Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией
Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать:
o вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви,
o укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины,
o вовлечению молодежи в служение,
o подготовке к миссионерской деятельности.
Групповое чтение – образ современной молодежной работы.
Конечно, в работе с молодежью могут быть выбраны и другие пути – например, активная работа пастыря с клиросом[1], творческие студии, больничное служение или издательская деятельность, работа молодежи с подростками и пр. Пусть каждый пастырь идет тем путем, который лучше получается именно у него, у тех активных мирян, которые его окружают.
Вместе с тем, именно встречи для изучения Св. Писания кажутся нам в особенности удобными для работы с молодежью.
Во-первых, в богослужебном плане чтение Св. Писания составляет собой сердцевину Литургии оглашенных, т.е. той части Литургии, которая издревле выполняла функцию просвещения в христианской вере – итак, сам строй богослужения побуждает нас к тому, чтобы обратить особое внимание на изучение Слова Божия. Об этом же свидетельствует Слово Божие, где говорится, что именно Писания могут умудрить верующего во спасение верою во Христа Иисуса (см. 2 Тим. 3:14-17).
Во-вторых, в отличие от лекционных занятий на Евангельских беседах участники не просто пассивно воспринимают информацию, но и самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных вопросов, формируются как миссионеры. При правильной постановке дела все остальные служения обязательно появятся, поскольку социальное служение, миссия являются логическим следствием исповедания той веры, которую участники группы возгревают через чтение Слова Божия.
В-третьих, для организации группы изучения Св. Писания вполне достаточно ресурсов, находящихся в распоряжении любого прихода.
Практические аспекты организации групповых чтений.
Основные формы работы
Евангельские чтения или беседы – формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности группы.
Хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо служение ближним. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в семинарах, но и вместе проводить досуг, поддерживать друг друга, стараться служить ближним.
Важно отметить, что группа не должна замыкать участников на себе или подменять приходскую общину во главе со священником. Следует всячески стремиться к тому, чтобы участники группы шли дальше, открывая для себя полноту Церковной традиции в богослужении и аскетическом делании ради преображения собственной души и отношений с ближними.
Духовное окормление членов группы
Желательно, чтобы члены группы могли вовремя получить молитвенную помощь и духовный совет от священника, благословившего деятельность группы. Это возможно, если священник будет время от времени присутствовать на группе и общаться с ее членами – именно так он приобретет авторитет среди людей, ранее не соприкасавшихся лично с ним и, возможно, даже не посещавших храм. Тогда священник будет восприниматься не как внешний носитель власти, но как любящий отец, пастырь, готовый пожертвовать своим временем и силами ради людей. И они тогда, оценив его старания, станут преданными прихожанами, и сами, в свою очередь, будут готовы принять участие в устроении приходской жизни[2].
Современная молодежь, особенно из неофитов, – сложный контингент: юноши и девушки иногда самоуверенны, часто негибко и максималистки настроены; поэтому от священника требуется определенное снисхождение и врачующая любовь, которые, впрочем, в дальнейшем по мере их церковного «взросления» окупятся сторицей.