Искусные мастера в области строительства.
«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами, народом Ирама, обладавшим колоннами (воздвигавшим высокие здания с колоннами), подобных которому не было сотворено в городах» (89 аль-Фаджр, 6-8)
«Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению)» (26 аш-Шуара, 128)
Арабское слово «риг» означает «возвышенное место, холм». Кораническое слово «примета» допустимо объяснить как «нечто удивительное, чудесное». Таким образом, можно предположить, что адиты возводили высокие красивые сооружения (замки, здания, колонны…), подобию которых по своему величию и красоте не было в других странах, а строительство вели на возвышенностях.
Последующий аят этой же коранической суры гласит:
«строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно» (26 аш-Шуара, 129)
Слово «масаниу» в переводе с арабского означает цистерны и используется на современном языке в значении «заводы, фабрики». Естественно, во времена пророка Худа заводов не было, поэтому толкователи Корана объясняют это слово как «хранилища воды» или «замки». Следует обратить внимание, что в аятах говорится: «… понапраснувозводить на каждом холме по примете». Все свои грандиозные сооружения адиты воздвигали понапрасну, то есть не из-за жизненной необходимости, а во имя своего величия. Люди пророка Худа жили на равнине, а строили удивительные по своей красоте здания в горной части. Ради чего? Адиты были физически могучим народом; это были высокие и очень сильные люди. И, скорее всего, они вели строительство для того, чтобы другие племена завидовали им, удивлялись и восторгались их достижениями. А может быть, причина была в том, что адиты увлеклись соревнованием между собой и возводили эти никому не нужные огромные здания и дворцы из-за собственного тщеславия.
Умны, интеллектуальны.
Естественно, чтобы осуществить такие постройки, необходимы определенные научные знания и интеллект. Всевышний Аллах наградил адитов этим даром, о чем упоминается в Коране:
«Бойтесь Того, Кто помог вам тем, что вам известно» (26 аш-Шуара, 132)
Занимались разведением садов, земледелием, скотоводством.
«Он помог вам домашней скотиной…
Садами и источниками» (26 аш-Шуара, 133-134)
Территория современной южной Аравии, где когда-то проживали адиты, покрыта песками. Однако в Коране говорится, что Всевышний Творец одарил народ Худа ручьями и садами. Естественно, нет сомнения в истинности этих коранических описаний, хотя трудно представить, как в районе, на сегодняшний день непригодном для жизни человека, могли находиться прекрасные сады, процветать земледелие и скотоводство. Некоторые комментаторы предполагают, что климат того времени был мягче, и большая часть территории современного Йемена и Омана утопала в зелени и ручьях. Только с течением времени изменение климата превратило некогда цветущий край в пустыню. Есть и другое предположение исламских ученых: Всевышний Творец наградил адитов знаниями и интеллектом (о котором уже упоминалось ранее), что позволило им грамотно выстроить систему искусственного орошения земель. Археологические раскопки нашего времени, проводимые на территории проживания адитов, показали, что местные народы пользовались развитой системой орошения. Были обнаружены развалины плотины и остатки оросительных каналов. Всё это свидетельствует, что в этих районах когда-то процветало поливное земледелие, что дало возможность адитам не только обрабатывать землю, но и заниматься скотоводством.
Имели большие семьи.
«Он помог вам домашней скотиной и сыновьями» (26 аш-Шуара, 133)
В кораническом аяте говорится, что Всевышний Аллах наделил адитов сыновьями. Толкователи уточняют, что под словом «сыновьями» имеется в виду «многодетность семей». Господь одарил народ Худа благоприятными условиями для жизни, достатком, благополучием, и не удивительно, что в таких условиях адиты имели большие семьи.
Грехопадение народа Ад
Адиты были сильны, умны, многодетны, не знали нужды и бедствий. Они имели прекрасные условия для жизни, достигли в искусстве и цивилизации огромного уровня. Всевышний Аллах даровал им много благ и милости, но постепенно адиты перестали воспринимать свое богатство и благополучие как великий дар Всевышнего, и вместо того чтобы быть благодарными Единому Творцу, возгордились.
«Что касается адитов, то они возгордились на земле без всякого права и сказали: «Кто может превзойти нас силой?»…» (41 Фуссылят, 15)
Они превосходили все другие нации в силе и богатстве, и это сделало их высокомерными и хвастливыми. Кроме того, адиты стали совершать набеги на другие племена, наводить на них ужас и творить нечестие. Они захватывали людей в плен и издевались над ними:
«…и хватать людей, подобно деспотичным тиранам?» (26 аш-Шуара, 130)
Адиты сбились с пути Аллаха, отступили от истинной религии и стали идолопоклонниками.
Наставления пророка Худа
Всевышний Аллах направил адитам пророка по имени Худ. Он был выходцем из того же племени:
«Мы отправили к адитам их брата Худа …» (7 аль-Араф,65), (11 Худ, 50)
«Адиты сочли лжецами посланников. Вот их брат Худ сказал им: «Неужели вы не устрашитесь? Я являюсь посланником к вам, достойным доверия» (26 аш-Шуара, 123-125)
Худ не принес на землю нового Божественного учения, а следовал Закону, которого придерживались предыдущие пророки. Некоторые толкователи утверждают, что Худ продолжал вероучение, которое в свое время проповедовал Нух. В доказательство этого, они приводят следующий коранический аят:
«Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа дошло до вас через мужчину (Худа), который является одним из вас, чтобы он мог предостеречь вас? Помните о том, как Он сделал вас преемниками народа Нуха…» (7 аль-Араф , 69)
Аят гласит, что адиты являются преемниками народа Нуха. Смысл коранического слова «преемники» некоторые толкователи объясняют родственными связями этих племен, поясняя, что адиты являются прямыми потомками Нуха (о чем уже говорилось ранее). Другие же толкователи утверждают, что речь идет именно о преемственности Божественного писания, то есть пророк Худ придерживался шариата пророка Нуха.
Пророческая миссия Худа заключалась в том, чтобы направить адитов на истинный путь, убедить их прекратить тиранию над другими народами, отказаться от гордыни и тщеславия, а главное, обратить их к вере в Единого Бога и отказаться от поклонения другим божествам. В Коране так описываются проповеди Худа своему народу:
«… Он (Худ) сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Вы же измышляете ложь. О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете? О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним…»» (11 Худ, 50-52)
«Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров. Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению), строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно. И хватать людей, подобно деспотичным тиранам? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне» (26 аш-Шуара, 126-131)
Худ предупреждал своих соплеменников:
«Я боюсь того, что вас постигнут мучения в Великий день» (26 аш-Шуара, 135)
Пророк призывал своих соотечественников уверовать в Единого и Единственного Бога, просить у Него прощения за свои деяния, покаяться перед Ним и не придавать Ему сотоварищей. Худ сообщил, что все остальные божества являются вымышленными, и поклонение им является великой ложью. Он разъяснил, что идолопоклонство может привести к страшным последствиям и отметил, что у его соплеменников нет причин не верить ему и не повиноваться его указаниям. Худ сказал, что не собирается просить у своих сограждан никаких материальных благ, никакого вознаграждения или благодарностей за свои проповеди, чтобы не дать им повода утверждать, что он собирается разбогатеть на своих наставлениях. Худ отметил, что он ждёт награды только от Всевышнего Творца.
Пророк призывал адитов встать на истинный путь, вести праведный образ жизни, отказаться от насилия и жестокости. Он напомнил своим соплеменникам, сколько благ даровал им Всевышний Господь, и упрекнул их в неблагодарности и гордыни.