Автор, посредники и адресаты откровения
Единый Истинный Бог, Отец Господа Иисуса Христа является настоящим автором откровения, которое было дано Иоанну. Ибо это Он "в Своей власти" и исключительно для своего ведома сохранил "времена и сроки" (Деян. 1,7). Это, между прочим, относится и ко дню и часу второго пришествия Господа Иисуса Христа (ср. Мар. 13,32).
Откровение будущих событий ("показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре…") в истории Церкви на фоне мировой деятельности Отец дал Сыну (Отк. 1,1). Здесь происходит та же закономерность и последовательность излития Дара Божия, как это указано в день Пятидесятницы, когда Иисус "… быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите" (Деян. 2,33)!
Полученное от Отца откровение будущего Иисус передает "своему ангелу" и с его посредничеством открывает "рабу Своему Иоанну" (Отк. 1,1).
В свою очередь Апостол Иоанн, будучи посредником откровения "засвидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа" иописал "все, что видел" (Отк. 1,2).
Таким образом, Божье послание дошло до Церкви, достигло нас, живущих под конец веков.
Божье благословение объемлет всех тех, которые "читают, слушают слова пророчества сего и соблюдают написанное в нем; ибо время близко. (Отк. 1,3). В том объявлении и обетовании звучит тот самый тон, который Иисус заключил в Мат. 7,24-27:
"Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое".
Иисус свидетельствует о себе
«Я есмь Альфа и Омега…» (Отк. 1,8)
Альфа – это первая буква греческого алфавита, а Омега – последняя. Альфа и омега обозначают начало и конец. Иисус Христос является началом. И здесь возникает вопрос, началом чего является Иисус Христос? На него отвечает сам Иисус: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк. 3,14). Прежде чем было создано все видимое и невидимое, Он был первым из созданий, или как говорит апостол Павел, «рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1,15). Иисус – начало создания Божия, дает советы и указания Церкви (Отк. 2,8). Он не только передает пророчеств о будущем, но он также говорит к народам через пророков в Ветхом Завете, призывая их к послушанию.
«Я - Господь первый, и в последних - Я тот же» (Ис. 41,1-4). «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис. 48,12; 44,6-8; Отк. 22,12-13).
Приветствия семи церквам
В книге Откровения упоминается семь церквей Малой Асии: Ефесская, Смиренская, Пергамская, Фиатирская, Сардисская, Филадельфийская и Лаодикийская (Отк. 1,11).
Во времена апостолов существовало уже много церквей. Одной из первых была церковь в Иерусалиме, в Антиохии, в Галатии, в греческом Коринфе и Фессалонике, в Риме и многих других местностях (Деян. 8,1; 11,26; 15,21; 1 Кор. 16,1; 1 Кор. 1,2).
Среди этого множества Верный Свидетель указал на семь церквей в Малой Асии. В Слове Божьем мы замечаем, что число семь имеет особое значение, и оно многократно упоминается в Священном Писании. Например: семь очей (Отк. 5,6), семь рогов, семь печатей (Отк. 5,1), семь труб (Отк. 8,2), семь казней (Отк. 15,7-8). Кроме того, в Священном Писании можно найми много мест, где упоминается число семь.
Пророчество Откровения нельзя отрывать от общего библейского контекста (Деян. 19,1.9).
Ефесская Церковь во время апостолов не была многочисленной и сложно к ней относить то, что написано в книге Откровения (2,1). Термин Церковь обозначает, скорее всего, все христианство, чем отдельное собрание.
В прошлом израильтяне собирались на торжественные праздники в Иерусалим и, таким образом, составляли одно целое, одну церковь, называемую собранием. Точно также и сегодня, Ефесская Церковь представляет всех христиан, независимо от того, где они находятся.
Поэтому мы понимаем, что раннее христианство, то есть Церковь апостольского периода, выступает под названием «Ефесского» периода.
Христианство первого века взяло свое начало от Христа и Его апостолов.
Обычаем, принятым в написании писем, Иоанн приветствует "семь церквей, находящихся в Асии". Употребленное в тексте слово ecclesia, соответствует ветхозаветному понятию народа Божия, Израиля, которого когда-то призвал Бог. Итак, христианские собрания, исповедующие Иисуса Христа, являются Божьим народом последних времен. Характерно, что ecclesia означает как одно собрание, так и весь Божий народ.
Иоанну дано было послание семи церквам. Число семь многократно выступает в Священном Писании. В книге Откровения оно было применено для определения священной полноты. Тем самим, обращаясь к "семи церквам" в Асии (Ефес, Смирна, Пергам, Фиатир, Сардис, Филадельфия, Лаодикия), Иоанн обращается не только к христианам тех церквей, но ко всей Христовой Церкви. Ведь в то время существовало много других церквей, как в Малой Асии (напр. в Иерусалиме или в Галатии), так и в Европе (Рим, Коринф, Филиппы и др.).
Приветствия начинаются пожеланиями Божьей благодати и Божьего мира. Это дары Божьи, которые в любое время, а особенно в последнее, имеют особенное значение.
Иоанн пишет: "…благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет…" (Отк. 1,4).
Это приветствие от Всемогущего Бога Отца. С этим именем "Сущий" (Исх. 3,14) Он открылся Израилю. Таким образом, была подчеркнута не только самобытность и исконность Бога, но также Его обетование в том, что Он сам под конец времен придет к Своему народу. Небесная семья составляется из Бога Отца, Его Сына и множества ангелов, которые под влиянием Духа святого исполняют Божью волю. Из этого приветствия мы понимаем, что второе пришествие Иисуса Христа будет в присутствии Отца и святых ангелов.
«ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мат. 16,27).
Апостол Павел тоже писал об этом в послании к Титу: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,13).
«мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3,2; ср. Мат. 5,8).