Женщина, имевшая духа немощи
§478. "В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его." ("Еванг. от Луки", гл.13, ст.10-17.)
§479. Этот факт доказывает, что в то время большая часть болезней приписывалась демонам и что тогда, как и теперь, смешивали одержимых с больными, только в обратном смысле; т.е. в настоящее время те, которые не верят в злых духов, принимают одержимых за патологических больных.
Исцеление в "Овчей купели"
§480. "После сего был праздник иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов; в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господен по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его, лежащего, и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота, не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцелённый же не знал, кто Он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил Его во храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Человек сей пошёл и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю." ("Еванг. от Иоанна", гл.5, ст.1-17.)
§481. Купальня Вифезды в Иерусалиме была водохранилищем близ храма, она пополнялась природным источником, который, по всей вероятности, имел целебные свойства.
Это, без сомнения, был перемежающийся источник, который по временам бил с особенной силой, сообщая движение воде в купальне. По народному верованию этот момент был самый действительный для исцеления; может быть, на самом деле, в момент своего выхода, вода имела более сильные свойства, или же колебание воды в купальне, вызванное сильно бьющим источником, поднимало со дна ил, имеющий свойство излечивать от некоторых болезней. Эти явления совершенно естественны и хорошо известны теперь; но тогда, ещё при слабом освещении науки, всё непонятное считалось сверхъестественным. Таким образом, евреи приписывали колебание воды присутствию ангела и это верование казалось им тем более основательным, что в эти моменты вода обладала в высшей степени целительными свойствами.
Исцелив этого человека, Иисус сказал ему: "Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже." Этими словами он даёт ему понять, что болезнь его была ему в наказание и что, если он не исправится, то может быть наказан снова ещё строже. Это положение совершенно согласуется с тем, чему учит Спиритизм.
§482. Казалось, что Иисус намеренно исцелял именно в субботние дни, чтобы иметь случай протестовать против слишком строгих понятий фарисеев об этом дне. Он хотел им показать, что истинное благочестие заключается не в соблюдении внешних обрядностей и формальностей, но в сердечных чувствах. Он подтверждает эту мысль словами: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю." Это значит: "Бог не прекращает ни Своих творений, ни Своих воздействий на природу в день субботний; Он продолжает создавать всё необходимое для вашего питания и для вашего здоровья, и я поступаю по примеру Его."
Слепорождённый
§483. "И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыню? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: "поди в купальню Силоам и умойся". Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев, ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги; посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах, самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи; но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает; от века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорождённому; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон." ("Еванг. от Иоанна", гл.9, ст.1-34.)
§484. Этот рассказ, столь простой и наивный, имеет очевидные признаки истины. Ничего фантастического, ни чудесного; это сцена из реальной жизни, схваченная на деле. Язык этого слепого - настоящий язык простых людей, у которых здравый смысл заменяет знания и которые совершенно добродушно опровергают доводы своих противников не лишёнными справедливости и меткости возражениями. Тон фарисеев, не есть ли тон тех гордецов, которые не признают ничего выше своего собственного ума и негодуют при одной мысли, что человек из народа мог сделать им указания? Не будь тут местного колорита названий, можно было бы подумать, что речь идёт о нашем времени.
Быть удалённым из синагоги - это значит то же, что быть удалённым из церкви; это было своего рода отлучение. На спиритов, доктрина которых есть доктрина Христа, объяснённая светом современного просвещения, смотрят так же, как смотрели тогда на тех евреев, которые считали Христа Мессией; отлучая их, их удаляют из Церкви, как делали это книжники и фарисеи по отношению к приверженцам Иисуса. Вот и тут человек, изгнанный за то, что он не может верить, что исцеливший его одержим дьяволом, и что он славит Бога за своё исцеление. Не то же ли самое делается теперь по отношению к спиритам? Всё добытое ими: мудрые советы духов, возврат к Богу и добру, исцеления, - всё есть дело дьявола, и их предают анафеме. С высоты амвона не говорилось ли священниками, что лучше остаться неверующим, чем вернуться к Богу через Спиритизм? Не говорилось ли больным, что они не должны лечиться у спиритов, обладающих даром исцеления, потому что этот дар от Сатаны? Или беднякам, что они не должны принимать хлеб от спиритов, потому что это хлеб дьявола? Что же больше этого говорили и делали еврейские священники и фарисеи? В писании сказано, что всё должно происходить теперь так же, как во времена Христа.
Вопрос учеников: согрешил ли этот человек, что он уродился слепым? показывает врождённое сознание прежней жизни; иначе он не имел бы смысла; потому что если грех был причиной прирождённого убожества, стало быть, он совершён до рождения, другими словами, в прежней жизни. Если бы Христос увидел в этих словах неверную мысль, он сказал бы им: "Как бы мог этот человек согрешить до рождения своего?" Вместо того он сказал им, что этот человек слеп ни от того, что согрешил, но от того, что слава Божия должна проявиться на нём; это значит, что он должен быть орудием проявления этой славы. Если это не искупление прошлого, значит это испытание, которое должно служить к его исправлению, так как Бог в правосудии Своём не мог бы назначить страдание без награды.
Что же касается способа, употреблённого для исцеления, очевидно, что брение, сделанное из земли, не могло иметь другого значения, кроме действия врачующих флюидов, которыми оно было пропитано: точно так же самые индифферентные вещества, как, например, вода, могут приобрести силу и действующие качества под влиянием духовных флюидов или магнетизма, которым они служат проводниками, или, если угодно, хранилищами.