Доказательства вытекающие из собственного свидетельства Священного Писания.
В конце концов окончательным и самым ярким доказательством богодухновенности Священного Писания - это то, что оно Само говорит о себе. Истинность Священного Писания установлена также другими способами - посредством других источников. Историческая и текстуальная критика доказывает непогрешимость Св. Писания. Если мы не можем полагаться на свидетельство Библии относительно ее богодухновенности, тогда сомнительно и остальное ее содержание. Но истинность Писания уже установлена и поэтому его собственное свидетельство богодухновенности верно.
Обратим наше внимание на то, что говорит Писание о своей богодухновенности.
а. Ветхий Завет. Слово "Писание" никогда не применяется к другим книгам, кроме канонических книг Библии. Все известные книги Ветхого Завета у евреев слагались под следующими тремя названиями: Закон, Пророки и Псалмы. Сам Иисус Христос подтверждает это следующими словами: Лук. 24:44 - "Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах". Сравните с Лук. 24:27. Указывая на закон, пророков и псалмы, Господь этим дает понять, что все книги Ветхого Завета вполне богодухновенны.
1) Закон (Моисей). Исх. 4:10-12. Сравните с 2 Пет. 1:19-21. Когда Бог дал Моисею поручение идти к фараону, Он обещал быть при его устах и учить, что говорить. После этого поручения слова: "Господь сказал Моисею", или подобные им выражения, повторяются 560 раз в Пятикнижии. Если эти слова Моисея не выражали правды, то и все другие его высказывания - исторические или доктринальные,
- также недостоверны. Но такое "если" с места исключается.
2) Псалмы (Давид). 2 Цар. 23:1-3 - "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня". Давид здесь является главным представителем писателей псалмов. Выражение "так говорит Господь" или подобные им слова встречаются в этой части Священного Писания около 300 раз.
3) Пророки:
Исайя. Ис. 1:10 - "Слушайте слово Господне". Этими словами приблизительно 100 раз Исайя утверждает, что его слова являются словами Господа.
Иеремия. Иер. 1:6-9 - "Я вложил слова Мои в уста твои". Почти 100 раз Иеремия восклицает, что "было слово Господне ко мне" (Иер. 1:11).
Иезекииль. Иез. 3:10-12 - "...скажи им: так говорит Господь Бог..." Около 60 раз Иезекииль заявляет, что его слова являются словами Господа Бога.
Даниил. Дан. 10:9-12 - "И услышал я глас слов Его".
Осия. Ос. 1:1 - "Слово Господне, которое было к Осии".
Иоиль. Иоил. 1:1 - "Слово Господне, которое было к Иоилю..."
Амос. Ам. 3:1 - "Слушайте слово сие, которое Господь изрек..."
Авдий. Авд. 1:1 - "...Так говорит Господь Бог..."
Иона. Иона 1:1 - "И было слово Господне к Ионе..."
Михей. Мих. 1:1 - "Слово Господне, которое было к Михею..."
Наум. Наум 1:12 - "Так говорит Господь..."
Аввакум. Авв. 2:2 - "И отвечал мне Господь к сказал..."
Софония. Соф. 1:1 - "Слово Господне, которое было к Софонии..."
Аггей. Агг. 1:1 - "...было слово Господне через Аггея..."
Захария. Зах. 1:1 - "...было слово Господне к Захарии..."
Малахия. Мал. 1:1 - "...слово Господа... чрез Малахию..." В этой последней из Ветхозаветных книг слова "говорит Господь" встречаются 24 раза. Из свидетельства этих писателей ясно, что они были вполне вдохновлены Богом. Не только мысль была дана Богом, но и слова. Во всем Ветхом Завете, выражение "так сказал Господь" или подобные ему встречаются 3,808 раз.
б. Свидетельство Нового Завета относительно богодухновенности Ветхого Завета.
1) Прямые заявления. 2 Тим. 3:16-17. - "Все Писание богодухновенно и полезно Для научейия, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен". 2 Пет. 1:21 - "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым".
2) Употребление Ветхозаветных Писаний Новозаветными писателями.
Матфей. Мат. 1:22 - "А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка..." Мат. 2:5 - "...ибо так написано чрез пророка". Мат. 2:15 - "...да сбудется реченное Господом чрез пророка..." Мат. 2:17 - "Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию..."
Марк. Map. 1:2 - "Как написано у пророков..."
Лука. Лук. 1:70 - "Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих". Деян. 2:16 - "Но это есть предреченное пророком Иоилем". Деян. 4:25 - "Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым..."
Иоанн. Иоан. 2:17 - "При сем ученики Его вспомнили, что написано..." Иоан. 12:38 - "Да сбудется слопо Исайи пророка..." Иоан. 19:36 - "Ибо сие произошло, да сбудется Писание..."
Иаков. Иак. 4:5 - "Или вы думаете, что напрасно говорит Писание...?"
Петр. 1 Пет. 1:16 - "Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят". 1 Пет. 2:6 - "Ибо сказано в Писании..."
Павел. Рим. 1:2 - "Которое Бог прежде обещал чрез пророков Своих, в святых писаниях". В послании к Римлянам ап. Павел употребляет слово "написано" 18 раз, как окончательное разрешение всякого разногласия. Рим. 1:17; 4:17; 9:33; 11:8; 11:26; 14:11; 15:3; и т. д. В Гал. 3:16 апостол Павел открывает важную истину, основываясь на то, что в Ветхом Завете слова "и семени твоему" употреблены в единственном числе.
3) Употребление Ветхозаветных Писаний Иисусом Христом.
Иисус Христос подтверждает непогрешимость Ветхозаветных Писаний. Мат. 5:17-18 - "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". Йота - это самая маленькая буква в еврейской азбуке. Черта - это взмах пера, или малейший поворот еврейской буквы. Наш Господь многократно указывал на ошибки религиозных служителей '(например, книжников и фарисеев в Мат. 23), но непрестанно подтверждал безошибочность Священного Писания.
Иисус Христос вполне подтверждает богодухновенность Ветхого Завета. Мат. 4:4 - "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Сравните с Втор. 8:3. Мат. 4:7 - "Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего". Сравните с Втор. 6:16. Мат. 4:10 - "Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Сравните с Втор. 6:13. Христос имел такое полное доверие к безошибочности книги Второзакония, что Сам цитировал из нее в это критическое время. Немыслимо, чтобы Христос употреблял цитаты из фальшивой книги, чтобы отразить нападение сатаны.
Подтверждение полной богодухновенности Ветхого Завета доказывается и тем, что Иисус Христос часто пользовался им. Смотрите: Мат. 5:19; Иоан. 5: 39; Иоан. 8:17; Иоан. 13:18; Иоан. 15:25; Иоан. 17:12; и т. д.
в. Новый Завет.
1) Христос обещал апостолам сверхъестественную помощь Духа Святого. Подобно тому, как Бог обещал быть с Ветхозаветными пророками, когда Он давал им поручения, в Новом Завете Иисус Христос обещал апостолам руководство Духа Божия. Иоан. 14:26 - "Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". Иоан. 15:26-27 - "...Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною". Иоан. 16:13 - "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам".
2) Говоря с полным авторитетом, апостолы удостоверяют нас прямо и ясно, что они получили осуществление обещанного им Христом. 1 Кор. 2:13 - "Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным". 1 Кор. 14:37 - "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни". 1 Фес. 2:13 - "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих". 2 Пет. 3:2 - "Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими".
3) Это исполнение Духом Святым было удостоверено многими чудесами: например, исцеление хромого человека. Деян. 3:7-8 - "И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога". 2 Кор. 12: 12 - "Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами".
Апостолы были вербально вдохновлены в день Пятидесятницы. Деян. 2:4 - "И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". Люди собравшиеся из шестнадцати различных стран и провинций, слышали Евангелие, каждый на своем языке. Это совершенно невозможно объяснить каким-либо другим способом, но только дословным богодухновением.
Доктрина о Боге
I. Определение
А. Кто такой Бог?
Нет лучшего определения слова "Бог" чем находящееся в Вестминистерском катехизисе (Westminister Shorter Catechism): "Бог есть Дух безначальный, бесконечный и неизменный в Своем существе, премудрости, силе, святости, правосудии, благости и истине" .Иоан. 4:24 - "Бог есть Дух..,".
Б. Что такое дух?
Дух есть невидимое, нематериальное существо. Лук. 24:39 - "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня". Смотрите Втор. 4:15-18.
Хотя дух невидим, однако он может являться видимым образом. Существо это одно, но его явление - совсем другое. Иоан. 1:18 - "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Быт. 18:1-3 - "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего". Смотрите Исх. 24: 9-10.