I. Признаки самоуверенности (ст. 36-37)
Небрежное отношение к предупреждениям (ст. 36)
Переоценка своих возможностей (ст. 37)
II. Последствия самоуверенности (ст. 38)
Проблема самоуверенности.
Ев. Ин. 13:36-38.
Вступление. Откройте, пожалуйста, свои Библии для того, чтобы прочитать заключительные стихи 13-ой главы Евангелия от Иоанна:
«Симон Петр сказал Ему: «Господи! Куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдешь за Мною». Петр сказал Ему: «Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечал ему: «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды»» (стихи 36-38).
Эти стихи дополняют картину происходящего в последний вечер земной жизни Христа.
Сразу же после ухода Иуды (стих 30) Спаситель заявляет о будущем расставании с учениками (стихи 31-35).
Не понимая до конца, куда уходит Иисус, Петр достаточно самоуверенно заявляет о том, что пойдет за Христом куда угодно и будет верен Ему.
Другие евангелисты более подробно описывают самоуверенное поведение Петра:
««Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя».
Подобное говорили и все ученики» (Мф. 26:35).
Обратите внимание, что его самоуверенные слова разделяли все ученики.
«И говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы». По воскресении же Моем Я предварю вас в Галилее». Петр сказал Ему: «Если и все соблазнятся, но не я»»
(Мк. 14:27-29).
Лк. 22:33 – ответ Петра на предупреждение Иисуса:
«Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти».
Вообще, самоуверенность отличала учеников, и Петр, возможно, был более всех подвержен этой проблеме.
Чрезмерная самоуверенность Петра является главной темой исследуемого отрывка и определяет основную тему сегодняшней проповеди.
Самоуверенность Петра и раньше проявлялась в самых разных ситуациях:
· Во время шторма на Галилейском озере Петр выпрыгнул из лодки, чтобы пойти навстречу идущему по воде Иисусу Христу (Мф. 14:29).
· Когда Иисус омывал ноги ученикам, Петр воскликнул:
«Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13:8).
Несмотря на то, что подобные проявления самоуверенности могут вызвать улыбку у современных христиан, тем не менее, они сами порой склонны проявлять самоуверенность, только в несколько иных формах.
Рассмотрим наиболее распространенные формы проявления самоуверенности в наши дни:
1-ая форма: одни проявляют самоуверенность в вопросе противостояния греху.
Они слишком близко подходят к греху. Такие люди, буквально, заигрывают с грехом, заходят слишком далеко, самонадеянно считая, что они настолько духовно сильны, что могут с легкостью преодолеть опасное притяжение искушения в любое время.
За время, проведенное в служении, мне многократно приходилось просить молодых людей, собирающихся вступать в брак, проявлять особую осторожность для того, чтобы не впасть в грех. Некоторые из них говорили то же самое, что и Петр в изучаемом отрывке:
«Мы никогда не согрешим. Мы любим Бога. Мы знаем, как противостоять искушению, не нужно предупреждать нас. Все будет хорошо».
Это проявление самоуверенности.
2-ая форма: другие проявляют самоуверенность в том, что подходят слишком близко к самым опасным лжеучениям. Они посещают собрания лжеучителей, читают их книги и пытаются дружить с представителями культов. Когда им указывают на опасность праздного любопытства, эти люди самоуверенно отвечают: «Для нас лжеучение не представляет никакой опасности».
3-я форма: самоуверенность проявляется также в пренебрежении церковью.
Пренебрежение церковью проявляется в редком посещении богослужений (не более одного раза в неделю), хотя, если бы они приложили больше усилий, их участие в жизни церкви могло бы возрасти.
Я заметил, что чаще всего духовно незрелые люди редко посещают богослужения по воскресеньям, не посещают изучения Писания на неделе, не стремятся к подотчетности служителям, отказываются от духовной помощи других христиан, не задумываются о служении другим. В основном это происходит из-за ложной самоуверенности, связанной с гордостью. Человек думает, что сам может жить плодотворной христианской жизнью и, таким образом, редко бывает в церкви, отказывается выполнять поручения душепопечителей, способствующие их духовному росту.
Ко всему прочему можно добавить еще одну форму проявления самоуверенности.
4-ая форма: самоуверенность, связанная с легкомысленным отношением к опасности мирского влияния. Легкомысленное отношение к опасности мирского влияния проявляется, когда члены церкви увлекаются мирскими фильмами, читают «желтую» прессу, книги непристойного содержания, чрезмерно сближаются с неверующими людьми, сближаются с их безбожными ценностями, смеются над их пошлыми шутками и анекдотами.
5-ая форма: пренебрежение молитвой – чрезмерная надежда на
свои силы, а не на Господа так же является проявлением самоуверенности.
Человек работает, чего-то добивается в жизни, строит отношения в семье, в церкви и даже пытается служить Господу, однако, при всем этом он живет с постоянным осознанием своей независимости от Бога, редко молится, так как думает, что все достигается при помощи простых человеческих усилий.
Обычно такие люди думают приблительно так: «Я достаточно разумный человек для того, чтобы построить хорошую семью, эффективно служить в церкви, зарабатывать деньги».
Надежда на свои силы вытесняет надежду на Бога.
6-ая форма: самоуверенность, проявляющаяся в самодовольстве.
Я имею в виду духовное самодовольство.
Самодовольный человек думает о себе:
«Я хороший христианин».
«Я не делаю ничего плохого».
«Я стараюсь служить».
«Бог должен быть мной доволен».
«У меня почти нет духовных проблем».
«Я почти не грешу».
«В духовной жизни у меня все хорошо».
«Мне больше не нужно серьезно меняться».
«Я столько сделал доброго для Бога, что этого достаточно для христианина».
Если у вас возникают такие мысли, знайте, что вы самодовольный христианин.
Таким образом, проблема самоуверенности проявляется в наши дни в разных формах.
Избавление от этой проблемы невозможно без ясного понимания ее признаков, а также понимания опасных последствий, к которым она ведет.
На примере самоуверенного поведения Петра мы можем многому научиться, прийти к более глубокому пониманию данной проблемы, чтобы бороться с ней в собственной жизни и помогать в такой борьбе ближним.
Взгляните на стихи 36-37:
«Симон Петр сказал Ему: «Господи! Куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему:
«Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдешь за Мною».
Петр сказал Ему: «Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя»».
На основании этих стихов мы можем выделить:
I. Признаки самоуверенности.
Рассмотрим два признака самоуверенности.
Первый признак самоуверенности:
1. Небрежное отношение к предупреждениям.
«Симон Петр сказал Ему: «Господи! Куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему:
«Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдешь за Мною»»
(стих 36).
Очевидно, что Петр небрежно отнесся к предупреждениям Иисуса.
Прежде всего, небрежность Петра к предупреждениям Иисуса была связана с невнимательностью. Дело в том, что Иисус многократно говорил о своем отшествии до этого (Ин. 12:24, 32, 33). В других Евангелиях также содержатся подобные предупреждения.
Однако Петр не просто не понял эти предупреждения, а отнесся к ним без должного внимания. Иисус много раз говорил о Своей будущей смерти, но Петр не обратил на это внимание. Если бы он обратил внимание, вник в слова Учителя, ему бы не пришлось так самонадеянно утверждать, что он пойдет за Иисусом куда угодно.
Петр халатно отнесся к предупреждениям Учителя не только из-за того, что не слышал и не понимал их ранее, но и из-за того, что не проявлял послушания.
Даже если бы Петр не понимал, куда уходит Иисус, он должен был просто поверить Его словам:
«Куда Я иду, вы не можете прийти» (стих 33).
Этого было уже достаточно для того, чтобы не вести себя самонадеянно.
Если Учитель говорит, что уходит в недоступное для Петра место, значит, это действительно так.
В 36-ом стихе Иисус еще раз повторяет самонадеянному Петру, что он не может последовать за своим Учителем, добавляя:
«..но после пойдешь…».
Слова «но после пойдешь» указывают на будущую мученическую смерть Петра, которая приведет апостола на небеса к Господу. (Согласно некоторым историческим сведениям Петр был распят на кресте вниз головой).
Небрежное отношение к предупреждениям Писания и благочестивых христиан, которые делают предупреждения на основании Библии, – является признаком самоуверенности.
Когда я вижу человека, пренебрегающего советами духовно зрелых верующих, мне совершенно ясно, что это очень гордый и самоуверенный человек.
Пасторы, душепопечители учат истине, наставляют, предупреждают.
А самоуверенные люди пропускают их наставления мимо ушей, пренебрегают их советами.
Пренебрежение наставлениями – первый признак самоуверенного человека.
Второй признак:
2. Переоценка своих возможностей.
«Петр сказал Ему: «Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя»» (стих 37).
Понятно, что Петр переоценил свои возможности.
Он был уверен, что сможет сохранить свою верность Христу.
Он был уверен, что сможет идти за Христом куда угодно, даже на смерть.
Однако, через несколько часов от его самоуверенности не осталось и следа.
Скорее всего, не понимая, куда уходит Учитель, Петр воспринял слова Иисуса «…куда Я иду, ты не можешь теперь за Мной идти…»(стих 36) как вызов: «Что? Я не могу за Тобою идти? Неужели существует такое место, куда я не могу за Тобой последовать? Да я готов идти за Тобой даже на смерть!»
Петр был о себе слишком высокого мнения.
Его самооценка была завышена.
Он явно переоценивал свои возможности.
|
Переоценка своих возможностей проявляется тогда, когда духовно незрелые люди берут на себя ответственность всех наставлять, вмешиваются в решения вопросов, в которых совершенно некомпетентны.
· Они указывают душепопечителям, духовно подготовленным наставникам.
· Они любят советовать пастырям в вопросах, в которых ничего не понимают.
Переоценка своих возможностей проявляется тогда, когда христианин, находясь в духовно слабом состоянии, стремится вступить в брак, но при этом совершенно над собой не работает, думая, что сможет сделать свою вторую половину счастливой и так.
Переоценка своих возможностей проявляется в стремлении служить дарами, которые ему не даны.
· Не обладая даром руководства – пытаются руководить.
· Не обладая даром учения – учить.
Как мы уже отмечали в начале проповеди, переоценка своих возможностей проявляется и тогда, когда человек слишком приближается к греху и заблуждениям. Но при этом считает себя духовно сильным, не могущим подвергнуться мирскому влиянию.
Также самонадеянный человек пренебрегает церковью: редко посещает богослужения, отказывается от сотрудничества с душепопечителем. Он чрезмерно надеется на свои силы (об этих проблемах мы упомянули во вступлении).
Итак, небрежное отношение к предупреждениям и переоценка своих возможностей являются признаками самоуверенности.
Для того чтобы осознать, насколько опасна самоуверенность, нам нужно обратиться к последнему стиху 13-ой главы.
Прочтем вместе 38-ой стих:
«Иисус отвечал ему: «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды»».
Этот стих открывает нам:
II. Последствия самоуверенности.
В 38-ом стихе Иисус изрекает пророческие слова, которые сбываются через несколько часов:
«Тут рабыня-привратница говорит Петру: «И ты не из учеников ли Этого Человека?» Он сказал: «Нет»» (Ин. 18:17).
«Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: «Не из учеников ли Его и ты?» Он отрекся и сказал: «Нет». Один из рабов первосвященника, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не тебя ли я видел тебя с Ним в саду?» Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Ин. 18:25-27).
Ужасное падение, отречение, повторенное трижды, стало результатом гордой самоуверенности Петра.
Самоуверенность ведет к падению.
Нам важно понимать, что Бог наказывает гордых, самоуверенных людей, допуская их падение, позволяя им с позором оказаться на всеобщем обозрении.
«Придет гордость – придет и посрамление…» (Пр. 11:2).
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Пр. 16:18).
«Перед падением возносится сердце человека...» (Пр. 18:12).
«Гордость человека унижает его...» (Пр. 29:23).
Так что, самоуверенность неизбежно ведет к падению.
Самоуверенность неизбежно ведет к наказанию от Господа.
Видимо, Апостол Петр очень хорошо усвоил эту истину.
Спустя более тридцати лет он писал:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).
Самоуверенность ведет к падению так же неизбежно, как и прыжок с большой высоты к удару о землю.
Последствие самоуверенности, проявленной в противостоянии греху, – падение.
Сколько раз я слышал страстные заверения христиан, слишком близко подходящих к греху: «Мы не согрешим».
Мне вспоминаются самоуверенные слова одного молодого христианина: «Таким-то грехом (он конкретно называл грех) я никогда не согрешу».
Спустя определенное время многие из них не могли от стыда поднять голову при разговоре, от былой самоуверенности не осталось и следа.
Самоуверенные люди дружат с лжеучителями, которые пренебрегают призывами Писания отвращаться от еретиков после одного, двух вразумлений (Тит. 3:10), не иметь ничего общего с лжеучителями (2Ин. 10). Если они не перестанут пренебрегать Словом Божьим, то станут жертвой разных заблуждений, их богословские позиции станут более слабыми и размытыми.
Пренебрежение церковью, как проявление самоуверенности, всегда ослабляет духовные силы верующих и ведет к множеству проблем.
«Я могу прекрасно духовно развиваться, посещая служения не очень часто».
«Мне не нужен душепопечитель. Я сам справлюсь со своими проблемами», – говорит такой христианин, хотя, служитель церкви, оценивая духовное состояние этого человека, предлагает ему позаниматься с духовно зрелым верующим.
Последствия такой самоуверенности не заставляют себя долго ждать:
· Проблемы в отношениях с людьми: в семье, в церкви, на работе и т.д.
· Трудности с пониманием собственных проблем из-за неточной самооценки и т.д.
Самоуверенность, связанная с неосмотрительным отношением к опасности мирского влияния, также ведет к падению. Такие люди позволяют себе слушать, читать, смотреть красочные описания того, как другие делают грех, при этом они горделиво оправдываются словами: «На мое духовное состояние это не влияет».
Таким образом, эти люди неизбежно придут к падению, которое станет очевидным для всех.
Самоуверенный прагматик, пренебрегающий молитвой из-за надежды на свои силы, в конце концов, уподобится грешникам, которые не доверяют Богу.
Нам нужно понять, что Бог всегда наказывает тех, кто надеется не на Него, а на себя.
Причем, делает это разными способами:
· Либо отнимая благодать, как в случае с Петром, и позволяя упасть под тяжестью собственной самоуверенности;
· Либо убивая, как Озу, самоуверенно протянувшего руку для того, чтобы поддержать падающий ковчег завета, вопреки запрету Господа прикасаться к ковчегу;
· Либо отстраняя от вверенного ранее служения, как Господь отстранил от царствования Саула, самовольно присвоившего право Самуила как священника совершать жертвоприношения;
Заключение.
Небрежное отношение к предупреждениям и переоценка своих возможностей – вот, что характерно для проблемы самоуверенности.
Вы видите, к каким ужасным последствиям ведет самоуверенность?
Бог наказывает самоуверенность.
Вот, почему нам необходимо жить с постоянным осознанием своей зависимости от Бога.
Не говорите ни в мыслях, ни вслух:
«Я никогда не согрешу таким грехом»,
«Я никогда не упаду»,
«Я никогда не ослабею духовно».
Вместо этого говорите: «Я буду стараться жить свято изо всех сил, понимая, что без Божьей благодати я не могу оставаться верным Ему».
Закончим словами Павла из 1Кор. 10:12:
«Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
Источники утешения 35
Ев. Ин. 14:1-31
Часть первая
Ев. Ин. 14:1-3
(Общий план)