Аллан кардек и его творчество
В книге, посвящённой гению итальянской оперы Джузеппе Верди, у австрийского писателя Франца Верфеля среди многого прочего есть такая мысль: "So ist es immer: die unwichtigen Geister haben den Erfolg, die wahrhaft GroBen bleiben im Schatten."1 Горько сознавать это, но так оно и есть. Судьба духовного наследия Аллана Кардека, и особенно в России, не оказалась исключением из этого позорного правила. Имена разного рода бездарностей и посредственностей от философии и науки, от политики и искусства, от спорта и эстрады не сходят со страниц газет, журналов и книг, их мнения и теории звучат в эфире, обсуждаются и изучаются читающей русской публикой. Вокруг же этого имени царит заговор молчания, словно бы его и нет, или будто человек этот в своё время предложил людям какую-то безделицу.
Всё это не случайно. Когда общество озабочено лишь тем, какую очередную глупость сказал тот или иной государственный или политический муж, когда людей серьёзно волнует, насколько дальше прыгнул или быстрее пробежал то или иное расстояние какой-нибудь из homo sapiens'ов, гипертрофировавших свои мышцы и атрофировавших себе мозги, в такую пору всё, что связано с истинной духовностью, действительной природой человека и его задачами в этой жизни, остаётся в небрежении, а общество - задыхается в собственной глупости. Сегодня, быть может, больше, чем когда-либо прежде наличествует необходимость снизить плотность этого духовного и интеллектуального вакуума. Скажем же несколько слов об Аллане Кардеке, этом гиганте Духа и светлом гении человечества.
Маркиз Ипполит-Леон-Денизар Ривайль, более известный как Аллан Кардек, - создатель и основоположник философского учения Спиритизма, и всякое обсуждение проблемы посмертного существования без знания выдвинутых в его книгах идей, всякий разговор о Спиритизме без упоминания о Кардеке и о его заслугах - просто бессовестное самозванство. Это всё равно, что обсуждать проблемы математики, не зная, кто такие Пифагор, Эвклид, Фалес, Ньютон, Эйлер, Гаусс, Лобачевский и что сделано ими.
Материалистическая теория, надменно господствующая в умах, в своём заносчивом ослеплении не признаёт других наук и других выводов помимо тех, какие поставляет нам окружающая среда и наблюдения за этой средой. Сторонники подобных взглядов были и остаются неспособны понять, что те "странные" явления, которые наблюдались и наблюдаются на сеансах спиритов, в сущности такое же явление Природы, как электрический ток, магнитное поле, радиоактивное излучение и проч.
Те учёные, которые смогли понять это, отреклись от материалистических взглядов и занялись плодотворным изучением этих явлений. Не имея возможности подробно останавливаться на столь пространном вопросе, мы ограничимся лишь упоминанием наиболее громких имён: Крукс, Уоллес, Лодж, Фламмарион, Рише, Ломброзо, Льебо, Жэле, Бутлеров, Скиапарелли, Мейерс, Шарко, Аксаков, Бони, Цёлльнер, Лебон, Вагнер, Гелленбах, и т.д., и т.п.
Спиритизм стар, как мир: учение о том, что у человека имеется душа и что она бессмертна, заключается во всех религиях, более того, лежит в основании любой из них. Но вопрос о том, существуют ли духи в той форме, как их трактует Спиритизм, для многих оставался открытым до выхода в свет работ нашего выдающегося автора.
Биографические сведения об этой незаурядной личности, надо сказать, весьма скудны. Известно, что маркиз Ипполит-Леон-Денизар Ривайль родился в Лионе 3 октября 1804 года. По окончании курса наук в Ивердени, Швейцария, в школе знаменитого Песталоцци, Ривайль возвращается на родину, где занимается разработкой основных взглядов своего славного наставника на воспитание. Плодом этих трудов оказалось несколько сочинений по педагогике, переводных и оригинальных, не утративших своей научной и литературной значимости и по сей день.
Всецело изучению Спиритизма маркиз Ривайль отдаётся где-то в начале 50-х годов XIX века. В то время движение это уже охватило Европу. В 1857 году выходит первая редакция его "Le Livre des Esprits" - "Книги Духов", или "Книги о Духах"2, и одно это сочинение обессмертило его имя.
Вслед за этим он основывает в 1858 году "La Revue Spirite" ("Спиритское Обозрение") - журнал, который многие годы будет выходить в Париже и после его смерти, а также Парижское Общество спиритических исследований, бессменным председателем коего он является.
Аллан Кардек - классик Спиритизма, или Духоведения, - учения, которое, как уверены его сторонники, дало ответы на вопросы, считавшиеся прежде неразрешимыми. Сторонниками Спиритизма были многие великие умы, обогатившие человеческую культуру своими научными открытиями и произведениями искусства.
Спиритизм, в понимании Кардека, - это учение о Человеке, о его истинной природе (которая духовна), о законах и движущих силах Вселенной, о бессмертии, вечности и космической беспредельности. Но, прежде всего, это учение нравственное, имеющее задачей духовное совершенствование человечества. При таком понимании, Спиритизм является корневой системой знаний, творчески объединяющей в себе философию, религию, науку и искусство, и тем самым он стоит выше, чем какой-либо из этих, отдельно взятых инструментов человеческого познания.
Книги Кардека, на наш взгляд, так же мало нуждаются в рекомендациях, как и "Библия", как и "Бхагавад-Гита", как "Веды" или "Упанишады". Они посвящены самой важной и загадочной проблеме, волнующей человечество на протяжении всей его истории: есть ли жизнь после смерти? И если да, то какова она и что тогда такое смерть? Для чего вообще мы здесь? Эти вопросы и многие другие подобные волнуют каждого нормального человека, мимо них нельзя пройти, от них нельзя отмахнуться, от них никуда не укрыться, они касаются и затрагивают всех и каждого, ибо каждый из нас с ними рано или поздно столкнётся. Ответы на эти вопросы можно найти, читая "Книгу Духов" Аллана Кардека и другие его работы.
Истинная гуманность и самая высокая духовность выражаются во всех творениях Кардека. Они пролили новый свет о бессмертии души и о посмертном существовании. Эти книги могут быть очень полезны русским читателям, особенно тем из них, кто оказались совершенно незнакомы с идеями нематериалистической психологии или имеют с ней лишь "шапочное" знакомство. Книги эти могут быть с негодованием отвергнуты лишь теми, кто ничего, кроме марксизма или, с другой стороны, догматичного православия, не знают и знать не желают. Таким людям, разумеется, помочь уже ничем нельзя: они сделали свой выбор на период этой жизни и должны претерпеть то, что он собой налагает. Но другие не потеряют даром времени, читая их.
Спиритизму Кардек предпослал особую нравственную концепцию и оформил его как "учение, основывающееся на существовании, проявлениях и наставлениях, данных духами". У Кардека сказано: "С религиозной точки зрения, Спиритизм основывается на фундаментальных истинах всех религий: на существовании Бога, существовании души, на бессмертии и воздаянии в будущем; но он не имеет никакого особенного богослужения. Его цель доказать неверующим или сомневающимся, что душа существует, что она переживает тело, что после смерти она подвергается последствиям добра и зла, совершённых ею во время телесной жизни." Спиритизм - учение преимущественно нравственное. Изучение его постепенно ведёт человека к пониманию того, что творящий зло - палач самому себе, а заблуждающийся - свой тюремщик.
Кардек показывает, что для разработки Спиритизма служат те же приёмы, какие употребляются и в положительных науках, т.е. при разработке духовных и философских вопросов прилагается экспериментальный метод. Встречая "аномальные" факты, не находящие объяснения в известных уже законах, Спиритизм их наблюдает, сравнивает, анализирует и, от явлений восходя к причинам, доходит до законов, управляющих ими. Затем он выводит следствия и отыскивает полезные применения. Он не устанавливает никакой предвзятой теории; ни существования и воздействия духов, ни перисприта, ни перевоплощения, ни одного из принципиальных положений учения Спиритизм не выставил как гипотезу. Он вывел заключение о существовании духов только тогда, когда оно несомненно выяснилось из наблюдения фактов; и так со всеми основными принципами. Не факты приводятся здесь как следствия для подтверждения теории, а теория вытекает из фактов для их объяснения и объединения. Стало быть, можно, вполне строго выражаясь, сказать, что Спиритизм не плод воображения, а наука опытная и точная. Кардек подчёркивает, что науки делают серьёзные успехи только с того момента, когда к их изучению прилагают экспериментальный метод; то же и здесь. И если до сего времени думали, что этот метод приложим единственно к материальным явлениям, то оказалось, что он одинаково пригоден и в вопросах метафизики.
Спиритизм - старший брат теософии и "Агни-Йоги". Учение о перевоплощении и множественности существований, о воздаянии, о Беспредельности в оккультной философии Запада было впервые разработано в Спиритизме и уже оттуда перешло в Теософию и другие школы западной мысли. Своими трудами Кардек показал, что человечество стоит на пороге новой науки и что факты, получившие название "сверхъестественных" подлежат простым законам, но ещё неизвестным.
В книгах Кардека выражен новый взгляд на человека, его задачи в жизни, дана новая концепция о месте и роли человечества на нашей планете и в Космосе, обоснованы принципы, по которым должно быть устроено идеальное общество. Если смотреть на проблему под этим углом зрения, то сейчас, в пору духовной и физической деградации, для русского общества нет книг более актуальных, чем работы этого французского мыслителя.
Книги Аллана Кардека окажутся могучими конкурентами (если только в этой области позволительно говорить о "конкуренции") сочинениям г-жи Блаватской или книгам "Живой Этики". При этом на стороне Кардека то неоспоримое преимущество, которое дают простота и ясность изложения, строгая логика, стройность замысла, изящество исполнения, чувство меры и отменный стиль.
Наши современные авторы, пишущие в этой области, лишь сумбурно излагают разрозненные факты, после чтения которых в голове у читателя образуется каша, и он хочет выбросить из головы и сам предмет, послуживший её причиною. Ни у кого из этих авторов нет, да и не может быть философско-нравственной концепции, а у Кардека и последователей его она есть. И в концепцию эту заложены вечные истины, те же самые, благодаря которым почти два тысячелетия назад возникло христианство.
Всё это нашло достойное выражение в главной работе Аллана Кардека - "Книге Духов", которая сложилась в ходе сеансов автоматического письма. Она была составлена следующим образом: целому ряду не зависящих друг от друга пишущих медиумов председатель Общества предложил вопросные пункты; полученные ответы сличались и сверялись им, приводились в систему. Леон Дени по данному поводу свидетельствует: "Книга эта есть плод огромной работы классификации, согласования и изъятия, проделанной над бесчисленным множеством посланий и сообщений, поступивших из различных источников, ничего не ведающих друг о друге, сообщений, полученных во всех частях света и объединённых этим несравненным собирателем в целое после удостоверения в их подлинности. Он позаботился о том, чтобы удалить единичные и разобщённые мнения, все сомнительные свидетельства, с тем чтобы оставить лишь те положения, в отношении которых все утверждения были согласны между собой."
Таким образом, Кардек по сути дела не был автором этого сочинения, а только главным редактором и комментатором. Но его редакция и комментарии настолько неординарны, а поставленные вопросы так значительны и глубоки, что невозможно не воздать должное его уму и высокому литературному дарованию - тем более, что эти качества в полной мере проявятся в его последующих, уже более самостоятельных работах.
В наш век всеобщей самонадеянности кто-нибудь, пожалуй, ещё решит, будто ему вполне под силу в одиночку написать книгу, всё объясняющую и примиряющую. Но, право, такое напряженье сил не стоило бы труда: к чему заново изобретать барабан или вынашивать идею велосипеда? На наш взгляд, книга такая уже давно написана: это детище Аллана Кардека, его "КНИГА ДУХОВ", созданная им в содружестве с высокими Духовными Иерархами.
Эта классическая работа со времени её создания выдержала несколько десятков изданий во Франции и была переведена практически на все культурные языки, на каковых также многократно переиздавалась. Надо надеяться, что то же будет теперь и на языке русском. Знать принципы, изложенные здесь, необходимо всякому человеку, желающему претендовать на звание культурного.
В 1861 году появляется "Книга Медиумов". Если "Книга Духов" представляет собой единственный в то время опыт философии Спиритизма, "Книга Медиумов" есть обзор практической стороны предмета, обзор, приводимый в строгую систему и в котором представлены все (а вернее, почти все) медиумические явления. При этом автор не раз подчёркивает, что если философско-нравственная концепция имеет смысл и не теряет своей значимости и без этой практической стороны, т.е. спиритических феноменов, то практическая сторона, будучи лишена философско-нравственной концепции, теряет всякий смысл и ценность, пока концепция эта не будет из неё восстановлена. Эта книга столь же знаменита, как и предыдущая.
"Книга Медиумов" является самым авторитетным руководством в области практического Спиритизма. Спиритические феномены (полтергейст, аппорт, левитация, автоматическое писание, материализация и т.п.), их причины и условия нашли себе здесь наиболее полное выражение. "Книга Медиумов" содержит также указания на то, как следует правильно подступаться к столь сложному и довольно-таки деликатному делу - медиумизму - и каких ошибок, характерных для начинающих и разного рода дилетантов, иначе говоря, легкомысленно настроенных людей, адепту и серьёзному последователю нужно избегать. Эта фундаментальная работа со времени её написания также выдержала десятки изданий во Франции и за её пределами.
Интерес к названной теме у публики, по понятным соображениям, всегда был немалый. Немудрено, что вокруг неё возникла тьма великая домыслов, недоразумений, мифов, суеверий и просто откровенной чепухи. Существует множество тщетных попыток заново открыть и объяснить то, что уже давно было открыто и объяснено. Невежество даже по поводу такого элементарного вопроса, как полтергейст, царит в обществе необычайное. Что ж... Воспользуйтесь уникальной возможностью просветиться: читайте "Книгу Медиумов" - и Вы узнаете всё из первых рук.
Достоверной информации о Спиритизме на русском языке уже десятки лет не издавалось. И прискорбно это. Так с помощью клеветы эгоизм добился того, что в суждениях людей об этом предмете, довольно важном, невежество и любопытство сплелись в снисходительном отрицании. И всё же мы говорим вам: "Ignorantia non est argumentum!" (Невежество не есть доказательство!). Бесценные материалы, собранные на страницах кардековских книг, помогают восстановить попранную справедливость. Домыслы, суеверия, мифы и откровенная чепуха теперь отброшены в сторону, истина торжествует. И какая истина!
Нам выпала великая честь - перевести и подготовить к изданию на русском языке две первые книги Аллана Кардека. Сознавая всю полноту ответственности в начатом деле, мы не сочли возможным уклониться от обязанности продолжить его и подготовили к публикации ещё три фундаментальные работы нашего автора.
В 1865 году Кардек выпускает "Рай и Ад, или Божественную Справедливость в разъяснении Спиритизма". Книга эта документальна и на фактах открывает Вам сокровенные тайны человеческой природы, даёт величайшее утешение, какое только можно получить, читая написанное слово. Проникновенность и строгая логика соединились на её страницах, чтобы отметить отличительные черты стиля писателя. Здесь вся правда о жизни после смерти, а также о Жизни, постигшей иллюзию смерти и осознавшей реальность Бессмертия.
Уже около двух тысячелетий христианское духовенство тщетно пугает человечество адскими жаровнями и огненными пытками, коим на том свете должны подвергаться души грешников. По всей видимости, духовенство, доведя буквализмом эти образы до абсурда, неспособно понять, сколь на самом деле нелепы и смешны в наивности своей подобного рода идеи. Насаждаемые в былые времена с неразумным рвением идеи эти подорвали самые основы религии и нравственности и наплодили поколения безбожников.
Автор всесторонне исследует языческие и христианские представления о рае и аде, разъясняет, сколь бессмысленно настаивать на буквальном понимании символов и аллегорий, и, руководствуясь Духовным Учением, раскрывает подлинный и великий смысл, зашифрованный в тех и других. Так идея воздаяния и искупления, очищенная от предрассудка и догматизма, вырисовывается в своём истинном величии.
Особую ценность этому сочинению придаёт его вторая, иллюстративная, часть, в коей собраны спиритические послания от душ праведников и злодеев, раскаявшихся и закоренелых, людей благонравных и порочных, равнодушных и тщеславных, мудрых и невежественных, каждая из которых убедительно и ясно описывает своё положение в том мире, в каком она оказалась после смерти земного тела.
Все эти лица проходят перед умственным взором читателя как автопортреты, написанные с изумительной живостью и силой, и знакомство со столь внушительной галереей характеров производит на читателя неизгладимое впечатление, которое лучше всяких проповедей побуждает его обратиться к свету и истине и загодя позаботиться о бессмертной душе своей, вместо того, чтобы коснеть в атеизме и безразличии.
В 1868 году Кардек выпустил "Книгу Бытия, Чудеса и Предсказания в объяснении Спиритизма". Эта книга, по нашему разумению, тоже как нельзя более актуальна. Много восторженных слов на сегодняшний день написано и сказано о "Библии". Но человек ищущий и мыслящий быстро убеждается, что за всеми этими словами скрывается масса эмоций и минимум смысла. Учёные теологи и светские профаны, словно сговорившись, на все лады превозносят чудовищные нелепости, коими оказывается так богата эта книга, если зашифрованную в её символах мысль понимать буквально.
Положение усугубляется, помимо того, неточностями, ошибками и искажениями в тексте переводов и тем, что в самом древнееврейском языке, по мере его развития, слова постепенно теряли своё изначальное значение и получали новое, нередко с былым значением никак не связанное.
С попугайской бессмысленностью всё тот же джентльменский набор несуразностей кочует из одних библейских словарей, справочников и энциклопедий в другие, создаются всё новые изобильно иллюстрированные издания для детей с весьма сомнительной моралью и нравственностью, которую они смогут из сих популяризаций почерпнуть. И мнится, что этой вакханалии на бумаге и в эфире несть конца.
По счастью, это не так. Вот книга, которая всё, или почти всё, ставит на свои места. Вооружившись скальпелем разума, здравого смысла и логики, руководствуясь светом Духовного Учения, автор ведёт читателей своих по страницам "Библии". И в итоге этой дивной экскурсии по истоптанным невежеством тропам в Уме и Сердце читающего вдруг вспыхивает искра понимания, древние страницы озаряются ослепительным пламенем, в коем сгорает всё наносное и условное, и Создатель Вселенной вдруг предстаёт изумлённому внутреннему взору человека в Своём истинном Величии и Красоте.
Несколько ранее, в 1864 году, Кардек напечатал "Евангелие от Спиритизма, или Разъяснение нравственных основ Учения Христа, их согласование со Спиритизмом и применение к различным жизненным положениям". Те, кому небезразлична будущность христианства, по нашему мнению, кровно заинтересованы в изучении и распространении этой работы. Всякому человеку, понастоящему задумывающемуся над сущностью христианской религии, неизбежно бросается в глаза трагический разлад, вопиющее несоответствие, бытующее между словом и делом самого Христа, с одной стороны, и словами-делами его более поздних последователей, с другой. И проблема здесь не только в том, что на протяжении веков религия Любви и Всепрощения насаждалась огнём и мечом. Может быть, всего более важно во всеуслышание заявить сегодня о полнейшей несовместимости учения Христа с учением христианским, вернее, называющим себя "христианским". Насколько всё просто, ясно, цельно в первом, настолько же всё запутанно, невразумительно и противоречиво во втором. Как вообще могло такое случиться, что учение Христа, столь цельное и целеустремлённое, раздробилось в практике и мыслях последователей на множество направлений, ответвлений и сект? Вот вопрос, которым стоило бы задаться.
В содружестве с Высокими Иерархами и самим Духом Истины - Утешителем, обещанным нам Христом, Аллан Кардек предпринял титаническую работу по восстановлению первозданной чистоты Евангелического Учения. Плодом этой работы и является данная книга, призванная сокрушить все бастионы невежества, намеренной лжи и невольного искажения.
Эта книга сделает спиритом каждого христианина, и христианином - каждого иноверца, ибо истинная религия - едина и одна для всех, форм же у неё несколько и все они нуждаются друг в друге для составления этого единства, и притом венцом всех форм и будет христианство, а единство их и есть спиритизм. Все спириты - христиане в том смысле, в каком христиане являются последователями Христа, а не его заносчивых и невежественных интерпретаторов. Карденизм, основы которого были заложены Алланом Кардеком и Леоном Дени под водительством Духов Света, - это Христианский Спиритизм, т.е. Дух Христов, Spiritus Christi.
Как всегда на страницах книг Кардека, строгая логика - главное оружие этого мыслителя, любовь к человечеству - его главный двигатель и помощь Незримых Учителей - главная гарантия истинности.
Перу Аллана Кардека принадлежит также ряд иных, менее крупных по объёму работ, которые мы равным образом надеемся издать со временем.
Леон Дени в книге "Правда о Жанне д'Арк" говорит нам следующее: "Аллан Кардек, вдохновлённый великими духами, восстановил по более расширенному плану верования наших предков.3 Воистину религиозный дух Галлии проявляется в этом главе школы. Всё в нём: его псевдоним, совершенно кельтский, памятник, коий по его воле высится на его могиле, его строгая жизнь, степенный, созерцательный характер, всё дело его напоминают друида. Аллан Кардек, приготовленный своими прошлыми существованьями к великой миссии, коию он недавно исполнил, есть не кто иной, как воплощенье одного видного кельта. Он сам утверждает это в следующем послании, полученном в 1909 году:
"Я был жрецом, главою жриц на острове Сэн (l'isle de Sein), и жил на берегу яростного моря, на крайней оконечности той земли, которую вы называете Бретанью.
Не забывайте Великого Духа Жизни, того, коий заставляет омелу расти на дубах, коий освящает древние камни ваших предков. Я счастлив заверить вас, что у ваших отцов всегда была вера; храните её, как они, ибо кельтский дух не угас во Франции, он выжил и сообщит сынам волю верить и приближаться к Богу.
Не забывайте своих любимых, коии вокруг вас, словно звёзды небесные, которые вы не видите днём, хотя они всегда там.
Сила божественная бесконечна; она светит вам сквозь туманы земли, и на вас падают её рассеянные и ослабшие лучи.
Слушайте голос своего сердца, когда пред океаном, где яростные волны преследуют друг друга, вы чувствуете себя охваченными страхом и надеждою. Он громко говорит тем, кто хочет его услышать. Вы должны понимать его, ибо для этого вы имели соединёнными все учения Земли.
Любите нас, древних людей, нам нужно ваше воспоминанье, возлюбленные мои. Пусть души ваши приходят посещать нас во время сна, даваемого вам Богом!
Вы хотите знать, кто я есмь: я скажу вам своё имя, но какое значенье имеют имена? Мы оставили на земле, вместе с нашим телом, память об именах и вещах, чтобы вспоминать лишь о волях Бога и чувствах, несущих нас к Нему, чтобы знать там лишь Его любовь и славу, ибо в бесконечном свете всякое пламя кажется погасшим: солнце божественное делает его менее зримым и сливает его в вечном лучении.
Земля - место всего только переходное, дремучий и тёмный лес, в котором отзвуки жизни миров звучат лишь приглушённо.
Мы всегда будем там, великие направники, ведущие страждущее человечество к цели, неведомой людям, но намеченной Богом; она горит для нас в ночи времён словно яркий факел.
Мы ожидаем мига, когда, наконец, свободные, вы сможете вернуться к нам, чтобы вместе с нами петь вечный гимн, прославляющий Создателя.
Души Франции, вы - дочери Галлии. Помните веру ваших предков, коия была также вашей верою. Поднимайтесь иногда мыслию к целебным водам наших истоков, к сильным традициям и высотам нашей истории, чтобы найти там энергию и веру, чтобы оживить свой дух и согреть сердце ваше в чистом воздухе и красоте вершин и в бесконечном свете."
Аллан Кардек
Вся жизнь Аллана Кардека является огненным примером бескорыстного служения высшим идеалам и самозабвенного труда на благо земного человечества. Великий философ и учёный скончался в Париже 31 марта 1869 года. Могила его, на которой подобно обелиску высится кельтский дольмен, находится на парижском кладбище Пер-Лашез, куда и по сей день не перестают съезжаться благодарные последователи со всего мира, чтобы отдать дань глубокого уважения Учителю.
Печать самой высокой гуманности и истинной духовности лежит на всех творениях Кардека. Влияние его идей на умы современников и последующих поколений было огромно. Последователи нового учения имелись во всех странах мира, включая и Россию. Книги его, как мы отметили, издавались десятки и десятки раз во Франции и переводились почти на все культурные языки мира. В России в начале этого века также имелось и действовало общество последователей Кардека. Существовало "Издательское товарищество в Москве КАРДЕК". Ими были переведены на русский все его работы, издавался философско-богословский журнал "Спиритуалист" с участием в нём даже представителей православного духовенства, принявших кардековские идеи. Как знать, что бы из этого вышло, если б не роковой октябрьский переворот! Неслучайно, что, когда большевики захватили власть и учредили свою цензуру, книги Кардека в числе первых попали в запретный список.
Пока что, к сожалению, не удалось окончательно установить, в какой мере эти бесценные материалы сохранились до наших дней. Во всяком случае, практически полное их отсутствие в крупнейших библиотеках страны наводит на мысль, что НКВД в конце 20-х - начале 30-х годов была проведена широкая акция по планомерному изъятию и уничтожению также и этой литературы, а не только самих спиритов. Что ж, это можно понять: ничто бы не представило большей опасности существовавшему тогда в стране режиму, как знание людьми тех духовных истин, каковые содержались в этих книгах. Философия Кардека оказалась столь реальной и серьёзной угрозой большевицко-коммунистическому миропониманию, что даже само имя учёного и философа советская власть вынуждена была держать под запретом.
После публикации первых наших статей о Спиритизме в журналах, в их редакции хлынули потоки писем. Так выяснилось, что в нашей стране этой проблемой интересуется множество и множество людей. Дальнейшие публикации в средствах массовой информации подтвердили правильность этого вывода. И не беда, если одновременно выяснилось, что вокруг данной темы возникла великая тьма мифов, суеверий, недоразумений и домыслов. Это, повторяем, естественно, ведь серьёзной литературы об этом предмете на русском языке не издавалось семь с лишним десятков лет и достоверную информацию людям получить было негде. Теперь же у Вас возможность такая имеется. Мы издаём эти книги и говорим Вам, что они из числа тех, которые никогда не утратят своего значения.
Йог Раманантата
12.12.93.
1 "Всегда так: успех выпадает на долю посредственных умов, а умы поистине великие остаются в тени." (нем.)
2 Трудно разрешимый вопрос: какое из названий будет по-русски правильнее. (Й.Р.)
3 Речь идёт о галлах, предшественниках французов. (Й.Р.)
Ч а с т ь П е р в а я
"К Н И Г А Б Ы Т И Я"
Глава Первая