Переселение и вселение духов
§351. В промежутках своих земных существований духи находятся в состоянии блуждания и составляют собой население, окружающее земной шар. Эти два населения постоянно пополняют одно другое посредством смертей и рождений; так ежедневно происходят переселения из мира телесного в мир духовный и вселение из мира духовного в мир телесный; это нормальный порядок вещей.
§352. В известные эпохи, определённые премудростью Божьей, эти вселения и выселения производятся массами вследствие больших переворотов, уносящих одновременно бесчисленные множества душ, которые тотчас же замещаются соответственным числом воплощений. Так должны рассматриваться потопы и всякие бичи-истребители - как случаи коллективных уходов и приходов, как меры Провидения, чтобы возобновить плотское население Земли и подкрепить его введением нового, более чистого духовного элемента. Если в этих катастрофах погибает большое количество тел, то это только разорванные одежды, но ни один дух не погибает; духи только меняют среду; вместо того, чтобы уходить в одиночку, они уходят во множестве, вот вся разница, потому что по той или другой причине, но они всё-таки рано или поздно должны будут уйти.
Быстрые и почти внезапные обновления, которые производятся в духовной среде населения через посредство бичей-разрушителей, ускоряют социальный прогресс; если бы не было этих вселений и выселений, производящих время от времени такие резкие толчки, развитие подвигалось бы крайне медленно.
Достойно внимания, что все великие бедствия, разрушающие населения, сопровождаются всегда эрой прогресса в мире физическом, интеллектуальном или нравственном, и, следовательно, в социальном строе тех наций, у которых они совершаются. Это значит, что они имеют целью произвести обновление в духовном мире, который и есть нормальное и активное население земного шара.
§353. Эти переливания, происходящие в воплощённом и бесплотном населении одного земного шара, происходят равно и между мирами, при нормальных условиях единицами, а в особых обстоятельствах целыми массами. Таким образом происходят коллективные переселения и вселения из одного мира в другой. Отсюда введение совершенно новых элементов в население планеты; новые расы духов, смешиваясь с существующими, образуют новые человеческие расы. А как духи никогда не теряют раз приобретённого, то приносят с собой разум и врождённые познания, которые отражаются на одушевляемой ими земной расе. Им не нужно для этого специально для них созданных тел; тела уже существуют, и духи находят их уже готовыми принять их. Итак, это просто новые обитатели; придя на Землю, они сперва пополняют ряды её духовного населения, а потом воплощаются на ней, как и прочие.
Адамова раса
§354. По сообщению духов, это было одно из тех великих переселений или одна из тех колоний духов, пришедших из иной сферы, которая дала начало расе, символизированной в лице Адама и поэтому названной Адамовой расой. Когда она появилась, Земля была населена с незапамятных времён, как и Америка, когда в неё пришли европейцы.
Адамова раса, более развитая, чем те, которые ей предшествовали на Земле, оказывается на самом деле самой культурной; это она подвигает общий прогресс. Как показывает нам "Книга Бытия", она с первых шагов проявляет способности к наукам, искусствам, промышленности, вовсе не проходя через интеллектуальное детство, что совершенно не свойственно примитивным расам, но что согласуется с мнением, что она состояла из душ, уже прогрессировавших раньше. Всё доказывает, что она появилась на Земле недавно и, может быть, находится здесь не более нескольких тысячелетий; это не противоречило бы ни геологическим событиям, ни антропологическим исследованиям, а служило бы даже к их подтверждению.
§355. Доктрина, утверждающая, что в течение 6000 лет весь род человеческий произошёл от одной индивидуальности, отвергается нынешней наукой. Главнейшие, опровергающие её соображения физического и морального порядка резюмируются в следующих пунктах.
С точки зрения физиологической, некоторые расы представляют особые характерные типы, которые и позволяют приписывать им общее происхождение. Есть различия, которые, очевидно, происходят не вследствие климата, так, например, белые, рождающиеся в стране негров, не становятся чёрными, и обратно. Солнечный жар жжёт и окрашивает эпидермис, но он никогда не превращал белого в негра, не сплющивал носа, не менял черт лица и не делал шелковистые и длинные волосы курчавыми и похожими на шерсть. В настоящее время известно, что чёрный цвет негра происходит вследствие особой подкожной ткани, свойственной этому племени.
Итак, следует рассматривать расы негритянские, монгольские, кавказские, как имеющие своё собственное происхождение и получившие начало одновременно или последовательно в различных пунктах земного шара; от их смешения произошли второстепенные разнородные расы. Физиологические отличия примитивных рас служат очевидным признаком того, что они происходят от совершенно особых типов. Одни и те же соображения существуют для человека и животных относительно множественности родоначальников. (Гл.Х, §288 и след.)
§356. Адам и его потомки изображены в "Книге Бытия" в высшей степени развитыми людьми, так как со второго поколения они уже строят города и обрабатывают землю и металлы. Их успехи в науках и искусствах чрезвычайно быстры и постоянны. Нельзя допустить, чтобы отпрысками этого родоначальника могли быть многочисленные народы, до такой степени отсталые и с такими зачаточными признаками разума, что даже и в наши дни они близко подходят к животным; они потеряли всякий след, не сохранили даже малейшего традиционного воспоминания о том, что делали их предки. Такая радикальная разница в интеллектуальных способностях и моральном развитии доказывает с несомненной очевидностью различие происхождения.
§357. Независимо от геологических событий доказательство существования человека на Земле ранее эпохи, отмеченной "Книгой Бытия", основывается на народонаселении земного шара.
Не говоря уже о китайской хронологии, которая, как утверждают, восходит за 30.000 лет, более достоверные документы свидетельствуют о том, что Египет, Индия и другие страны были населены и процветали по крайней мере за три тысячи лет до христианской эры, следовательно, через тысячу лет после сотворения первого человека по библейской хронологии.
Позднейшие исследования и документы в наши дни не оставляют уже никакого сомнения в сношениях, существовавших между Америкой и древним Египтом, откуда следует заключить, что эта страна была уже населена в ту эпоху. Но в таком случае следовало бы принять, что потомство одного человека в тысячу лет могло покрыть большую часть земного шара; а такая производительность противоречила бы всем законам антропологии.1
§358. Невозможность становится ещё более очевидной, если принять вместе с "Книгой Бытия", что потоп истребил весь род человеческий, исключая Ноя и его семью, которая была немногочисленна, в 1656г. от сотворения мира или за 2348 лет до христианской эры. Таким образом население земного шара начиналось бы лишь от Ноя; а когда евреи поселились в Египте через 612 лет после потопа, это было уже могущественное государство, которое было бы, следовательно, заселено, - не говоря о прочих странах, - в течении 6 веков одними только потомками Ноя, что невозможно допустить.
Заметим мимоходом, что египтяне приняли евреев, как чужестранцев; было бы странно, если бы они потеряли память общности такого близкого происхождения, тогда как они благоговейно сохраняли памятники собственной истории.
Неумолимая логика, подкреплённая фактами, самым решительным образом подтверждает, что человек находится на Земле с неограниченных времён, гораздо ранее той эпохи, которая обозначена "Книгой Бытия". То же самое относительно множественности первых родоначальников; доказать невозможность какого-нибудь предположения - значит доказать противное утверждение. Если же геология откроет достоверные следы присутствия человека ранее великого допотопного периода, доказательство будет ещё совершеннее.
Учение о падших ангелах и о потерянном рае2
§359. Миры прогрессируют физически, перерабатывая материю, и морально посредством очищения духов, которые в них обитают. Счастье в них находится в зависимости от преобладания добра над злом, а преобладание добра есть результат морального прогресса духов. Один интеллектуальный прогресс недостаточен, потому что, и обладая разумом, они могут творить зло.
Когда какой-нибудь мир достиг периода преобразования, долженствующего возвысить его в иерархии миров, в его бесплотном и воплощённом населениях производятся изменения; вот тогда-то имеют место великие переселения и вселения духов (§§350,351). Те, которые, несмотря на свой разум и знания, упорствуют во зле и возмущении против Бога и Его законов, становясь помехой будущему моральному прогрессу и постоянной причиной нарушения покоя и счастья добрых, исключаются и переселяются в миры менее совершенные; там они применят свой разум и знания, приобретённые раньше, к прогрессу тех, среди которых они призваны жить, искупая в то же время в виде тяжёлых существований и тяжких работ свои прошлые ошибки и добровольное ожесточение.
Кем они будут среди этих народов, новых для них, ещё находящихся в младенчестве варварства, если не ангелами или падшими духами, посланными на искупление? И Земля, с которой они изгнаны, не есть ли для них потерянный рай? Не была ли она для них местом наслаждений в сравнении с той неблагодарной средой, в которую они сосланы, может быть, на тысячелетия до того дня, когда они заслужат свободу? В смутных воспоминаниях о ней, которые сохранились в душе, она представляется им как отдалённая мечта, напоминающая то, что они потеряли по собственной вине.
§360. Но в то же время, как дурные удаляются из мира, в котором они обитали, они замещаются лучшими духами, которые выходят или из духовной среды этого мира или из мира менее совершенного, покинуть который они заслужили, и для которых их новое местопребывание будет наградой. Когда таким образом духовное население обновлено и очищено от самых дурных элементов, нравственное состояние мира через несколько времени улучшается.
Эти изменения иногда частичны, т.е. ограничены одним народом, одной расой; иногда же всеобщи, когда настаёт время обновления целого мира.
§361. Адамова раса представляет все признаки изгнанной расы; составляющие её духи были сосланы на Землю, уже населённую, но людьми примитивными, невежественными, среди которых они должны были распространить просвещение при помощи принесённого ими света развитого разума. И в самом деле, не исполняет ли эта раса и до наших дней этой же роли? Умственное превосходство их показывает, что мир, из которого они пришли, был совершеннее Земли; но так как тот мир должен был войти в новую фазу прогресса, а эти духи, по своему упорству не достигшие должной высоты, были бы на нём неуместны, представляя собой задержку общему выполнению Божественного плана, то они и были исключены из него, а другие оказались достойными их заместить.
Ссылая эту расу на планету труда и страдания, Бог имел основания сказать ей: "Ты будешь в поте лица своего снискивать себе пропитание." В Своём милосердии Он обещал послать им Спасителя, т.е. Того, Который должен был озарить им путь, чтобы они вышли из этого места несчастий, из этого ада и достигли блаженства избранных. Этого Спасителя Он послал им в лице Христа, преподавшего неведомый им закон любви и милосердия, долженствовавший стать для них истинным якорем спасения.
Также, в виду известного прогресса человечества, Высшие Духи, хотя и не имеющие высоких качеств Христа, время от времени воплощаются на Земле для исполнения каких-либо миссий, в то же время совершенствуясь сами.
§362. Без перевоплощения не имела бы смысла миссия Христа, а равно и обещание, данное Богом. Предположим, в самом деле, что душа каждого человека создаётся одновременно с рождённым телом, что она только появляется и исчезает на Земле; тогда нет уже никакой связи между теми душами, которые приходили от Адама до Рождения Христа, ни между теми, которые пришли после Христа; они все совершенно чужды друг другу. Обещание Спасителя, данное Богом, не могло относиться к потомкам Адама, если души их ещё не были созданы. Для того, чтобы согласовать миссию Христа с обещанием Божьим, следовало, чтобы оно обращалось к одним и тем же душам. Если эти души вновь созданы, то не может быть на них греха прародителя, как родоначальника только телесного, а не духовного; иначе Бог создавал бы души, отягчённые грехом, который не мог перейти на них, так как они ещё не существовали. Таким образом, общенародное учение о первородном грехе заключает в себе необходимость связи между душами времён Адама и времён Христа, а, следовательно, и необходимость перевоплощения. Скажите, что все эти души составляют часть колонии духов, сосланных на Землю во времена Адама, и что они были заражены пороками, которые и вызвали их изгнание из лучшего мира, и у вас будет единственное рациональное объяснение первородного греха, который свойствен всякому и не есть результат ответственности за ошибку одного, которого они никогда не знали; скажите, что эти души, или духи, неоднократно возрождаются на Земле для телесной жизни ради очищения и прогресса и что Христос приходил просветить эти самые души не только за прежние жизни их, но и для будущих, и только тогда вы дадите его миссии реальную и глубокую цель, которая может быть принята разумом.
§363. Простой пример, поражающий по своей аналогии, заставит ещё лучше понять вышеизложенные принципы.
24 мая 1864г. фрегат "Ифигения" привёз в Новую Каледонию исправительную роту, состоящую из 291 человека. Командир роты издал по приезде следующий дневной приказ:
"Ступая на эту далёкую землю, вы поняли ту роль, которая вам назначается.
По примеру наших храбрых матросов, которых вы видите перед собой, вы поможете нам среди диких племён Новой Каледонии со славой нести факел цивилизации. Не правда ли, чудная и благородная миссия? Вы достойно исполните её.
Слушайтесь совета ваших начальников, я во главе их и требую, чтобы мои слова исполнялись.
Выбор ваших командиров, офицеров, унтер-офицеров и капралов есть верная порука тех усилий, которые будут положены на то, чтобы сделать из вас превосходных солдат, скажу больше, чтобы возвысить вас до высоты хороших граждан и превратить вас в уважаемых колонистов, если вы этого хотите.
Ваша дисциплина строга, таковою она и должна быть. Отданная в наши руки, она будет тверда и непоколебима, знайте это хорошо; но в то же время она будет справедливая и отеческая и сумеет отличить заблуждения от пороков и падений."
Вот люди, изгнанные за своё дурное поведение из цивилизованной страны и в наказание посланные к варварскому народу. Что говорит им начальник? - Вы нарушили законы нашей страны, вы были в ней причиной возмущений и вас изгнали; вас прислали сюда, но вы можете искупить ваше прошлое, трудом вы можете создать себе уважаемое положение и сделаться честными гражданами. У вас чудная миссия внести культуру этим диким племенам. Дисциплина будет строга, но справедлива, и мы сумеем отличить тех, которые будут вести себя хорошо. Ваша судьба в ваших руках; вы можете улучшить её, если хотите, потому что у вас есть свободная воля.
Этим людям, сосланным в среду дикарей, не кажется ли потерянным раем их родная страна, которую они потеряли через свои ошибки и возмущения против законов? И они не кажутся ли падшими ангелами в этой стране? Слова начальника не напоминают ли слова Бога, обращённые к сосланным на землю духам: "Вы ослушались Моих законов, и потому я изгнал вас из мира, где вы могли жить мирно и счастливо; здесь вы будете обречены на труды, но своим хорошим поведением вы можете заслужить прощенье, и снова вернуть утраченную вашими проступками родину, т.е. небо."
§364. На первый взгляд идея падения как будто противоречит принципу, что духи не регрессируют, но надо помнить, что речь и не идёт о возвращении к примитивному состоянию; дух, хотя и в более низком положении, не теряет ничего из приобретённого раньше, его умственное и нравственное развитие остаётся то же, какова бы ни была среда, где он помещён; он находится в положении светского человека, осуждённого на каторгу за какие-нибудь злодеяния; конечно, он лишён прав и с социальной точки зрения унижен, но он от того не становится ни глупее, ни невежественнее.
§365. Можно ли теперь допустить, что эти люди, посланные в Новую Каледонию, сразу преобразятся в образцы добродетели? Что они отрекутся вдруг от своих прежних заблуждений? Предположить это можно бы только, не зная человечества. По той же причине духи Адамовой расы, присланные на Землю изгнания, не тотчас же сбросили с себя свою гордость и дурные инстинкты, но долго ещё сохраняли свойственные их происхождению наклонности - признаки старой закваски; так не есть ли это первородный грех?
1 Всемирная выставка 1867 г. представила мексиканские древности, которые не оставляют никаких сомнений относительно сношений, существовавших между жителями этой страны и древними египтянами.
Г-н Леон Мешдэн в записке, прибитой к стене в мексиканском храме выставки, говорил следующее: "Не следовало бы публиковать прежде времени открытия, сделанные по истории человека последней учёной экспедицией в Мексику; между тем никто не препятствует тому, чтобы с сегодняшнего дня публика знала о тех исследованиях, которые обозначили большое число городов, стёртых временем, но которые с помощью заступа и огня могут быть вырыты из-под савана. Раскопки везде уже открыли три слоя различных культур, которые, кажется, придают американскому миру сказочную древность."
Таким образом, всякий день наука приходит разоблачать факты в доктрине, которая ограничивает появление человека на Земле 6000 лет, претендуя произвести его от одного родоначальника. (А.К.)
2 Когда мы публиковали в "Revue" за январь 1862г. статью с толкованием учения о падших ангелах, мы представили эту теорию лишь как гипотезу, не имея другого авторитета, кроме личного и, может быть, спорного, потому что нам не хватало тогда достаточно полного матерьяла для абсолютного утверждения; мы представили статью под заглавием "Опыт", имея в виду вызвать её проверку, с полной решимостью отказаться от неё или изменить её, если это будет нужно. В настоящее время эта теория выдержала испытание всемирного контроля; она не только была принята огромным большинством спиритов, как самая рациональная и наиболее согласуемая с верховной справедливостью Божьей, но была подтверждена общностью учений, сообщённых духами по этому вопросу. То же самое относительно происхождения Адамовой расы. (А.К.)
Глава Двенадцатая
МОИСЕЕВА "КНИГА БЫТИЯ"
Шесть дней - Потерянный рай
Шесть дней
§366.- "Глава I. - 1. В начале сотворил Бог небо и землю. - 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. - 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. - 4. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. - 5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью: и стало так. - 8. И назвал Бог твердь небом, (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.
9. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша). - 10. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо. - 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию её), дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его по роду его на земле. И стало так. - 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его, на земле. И увидел Бог, что это хорошо. - 13. И был вечер, и было утро: день третий.
14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. - 15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. - 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; - 17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, - 18. И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. - 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной (и стало так). - 21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу перистую по роду её: и увидел Бог, что это хорошо. - 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. - 23. И был вечер, и было утро: день пятый.
24. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. - 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их: и увидел Бог, что это хорошо.
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. - 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. - 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землёю), и над всяким животным, пресмыкающимся на земле. - 29. И сказал Бог: вот, Я дам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. - 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду), пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. - 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.
Глава II.- 1. Так совершены небо и земля и всё воинство их. - 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. - 3. И благословил Бог седьмый день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. - 4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, - 5. И всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; - 6. но пар поднимался с земли, и орошал всё лице земли. - 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою."
§367. После объяснения происхождения и созидания Вселенной, заключающихся в предыдущих главах нашей книги и согласных с данными науки, для матерьяльной стороны, и Спиритизма, для стороны духовной, было бы полезно вникнуть в текст "Книги Бытия" Моисея, чтобы всякий мог делать сравнения и судить на основании точных данных. Несколько дополнительных пояснений будут достаточны для того, чтобы осветить те части, которые нуждаются в особых разъяснениях.
§368. В некоторых пунктах, конечно, "Книга Бытия" замечательно согласуется с научной доктриной; но было бы заблуждением думать, что достаточно заменить шесть дней творения, состоящих из двадцати четырёх часов каждый, шестью неограниченными периодами, чтобы получить полную аналогию; не меньшим заблуждением было бы думать, что за исключением нескольких слов аллегорического смысла, "Книга Бытия" и наука шаг за шагом следуют одна за другой.
§369. Заметим прежде всего, как это было уже сказано (гл.VI, §168), что число шести геологических периодов произвольно, так как насчитывается более двадцати пяти весьма характерных формаций. Это число отмечает лишь самые важнейшие фазы; оно было принято в принципе лишь для того, чтобы возможно ближе подойти к библейскому тексту, в ту эпоху, - кстати, не очень отдалённую, - когда считали долгом контролировать науку библейскими текстами. Вот почему авторы большей части космогонических теорий силились примирить их со священным текстом, чтобы скорее быть принятыми. Когда наука оперлась на экспериментальную методу, она почувствовала себя сильней и эмансипировалась; теперь уже наука контролирует "Библию", а не наоборот.
С другой стороны, геология, точкой отправления которой служит гранитная (архейская) формация, не включает в число своих периодов примитивного состояния Земли. Она не занималась также Солнцем, Луной и звёздами, ни Вселенной в её совокупности, что подлежит астрономии. Чтобы войти в рамки "Книги Бытия", надо прибавить первый период, обнимающий собою тот порядок явлений, который можно было бы назвать периодом космическим.
Кроме того, потопный период не всеми геологами рассматривается как особый период, а скорее как факт переходный, кратковременный, который почти даже не изменил и климатического состояния земного шара и не отметил новой фазы в растительном и животном царствах, так как за немногими исключениями те же периоды находятся до и после потопа. И так можно, не удаляясь от истины, не принимать его в расчёт.
§370. Следующая сравнительная таблица, в которой изложены в кратких словах явления, характеризующие каждый из шести периодов, даёт возможность охватить всё целое и судить об отношениях и различиях, которые существуют между ними и библейской "Книгой Бытия".
"Книга Бытия": 1-й день. Небо и земля. Свет.
Наука: I. Период космический, или астрономический. Скопление всемирной космической материи в одной точке пространства в туманное пятно, давшее начало через сгущение материи в различных пунктах звёздам, Солнцу, Земле, Луне и всем планетам. - Примитивное флюидическое и раскалённое состояние Земли. - Необъятная атмосфера, пропитанная парами всех вод и веществ, способных улетучиваться.
"Книга Бытия": 2-й день. Небесная твердь. - Отделение вод, находящихся над твердью, от тех, которые под твердью.
Наука: II. Первичный период. Отвердевание поверхности земного шара через охлаждение. - Образование гранитных наслоений. Атмосфера сгущённая и раскалённая, непроницаемая для солнечных лучей. - Постепенное сгущение воды и плотных материй, улетученных в воздух. - Отсутствие какой бы то ни было органической жизни.
"Книга Бытия": 3-й день. Воды, находящиеся под твердью, собираются вместе; появляется суша. - Земля и моря. - Растения.
Наука: III. Переходный период. Воды покрывают всю поверхность земного шара. - Первый слой водных осадков. - Атмосфера жаркая и сырая. - Солнечные лучи начинают прорезать туманную атмосферу. - Первые организованные существа самого зачаточного строения. - Лишаи, мхи, папоротники, плавуны, растения травянистые. Колоссальная растительность. Первые морские животные: зоофиты, полипы, ракообразные. - Каменноугольные пласты.
"Книга Бытия": 4-й день. Солнце, луна и звёзды.
Наука: IV. Вторичный период. Слегка бугроватая поверхность земли; воды неглубокие и болотистые. Температура менее раскалённая; атмосфера более чистая. Значительные толщи известняков на дне морей. Менее колоссальная растительность. - Новые породы; деревянистые растения; первые деревья. - Рыбы; большие водяные пресмыкающиеся и амфибии.
"Книга Бытия": 5-й день. Рыбы и птицы.
Наука: V. Третичный период. Сильное поднятие суши; образование континентов. Собрание вод в низких местах; образование морей. - Очищенная атмосфера; температура, приближающаяся к современной. - Гигантские наземные животные. Растения и животные современные. Птицы.
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
"Книга Бытия": 6-й день. Животные. - Человек.
Наука: VI. Период послепотопный, или современный. Наносная земля. - Растения и животные современные. - Человек.
§371. Первое следствие, вытекающее из вышеприведённой сравнительной таблицы, есть то, что творение каждого из шести дней не соответствует в строгой степени, как думают многие, каждому из шести геологических периодов. Наиболее замечательное совпадение заключается в последовательности органических существ и появлении человека последним; это факт очень важный.
Также есть совпадение, хотя и не в цифровом порядке периодов, но по самому существу дела в том месте, где говорится, что в третий день "воды под твердью собрались в одно место и появилась суша". Это выражение того, что произошло в третичном периоде, когда плотная кора, приподнимаясь, открыла континенты и вытесненные сушей воды составили моря. Тогда только и появились сухопутные животные, согласно геологии и согласно Моисею.
§372. Когда Моисей говорит, что Творение было кончено в шесть дней, разумел ли он дни в двадцать четыре часа каждый или же он понимал это слово в смысле периода, продолжительности? Первое предположение вероятнее, если сослаться на самый текст, прежде всего потому, что таков собственный смысл еврейского слова yom, в переводе - "день"; потом подробное обозначение вечера и утра, ограничивающее каждый из шести дней, даёт право предполагать, что он хотел сказать о дне обыкновенном. На этот счёт не остаётся сомнения, когда он говорит в стихе 5: "Он назвал свет днём, а тьму ночью; и был вечер и было утро, день первый". Это очевидно относится только ко дню в двадцать четыре часа, разделённому светом и тьмой. Смысл ещё точнее, когда он говорит в ст. 17 о солнце, луне и звёздах: "И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро, день четвёртый."
К тому же всё в творении было чудесно, а если стать на путь чудес, то легко можно поверить, что Земля сотворена в шесть раз взятые двадцать четыре часа, особенно при незнании первейших законов Природы. Это верование совершенно разделялось всеми культурными народами до того момента, когда геология с фактами в руках пришла показать его невозможность.
§373. Один из тех пунктов "Книги Бытия", который наиболее подвергся критике, это сотворение солнца после света. Его пытались объяснить на основании данных самой геологии, говоря, что в первое время своего образования земная атмосфера была отягчена густыми и непрозрачными парами, не позволявшими видеть Солнца, которое в те времена не существовало для Земли. Это рассуждение было бы допустимо, если бы в ту эпоху были жители, могущие судить о присутствии или отсутствии Солнца; но, по словам самого Моисея, тогда не было ничего, кроме растений, которые однако не могли бы расти и размножаться без влияния солнечного жара.
Очевидно есть анахронизм в порядке творения Солнца, означенном Моисеем; но, намеренно или нет, он не ошибся, сказав, что свет предшествовал Солнцу.
Солнце не есть начало всемирного света, а только концентрация в одном пункте светового элемента, иначе говоря, флюидов, которые в известных случаях приобретают световые свойства. Эти флюиды, как причина, необходимо должны были предшествовать Солнцу, которое есть только следствие. Для того света, который оно распространяет, Солнце есть причина, но по отношению к тому, который оно получило, оно есть следствие.
Свечка, зажжённая в тёмной комнате, есть маленькое солнце. Что сделали для того, чтобы зажечь свечку? Развив осветительные свойства световых флюидов, сосредоточили их в одной точке; свеча есть причина распространённого в комнате света, но если бы световое начало не существовало прежде свечи, она не могла бы быть зажжена.
То же самое и с Солнцем. Заблуждение состоит в ложном понятии, в котором долго пребывали, что вся Вселенная началась одновременно с Землёй; потому и не понимали, что Солнце могло быть создано после света. Теперь известно, что прежде нашего Солнца и нашей Земли существовали миллионы солнц и земель, и, следовательно, пользовались светом. Итак, утверждение Моисея, в принципе, правильно; оно неверно в том, что создаёт Землю прежде Солнца; Земля, подчинённая Солнцу в своём движении, должна бы быть созданной после него. Этого-то и не мог знать Моисей, так как ему неизвестен был закон тяготения.
Та же мысль встречается в "Книге Бытия" древних персов. В первой главе "Зендавесты" Ормузд, повествуя о происхождении мира, говорит: "Я создал свет, который засветил солнце, луну и звёзды." Здесь форма несомненно яснее и научнее, чем у Моисея и не нуждается в комментариях.
§374. Очевидно, Моисей разделял самые примитивные космогонические верования. Как и его современники, он верил в плотность небесного свода и в небесные водные вместилища. Эта мысль выражена без аллегории и двусмысленности в следующем месте (стих 6 и след.): "Бог сказал: "Да будет твердь небесная посреди воды, да разделит она одни воды от других." Бог сотворил твердь небесную, и она отделила воды над твердью от тех, которые были под твердью." (Гл.V, Системы древнего и современного мира, §§143, 144, 145.)
Старинное верование заставило рассматривать воду, как первоначальный производящий элемент; так же Моисей не говорит ничего о создании вод, которые, казалось, уже существовали. "Тьма покрывала бездну", т.е. глубину пространства, которое воображение смутно представляло себе заполненным водами и во тьме, бывшей до создания света; вот почему Моисей говорит: "Дух Божий носился над водами." Если, как думали, земля была сотворена среди вод, то надо было её отделить; таким образом предположили, что Бог сотворил небесную твердь или плотный свод, который отделил небесные воды от земных.
Чтобы понять некоторые части "Книги Бытия", необходимо перенестись на точку зрения космогонических идей того времени, которых она служит отражением.
§375. Со времён успехов физики и астрономии подобная доктрина не может быть поддержана.1 Тем не менее Моисей приписывает эти слова Самому Богу; а так как они явно означают неверный факт, что-нибудь одно из двух: или Бог ошибся в повествовании, которое Моисей приписывает Ему, или это повествование не есть откровение Божие. Так как нельзя принять первого предположения, то следует заключить, что Моисей выражал свои собственные мысли. (Гл.I, §3.)
§376. Моисей ближе к правде, когда говорит, что Бог сотворил человека из земли.2 Наука показывает нам в самом деле (гл.X), что тело человека состоит из элементов, взятых из неорганической материи, иначе говоря, из земли.
Жена, созданная из ребра Адама, есть аллегория, пустая повидимому, если её понимать буквально, но глубокая по смыслу. Она имеет целью показать, что природа женщины и мужчины одинакова, что она, следовательно, равная ему перед Богом, а не особенное творение, созданное для порабощения. Вышедший из его собственного тела образ равенства поражает гораздо более, чем из той же земли; он говорит человеку, что жена равна ему, а не раба, что он должен любить её, как часть самого себя.
§377. Для некультурных умов, не имеющих никакого понятия о важнейших законах, умов, неспособных охватить целое и понять бесконечность, это чудесное и моментальное творение имело что-то фантастическое, поражающее воображение. Картина Вселенной, в несколько дней вызванной из ничего, одним актом творческой воли, была для них знаком величайшего могущества Божия. В самом деле, может ли быть более высокое и поэтическое изображение могущества, как эти слова: "Бог сказал: да будет свет! И стал свет." Бог, создающий Вселенную медленным и постепенным выполнением законов Природы, показался бы им менее великим и могущественным; им надо было что-нибудь чудесное, выходящее из обыкновенных путей, иначе они сказали