О почитании мощей святых угодников Божиих

Священное    Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало еще в ветхозаветной Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа (Исх. 13:19).
Благочестивый    царь Иудейский Осия сжег множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать:

4 Цар. 23:18. «И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.»

В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея (   4 Цар. 13:21).
А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (   Прем. 2:23).
Свящ. Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа силою чудотворения:   

4 Цар. 2:14. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии. — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.»

Платки    и полотенца ап. Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов:

Деян. 19:12. «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.»

Даже тень ап. Петра имела чудесную силу:   

Деян. 5:15. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.»

Итак,    если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы самые тела святых апостолов?
Псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит:   

Пс. 15:10. «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.»

Но    так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится вместе и к телам Его последователей, по слову ап. Павла:

1 Кор. 15:49. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.»

Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших:   

Сир. 49:12. «Процветут кости их от места своего.»

По успении Елисея пророчествовало тело его:   

Сир. 48:14. «И по успении его (Елисея) пророчествовало тело его.»

Если    сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным, ибо сказано:

2 Тим. 1:10. «Открывшейся же ныне (благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.»

Мф. 27:52. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.»

Притч. 10:7. «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.»

Если    еще на ветхозаветных праведниках, не бывших до воскресения Христова в состоянии прославления, сбывались слова Писания о прославлении их (Сир. 46:14-15; Пс. 33:20-21), то тем более могут сбываться и сбываются эти слова над новозаветными праведниками (2 Тим. 1:10).

О молите за умерших

Слово Божие ясно заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков»:   

Иак. 5:16. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Ср.: 1 Тим. 2:1.»

Т. е. как за живых, так и за умерших, ибо у Господа «все люди живы»:   

Лк. 20:38. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.»

Рим. 14:8. «А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.»

1 Кор. 13:8. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся...»

Что и умершие люди могут получить прощение некоторых грехов, сие видно из слов Спасителя:   

Мф. 12:32. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»

Затем    ап. Петр повествует о проповеди Господа «в темнице духам», «некогда непокорным», людям он же говорит о «благовествовании», бывшем для мертвых, разумея здесь проповедь умершим или св. Иоанна Предтечи (благовестившего во аде сущим Бога, явившегося плотию — тропарь Усекновению главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 2), или проповедь Христа при сошествии Его во ад:

1 Пет. 3:18. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти но ожив духом,»

1 Пет. 3:19. «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,»

1 Пет. 3:20. «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.»

1 Пет. 4:6. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.»

Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и «благовествования».   
Наконец,    Слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братьях — таково ходатайство сестер об умершем Лазаре:

Ин. 11:32. «Мария же, придя туда, где был Иисус и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.»

Ин. 11:40. «Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»

Ходатайствовал Иаир о дочери своей, и Господь воскресил ее из мертвых:   

Лк. 8:41. «И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом.»

Лк. 8:49. «Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя.»

Лк. 8:54. «Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.»

Лк. 8:55. «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.»

Молитва пророка Варуха и Иуды Маккавея ясно свидетельствует о пользе молитвы за умерших и поминовения их:   

Вар. 3:4. «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога Своего, за то и постигли нас бедствия.»

Вар. 3:5. «Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время.»

2 Мак. 12:43. «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении,»

2 Мак. 12:44. «ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.»

2 Мак. 12:45. «Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.»

1 Цар. 2:6. «Господь... низводит в преисподнюю (в ад) и возводит (из него).»

Откр. 1:18. «Имею ключи ада и смерти.»

Откр. 3:7. «Ключ Давидов, который отворяет...»

Мф. 16:19. «

»   
Власть Спасителя не ограничивается одною областью живущих на земле. Ныне же будешь со Мною в раю.   
Ходатайство сестер об умершем Лазаре.   

Мф. 28:18. «

»   
   Лк. 23:42-43.

Ин. 11:21,

   Ин. «11:32,»

Ин. 11:40. «

»   
В    христианской Церкви благотворения и молитвы, творимые за умерших, для последних являются путем к облегчению их участи, а для живых исполнением заповеди Христа о любви к ближним. Это видно из следующего:

1 Ин. 4:11. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.»

А потому не должны забывать своею любовью и духовным общением умерших наших братий по вере:   

Евр. 13:16. «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.»

Потому что любовь, по слову апостола, никогда не перестает:   

1 Кор. 13:8. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

По слову Спасителя, в молитве с верою все можно получить, а следовательно, и милость Божию к умершим братьям:   

Мф. 21:22. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.»

Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы:   

Сир. 7:36. «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.»

Тов. 4:17. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! »

Обычай подавать милостыни за умерших:

Втор. 26:14. «Только из десятины нельзя было давать для мертвого, а из десяти частей произведений земли можно.»

Тов. 4:17. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных.»

Сир. 7:36. «Но н умершего не лишай милости.»

Подавая    милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой:

Мф. 25:40. «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной Церкви, у евреев, — что видно из    Втор. 26:14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно, из остальных девяти частей произведений земли можно давать и за умерших (см. 2 Мак. 12:39-49). И в Новом Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью.
В заключение повторим слова Евангелия, свидетельствующие о возможности прощения грехов и в загробной жизни:   

Мф. 12:32. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.»

Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного — хулы на Духа Святаго.   
Польза милостыни для умерших грешников:   

Лк. 16:1-9. «Когда обнищаете, приняли бы вас в вечные обители.»

Мф. 25:40. «Вы сделали это одному из сих... то сделали Мне.»

Мф. 18:14. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.»

Необходимость и полезность молитвы за умерших вытекает еще и из следующих указаний Слова Божия:   
а) Когда человек умирает и душа разлучается с телом, то тело, по словам Писания,    возоращается в землю, чем оно и было, а дух к Богу, Который и дал его (Еккл. 12:7).
б) По разлучении с телом, душа идет на предварительный суд Божий (   2 Кор. 5:10).
в) Этот предварительный суд для души каждого человека наступает вскоре после его смерти: (   Евр. 9:27).
А    так как по кончине мира будет еще всеобщий, Страшный Суд, и нам неизвестно, кто из нашх близких оправдан и кто — нет на предварительном суде, то мы вместе с Церковью должны молиться за них, дабы были оправданы, если не на предварительном, то хотя бы на последнем Суде.

Наши рекомендации