Руководитель: Ясакова Елена Александровна

Учитель географии МБОУ БГО БСОШ № 3

Содержание

1. Введение___________________________________________3

2. Основная часть

•Из истории русских церквей__________________________ 4

• несохранившиеся храмы Борисоглебска________________ 5

• церковь Бориса и Глеба______________________________ 11

• Казанский храм_____________________________________12

• Никольская церковь_________________________________ 15

•Знаменская церковь__________________________________16

3. Выводы____________________________________________ 18

4. Заключение_________________________________________19

5. Литература_________________________________________ 20

6. Приложение ________________________________________21

Введение

Хождение в церковь - самое лучшее средство к раскрытию

духа молитвенного, при коем не посмеет окаменеть сердце.

Феофан Затворник.

Религия — одна из важнейших частей культуры русского народа. Столетия русские люди жили с верой в сердце, с надеждой, которую давала православная церковь. Именно храмы и церкви были практически центрами русских городов, ведь там собирались все прихожане по воскресным дням и праздникам. Церковь не уступала по красоте своей архитектуры и внутреннему убранству царским дворцам. Увы, в XX веке начались гонения на церковь, людей хотели заставить жить в государстве, где нет религии. Уникальные здания храмов разрушались и превращались в склады, что нанесло большой удар по культуре всей России, в том числе и по культуре Борисоглебска. Но как бы не старались заменить веру чем-то другим, ничего не получилось! Ведь и в XX веке и сейчас люди идут в церковь, потому что без веры нет смысла в жизни. Особенно сейчас, когда в мире царят вражде и хаос, необходима вера, которая укажет человеку правильный путь, поможет выжить в этом жестоком мире.

В чём же уникальность русских, а значит, и Борисоглебских церквей? В своей

работе я попробую ответить на этот вопрос.

Цель проекта: доказать, что Борисоглебск являлся и является православным центром земли Борисоглебской со своеобразной архитектурой православных храмов.

Гипотеза: я предполагаю, что в Борисоглебске было значительно больше православных церквей и храмов, и все они имели свои архитектурные особенности, но строились они по единым канонам. Храмы являлись своеобразными архитектурными единицами застройки города, и в тоже время его украшением.

Задачи:

• изучить архивные музейные документы и литературу по данному вопросу;

• исследовать архитектуру сохранившихся православных храмов города;

• выявить основные общие каноны в строительстве православных храмов;

• сравнить архитектуру православных храмов Борисоглебска России, Византии;

• систематизировать материал;

• сделать выводы по теме исследования.

Итоговый продукт презентация, которая может быть использована на уроках истории, искусства, краеведения.

Сроки проведения исследования: сентябрь – ноябрь.

Из истории русских церквей

В 988 году великий князь Владимир Святой установил на Руси христианство. Конечно, это был переломный момент в истории Руси: до принятия христианства русские люди были язычниками и некоторые их обычаи могут привести нас в ужас (например, обычай кровной мести). Единая вера сплотила народ, укрепила великокняжескую власть.

Взяв православие из Византии, Русь переняла и огромный культурный опыт великой в то время страны.

В качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма: его внутреннее помещение представляло собой в плане крест, перекрестье, которого приходится на центр храма, то есть под купольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения. Прямоугольный интерьер храма рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы, четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса (сферический треугольник) световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. (Приложение №1)

Вход в храм находится с западной стороны, а алтарь - в восточной. Главная внешняя особенность православного храма - его купольное или шатровое завершение с водружённым на него православным крестом. (Приложение №2)

Вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размеру купола. Их числа всегда символично: 1 – соответствует Божьему единству, 3 – символизирует Святую Троицу; 5 – Христа и четырёх Евангелистов. (Приложение №3)

Самобытная черта русской храмовой архитектуры – наличие у многих церквей более пяти глав. Многоглавые храмы отличало большое разнообразие форм.

Храм, собор, церковь возводились, как правило, на холмистом высоком месте. Церкви ставили в самых выигрышных местах, чтобы они были видны с разных сторон за многие вёрсты и служили главным украшением окрестных земель.

Внутри храма тоже было всё подчинено стремлению человека обратить свой взор и мысли всевышнему. Сквозь щелевидные окна солнечные лучи не освещали ярко своды и стены, поэтому пришедшие в храм, могли в спокойной тишине при свете лампады обратить слова к Господу. Внутри храм украшался фреской - живописью водяными красками по сырой штукатурке, мозаикой - изображением, составлены из смальты — цветного непрозрачного стекла.

Если в 9 — 11 вв. на Руси строились величественные, монументальные храмы, то в 12 — 14 вв. стали возводить храмы, меньшие по размеру, так как каждое удельное княжество вело своё строительство. Зодчество русских земель создавало свою собственную школу.

Стремление русских зодчих выразить в каменных храмах и дворцах мысль об объединении русских земель нашло выражение во внешнем и внутреннем убранстве соборов.

Именно период феодальной раздробленности породил отличные от киевской формы художественные культуры Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка, Галича.

Первые церкви на Руси были деревянными.

Люди, живущие в поселениях, стремились иметь свою церковь или хотя бы часовню. Начиналось всё с маленькой деревянной церкви, которую в последствия часто заменяли на большую. Строительство больших храмов продолжалось до двух лет, малые рубили за один сезон, а то и быстрее.

Самые обычные - клецкие часовни и церкви. Они состоят из трёх поставленных по продольной оси разных по высоте и размерам прямоугольных срубов. Их можно было бы спутать с жилыми постройками, если бы нестройная главка на верху кровли.

При строительстве храмов помимо простых четырёхугольных срубов использовали восьмигранные - восьмерики и крестчатые – крестообразные. Делали маленькие круглые срубы для барабанов — они поддерживали купола - и разной формы прирубы – приделы. Срубни ставили один на другой в самых разных сочетаниях. А затем перекрывали высокими кровлями в виде заострённых, как кокошники, куполами на мощных барабанах или на узких и стройных - как на «шейках». Всё строение венчал высокий, чаще всего восьмигранный шатёр с куполом, а иногда и три шатра, один из которых был выше других.

Чтобы уберечь дерево от гниения, по тесовой кровле прокладывали слой бересты, а потом сверху крыли чешуйчатым осиновым лемехом. Затем на высоком срубе ставили крыльцо с двумя лестницами, украшая его «красным тёсом» - досками с вырезанными на концах узорами.

Руководитель: Ясакова Елена Александровна - student2.ru

Но в связи с частыми пожарами и быстрым износом от применения дерева при возведении строений постепенно отказались и из Византии русские мастера переняли кладку из плифы - плоского квадратного о6ожженного кирпича светло-розовых тонов. Первым каменным храмом стала возведённая в Киеве церковь Успения Пресвятой Богородицы. (Приложение №4)

Наши рекомендации