О почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве перед Богом

Свящ. Писание, внушая нам ни   кому не воздавать божеского поклонения, кроме Единого Истинного Бога (Исх. 20:2-5), вместе с тем учит, что и св. угодники Божии достойны нашего почитания: «в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6), или «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7).
Святые люди суть те праведники, которые угодили Господу истинною верою и добрыми делами:   

Иак. 2:21. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?»

Иак. 2:22. «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»

Иак. 2:23. «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».»

Рим. 4:3. «Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Ср.: Быт. 15:6.»

Православная    Церковь знает только тех праведников, которых открыто пред людьми Господь прославил необыкновенными знамениями и чудесами.
Свящ. Писание называет святых угодников друзьями Божиими и говорит, что «их весь мир недостоин»:   

Ин. 15:14. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.»

Ин. 17:22. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им.»

Ин. 12:26. «Где Я, там и слуга Мой будет.»

Евр. 11:38. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.»

Святым предоставлено будет «судить мир и ангелов»:   

1 Кор. 6:2. «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?»

1 Кор. 6:3. «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»

Святые люди суть носители божественной благодати:   

2 Пет. 1:3. «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,»

2 Пет. 1:4. «которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.»

2 Фес. 1:10. «Когда Он (Господь) приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.»

И потому чествованием святых мы чествуем Самого господа, сказавшего:   

Мф. 10:40. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня.»

Само Слово Божие показывает нам примеры чествования святых людей:   

Лк. 1:28. «Ангел, войдя к Ней (Марии), сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.»

Лк. 1:48. «(Мария говорила Призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды.»

4 Цар. 2:15. «И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли.»

Чествование должно выражаться в словесном восхвалении и поклонении святым:   

Сир. 44:1. «Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода:»

Сир.44:2. «много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века.»

Нав. 5:14. «Он (ангел) сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Ср.: 4 Цар. 2:15. »

Священное Писание учит нас почитать святых:

Сир. 44:13-14. «Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу.»

Притч. 10:7. «Память праведника пребудет благословенна.»

Пс. 111:6. «В вечной памяти будет праведник...»

Иак. 5:10-11. «Вот мы ублажаем тех, которые терпели...»

Прем. 2:16. «(Праведник) ублажает кончину праведных.»

Евр. 13:7. «Поминайте наставников ваших...»

Оскорбление    царского посланника всегда принимается за оскорбление для самого царя, и потому чествование царского посланника есть чествование царя.
Если    мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан (ср. «сограждане святым»):

Еф. 2:19. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.»

Тем более, если они благодетельствуют нам.   
Разумеется,    чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они — не Божество, а только высшие служители Божии.
Ап. Павел изрек: «   Единому Богу честь и слава» (1 Тим. 1:17), но он же в другом месте говорит: «Слава и честь всякому, делающему доброе» (Рим. 2:10).
Потому еще мы должны почитать святых угодников Божиих, что они суть друзья Божии (   Ин. 15:14). В них и в жизни их, делах их и чудотворениях, сотворенных ими, Бог прославляется (2 Фес. 1:10-12).

О ходатайстве святых перед Богом

Предстоя престолу Божию, св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами:   

2 Мак. 15:12. «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом... видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский.»

2 Мак. 15:13. «Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.»

2 Мак. 15:14. «И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий.»

Откр. 8:3-4. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.»

Апостол Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих «после отшествия своего»:   

2 Пет. 1:14. «Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.»

2 Пет. 1:15. «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.»

Так    как мы сами нередко «не знаем, о чем молиться, как должно», и недостойны бываем предстать пред Богом со своею молитвою, то должны просить помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного»; да наконец и Сам Господь иногда объявлял грешникам Свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников:

Рим. 8:26. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.»

Быт. 20:7. «Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.»

Быт. 20:17. «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать.»

Иов. 42:8. «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.»

Иак. 5:16. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.»

Иак. 5:17. «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.»

Иак. 5:18. «И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.»

1 Пет. 3:12. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).»

Итак, само Слово Божие научает нас обращаться к молитвенному ходатайству святых, вот и примеры:   

1 Цар. 28:14. «Узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.»

3 Цар. 18:7. «Навстречу ему (Авдию) идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое.»

4 Цар. 2:15. «И пошли навстречу ему (Елисею), и поклонились ему до земли. Ср.: 4 Цар. 4:37.»

Деян. 16:29. «Страж темничный поклонился Апостолам Павлу и Силе, прося у них наставления для спасения.»

На    чем основывается вера в то, что святые могут ходатайствовать за нас пред Богом и по отшествии своем на небо? На том, что для Бога все (и умершие) живы (Лк. 20:38; Рим. 14:8). И по отшествии на небо, святые состоят в общении с нами (2 Пет. 1:13-15). Содействие нам в спасении св. угодников состоит не в том, что будто они уделяют нам своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам облегчение в скорбях, болезнях и других нуждах.
Со святыми всегда пребывает благодать Божия, вот этой-то благодатью они и делятся с прибегающими к ним с мольбою, например:    2 Мак. 15:12-14.
Итак, почитать св. угодников Божиих должно (   Сир. 44:14; Пс. 111:6; Иак. 5:10-11), и прибегать к ним с молитвою для нас полезно (Иак. 5:16-18; 1 Пет. 3:12; Мф. 10:40).

О почитании святых ангелов

Престол Господень окружают сонмы ангелов:   

Евр. 12:22. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.»

Св. ангелы суть бесплотные духи, безгрешные, любвеобильные, ближайшие исполнители воли Божией:   

Евр. 1:14. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»

Между    ними есть такие, которые нарочито поставлены Господом для руководства душами отдельных людей, — они называются ангелами хранителями:

Мф. 18:10. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вaм, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.»

Деян. 12:15. «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.»

Св. ангелы разделяются по степеням на 9 чинов, или ликов:   
    I Высшая степень:
а) шестокрылатые Серафимы (   Ис. 6:2).
б) многоочитые Херувимы (   Быт. 3:24).
в) богоносные Престолы (   Кол. 1:16).
    ИИ. Средняя степень;
а) Господства (   Кол. 1:1).
б) Силы (   1 Пет. 3:22).
в) Власти (   Кол. 1:16).
    III. Низшая степень:
а) Начала (   Кол. 1:16).
б) Архангелы (   1 Фес. 4:16).
в) Ангелы (   1 Пет. 3:22).
Ангелы служат спасению людей:   

Лк. 15:10. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ср.: Евр. 1:14 (см. выше).»

Они возносят молитвы наши к престолу Божию:   

Откр. 8:3. «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.»

Апок. 8:4. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.»

Ангелы управляют разными странами по воле Божией:   

Откр. 7:1. «После сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.»

Само Слово Божие показывает примеры чествования ангелов:   

Нав. 5:14. «Он (Ангел) сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?»

Суд. 13:20. «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю.»

Быт. 19:1. «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли. Ср.: Чис. 22:31.»

Иов. 33:23-24. «Ангел наставляет человека.»

Пс. 33:8. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Бога) и избавляет их.»

Дан. 10:9, 15. «Пророк Даниил поклонился ангелу.»

То же Слово Божие говорит и о заступничестве св. ангелов:   

Тов. 12:12. «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я (Ангел) возносил память молитвы вашей пред Святаго. Ср.: Зах. 1:12-13.»

Тов. 12:15. «Я-Рафаил... возносят молитвы... пред славу Святаго.»

Св. ангелы служат не людям только, а Богу и Христу; а кто служит Христу, тот достоин чести от людей (   Рим. 14:18).
Возражающим же против того, что мы теперь никогда не видим а   нгелов, следует ответить, что, по слову апостола:

2 Кор. 5:7. «Мы ходим верою, а не видением. »

Наши рекомендации