События жизни и смерть Йахьи
Священный Коран не раскрывает нам подробностей жизни, пророческой деятельности и смерти Йахьи. В Коране дается лишь характеристика этого прекрасного пророка.
Согласно другим различным источникам, степень достоверности которых нам не известна, история пророка Йахьи такова:
Он родился в том же году, что и пророк Иса. Рос под присмотром своего отца и с малых лет постоянно пребывал в иерусалимском храме. Любил находиться в уединении и вёл аскетический образ жизни, довольствуясь малым. Достигнув совершеннолетия, Йахья начал свою пророческую миссию среди израильтян, проповедуя религию пророка Мусы. Когда же ему стало известно о начале посланнической миссии пророка Исы, он признал его и стал призывать свой народ к новой вере, руководствуясь Инджилем (Евангелием). Миссия Йахьи заключалась в том, чтобы подтвердить правдивость Слова Господа, переданного Исе.
Йахья пророчествовал своему народу в период правления царя Ирода. Вначале царь лояльно относился к пророку Йахье, но когда тот отказался признать брак Ирода с женой его брата (по закону Мусы такой брак был запрещён), отношение Ирода к Йахье изменилось. Правитель бросил Пророка в тюрьму.
Спустя какое-то время, в день празднования рождения Ирода, новоиспечённая жена правителя пришла на пиршество со своей взрослой дочерью. Та исполнила для царя прекрасный танец, и Ирод был пленен красотой девушки, пообещав выполнить любое её желание. По наставлению своей матери дочь пожелала голову Йахьи. Пророка казнили, обезглавив. Так, Йахья в возрасте около 35 лет принял мученическую смерть во имя веры. Голова пророка Йахьи захоронена в Омейядской мечети Дамаска.
Однако истинность всех этих событий известна лишь Всевышнему Аллаху.
Упоминание об Исе в Коране
2 аль-Бакара (Корова), 87, 136, 253
3 аль-Имран (Семейство Имрана), 45-59, 84
Ан-Ниса (Женщины), 157-159, 163, 171
5 аль-Маида (Трапеза), 46-47, 78, 110-117
Аль-Анам (Скот), 85
Мapьям, 16-36
Аль-Анбийа (Пророки), 91
Аль-Ахзаб (Союзники), 7-8
Аш-Шура (Совет), 13
Аз-Зухруф (Украшения), 57-65
Аль-Хадид (Железо), 27
Ас-Сафф (Ряды), 6, 14
Описание Исы в Коране
Иса - один из наиболее почитаемых в Исламе пророков. Он входит в пятерку самых великих посланников Всевышнего Аллаха, среди которых Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммад. В Священном Коране Иса неоднократно упоминается в одном ряду с другими прекрасными посланцами Господа:
«Скажи (Мухаммад): «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся»» (2 аль-Бакара, 136), (3 аль-Имран, 84)
«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)
«Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибриилем). …» (2 аль-Бакара, 87)
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибриилем). ...» (2 аль-Бакара, 253)
Иса наряду с другими пророками характеризуется Всевышним Аллахом безгрешным, праведным:
«А также Закарию, Яхью, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников» (6 аль-Анам, 85)
Господь многим выделил Ису из ряда других своих посланников. Это действительно удивительный пророк, поскольку вся его жизнь пронизана невероятными знамениями Всевышнего Аллаха.
Рождение Исы через непорочное зачатие его матери; огромное количество чудес, совершаемых им, начиная с младенческого возраста; дарованный ему Господом Инджиль (Евангелие); его Вознесение без смерти, и наконец, ожидаемое Второе пришествие на землю – все это свидетельствует об уникальности этого пророка.
Иса так говорил о себе:
«Он (Иса) сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным»» (19 Мapьям, 30-32)
Весть о благословенном сыне
Матерью Исы была Марьям (Мария), прекрасное создание Господа, которую можно назвать истинным совершенством. Отцом Марьям был Имран (Иоаким). Его именем названа третья сура Священного Корана. По преданию, Имран был служителем иерусалимского храма. Родители Марьям были богобоязненной, высоконравственной, праведной семейной парой, пользующейся огромным уважением в своем окружении. Они долгое время не имели детей. Потеряв все надежды на рождение ребенка, мать Марьям обратилась к Господу, дав обет, что ребенок, который появится на свет по Его милости, будет отдан на служение храму. Во время беременности своей супруги Имран умер. Вскоре после этого родилась девочка, но, несмотря на то, что служителями храмов могли быть только мужчины, намерение матери Марьям не изменилось. Она отдала девочку на воспитание в тот же храм, где в свое время служителем был её муж. Опекуном девочки стал пророк Закарийя. Подробности этой коранической истории уже были описаны в главе, посвященной этому пророку. Закарийя поместил девочку в алтаре храма и постоянно опекал ее. Марьям росла в удивительной среде высокой религиозности, нравственности, чистоты и поклонения Всевышнему Господу. Она была прекрасна во всех своих поступках и мыслях. Марьям полностью отошла от всего мирского и отдала себя только поклонению Богу.
Однажды ангелы по указанию Всевышнего Аллаха посетили Марьям и известили её о том, что она стала избранной женщиной пред Господом.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется»» (3 аль-Имран, 42-43)
Ангелы передали Марьям, что Всевышний Творец радует её вестью о благословенном сыне.
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому - Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных»» (3 аль-Имран, 45)
В суре «Марьям» Священного Корана история благовещения Пречистой девы рассказывается более подробно:
когда Марьям находилась в храме за завесой, к ней явился ангел Джибриил (Гавриил) в облике человека. Праведница испугалась присутствия незнакомого мужчины, но ангел успокоил её, сказав, что он посланник от Всевышнего Аллаха и пришел к ней с благой вестью.
«Помяни в Писании Марьям. Вот она удалилась от своей семьи к восточной части (храма) и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»» (19 Мapьям, 16-19)
Узнав о ребенке, Марьям удивилась, как это возможно, ведь до неё не прикасался ни один мужчина.
«Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!» - как это сбывается»» (3 аль-Имран, 47)
«Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!»» (19 Мapьям, 20-21)
В Священном Коране рождение Исы сравнивается с сотворением Адама. В свое время Господь сотворил Первого человека без отца и без матери, так что Ему не составило никакого труда сотворить Ису без отца. Марьям забеременела по воле Господа, сохранив свою девственность и целомудрие. В рождении Исы и в создании Адама есть сходство - они оба были созданы приказом Аллаха: «Кун» - «Будь!». Коран так повествует об этом:
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его (Адама) из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник» (3 аль-Имран, 59)
«Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21 аль-Анбийа, 91)
«А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули в него (в вырез на ее одежде) от Нашего духа. Она уверовала в Слова своего Господа и Его Писания и была одной из покорных» (66 ат-Тахрим, 12)
Рождение Исы
Когда у Марьям появились видимые признаки беременности, она ушла из храма. Её одолевало чувство стыда перед людьми. Она не знала, как сможет объяснить им своё положение и рождение ребенка. Марьям вышла из города и направилась подальше от того места, где жила до сих пор. Во время своего пути, в предродовых муках, она присела под финиковой пальмой. Дальше произошли события, которые в Коране описываются следующим образом:
«Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место.
Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!».
Тогда он (Иса или Джибриил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей.