; добро, которое он творил, было, по их убеждению, делом Сатаны, и они не соображали, что Сатана, изгоняя самого себя, поступал бы бессмысленно. Замечательно, что фарисеи того времени уже утверждали, что все высшие способности, слывшие тогда сверхъестественными, были делом дьявола, так они считали даже, что Христос от него получал своё могущество; таким образом, ещё одним пунктом больше в аналогии с настоящей эпохой; Церковь и теперь старается, чтобы эта доктрина одержала верх над спиритическими явлениями.1

1 Далеко не все теологи разделяют такое мнение насчёт демонической доктрины. Вот мнение одного духовного лица, значения которого не могут отрицать его собратья. На стр. 31 второго тома "Бесед о религии" кардинала Фрейсину, епископа Ирмопольского (Paris, 1825), читаем следующее: "Если Иисус творил чудеса силою дьявола, значит дьявол работал над уничтожением своего владычества и употреблял своё могущество против себя самого. Конечно дьявол, искавший разрушить царство зла, для того, чтобы утвердить царство добродетели, был бы странный дьявол. Вот почему Иисус, чтобы опровергнуть нелепое обвинение Иудеев, сказал им: "Если Я творю чудеса именем дьявола, значит он разделился сам в себе и ищет истребить себя." - Ответ, не терпящий возражения. Это и есть тот аргумент, который противопоставляют спириты тем, кто приписывает дьяволам те возвышенные советы, которые они получают от духов. Дьявол поступил бы в таком случае как профессиональный вор, который отдавал бы всё, что накрал, и приглашал и прочих воров сделаться честными людьми. (А.К.)

Воскрешение. Дочь Иаира

§496. "Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти, приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За ним следовало множество народа и теснили Его... Приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих, и вопиющих громко. И, вошед, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: "Талифа куми!", что значит: "Девица, тебе говорю: встань!" И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть." ("Еванг. от Марка", гл.5, ст.21-24, 35-43.)

Сын вдовы Наинской

§497. "После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова: и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подошед, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: "Юноша! тебе говорю: встань." Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами: и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности." ("Еванг. от Луки", гл.7, ст.11-17.)
§498. Факт возвращения к жизни на самом деле умершего противоречил бы законам Природы и, следовательно, был бы чудесным. Но вышеизложенный факт принадлежит ли к этому разряду?
Если между нами кажущийся вид смерти иногда обманывает знатоков, то тем более этого рода случаи должны были повторяться гораздо чаще в стране, где не принимали никаких предосторожностей и где хоронили немедленно. Таким образом, есть большая вероятность, что в обоих вышеозначенных примерах было не что иное, как обморок или летаргия. Иисус сам положительно говорит о дочери Иаира: "Девица не умерла, но спит."
Нет ничего удивительного, что Иисус, обладавший таким флюидическим могуществом, восстановил оцепеневшие чувства своим оживляющим флюидом; что, направив его сильной волей, он мог даже призвать в тело готового покинуть его духа, пока периспритальная связь не была ещё окончательно порвана. Для людей того времени, которые признавали смерть всякий раз, когда человек не дышал, это было воскрешение, и они могли с большой верой это утверждать, но на самом деле это было исцеление, а не воскрешение в буквальном смысле.
§499. Воскрешение Лазаря, что бы ни говорилось, вовсе не исключает этого принципа. Сказано: четыре дня, как он во гробе; но мы знаем, что летаргия длится и восемь дней, и более. Пояснение - "уже смердит" - указывает на разложение. Этот довод также ничего не доказывает, так как у некоторых бывает частичное разложение тела даже ранее смерти. Смерть приходит лишь тогда, когда поражены существенные для жизни органы.
И кто мог знать, что "уже смердит"? Это сказала сестра его, Марфа, но как она это знала? Лазарь уже четыре дня, как был похоронён, и она предполагала это, но не могла быть уверенной. (Гл.XIV, §439.)

Хождение по водам

§500. "И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне притти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий." ("Еванг. от Матф.", гл.XIV, ст.22-33.)
§501. Это явление находит естественное объяснение в вышеизложенных положениях. (Гл.XIV, §453)
Аналогичные примеры показывают, что это возможно, потому что это в законах Природы. Это могло произойти двояким образом: Иисус и при жизни мог появиться на воде в осязаемой форме, тогда как его тело могло находиться в другом месте; это предположение наиболее вероятное. В повествовании можно даже заметить признаки, характеризующие осязаемые явления. (Гл.XIV, §§445-447.)
С другой стороны его тело могло бы быть поддержано и тяжесть его нейтрализована тою же флюидической силой, которая поддерживает тяжёлые предметы в пространстве без всякой опоры. То же явление много раз повторялось с человеческими телами.

Преображение

§502. "И по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сём Пётр сказал Иисусу: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии." Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте." И внезапно посмотревши вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит воскреснуть из мёртвых." ("Еванг. от Марка", гл.9, ст.2-10.)
§503. Причину этого явления можно опять найти в свойствах периспритального флюида. Преображение, объяснённое в главе XIV, §449, есть факт довольно обыкновенный, который вследствие флюидического лучеиспускания может изменить вид человека; но высочайшая чистота перисприта Иисуса позволила его духу придать ему исключительный блеск. Что же касается появления Моисея и Илии, оно входит целиком в случаи явлений этого рода. (Гл.XIV, §445 и след.)
Из всех способностей, проявленных Иисусом, нет ни одной, которая была бы вне условий человечества и которая не встречалась бы у обыкновенных людей. Но, за исключением своей телесной оболочки, он представлял собою состояние абсолютно чистого духа.

Укрощение бури

§504. "В один день Он вошёл с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И подошедши разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?" ("Еванг. от Луки", гл.8, ст.22-25.)
§505. Мы не настолько ещё знаем тайны Природы, чтобы утверждать, существуют ли оккультные силы, управляющие стихиями. Если решать этот вопрос в положительном смысле, то явление это могло бы быть доказательством такого могущества, которое не дано ни одному человеку.
Во всяком случае, Иисус, спокойно спавший во время бури, показывает уверенность, которая объясняется тем, что дух его видел, что нет никакой опасности и что буря утихнет.

Брак в Кане Галилейской

§506. Это чудо, рассказанное только в одном "Евангелии" Св. Иоанна, означено, как первое, которое сотворил Иисус, и которое поэтому должно бы быть тем более замечено; вероятно, оно произвело весьма малое впечатление, потому что ни один из прочих евангелистов о нём не говорит. Такой необыкновенный случай должен бы в высшей степени удивить гостей и особенно хозяина дома, который, казалось, и не заметил его.
Рассмотренный сам по себе, этот факт имеет мало значения сравнительно с теми, которые показывают высокие духовные качества Иисуса. Если принять факты так, как они описаны, достаточно замечания, что из всех дел, которые он творил, было только одно в этом роде; он был слишком возвышенной натуры, чтобы привязываться к вещам чисто матерьяльным, годным только для того, чтобы привлекать любопытство толпы, которая смешала бы его с волшебником; он знал, что полезные дела создадут ему больше симпатии и последователей, чем те, которые могли сойти за ловкость фокусника и не трогали сердца (§437).
Хотя по точному смыслу факт мог бы быть объяснён до известной степени действием флюида, который, как тому служит примером магнетизм, мог изменить свойства воды, придавая ей вкус вина, но эта гипотеза мало вероятна ввиду того, что в подобном случае вода, имея только вкус вина, сохранила бы свой цвет, что тотчас же было бы замечено. Рациональней видеть в этом факте одно из тех иносказаний, которых так много в поучениях Иисуса: как притча о блудном сыне, о свадебном пиршестве, о богаче и нищем, о засохшей смоковнице и многих других, имеющих однако характер свершившихся фактов. Он мог во время пиршества, намекая на вино и воду, вывести какое-нибудь поучение, что подтверждают слова распорядителя пира: "всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе."
Из двух гипотез надо выбирать более рациональную, а спириты не настолько легковерны, чтобы видеть во всём факты манифестации, и не настолько независимы, чтобы иметь притязание всё объяснять флюидами.

Чудесное насыщение

§507. Умножение хлебов, есть одно из тех чудес, которые более всего занимали комментаторов и, в то же время, служили посмешищем для неверующих. Последние, не давая себе труда разгадать его аллегорический смысл, не видели в нём ничего, кроме пустой сказки; но большинство серьёзных людей видели в этом рассказе, хотя и в форме, отличающейся от обыкновенных, притчу, сравнивающую пищу духовную с телесной.
Можно однако видеть здесь больше, чем аллегорию, и принять с некоторой точки зрения реальности матерьяльный факт, не прибегая для этого к чуду. Известно, что сильная озабоченность духа, напряжённое внимание по отношению к чему-нибудь, заставляют забывать голод. А те, которые следовали за Иисусом, с жадностью слушали его; так нет ничего удивительного, что очарованные его словом, и может быть также могущественным магнетическим действием, которым он влиял на них, они не чувствовали голода.
Иисус, предвидевший это, мог поэтому успокоить своих учеников, сказав на языке аллегорическом, который был ему свойствен, (допуская, что в самом деле принесли несколько хлебов), что этих хлебов хватит для того, чтобы насытить толпу. В то же время он давал урок ученикам: "Вы дайте им есть", сказал он; он учил их, что они также могли насыщать словом.
Так, наряду со смыслом морально-аллегорическим, могло произойти весьма известное физиологическое явление. Чудо в этом случае заключается в той власти могущественного слова Иисуса, которое покоряет ему внимание огромной толпы до того, что заставляет её забывать голод. Это нравственное могущество свидетельствует о превосходстве Иисуса гораздо более, чем факт умножения хлебов, чисто матерьяльный, который должен быть рассмотрен как аллегория.
Это объяснение к тому же подтверждается самим Иисусом в следующих двух местах.

Закваска фарисейская

§508. "Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: "Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской." Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: "Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?" Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского." ("Еванг. от Матф.", гл.16, ст.5-12.)

Хлеб небесный

§509. "На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его; между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем; итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса, и, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришёл? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец Бог. И так сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, а верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни: отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что едяший его не умрёт." ("Еванг. от Иоанна", гл.6, ст.22-36 и 47-50.)
§510. В первом месте Иисус, напоминая предыдущее явление, даёт ясно понять, что дело шло не о земном хлебе; иначе сравнение с закваской фарисейской не имело бы основания. "Ещё ли не понимаете и не помните, - сказал он, - о пяти хлебах на пять тысяч человек и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?" Это сближение не имело бы никакого основания, если бы говорилось об умножении матерьяльном. Факт сам по себе был бы достаточно замечателен, чтобы поразить воображение Его учеников, которые, однако, казалось, не вспоминали о нём. Это не менее ясно вытекает из поучения Иисуса о хлебе небесном, в котором он хочет дать понять настоящий смысл духовной пищи. Он говорит: "старайтесь не о пище телесной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий." Эта пища есть слово его, которое есть хлеб, сошедший с небес, и которое даст жизнь миру. "Я есмь, - говорит он, - хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда."
Но такие различия были слишком тонки для этих грубых натур, которые понимали только то, что было осязаемо. Манна, которая питала тела их предков, была для них настоящим хлебом с небес; там было чудо. Если же умножение хлебов было бы на самом деле матерьяльно, то каким образом эти самые люди в пользу которых это было сделано несколькими днями раньше, были бы так мало поражены им, чтобы сказать Иисусу: "Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?" Это потому, что они разумели под знамением чудеса, которых требовали фарисеи, т.е. знаки, появляющиеся на небе по повелению, как бы по мановению волшебной палочки. То, что делал Христос, было слишком просто и недостаточно уклонялось от законов Природы; даже сами исцеления не имели достаточно странного или необыкновенного характера; а духовные чудеса и вовсе не имели для них достаточной реальности.

Искушение Христа

§511. Иисус, возведённый дьяволом на крыло храма, потом на высокую гору, и искушаемый им, это одна из тех притч, привычных Иисусу, которую общественное легковерие превратило в матерьяльный факт.1
§512. "Иисус не был возведён дьяволом на гору, но он хотел дать понять, что человечество склонно к падению и что оно должно быть постоянно настороже против дурных внушений, которым его слабая природа склонна уступать.
Итак, искушение Иисуса есть лишь аллегория и надо быть слепым, чтобы принимать её в буквальном смысле. Как может быть, чтобы Мессия, воплощённое Слово Бога, был бы подчинён, хотя бы на кратчайшее время, внушению дьявола и чтобы, как говорит "Евангелие от Луки", "дьявол отошёл от Него до времени", что заставляет думать, что он и впредь будет подчинён его могуществу? Нет; понимайте лучше те толкования, которые были даны вам. Злой дух был бессилен перед Верховным Существом. Никто не говорил, что видел Иисуса на горе и на крыле храма; разумеется, это был бы один из тех фактов, которые обыкновенно распространяются среди всех народов. Итак, искушение не было актом матерьяльным и физическим. Что же касается до морального акта, можете ли вы принять, чтобы Дух тьмы мог сказать тому, кто знал его происхождение и его силу: "Поклонись мне и я дам тебе царства мира?" Стало быть, дьявол не знал, кто был тот, кому он делал подобные предложения, что невероятно; если же он знал его, то его предложение было бессмысленно, так как он хорошо понимал, что будет отвергнут тем, кто пришёл разрушить его царство над людьми.
Поймите же смысл этой притчи, так как это одна из них, как и притча о блудном сыне и о добром самаритянине. Одна нам показывает те опасности, которым подвергается человек, если он не будет бороться с тайным голосом, который немолчно кричит ему; "Ты можешь быть больше, чем ты есть; ты можешь обладать большим, чем ты обладаешь; ты можешь возвеличиться, приобретать; уступи голосу честолюбия и все твои желания осуществятся." Она показывает нам опасность и средство её избежать; отойди от меня, сатана! или: прочь, искушение!
Две другие притчи, о которых я напомнил, показывают вам, на что ещё может надеяться тот, который по слабости своей не мог прогнать дьявола и поддался его искушениям. Они показывают вам милосердие отца семейства, возлагающего руку на голову раскаявшегося сына и с любовью дающего ему вымоленное прощение. Он показывает вам виновного, иноверца, человека отверженного своими братьями, стоящего больше в глазах верховного Судьи, чем те, которые его презирают, потому что он делает добро, которому учит закон любви.
Взвешивайте хорошенько данные в "Евангелии" поучения; умейте различать то, что сказано в буквальном смысле, от того, что сказано иносказательно; и заблуждения, ослепляющие вас в течение стольких веков, сотрутся мало-помалу, чтобы дать место блестящему свету правды.

Иоанн, евангелист"

Наши рекомендации