Христианская ответственность
Христианские церкви несут серьезную ответственность за неподдающуюся оценке человеческую и экономическую стоимость алкоголя – из–за их убеждений, учений и проповеди. Посредством этих факторов они могут влиять на моральные ценности и обычаи общества, даже большей степени, чем любое другое учреждение. К примеру, в первой части этого столетия евангелические церкви играли главную роль в принятии 18 поправки к Конституции США. 16 января 1919 года, запрещающую «производство, продажу и транспортировку» алкогольных напитков.
С аннулированием сухого закона 1933 году, однако, большинство церквей ослабило свою позицию за всеобщее воздержание, поощряя вместо этого умеренное употребление алкоголя. К сожалению, такое умеренное употребление привело к тому, что 18 миллионов американцев стали алкоголиками, ибо алкоголь, это привычка, формирующая наркотическую зависимость и ослабляющая способность самоконтроля.
Позиция умеренного употребления алкоголя покоится на вере, что Писание осуждает неумеренное употребление алкоголя, но одобряет умеренное употребление. Это убеждение в свою очередь основано на предположении, что Библии известно только переброженное вино /«одна винная теория»/, которая рассматривает как божественное благословение, которым надо наслаждаться умеренно. Согласно этой теории, любое осуждение вина в Библии, ссылается не на вид вина, но на количество употребления.
Моральная или медицинская проблема?
Поддерживая идею, что Библия разрешает умеренное употребление алкогольных напитков, сторонники этого движения побуждают людей верить, что употребление алкоголя – это не моральная, а медицинская проблема. Это не нарушение Богом данного принципа, а привычка, которая может вредить здоровью, если принимать алкоголь неумеренным образом. Исключение любого греховного дополнительного значения от употребления алкоголя, привело к ужасному влиянию на укоренение привычки употребления алкоголя среди миллионов христиан. Это дало христианам повод ссылаться на библейское и моральное оправдание за употребление алкоголя, таким образом, лишая их библейского и морального убеждения для воздержания от опьяняющих напитков.
В виду огромного влияния сторонников «умеренного потребление алкоголя» на формирования привычки употребления алкоголя миллионами христиан, - главная цель этого изучения – исследовать умеренное употребление /30 стр. ориг./ алкогольных напитков. Поскольку такое предположение диктуется взглядом, что термин «вино» в Библии всегда обозначает «переброженное вино», я начинаю это исследование с выяснения библейского и исторического употребление таких терминов.
Значение слова «вино»
Цель этого обозрения, приведенного во втором разделе, - выяснить, если термины, применяемые для слова «вино» в Библии обозначает исключительно переброженное вино или включает в себя как алкогольное, так и неалкогольное вино. Я проследил употребление слова «вино» в английском, латинском, греческом и, наконец, еврейском языке. Это обозрение показывает, что четыре родственных слова, определяющих слово «вино» в английском «винеу», латинском – «винум», в греческом – «ойнос» и в еврейском «яин» – употребляются исторически, указывая на виноградный сок – переброженный или неброженный. Эта значительная находка дискредитировала претензию, что Библия знает только переброженное вино, которое она одобряет, если употреблять умеренно. А истина заключается в том, что Библия знает оба рода вина: переброженное, которое она не одобряет, и непереброженный виноградный сок, употребление которого она одобряет.
«Вино» в библейской перспективе
Созидая основание на заключениях, достигнутых во втором разделе, я продолжаю в третьем разделе исследовать причины для библейского одобрения и неодобрения вина. Я нашел, что положительные ссылки на «вино» относятся к непереброженному и безалкогольному виноградному соку. Из-за его естественных и питательных свойств, виноградный сок в полной мере представляет божественные благословения материального благополучия /Быт. 27:28; 49:10–11; Втор. 33:28/, благословение миссианского века /Иоиль 2:18–19; Иер. 31:10–12; Амос. 9:13–14/, свободное предложение Божьей спасительной благодати /Ис. 55:1/, благотворную радость, которую Бог предлагает Своему народу /Пс.103:14-15; 4:8/, и признание Бога через принесение виноградного сока в качестве десятины, приношений и возлияний /Числ. 18:12; Втор. 14:23; Исх. 29:40; Лев 23:13/.
С другой стороны, отрицательные ссылки на «вино» имеют отношение к броженому алкогольному вину. Некоторые из причин, почему Священное Писание осуждает употребление алкогольных напитков, - следующие: они искажают восприятие реальности /Ис. 28:7; Прит. 23:33/; ослабляют способность принимать ответственные решения /Лев. 10:9 – 11/; ослабляют моральную чувствительность и сдержанность /Быт,9:21; 19:32; Аввак. 2:15; Ис. 5:11–12/; влияют на физические болезни /Прит. 23:20–21; Осии. 7:5; Ис.19:14; Псал. 59:5/; и они лишают способности совершать гражданское или религиозное служение /Прит. 31:4–5; Лев. 10:9-11; Иез. 44:23; 1Тим. 3:2–3; Тит. 1:7–8/. /31 стр. ориг./
Ориг./ Сохранение вина
Сохранение вина
Главное возражение против взгляда, что Священное Писание одобряет употребление непереброженного виноградного сока, является ссылка на невозможность в библейские времена сохранять в непереброженном состоянии виноградный сок. Посему, я посвящаю четвертый раздел этой книги исследованию этого популярного предположения, используя свидетельства древних писателей относительно искусства сохранения плодов винограда, в общем, и виноградного сока – в особенности. К моему удивлению, я обнаружил, что древние люди были более знакомые с искусством сохранения плодов и вин, чем обычно верили.
Вопреки популярному мнению, что проблемы древних людей скорее заключались в сохранении переброженного вина, оказывается, что они были весьма велики, далеко большие, нежели сохранение непереброженного виноградного сока. Чтобы воспрепятствовать брожению вина, чтобы оно не становилось кислым, не плесневело, не бродило, - виноторговцы употребляли множество сохраняющих веществ, таких как соль, морская вода, ароматические смолы, мраморную крошку, известь, окуривание серой и добавляя дробленый ирис.
В сравнении с сохранением броженного вина, сохранение непереброженного виноградного сока представляло из ссоебойя сравнительно простой процесс. Это достигалось кипячением сока до стадии сиропа или посредством отделения мякоти плода, легко поддающейся брожению, от виноградного сока посредством фильтрации; илиили, помещая виноградный сок в запечатанный кувшин, который погружали в бассейн или чан с холодной водой; или прежде наполнения вином и запечатания его дезинфицируют, – окуривали серой. Применение таких средств ясно свидетельствует, что уже в древности были известны средства, сохраняющие виноградный сок от брожения. Это заключение прямо поддерживается учением и примером из жизни Иисуса.
Иисус и вино.
Следующий логический шаг заключается в том, чтобы исследовать главные события или высказывания Иисуса, относящиеся к вину, поскольку их обычно употребляют, чтобы доказать, что Христос приготовлял, рекомендовал, употреблял и даже повелел употреблять алкогольное вино. В пятом разделе я привожу много подробностей, чтобы исследовать претензии. Заключение моих анализов свидетельствует, что все претензии – тексты, приводимые в пользу употребления алкогольного вина, лишены текстовой, контекстовой и исторической поддержки.
«Хорошее вино», которое Иисус сделал в Кане /Иоан. 2:10/, было «хорошим» не из-за высокого содержания в нем алкоголя, а потому, что это был свежий непереброженный виноградный сок. Это подтверждается внешними и внутренними соображениями. Внешние доказательства – свидетельства современников, таких писателей того времени, как Плиний и Плутарх. Они называют «хорошими» те вина, которые не опьяняют. Кроме того, из чисто нравственных соображений, Христос не мог произвести 400-500 литров алкогольного вина.
/32 стр. ориг./ /32 стр. ориг./ Ведь не мог же Он желать того, чтобы мужчины, женщины и дети, собравшиеся на брачный пир в Кане, напились допьяна! Ведь в таком случае Он был бы морально ответственным за продолжительное их опьянение. Поддержка Священного Писания и моральная последовательность требуют, чтобы «хорошее вино», воспроизведенное Христом было свежим, непереброженным виноградным соком. Это поддерживается прилагательным, употребленным для описания этого вина. Этим прилагательным является слово «калос» – которое означает «нравственно превосходный», вместо «агатос», что означает просто «хороший».
«Новое вино», которое Иисус рекомендовал, рассказывая притчу о новых мехах /Лук. 5:37-38; Марк. 2:22/, было непереброженным виноградным суслом, - или прокипяченным или фильтрованным, ибо даже новые мехи не смогли бы выдержать давления, производимого броженным новым вином.
Высказывание самого Иисуса, что Он «любит есть и пить вино» /Матф. 11:19; Лук. 7:34/, не подразумевает, что Он употреблял алкогольное вино, но скорее, что Он свободно общался с народом за их трапезой и повсюду. Фраза «есть и пить» употреблена идиоматически, чтобы описать общественный жизненныйжизненный общественный стиль Христа.
«Плод виноградный», который Христос заповедовал употреблять как воспоминание о Своей искупительной крови /Матф. 26:28-29; Марк. 14:24-25/ - не было броженным вином, которое в Священном Писании представляет человеческую порочность и божественное негодование, но это был чистый, непереброженный виноградный сок, который соответствует символу незапятнанной крови Христа, пролитой за прощение наших грехов. Это заключение было основано на изучении стиля последней Вечери, иудейского пасхального вина, пасхального закона о квасном, соответственного символа и постоянно употребляемого непереброженного виноградного сока вр время Вечери Господней. Наиболее убедительным является факт, что Иосиф Плавий называет свеже-выжатый виноградный сок «плодом виноградным». Это основание недвусмысленно, определенно говорит, что фраза «плод виноградный» употреблена, чтобы обозначить сладкий , непереброженный виноградный сок. Эти доказательства показывают, что Иисус воздерживался от всяких опьяняющих напитков, чтобы запретить Своим последователям употреблять их.
Вино в апостольской церкви.
Образ действий, как апостольская церковь принимала, проповедовала и практиковала учение Иисуса и Ветхого Завета относительно употребления алкогольных напитков, - предусматривает наиболее ценное подтверждение и прояснение – или Священные Писания учат умеренному употреблению алкоголя или полному воздержанию. В виду фундаментальной важности присоединенного свидетельства апостольской церкви, мой следующий логический шаг – исследовать в шестом разделе учение апостолов относительно употребления вина в общем и в особенности алкогольных напитков. /33 стр. ориг./
Это исследование должно быть наиболее вознаграждающим. Вопреки преобладающему понятию, я нашел, что Новый Завет удивительно последователен в своем учении о воздержании от употребления алкогольных напитков. Часто приводимые особые места, чтобы поддержать точку зрения об умеренном употреблении алкоголя, - при внимательном исследовании, наоборот, привели к отрицанию такого взгляда и утверждения о воздержании. К примеру, насмешливое, ироническое обвинение, что в день Пятидесятницы апостолы напились «глейкос», т. е. Виноградного сока, который очевидно был общераспространенным напитком /Деян. 2:13/, - предусматривает непрямое, но важное доказательство их воздержанного стиля жизни и унаследованного стиля жизни их Учителя. В насмешливом приписывании употребления виноградного сока нет никакого основания, чтобы воздействовать на чудесные действия учеников, если бы это не было общераспространенным знанием, что апостолы воздерживались от употребления алкогольного вина. Следует согласиться, что ученики были такими простодушными простецами, ибо они пили виноградный сок!
Подобным образом ссылка на опьянения во время Вечери Господней в Коринфской церкви /1 Кор. 11:21/, не содержит никакой поддержки для умеренного употребления алкогольного вина – по двум причинам. Во-первых, все, что совершалось по этому вопросу в Коринфе – было отступлением от наставлений апостола Павла, переданных церкви /1 Кор. 11:23/; таким образом, поведение коринфян содержит для нас скорее предостережение, нежели пример. Во-вторых, изучение значения глагола «метоу» /»пресыщаться/ и смысл
предостережения апостола Павла, ясно подчеркивает, что проблема в Коринфе была: потворство аппетиту, – скорее «пресыщение», чем опьянение алкогольными напитками.
Я нашел одно из наиболее сильных библейских обвинительных выражений против употребления алкогольного вина в Ефес. 5:18, где апостол Павел осуждает вино как причину распутства и показывает резкий контраст между духом алкогольного вина и Святым Духом Божьим. Однако, к моему великому удивлению, я нашел что большинство английских переводов и комментариев избрали перевод и истолкование Ефес. 5:18, делая упор скорее на «пьянство», чем на слово «вино», как причину распутства. Это было для меня удивлением, что не только католические, но и протестантские переводы на итальянский язык, с которыми я был хорошо знаком, но также многие древние и современные переводы, - все переводят текст Павла в таком смысле, что в самой природе вина находится распутство. Кажется, что и некоторые английские переводчики имели такое пристрастие к вину, что решили позаимствовать слова Эрнеста Гордона «чтобы спасти лицо вина и в то же время осудить пьянство» /Эрнест Гордон: «Христос, апостолы и вино», Филадельфия, 1947 г., стр. 31/.
Склонность переводчиков к употреблению алкогольного вина стала наиболее очевидной в изучении апостольских увещаний о воздержании, выраженных глаголом «нефо» и прилагательным «нефалиоз». Первое значение /34 стр. ориг./ глагола «воздерживаться от вина», а прилагательного «воздерживаться без вина». Однако, эти слова постоянно переводились с их вторичным смыслом «умеренность», «трезвость», «уравновешенность»; скорее, чем в их главном значении «воздержания». Такие пристрастные и неточные переводы ввели в заблуждение многих истинных христиан верить, что Библия учит скорее умеренности в употреблении алкогольных напитков, чем воздержанию от них.
В равной степени для меня было удивлением открыть, что фундаментальной причиной, представленной Петром и Павлом в их призыве жить жизнью умственного бодрствования и физического воздержания была эсхатологическая причина, а именно, приготовление, чтобы жить в святом присутствии Христа при Его скором пришествии. Эта причина прибавила значение для христиан, подобных Адвентистам седьмого дня , которые приняли библейское учение о Втором пришествии Христа скорее буквально, чем неопределенное ожидание будущего, то есть скорее как будущее осуществление наших нынешних ожиданий, чем нынешний опыт будущего. Воздерживаться от алкогольных и наркотических средств – вот в этом состоит осязаемый, реальный отклик на Божье приглашение - осуществить конкретное приготовление к физическому возвращению Христа. Анализ апостольских учений относительно употребления алкогольных напитков представлен в шестом разделе – самом длинном разделе в этой книге Он предусматривает в моем обозрении наиболее неотразимую защиту библейского принципа воздержания от алкогольных напитков.
Некоторые неправильно понимаемые места Священного Писания. Чтобы быть беспристрастным к тем, кто находит поддержку своих взглядов в умеренном употреблении алкоголя в некоторых библейских текстах, я посвятил седьмой раздел для всестороннего анализа пяти таких мест. Изучая каждый такой текст в его непосредственном и более широком контексте, в свете исторических обычаев времени и всеобщего учения Священного Писания, - ни один из этих текстов не противоречит библейскому повелению о воздержании. Наоборот, некоторые из них косвенно, но убедительно поддерживают воздержание.
К примеру, Прит. 31:6 намекает в иронической форме, что алкогольные напитки пригодны только для укрощения мучительной боли умирающих. Прежде всего, поскольку «вино и напитки» /«вино и новое вино»/ упомянуты здесь образно, как представляющие добрые дары Божьи, предусмотренные для народа Израильского, дары, которые они применяли для идолопоклонства. Во-вторых, даже если «вино и напитки» были алкогольными, они осуждены в тексте, чтобы устранить их из понимания, независимо от количества их употребления.
В совершенно отличном, но равно убедительном смысле 1 Тим. 5:23 поддерживает принцип поддержания в двух значительных направлениях. Во-первых, /35 стр. ориг./ совет «впредь пей не одну воду», подразумевает, что Тимофей, подобно священникам и назореям, вплоть до этого времени воздерживался от броженного и неброженного вина, по-видимому, в согласии с наставлением примером апостола Павла. Во-вторых, апостол рекомендует Тимофею употреблять только «немного вина» – не ради физических удовольствий живота, но ради медицинских нужд желудка. Древние писатели, такие как Аристотель, Афанасий и Плиний подчеркивают, что непереброженное вино было известно и предпочтительнопредпочтительно, нежели алкогольное вино для медицинских целей – из-за того, что впоследствии не имело побочных
влияний. В свете этих свидетельств и других библейских учений относительно вина, благоразумно заключить, что вино, рекомендованное Павлом для медицинского употребления представляло из сеобойя непереброженный виноградный сок.
Заключение всего этого изучения – библейского учения относительно употребления алкогольных напитков можно суммировать в одном предложении: Священное Писание последовательно учит умеренности в употреблении здоровых, непереброженных продуктов и воздержанию от употребления опьяняющих переброженных напитков.