Вопросов по вероучению ислама

ВОПРОСОВ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ ИСЛАМА

Перевод: Канд. филосовских наук Нирша В. (Абдалла)

© Российский фонд "Ибрагим бин Абдульазиз аль Ибрагим"

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху, Единому, Вечному, который не рождал и не был рождён, и не был Ему равен никто! Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), который донёс до челове­чества призыв чистого единобожия, обратившись с призывом к мирам, и сунна его до сих пор продолжает произносить благо­словенные слова единобожия: "Нет бога, кроме Аллаха, и Му­хаммад - посланник Аллаха":

Естественно, что название "Двести вопросов по вероучению ислама" предполагает, что на эти вопросы даются и ответы. По сути дела эта книга является учебником по единобожию или же вероучению, написанным в форме возрастающих по степени сложности вопросов и кратких ответов.

Вопросы всегда были и остаются прекрасным средствам обу­чения в области самых разных наук, сочетая в себе упорядочен­ность, указания, способность заинтересовать людей и вызывать горячие обсуждения, а также помощь в запоминании необходи­мых знаний.

Благородный Коран представляет собой великий пример по­добного средства обучения, поскольку в его аятах неоднократ­но встречаются такие слова: «И они спрашивают тебя о...»- за которыми следует соответствующий ответ.

И когда Джибрил, мир ему, принявший облик человека, ко­торого люди не знали, встретился с пророком, (с.г.с.), он тоже использовал этот метод, задавая пророку (с.г.с.), вопросы об исламе, вере, чистосердечии и времени наступления Дня воскресения так, будто он не слышал ответов на них, и делая это с целью обучения присутствовавших при этом людей.

А сколько раз пророк, (с.г.с.), задавал своим сподвижникам вопросы такого рода: «Как вы думаете, кто... ?», - или: «Извест­но ли вам .. ?», - сначала предоставляя им возможность отвечал. на них самим, а потом давая на эти вопросы правильные ответы " И благодаря таким вопросам и ответам до нас дошла

значительная часть исламского наследия, ведь часто бывало так, что кто-нибудь приходил к пророку, (с.г.с.), издалека и задавал ему какой-нибудь вопрос, пророк же, (с.г.с.), давал ответ, кото­рый не только удовлетворял спрашивавшего, но и являлся сред­ством обучения присутствовавших.

В соответствии с одной из основ фикха человек, не обладаю­щий знанием, должен обращаться к знающим и задавать им воп­росы, ведь Аллах Всевышний сказал:

«...и спрашивайте облада­телей Писания, если сами вы не знаете. »

(Пчёлы 43.)

Это было сказано по той причине, что вопрос является клю­чом, открывающим доступ к огромному миру знаний.

Этим же путём пошёл и автор нашей книги, которая называ­ется "Двести вопросов по вероучению ислама", да помилует его Аллах. Он пользовался широкой известностью и являлся препо­давателем различных высших учебных заведений, воспитателем ищущих знание и л шоком всевозможных шариатских наук: ве­роучения (акида). хадисов и терминологии сунны, фикха и так далее. Несмотря на то, что умер он в самом расцвете сил, этот человек оставил после себя много книг на самые разные темы и иногда он освещал одну и ту же тему, пользуясь разными мето­дами. Так, например, для того, чтобы его ученикам легче было усваивать основы вероучения ислама, он написал для них целую книгу в стихах, но об этом же он писал и в прозе, составив для них книгу "Двести вопросов по вероучению ислама" в форме вопросов и ответов.

Дорогой читатель!

По милости Аллаха Всевышнего нами были предприняты уси­лия по изданию русского перевода этой книги в надежде, что она:

- заполнит собой один из пробелов в учебной литературе на русском языке, предназначенной для обучения шариатским на­укам;

- позволит каждому студенту и каждому исследователю воспользоваться доводами шариата, взятыми из благородного Ко­рана и сунны пророка, (с.г.с.), что же касается каждого вопроса, то он закладывает основы шариатского знания и способствует подготовке студента с помощью тех методов, которыми пользу­ются в своих умозаключениях улемы.

Кроме того, нам хотелось бы обратить внимание читателя на следующие моменты:

- Многие ответы являются весьма краткими. Автор ограни­чивается только цитированием соответствующего довода, опа­саясь многословия, несмотря на то, что каждый вопрос вполне достоин отдельного исследования.

- Многие вопросы связаны друг с другом, что, к примеру, ка­сается вопросов, имеющих отношение к основам веры и осново­положениям ислама.

- Некоторые места арабского текста были сокращены с це­лью облегчения их восприятия в русском переводе. Все хадисы, встречающиеся в тексте, были приведены в соответствие с их первоисточниками, которыми являются основные сборники хадисов пророка, (с.г.с.),

- Взятые в скобки слова переводимых аятов Корана и хадисов отсутствуют в текстах первоисточников и используются нами как средство передачи смысла сказанного.

Уважаемый читатель!

Пусть эта книга поможет тебе возвыситься к чистому источ­нику вероучения, и пусть твоё путешествие с этими вопросами окажется интересным и благословенным, и пусть воздастся тебе наградой за твоё терпение и твои усилия, направленные на обре­тение ключей к вероучению, и пусть каждый ответ послужит тебе указанием на свет истины!

Пусть Аллах Всевышний, слава Ему, примет сделанное нами и тобой, и обратит нам на пользу это знание и даст нам достиг­нуть высших пределов знания и счастья!

И пусть Аллах Всевышний, слава Ему, запишет автору этой книги, да помилует его Аллах, множество добрых дел за его труд и положит их на его весы в День воскресения!

Научная Комиссия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

«Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет, и после (этого)[1] те, кто не уверовал в своего Господа, приравнивают![2] Он - Тот, который создал вас из глины, а потом установил срок, и есть у Него срок определённый[3], и после этого вы сомневаетесь! И Он — Аллах в небесах и на земле[4]. Знает Он о Вас тайное и явное и знает Он, что совершаете.»

(Скот, 1-3)

Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Он - Один, Вечный[5], не рождал Он и не был рождён, и не был Ему равным никто[6], ведь это Ему принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле, и все Ему подчиняются, Он - Творец небес и земли, и когда Он решает что-нибудь, то говорит только: "Будь!", - и это возникает[7], и Господь твой создаёт, что пожелает, и избирает[8], у них[9], же нет выбора; Аллах выше того, что они придают Ему в сотовариши[10], ведь Его не спросят за то, что Он делает, а они будут спрошены[11]. И я свидетельствую, что наш господин и наш пророк Мухаммад - Его раб и Его посланник, которого Он по­слал с руководством[12] и религией истины, Чтобы вознести её над любой (иной) религией, даже если это и ненавистно многобожникам[13]. Да благословляет Аллах и да приветствует до само­го Дня воскресения его самого, и его семейство, и его сподвиж­ников, которые судили по истине и благодаря ей придержива­лись справедливости, и тех, кто идёт за ними с чистыми сердца­ми и не отклоняется от сунны, но следует ей, придерживается её, дружит и враждует в соответствии с указаниями сунны, борется за неё и отстаивает её, а также всех тех, кто идёт их путём. А затем:

Предлагаемый вниманию читателя краткий, но весьма полез­ный сборник содержит в себе сведения об основах и принципах религии и единобожия, к которому призывай посланники и о котором говорится в ниспосланных свыше Писаниях, ведь не спа­сётся никто из тех, кто не исповедует единобожия. Эта книга ве­дёт к ясному пути истины, так как в ней разъясняются различ­ные аспекты и особенности веры и говорится о том, что уничто­жает веру или противоречит её целостности. Каждый из рассмат­риваемых в ней вопросов был снабжён соответствующими до­водами и указаниями, чтобы суть его обнаружилась полностью. При этом я ограничился использованием доводов[14] приверженцев сунны и не стал приводить утверждений следующих своим страстям и придерживающихся нововведений, так как упоминать их можно лишь для того, чтобы опровергать и критиковать их с позиций сунны. Кроме того, выявлением недостатков подобных утверждений занимались великие имамы, написавшие с целью их опровержения и устранения специальные сочинения. И хотя нечто можно познать и с помощью его противоположности, пос ле восхода солнца уже не нужно искать никаких доводов в пользу наступления дня. То же самое относится и к истине, поскольку

когда она становится ясной, ничего, кроме заблуждений, появиться уже не может.

Я составил свой труд в форме вопросов, чтобы привлечь к ним внимание стремящегося к знанию, снабдил эти вопросы от­ветами, разъясняющими суть дела, и назвал эту книгу "Вехи сунны, отмечающие собой воззрения той религиозной общины, которая спасется и победит", и я молю Аллаха сделать так, чтобы она явилась выражением моего искреннего стремления к Его высочайшему лику, и обратить нам на пользу то, что мы узнали, и научить нас тому, что пойдёт нам на пользу и что стало бы проявлением Его благодеянии и милости. Поистине, Он все может, Он добр по отношению к Своим рабам, и Он все знает о них, к Нему возвращение, и Ему решать судьбы, Он – наш Покровитель и прекрасен этот Покровитель и Защитник!

Хафиз бин Ахмад аль-Хаками

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос 33. Что такое вера?

Ответ. Вера есть слово и действие. Имеются в виду слова, произносимые сердцем и языком, и действия, совершаемые сер­дцем, языком и прочими частями тела. Вера увеличивается бла­годаря проявлению повиновения и уменьшается вследствие ос­лушания, и в этом отношении одни верующие могут превосхо­дить других.

Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера пред­ставляет собой сочетание слова и действия?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«... однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах...»

Комнаты, 7

« И уверуйте в Аллаха и посланника Его...»

Преграды, 168

Именно в этом и заключается смысл принесения обоих свиде­тельств, так как без этого раб не может начать исповедовать рели­гию. Если говорить о наличии определённых убеждений, то эти свидетельства относятся к действиям сердца, с другой же стороны, они относятся к действиями языка, выражающего эти убеждения, и свидетельства эти могут пойти на пользу человеку, приносящему их, только при условии наличия согласия между сердцем и языком.

Аллах Всевышний также сказал:

«И не пристало Аллаху губить вашу веру...»

Корова, 143

Здесь под верой подразумеваются молитвы, которые до изме­нения киблы мусульмане совершали, обращаясь в сторону Байт аль-Макдис[50]. Таким образом, молитва в целом была названа ве­рой в том смысле, что она объединяет в себе действия сердца, языка и прочих частей тела.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то он относил к вере совер­шение молитв и прочих дел поклонения в ночь предопределе­ния, и соблюдение поста и ночных молитв во время рамадана и совершение пяти обязательных ежедневных молитв, а когда про­рока, (с.г.с.), спросили: "Какое дело является наилучшим?", - он ответил:

«Вера в Аллаха и Его посланника».

Аль-Бухари, Муслим.

Ответ.

1 - Величайшим станет заступничество в День вос­кресения, когда люди будут стоять на месте (маукыф) в ожида­нии окончательного решения, которое Аллах примет о Своих рабах. Право такого заступничества будет предоставлено толь­ко нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и это - то самое достохвальное место (аль-макаму-ль-махмуд), которое было обещано ему Всемогущим и Великим Аллахом, о чём Он сказал так:

«...и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному.»

Ночное путешествие, 79.

Здесь имеется в виду то, что когда людям станет невмоготу и дальше находиться на этом месте, и пребывание их там затянет­ся, и волнение их усилится, и они погрузятся в свой собственный пот настолько, что им станет трудно дышать, они станут искать заступничества, желая того, чтобы Аллах принял о них окончательное решение. И они сначала обратятся к Адаму, потом - к Нуху, потом - к Ибрахиму, потом - к Мусе, потом - к Исе, сыну Марйам, и каждый из них скажет: "Я сам, я сам!"[300], - и это будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), который скажет, что он готов обратиться с просьбой о заступничестве.

Аль-Бухари, Муслим и другие.

, о чём подробно говорится в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", а также и в других источниках.

2 - Заступничество, которое выразится в мольбе о том, чтобы врата рая были открыты. Первым, кто откроет их, станет наш пророк Мухаммад, (с.г.с.), а первой общиной, которая войдёт туда, станет его община.

3 - Заступничество за тех, кого Аллах велит ввергнуть в ад, чтобы они не оказались там.

4 - Заступничество за тех исповедовавших религию единобо­жия людей, которые окажутся в аду. Оно выразится в мольбе о том, чтобы их вывели оттуда, после чего они будут выведены из ада обгоревшими и подобными углю, а затем их бросят в реку жизни, и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, подхватываемое потоком.

5 - Заступничество, целью которого станет возвышение сте­пени тех, кто попадёт в рай. В трёх последних случаях засту­паться перед Аллахом за людей будет позволено не только на­шему пророку, (с.г.с.), но здесь он будет первым, а за ним после­дуют другие пророки, ангелы, угодники (аулийа) и малолетние дети, умершие прежде своих родителей (афрат), после чего Ал­лах Всевышний по милости Своей выведет из огня бесчисленное множество людей и введёт их в рай.

6 - Заступничество, целью которого является облегчение му­чений некоторых неверных, право которого предоставлено только нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и касается его дяди Абу Талиба, о чём сообщается в "Сахихе" Муслима и других источ­никах.

Этот хадис приводит также и аль-Бухари. В нём сообщается, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Может быть, моё заступничество в Лень воскресения прине­сёт ему пользу и он будет помешен в верхний слой огня, кото­рый будет доходить ему (только) до пяток и от которого станет кипеть его мозг».

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«He перестанут бросать (людей) в aд и (не перестанет) он говорить: "Будет ли добавка?", - до тех пор, пока Господь славы не наступит на него Своей ногой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: "Довольно, довольно, клянусь славой Твоей и щедростью Твоей!" А в раю будет продолжать оставаться свободное место до тех пор, пока Аллах не создаст для него (новых) людей, которых Он поселит на это место».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в рай или спас­тись от ада благодаря своим делам?

Ответ. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

"Приближайтесь[301], старайтесь придерживаться правильного и знайте, что никогда не спастись никому из вас благодаря де­лам его». (Люди) спросили: "И даже тебе, о посланник Аллаха?" Он сказал: «В том числе и мне, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие и не окажет милость».

В другой версии этого хадиса сообщается, что когда пророк, (с.г.с.), сказал:

«Старайтесь придерживаться правильного, приближайтесь, радуйтесь (и знайте, что), поистине, никого дела его не введут в рай», - (люди) спросили: "Даже и тебя, о посланник Аллаха?" Он ответил: «И меня, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие, и знайте, что больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их и будет немного».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего:

«И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в на­следство за то, что (би-ма) вы делали».

Преграды, 43 ?

Ответ. Хвала Аллаху, между этим хадисом и словами Все­вышнего нет никаких противоречий. Дело в том, что подтверж­дающий предлог " би" , использованный в данном аяте, указыва­ет на причинность, ведь именно праведные дела станут причи­ной того, что человек окажется в раю. а без них это будет невозможно, ведь следствие существует только в силу существования причины.

Что же касается хадиса, то в нём отрицается, что предлог "би" является показателем оценки, поскольку даже если раб Ал­лаха проживёт до скончания веков и всё это время он будет по­ститься днём, молиться по ночам и не совершит ни единого гре­ха, то и тогда все его дела не уравновесят собой и одной сотой части наименьшей из числа явных и тайных милостей, оказан­ных ему Аллахом, но как же в таком случае они могут послу­жить платой за вход в рай?

«Господь мой, прости и помилуй, (ведь) Ты - лучший из мило­стивых![302]»

Верующие, 118.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Предисловие автора

Вопрос 1, Что является первостепенной обязанностью рабов Аллаха?

Вопрос 2. Ради чего было создано всё сущее?

Вопрос 3. Что означает слово "раб" ('абд)?

Вопрос 4. Что такое поклонение? Когда то или иное дело становится поклонением?

Вопрос 5. Что является признаком любви раба к его Всемогущему и Великому Господу?

Вопрос 6. Как рабы Аллаха узнали о том, что Он любит и что является угодным Ему?

Вопрос 7. Сколько насчитывается условий поклонения?

Вопрос 8. Что такое подлинная решимость?

Вопрос 9. Что означает искренность намерения?

Вопрос 10. Что подразумевается под религиозным законом (шар), в строгом соответствии с которым Аллах Всевышний повелел исповедовать религию?

Вопрос 11. Сколько ступеней включает в себя ислам?

Вопрос 12. Что такое "ислам"?

Вопрос 13. Что может служить указанием на то, что понятие "ислам" охватывает собой всю религию в целом?

Вопрос 14. Что указывает на то, что исламу можно дать определение, перечислив пять его столпов?

Вопрос 15. Какое место в религии занимают два свидетельства?

Вопрос 16. Что указывает на необходимость свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Вопрос 17. В чём смысл свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Вопрос 18. Каковы условия свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения которых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?

Вопрос 19. Какие аяты Корана и хадисы указывают на то, что обладание знанием является необходимым условием?

Вопрос 20. Какие аяты Корана и хадисы указывают на то, что уверенность является необходимым условием?

Вопрос 21. Какие аяты Корана указывают на необходимость повиновения?

Вопрос 22. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость принятия свидетельства?

Вопрос 23. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость искренности?

Вопрос 24. Какие указания на необходимость придерживаться правдивости имеются в Коране и сунне?

Вопрос 25. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость любви?

Вопрос 26. Что является указанием на необходимость проявления дружеского расположения и враждебности ради Аллаха ?

Вопрос 27. Что указывает на необходимость свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Вопрос 28. В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Вопрос 29. Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник

Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?

Вопрос 30. Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?

Вопрос 31. Что указывает на необходимость соблюдения поста?

Вопрос 32. Что указывает на необходимость совершения хаджа?

Вопрос 33. Что такое вера?

Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера представляет собой сочетание слова и действия?

Вопрос 35. Что может служить указанием на возможность увеличения и уменьшения веры?

Вопрос 36. Что является указанием на то, что верующие могут превосходить друг друга по вере своей?

Вопрос 37. Что является указанием на то, что понятие "вера" может охватывать собой всю религию в целом?

Вопрос 38. Какие имеются указания на то, что можно дать точное определение вере, перечислив шесть её столпов?

Вопрос 39. Какие указания на существование вышеупомянутых столпов веры в целом имеются в Коране?

Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?

Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (таухид аль-улюхийа)?

Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха единственным Богом?

Вопрос 43. Что такое большое многобожие?

Вопрос 44. Что такое малое многобожие?

Вопрос 45. Какая разница между союзом "о" и выражением "о потом", использующимися в вышеупомянутых выражениях?

Вопрос 46. Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?

Вопрос 47. Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?

Вопрос 48. Что означает признание того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?

Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Аллаха имеются в Коране и сунне?

Вопрос 50. Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?

Вопрос 51. Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?

Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?

Вопрос 53. Что может служить примером этого?

Вопрос 54. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие

имена, с точки зрения содержания этих указаний?

Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?

Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?

Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?

Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?

Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?

Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего, как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир),

Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?

Вопрос 61. Какие указания имеются в Коране на то, что Аллаха возвышается над Своим творением?

Вопрос 62. Есть ли указания такого рода в сунне?

Вопрос 63. Что говорили имамы религии из числа наших праведных предшественников по вопросу об утверждении /истива'/ Аллаха на Его троне?

Вопрос 64. Какие аяты Корана указывают на то, что Алпах является Всеподчиняющим?

Вопрос 65. Какие хадисы указывают на то, что Аллах является Всеподчиняющим?

Вопрос 66.Что свидетельствует о высоте положения Аллаха Всемогущего и Великого и что следует отрицать, когда речь идёт о Нём?

Вопрос 67. Что означают слова пророка, (с.г.с.), который сказал о прекраснейших именах: «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»?

Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?

Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (тayxид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?

Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне?

Вопрос 71. Что означает вера в ангелов?

Вопрос 72. Какие категории ангелов существуют, с точки зрения цели их создания Аллахом и того, что Он им поручил?

Вопрос 73. Что является указанием на обязательность веры в Писания?

Вопрос 74. Все ли ниспосланные свыше Писания упомянуты в Коране?

Вопрос 75. Что подразумевает собой вера в Писания Аллаха Всемогущего и Великого?

Вопрос 76. Какое положение занимает Коран по отношению к ниспосланным прежде Писаниям?

Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины?

Вопрос 78. Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?

Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?

Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?

Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?

Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?

Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения?

Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?

Вопрос 85. Обо всех ли посланниках Аллах рассказал в Коране?

Вопрос 86. Сколько посланников Аллах Всевышний назвал в Коране поимённо?

Вопрос 87. Кто из посланников был назван "обладающими твёрдой решимостью" (улю-ль-'азм)?

Вопрос 88. Кто был первым посланником?

Вопрос 89. Когда возникли вышеупомянутые расхождения?

Вопрос 90. Кто является последним пророком и что

указывает на это?

Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад, (с.г.с.), отличался от других пророков?

Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?

Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?

Вопрос 94. Что служит указанием на обязательность веры в Последний день?

Вопрос 95. Что подразумевает собой вера в Последний день и что она включает в себя?

Вопрос 96. Известно ли кому-нибудь, когда настанет Час этот?

Вопрос 97. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в Коране?

Вопрос 98. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в сунне?

Вопрос 99. Что является указанием на обязательность веры в смерть?

Вопрос 100. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в Коране?

Вопрос 101. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в сунне?

Вопрос 102. Какие указания существуют на то, что люди будут воскрешены и восстанут из могил?

Вопрос 103. Какое суждение следует вынести о том, кто не верит в воскресение?

Вопрос 104. Что является указанием на трубный глас и сколько раз протрубят в трубу в День воскресения?

Вопрос 105. Как описывается сбор людей в День воскресения в Коране?

Вопрос 106. Как описывается сбор людей в День воскресения в сунне?

Вопрос 107. Как описывается в Коране положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда (аль-маукыф) в День воскресения?

Вопрос 108. Как описывается в сунне положение тех, кто будет стоять в ожидании Суда в День воскресения?

Вопрос 109. Как описывается в Коране предстояние (аль-'ард) и расчёт (аль-хисаб)?

Вопрос 110. Как описывается в сунне предстояние и расчёт?

Вопрос 111. Как описывается в Коране разворачивание свитков?

Вопрос 112. Как описывается разворачивание свитков в сунне?

Вопрос 113. Какие аяты Корана служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание?

Вопрос 114. Какие хадисы служат указанием на то, что в День воскресения будут установлены Весы, и как будет происходить взвешивание согласно сунне?

Вопрос 115. Какие указания на Сират имеются в Коране?

Вопрос 116. Какие указания на Сират имеются в сунне, и как он описывается в хадисах?

Вопрос 117. Какие указания на воздаяние равным (аль-кисас) в День воскресения имеются в Коране?

Вопрос 118. Какие указания на воздаяние равным в День воскресения имеются в сунне, и что оно будет собой представлять?

Вопрос 119. Какие указания на водоём имеются в Коране, и как он описывается в сунне?

Вопрос 120. Что является указанием на обязательность веры в рай и ад?

Вопрос 121. Что подразумевает собой вера в рай и в ад?

Вопрос 122. Что указывает на существование рая и ада в настоящее время?

Вопрос 123. Какие указания существуют на то, что рай и ад будут существовать вечно

и никогда не исчезнут?

Вопрос 124. Какие указания существуют на то, что в мире вечном верующие увидят своего Всеблагого и Всевышнего Господа?

Вопрос 125. Что является указанием на (обязательность) веры в заступничество (шафа'а), кто станет заступником, кто получит право на заступничество и когда это будет?

Вопрос 126. Сколько насчитывается видов заступничества, и какой из них станет величайшим?

Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в рай или спастись от ада благодаря своим делам?

Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего: «И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в наследство за то, что (би-ма) вы делали».Преграды, 43?

Вопрос 129. Что является указанием на обязательность веры в предопределённость в целом?

Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?

Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?

Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?

Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?

Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (aт-такдиру-ль-азали)?

Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (ат-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?

Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и фиксируемое на первых этапах пребывания семени в утробе?

Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение

к событиям следующего года?

Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?

Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?

Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие, и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же, в таком случае, можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"?

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (с.г.с.), который сказал:

«.. .всё благо в руках Твоих, а зло не исходит от Тебя...», /...ва-ль-xaйpy куллю-ху би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя.../ — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему?

Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают?

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?

Вопрос 146. Сколько насчитывается ответвлений Веры?

Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?

Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечислено ими?

Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость совершения благих дел (ихсан)?

Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом ( аль-ихсану фи-ль- 'ибадати) ?

Вопрос 151. Что является противоположностью Веры?

Вопрос 152. Почему неверие по убеждению полностью несовместимо с верой? Как можно объяснить подробнее, почему такое неверие приводит к исчезновению веры?

Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии?

Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью?

Вопрос 755. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме непризнания?

Вопрос 156. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме упорства и проявления высокомерия?

Вопрос 157. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме лицемерия?

Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?

Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действиях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебрежения к Корану, поношение посланника, насмешки над религией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?

Вопрос 160. На сколько частей подразделяются такие вещи как несправедливость (зульм), нечестие (фусук) и лицемерие (нифак)?

Вопрос 161. Что может служить примером большой и малой несправедливости?

Вопрос 162. Что может служить примером большого и малого нечестия?

Вопрос 163. Что может служить примером большого и малого лицемерия?.................223

Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?......225

Вопрос 165. Что такое "нушра" и каковы установления шариата относительно этого?

Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?

Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?

Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?

Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?

Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?

Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?

Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?

Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?

Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма'аси)?

Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са'ийат)?

Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?

Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?

Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (ат-таубату-н-насух)?

Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каждого отдельного человека?

Вопрос 180. Когда покаяние перестанет .приниматься в земной жизни?

Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрет, не прекратив совершать тяжкие грехи?

Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных Кораном за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?

Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе

слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «... то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», — и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говорилось ранее?

Вопрос 184. Что именно подразумевается под прямым путём (ac-cиpaтy-ль-мустакым), идти которым нам повелел Аллах, запретивший следовать иными путями?

Вопрос 185. Что позволяет следовать этому пути и избегать отклонений от него?

Вопрос 186. Что является противоположностью Сунны?

Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам посланника Аллаха, (с.г.с.), и членам его семьи?

Вопрос 188. Кто из сподвижников в <

Наши рекомендации