О почитании мощей святых угодников Божиих
Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало еще в ветхозаветной Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа (Исх. 13:19).
Благочестивый царь Иудейский Осия сжег множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать:
4 Цар. 23:18. «И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.»
В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея ( 4 Цар. 13:21).
А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2:23).
Свящ. Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа силою чудотворения:
4 Цар. 2:14. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии. — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.»
Платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов:
Деян. 19:12. «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.»
Даже тень ап. Петра имела чудесную силу:
Деян. 5:15. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.»
Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы самые тела святых апостолов?
Псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит:
Пс. 15:10. «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.»
Но так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится вместе и к телам Его последователей, по слову ап. Павла:
1 Кор. 15:49. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.»
Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших:
Сир. 49:12. «Процветут кости их от места своего.»
По успении Елисея пророчествовало тело его:
Сир. 48:14. «И по успении его (Елисея) пророчествовало тело его.»
Если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным, ибо сказано:
2 Тим. 1:10. «Открывшейся же ныне (благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.»
Мф. 27:52. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.»
Притч. 10:7. «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.»
Если еще на ветхозаветных праведниках, не бывших до воскресения Христова в состоянии прославления, сбывались слова Писания о прославлении их (Сир. 46:14-15; Пс. 33:20-21), то тем более могут сбываться и сбываются эти слова над новозаветными праведниками (2 Тим. 1:10).
О молите за умерших
Слово Божие ясно заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков»:
Иак. 5:16. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Ср.: 1 Тим. 2:1.»
Т. е. как за живых, так и за умерших, ибо у Господа «все люди живы»:
Лк. 20:38. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.»
Рим. 14:8. «А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.»
1 Кор. 13:8. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся...»
Что и умершие люди могут получить прощение некоторых грехов, сие видно из слов Спасителя:
Мф. 12:32. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»
Затем ап. Петр повествует о проповеди Господа «в темнице духам», «некогда непокорным», людям он же говорит о «благовествовании», бывшем для мертвых, разумея здесь проповедь умершим или св. Иоанна Предтечи (благовестившего во аде сущим Бога, явившегося плотию — тропарь Усекновению главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 2), или проповедь Христа при сошествии Его во ад:
1 Пет. 3:18. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти но ожив духом,»
1 Пет. 3:19. «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,»
1 Пет. 3:20. «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.»
1 Пет. 4:6. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.»
Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и «благовествования».
Наконец, Слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братьях — таково ходатайство сестер об умершем Лазаре:
Ин. 11:32. «Мария же, придя туда, где был Иисус и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.»
Ин. 11:40. «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
Ходатайствовал Иаир о дочери своей, и Господь воскресил ее из мертвых:
Лк. 8:41. «И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом.»
Лк. 8:49. «Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя.»
Лк. 8:54. «Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.»
Лк. 8:55. «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.»
Молитва пророка Варуха и Иуды Маккавея ясно свидетельствует о пользе молитвы за умерших и поминовения их:
Вар. 3:4. «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога Своего, за то и постигли нас бедствия.»
Вар. 3:5. «Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время.»
2 Мак. 12:43. «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении,»
2 Мак. 12:44. «ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.»
2 Мак. 12:45. «Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.»
1 Цар. 2:6. «Господь... низводит в преисподнюю (в ад) и возводит (из него).»
Откр. 1:18. «Имею ключи ада и смерти.»
Откр. 3:7. «Ключ Давидов, который отворяет...»
Мф. 16:19. «
»
Власть Спасителя не ограничивается одною областью живущих на земле. Ныне же будешь со Мною в раю.
Ходатайство сестер об умершем Лазаре.
Мф. 28:18. «
»
Лк. 23:42-43.
Ин. 11:21,
Ин. «11:32,»
Ин. 11:40. «
»
В христианской Церкви благотворения и молитвы, творимые за умерших, для последних являются путем к облегчению их участи, а для живых исполнением заповеди Христа о любви к ближним. Это видно из следующего:
1 Ин. 4:11. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.»
А потому не должны забывать своею любовью и духовным общением умерших наших братий по вере:
Евр. 13:16. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.»
Потому что любовь, по слову апостола, никогда не перестает:
1 Кор. 13:8. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»
По слову Спасителя, в молитве с верою все можно получить, а следовательно, и милость Божию к умершим братьям:
Мф. 21:22. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.»
Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы:
Сир. 7:36. «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.»
Тов. 4:17. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! »
Обычай подавать милостыни за умерших:
Втор. 26:14. «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.»
Тов. 4:17. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.»
Сир. 7:36. «Но н умершего не лишай милости.»
Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой:
Мф. 25:40. «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»
Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, — что видно из Втор. 26:14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2 Мак. 12:39-49). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью.
В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни:
Мф. 12:32. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»
Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного — хулы на Духа Святаго.
Польза милостыни для умерших грешников:
Лк. 16:1-9. «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.»
Мф. 25:40. «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.»
Мф. 18:14. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.»
Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия:
а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания, возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его (Еккл. 12:7).
б) По разлучении с телом, душа идет на предварительный суд Божий ( 2 Кор. 5:10).
в) Этот предварительный суд для души каждого человека наступает вскоре после его смерти: ( Евр. 9:27).
А так как по кончине мира будет еще всеобщий, Страшный Суд, и нам неизвестно, кто из нашх близких оправдан и кто — нет на предварительном суде, то мы вместе с Церковью должны молиться за них, дабы были оправданы, если не на предварительном, то хотя бы на последнем Суде.