О спасающей благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой
Что такое благодать Божия?
Благодатью называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия. Благодать промыслительная управляет жизнью и движением всего мира. Если бы Господь в одну минуту или секунду отнял от мира Свою благодать промыслительную, то весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа (Пс. 103:24-30). Ср.: Деян. 17:28. — Это по отношению ко всему миру вообще.
По отношению же к каждому человеку грешнику, кроме промыслительной, общей для всего мира благодати, есть еще благодать, обращающая его на путь спасения, если только этот человек не утерял совсем способности к восприятию благодати (Евр. 6:4-6). Благодать Божия побуждает ум, волю и сердце человека к покаянию, но не насильно (Рим. 2:3-4).
Благодать Божия для души человека то же, что воздух для тела его, и эта благодать дается в таинствах Церкви: Крещении ( Ин. 3:5); Причащении (Ин. 6:55); Покаянии (Мф. 18:18) и др. Ср.: Иак. 5:16.
Благодать Божия раздается верующим от Духа Святаго, через апостолов и их преемников ( 1 Кор. 4:1). Конечно, сам Дух Святой раздает Свои дары разделяя каждому, как Ему угодно (1 Кор. 12:11), но раздаются эти дары только послушным сынам Церкви через таинства:
а) Крещения — омывающего первородный прародительский грех;
б) Миропомазания — сообщающего дары Св. Духа (1 Кор. 12:4-11; 2 Кор. 1:21-22; Деян. 8:17; 1 Ин. 2:20-27);
в) Покаяния — как очистительного средства от грехов, творимых в течение всей земной жизни (Ин. 20:20-23; Мф. 18:18);
г) Причащения — тесно соединяющего верующего со Христом (Ин. 6:56);
д) Елеосвящения — как врачевства от душевных и телесных болезней (Иан. 5:14—15);
е) Таинство брака, сообщающее благодать, освящающую супружеский союз (Еф. 5:31-32).
Кроме апостолов и их преемников, никто не должен браться за совершение святых таинств, в которых действительно проявляется благодать Божия, что видно из Слова Божия (Евр. 5:4). Только законных преемников апостольских Дух Святый поставил «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).
Если бы кто спросил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия: Ин. 14:16-17; из Деян. 1:4-5. На вопрос, когда же это обетование исполнилось на апостолах, ответим: в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). Только к верным и послушным сынам Церкви апостол писал: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 3:16; 6:19); или «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13; Еф. 4:7).
Если Святой действует в Церкви только через апостолов и их преемников и действует только в тех таинствах, которые совершаются ими, как законно рукоположенными пастырями, то значит отделившиеся от церкви самовольные «пресвитеры», «наставники» и прочие руководители еретичествующими общинами и сами не имеют на себе благодати Духа Святого и другим не могут преподать ее, поэтому и мнимые их «священнодействия» не имеют благодатной, спасительной силы, и никто из их общества не имеет на себе благодати.
Напрасна их вера, тщетна их надежда, притворна любовь и бесплодны их дела, ибо они остались без Христа, отпали от благодати ( Гал. 5:4-7).
О спасении
Воля Отца Небесного была в том, что Он послал Сына Своего Единородного для спасения рода человеческого. Сын этот, Господь наш Иисус Христос, примером Своей жизни, учением и страданиями показал нам, как должно спасаться (Флп. 2:7-12). Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит (2 Пет. 3:9), желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Нужно только придти ко Христу через веру, добрые дела, таинства Церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.
Спасение человека-грешника совершается с двух сторон: со стороны самого человека («Приидите ко Мне») и со стороны Бога, милосердного к приходящим к Нему. Бог спасает человека не насильно, не без его воли или желания; так как человек создан с свободною волею, то и в деле спасения ему предоставляется выбор (Сир. 15:14-17; Втор. 30:19-20).
Для спасения человека-грешннка нужны со стороны этого человека, кроме желания спастись, еще искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и — как свидетельство веры — добрые дела. А со стороны Бога нам нужна Его спасающая благодать.
Кто хочет спастись, тот должен принадлежать к единой святой, соборной и апостольской Церкви, быть ее верным и послушным сыном, во всем повиноваться ее установлениям, помня слова Евангелия: «Если и Церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Мудрый Кормчий, Господь наш Иисус Христос, Свой корабль-Церковь снабдил всякими средствами для спасения тех, кто находится на Его корабле — в Церкви, и тех, кто желает вступить и вверить себя этому кораблю. Родился человек — Церковь в таинстве крещения омывает его от первородного греха, миропомазанием сообщает ему дары Духа Святого. В таинстве покаяния человек очищается от тех грехов, какие он соделал после крещения. В святом Причащении христианин соединяется со Христом и, как ветвь на Лозе Христовой, питается для жизни вечной от этой Лозы (Ин. 15:5). В таинстве брака человек получает Божие благословение на супружескую жизнь.
Уходящего из мира Церковь, в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа (Мф. 18:18). Все это спасительные круги на корабле мудрого Кормчего.
Нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу ( Мф. 7:21). Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами (Мк. 8:34-38). Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры (Иак. 2:19-20), но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, — нужна вера, действуемая любовью (1 Кор. 13:2-7; Пс. 6:9-10).
Об оправдании
Православная Церковь, на основании Священного Писания, утверждает, что человеку для оправдания и спасения совершенно необходимо при истинной вере совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все Св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит: «Не всякий, говорящий Мне; »Господи! Господи!», войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного« (Мф. 7:21); »Входите тесными вратами« (ст. 13), т. е. трудами и подвигами; »Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй зя Мною« (Мк. 8:34), т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле. Одному юному еврею на вопрос его, как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться — соблюдать заповеди Божии (Мф. 19:16-18). Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что Он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. То же самое подтверждают и св. апостолы. Например, ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: «Не делами ли оправдался Авраам отец наш... и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:21-22); «Видите ли, что человек оправдывается делами, я не верою только?» (ст. 24). И св. апостол Павел также учит, что Бог воздаст каждому по делал: его, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:8).
Об искуплении
Недолго поблаженствовали первые люди в раю. Первый гордец — падший ангел — позавидовал их блаженству и соблазнил на такое же преступление перед Богом, чрез какое сам пал с неба: «Будете как боги». Вот краткая история падения Адама и Евы: Быт. 3:1-19.
За преслушание изгнан был человек из рая на тяжелый труд, за оскорбление Бога над ним стало тяготеть проклятие, да и не только над человеком, но и над природою (Быт. 3:18; Рим. 8:22).
Но Бог в вечном совете Своем предопределил совершить искупление человека от греха (Еф. 1:17; Кол. 1:14), проклятия (Гал. 3:13) и смерти (Евр. 2:14-15).
Об этом искуплении Богом было предсказано еще при изгнании людей из рая. «Семя жены сотрет главу змия», — многократно повторено чрез пророков (Ис. 59:20; 44:22—24), и, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных (Гал. 4:4).
Искупление совершено за весь род человеческий, но воспользоваться им могли и могут только уверовавшие в Искупителя ( Мк. 16:16), родившиеся от воды и духа (Ин. 3:5), очищающие после этого свои грехи в таинстве покаяния (Мф. 18:18), соединяясь со Христом в таинстве Причащения (Ин. 6:54).
При таких условиях искупление простирается на людей всех племен, народов и времен ( Откр. 7:9; 5:9). До Христа перед Богом был один избранный народ — Израиль, как хранитель веры в Бога, но как язычники, не знающие истинного Бога, так и сам избранный израильский народ — все шли во ад, по воскресении же Своем Христос вывел из ада все души, ожидающие избавления (1 Пет. 3:18-20). До Христа и праведники шли во ад, а со Христом и разбойник прошел в рай.
Через искупление, совершенное Иисусом Христом, мы имеем дерзновение и надежный доступ к Отцу, во внутреннейшее, за завесы (Евр. 6:18-19), лишь бы не отпали от своего упования (Евр. 6:4-6); ибо Бог истребил через Христа (только) бывшее о нас рукописание, которое было против нас (Кол. 2:14), а не будущие грехи, за которые мы, хотя и искупленные, но если не принесли плоды, достойные покаяния, должны будем дать ответ Богу (2 Кор. 5:10). Слово Божие об искуплении рода человеческого свидетельствует: «Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6), примирил нас с Богом (Рим. 5:11; 2 Кор. 5:19) и отверз вход в Царство Небесное (Ин. 14:2-3). Дабы удостоиться этого входа, нужно помнить заповеди блаженств (Мф. 5:3-12) и слова Господни (Мф. 7:21).
Чтобы более понятно было нам величайшее дело нашего искупления, приведем, хотя вкратце, рассужденис из Четьи-Минеи в Слове на Рождество Христово, где, между прочим, говорится: «Добрый друг видя своего любимого друга уязвленным от врага смертоносным мечом... прилежно заботился об его исцелении... врачи говорят, что язва неизлечима и что смерть неизбежна... но есть исход... именно, если друг высосет яд из раны... пожертвовав собой... тогда друг решается высосать яд, сам умирает, а друга искупляет от вечной смерти. Так и Бог приложил уста Свои, — Сына Своего Бога — к язве естества нашего и извлек на Себя греховный яд, исцелив нас».
Божие предопределение или желание было то, чтобы все человеки спаслись и достигли познания истины ( 1 Тим. 2:4), но были и есть люди, которые своею свободною волею отвергают о себе волю Божию (Лк. 7:30; Деян. 20:27-30).
Для искупленного человечества во время земного Своего пребывания Господь только обещал устроить Св. Церковь на камне твердого исповедания Его воплощенного домостроительства (Мф. 16:18), самое же созидание Церкви по воле Отца совершал Господь Св. Духом через св. апостолов и их преемников, утвердив и оградив Церковь догматами, заповедями, таинствами, священнодействиями, канонами. Кто не только не признает, но еще и попирает такое Божие домостроительство — Церковь Христову, тот отвергает от себя искупление, идет против Искупителя и совершенного Им дела искупления (2 Пет. 1:3-9).
О возрождении
Перед первым пришествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала Предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию (Мк. 1:2-5), затем многих крестит крещением в покаяние.
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного ( Гал. 4:4), и Сын Божий Иисус Христос проповедь Свою начал также призывом к покаянию: «Исполнилось время (говорил Он) и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).
Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами греха, но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2:3-5). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас (1 Пет. 1:3). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом (Тит. 3:5).
Возрождение человека состоит:
а) в призвании из тьмы в свет: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. Поступайте, как чада света» (Еф. 5:8);
б) в духовном воскресении от смерти греховной: «Вас, которые были мертвы во грехах... оживил (Бог), простив нам все грехи. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего» (Кол. 2:13; 3:1). Возрождение обновляет внутреннего человека: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16).
Возрождение производит:
а) познание Бога: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь» (Иер. 24:7); «Все, от малого до большого, будут знать Меня», говорит Господь (Евр. 8:11);
б) послушание зяповедям: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Евр. 8:10); «Сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать» (Иез. 36:27).
Возрождение совершается водою и Духом и притом таинственным образом:
Ин. 3:5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
Оно предваряется научением человека истинам веры:
Мф. 28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.»
Ин. 3:8. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. »
Обнаруживается через веру во Хритса:
Ин. 1:12. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.»
1 Ин. 5:1. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. »
Возрождение обновляет внутреннего человека:
2 Кор. 4:16. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.»
Возрождение дает познание Бога:
Евр. 8:11. «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня.»
Православные христиане, веруя в Бога и Его Святую Церковь, через это имеют надежные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).
О вере и делах
Слово Божие поучает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя:
Иак. 2:24. «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
Иак. 2:26. «Вера без дел мертва.»
Тит. 3:8. «Дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам.»
Евр. 11:6. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»
Понятие «вера» также имеет не один смысл:
а) вера есть сердечное влечение к Богу;
б) вера есть вероучение, или знание о Боге.
Мк. 11:23. «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.»
Ин. 17:3. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.»
Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви но и у язычников, например, у капернаумского сотника и у сирофиникийской женщины:
Мф. 8:10. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.»
Мф. 15:28. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»
Мк. 7:26. «А женщина та была язычница, родом сирофиникиянка, и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.»
Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, как это видно из примера италийского сотника Корнилия:
Деян. 10:1. «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого италийским,»
Деян. 10:2. «благочестивый и боящийся Бога со всем домом Своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»
Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. Для достижения последнего необходимо креститься водою и Духом Святым:
Деян. 10:48. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.»
1 Кор. 14:20. «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы.»
Отсюда видно, что сектанты, хотя бы и имели веру и добрые дела, но как не имеющие истинного вероучения (или вероисповедания), не могут наследовать Царствия Божия, потому что весьма заблуждаются, а Господу угодно:
Еф. 4:14. «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.»
1 Пет. 3:15. «Будьте всегда готовы всякому... дать ответ с кротостью и благоговением.»
О христианском единении
Все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны:
1 Ин. 1:8. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»
Рим. 7:22. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;»
Рим. 7:23. «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.»
Иов. 14:4. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.»
Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан:
Ин. 17:21. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — Да уверует мир, что Ты послал Меня.»
Ин. 17:22. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.»
1 Кор. 12:12. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.»
1 Кор. 12:13. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.»
1 Кор. 12:14. «Тело же не из одного члена, но из многих.»
Еф. 4:3. «Стараясь сохранять единство Духа в союзе мира.»
Еф. 4:4. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;»
Еф. 4:5. «один Господь, одна вера, одно крещение,»
Еф. 4:6. «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.»
Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда ( Мф. 10:1-7; Лк. 18:10-14), так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обремененные грехами:
2 Тим. 2:20. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие — в низком употреблении.»
2 Тим. 2:21. «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.»
Господь явился на землю не судить людей, но взыскать и спасти погибшее:
Мф. 18:11. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.»
При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых:
1 Кор. 7:14. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.»
1 Кор. 7:16. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Только в особых потребных случаях Церковь отделяет от своей среды закоренелых ослушников:
Мф. 18:17. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»
Полное же отделение праведников от грешников произведет Сам Господь при кончине мира:
Мф. 13:24. «Другую притчу предложил Он им, говоря; Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.»
Мф. 13:30. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.»
Ин. 12:48. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.»
Значит, совершенно неосновательно поступают сектанты, когда в вере отделяются от православных христиан, смущаясь тем, что среди последних много находится разных грешников и нарушителей закона. Распределение стада на группы подобает производить пастырям, а не овцам.
О священстве (иерархии)
а) Богоучрежденность церковной иерархии
О первоначальном установлении священства на земле Слово Божие нам говорит: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исx. 28:1—2).
Стало быть, представителями Церкви служат ее пастыри:
Деян. 20:17. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.»
Деян. 20:28. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.»
1 Тим. 5:17. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.»
Истинные новозаветные пастыри суть те, которые вошли к овцам через «дверь», т. е. имеют в себе благодать преемственного рукоположения от апостолов:
Ин. 10: 1. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;»
Ин. 10: 2. «а входящий дверью есть пастырь овцам.»
Ин. 10:9. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.»
1 Тим. 4:14. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.»
Господь Иисус Христос передал священство не всем верующим, а только некоторым лицам, которых нарочито избрал из среды Своих многих последователей:
Мф. 10:1. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами.»
Мф. 10:5. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите.»
Лк. 10:1. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,»
Лк. 10:2. «и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал Делателей на жатву Свою.»
Лк. 10:3. «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.»
1 Кор. 12:28. «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, Учителями...»
Еф. 4:11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных... пастырями и учителями.»
1 Пет. 5:1. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться.»
Этим лицам Он передал благодать священства видимым образом:
Ин. 20:21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.»
Ин. 20:22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.»
Сами апостолы называют себя пастырями («я сопастырь», см. 1 Пет. 5:1).
Ученики Господа (а не община) передали священство своим преемникам:
Деян. 14:23. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»
Эти преемники передали священство своим преемникам и т. д.:
Тит. 1:5. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.»
В лице православных пастырей, по действию Духа Святого ( Деян. 20:28), в течение веков переходило и сохранилось до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причем главою и Первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос:
1 Пет. 5:4. «И когда явится Пастыреначальннк, вы получите неувядающий венец славы.»
Евр. 7:26. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес.»
Как горящее пламя передается от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходила и сохранялась благодать священства:
2 Тим. 1:6. «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение.»
И теперь в Православной Церкви никто сам собою не становится священником, если после надлежащей подготовки не получит благодатного рукоположения:
1 Тим. 3:2. «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей. Ср. Тит. 1:4-7.»
Евр. 5:4. «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.»
А кто отвергает пастырей, тот отвергает слова Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего:
Ин. 20:21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.»
Ин. 20:22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.»
Ин. 20:23. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.»
И тот здесь на земле будет связан своими грехами и не получит прощения в будущем веке:
Мф. 18:18. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.»
Ибо Господь не напрасно избрал и поставил пастырей:
Ин. 15:16. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.»
Мф. 28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,»
Мф. 28:20. «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.»
Ин. 13:20. «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.»
Лк. 10:16. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается.»
В Церкви Христовой различаются три степени священства: епископы, поставляемые для целой области, например, Тимофей для Ефеса (1 Тим. 1:3), Тит для Крита (Тит. 1:5), а пресвитеры (Деян. 14:23) и диаконы (Деян. 6:1-6) для каждой церкви. Власть рукополагать пресвитеров и диаконов дана только епископам (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5); им же только дана власть производить суд над пресвитерами (1 Тим. 5:19). Прообразом новозаветной иерархии служила ветхозаветная, имевшая также три степени: первосвященник, священник и левит.
Священное рукоположение пастырей не простой знак избрания или полномочия на служение, но через него подается «дар Божий» ( 2 Тим. 1:6), подается Сам Дух Святый, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28).
Апостолы не могли жить вечно, и потому полученные ими от Бога права и власть еще при жизни своей передавали преемникам своим — пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили к каждой церкви (Деян. 14:23; 1 Тим. 4:14). Только пастырям апостолы заповедывали учить народ (2 Тим. 4:2; 1 Тим. 5:17; Тит. 1:9); им одним дано право священнодействовать (Иак. 5:14-15) и управлять в Церкви (Тит. 1:5; 2 Тим. 2:2; 1 Тим. 5:22).
б) Против осуждающих пастырей
Избираемые на святое дело пастыри суть люди подобострастные нам и потому могут проявлять общечеловеческие слабости:
1 Ин. 1:8. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»
Рим. 7:15. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.»
Рим. 7:24. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Рим. 7:25. «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.»
1 Кор. 4:7. «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.»
Недостоинством пастырей пасомые не должны смущаться, предоставив его суду Божию и суду закона:
1 Кор. 4:4. «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.»
1 Кор. 4:5. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.»
1 Тим. 5:19. «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.»
Еккл. 5:7. «Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший.»
В отношении предметов веры пасомые должны слушаться и недостойных пастырей:
Мф. 23:3. «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте.»
Деян. 23:4-5. «Первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.»
2 Пет. 2:11. «Ангелы, превосходя их... не произносят на них пред Господом укоризненного суда.»
1 Кор. 4:5. «Не судите никак прежде времени...»
2 Кор. 13:7. «Но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.»
Как должны были люди слушаться посланного Господом на проповедь недостойнейшего ап. Иуды, так и нам должно слушаться всякого законного пастыря:
Ин. 11:51. «Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ.»
Посему в пастыре необходимо различать священный иерархический дар и человеческую личность. Как печать, правильно вырезанная, из какого бы металла она ни была сделана, — непременно даст правильный оттиск, так правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинное спасительное священнодействие:
Флп. 1:18. «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,»
Флп. 1:19. «ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.»
в) О священническом блягословении
Благословение рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в Свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей (см. Быт. 48-49 главы).
Сам Бог заповедал через Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ:
Чис. 6:22. «И сказал Господь Моисею, говоря:»
Чис. 6:23. «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:»
Чис. 6:24. «да благословит тебя Господь и сохранит тебя.»
Чис. 6:25. «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!»
Чис. 6:26. «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!»
Чис. 6:27. «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их.»
Лев. 9:22. «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную.»
Лев. 9:23. «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.»
Сир. 36:18. «Услышь, Господи, молитву рабов Твоих. по благословению Аарона, о народе Твоем.»
В Новом Завете Сам Христос, высший Первосвященник, при вознесении на небо, благословил учеников Своих:
Лк. 24:50. «И вывел их вон из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.»
Мк. 10:16. «И обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их.»
И таким образом преподал пример пастырям благословлять пасомых.
Ап. Павел свидетельствует о благословении, как обычае, вполне известном у христиан, и только обще мечает о нем:
Евр. 7:7. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.»
г) Благословение во имя Св. Тромцы:
Мф. 28:19. «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.»
1 Ин. 5:7. «Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. »
д) Непринимающим благословение:
Пс. 108:17. «Возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него.»
е) О власти духовной и оказании ей чести:
Власть духовная апостолам, а в лице их и преемникам, дана Самим Господом:
Мф. 18:18. «Истинно говорю вале что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.»
И апостолы пользовались данной им властью:
2 Кор. 13:10. «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.»
Ап. Павел предписывал повиновение наставникам:
Евр. 13:17. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно.»
Он же увещевает уважать предстоятелей и почитать их:
1 Фес. 5:12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, вразумляющих вас,»
1 Фес. 5:13. «и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собо<