I. Смирение утверждает любовь (ст. 1)
II. Смирение проявляет терпение (ст. 2-3)
III. Смирение демонстрирует готовность служить (ст. 4-5)
Благословения смирения.
Ев. Ин. 13:1-5.
Вступление. С началом 13-ой главы начинается особая часть повествования, в которой Евангелист Иоанн сосредотачивается на последних наставлениях Христа, данных ученикам. Время публичного служения, публичных призывов, обращенных к иудеям, больше не повторится.
Если бы вы вдруг узнали, что вам осталось жить всего несколько часов, как бы вы провели оставшееся время?
Последние часы перед арестом Иисус провел в наставлении учеников!
Последний вечер земной жизни Христа был вечером, который Он посвятил ученичеству.
В пятницу Иисус должен будет умереть на кресте, а в четверг поздно вечером, после захода солнца, (13:30) Иисус решил преподать один из величайших Своих уроков.
Это был урок смирения!
Смирение – важнейшее качество, которым должен отличаться каждый последователь Христа.
Причем, насколько мы им обладаем, настолько и освобождаемся от гордыни, которая есть полная противоположность смирению.
Мы не можем быть свободными и от гордыни, и от смирения одновременно.
Мы не можем оказаться независимыми от этих качеств.
Вообще, уходя от гордыни, мы приходим к смирению, уходя от смирения, приходим к гордыне.
Обладая неискупленной плотью, все мы склонны к гордости: гордиться, превозноситься чем угодно, пусть даже собственным показным смирением, естественно для человека.
Нам не нужно много работать над собой, чтобы гордость захватила наше сердце.
Смирение же требует определенного труда, самодисциплины, подчинения себя Слову, победы над своим «Я». Но человек по природе ленив и более всего не хочет меняться, работать над собой.
Что же с нами произойдет, если мы не будем развивать в себе смирения, если мы не будем внимательны к текстам Писания, подобным изучаемому сегодня?
Знаете, что случится?
Наше сердце наполнится гордостью!
Когда смирение отступает, гордыня тут же заполняет освобожденное место!
И человек становится эгоистичным, сосредоточенным лишь на себе, слепым к собственным ошибкам, обидчивым (гордый человек видит в каждом взгляде, в каждом вопросе угрозу, обиду, осуждение).
В отношениях с окружающими отсутствие смирения, гордость проявляется …
…в нежелании искать помощь, спрашивать совета (Пр. 13:10),
…в отказе признавать свои ошибки и просить прощения,
…в отказе подчиняться власти (гордые люди отличаются неуважением к власти, к начальникам на работе, к служителям в церкви),
…в нежелании учиться, познавать Божью истину (гордый человек считает себя духовным и знающим все, что ему нужно знать, а процесс обучениия предусматривает осознание себя нуждающимся в знаниях, для чего необходимо смириться и сказать: «Я не знаю и нуждаюсь в знаниях, помогите мне!»).
Естественно, нахождение в таком опасном состоянии ведет к печальным последствиям: к жизни, которая характеризуется раздорами, конфликтами, обидами, разрушенными отношениями, потерей радости в общении с Богом и людьми.
Гордый человек ценит себя очень высоко и постоянно страдает из-за того, что окружающие не ценят его также высоко, поэтому он не может сближаться с людьми, не может радоваться в Боге.
Слово Божье очень много говорит о том, что гордость ведет человека к плачевным последствиям.
· Гордость ведет к позору.
«Придет гордость – придет и посрамление…» (Пр. 11:2).
· Гордость ведет к падению.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Пр. 16:18).
«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Пр. 18:12).
Знаете, как Бог относится к гордым?
В Иак. 4:6 сказано:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Слово, переведенное как «противится», в греческом буквально означает следующее: противостоит, сопротивляется, сражается.
Подумайте только, как все серьезно!
Если мы не будем тренировать свое сердце в смирении, мы станем не сотрудниками Бога, а противниками. Все наши дела, все наше служение, пропитанное гордостью, является тем, чему Бог противостоит.
Перед каждым из нас стоит выбор: мы можем либо вкушать горькие плоды гордости
(для этого не нужно работать над собой, подчиняться Писанию, достаточно жить на поводу плотских желаний), либо можем наслаждаться благословениями смирения.
Я думаю, что мы уже уделили достаточно времени описанию отрицательных последствий, к которым ведет гордость и отсутствие смирения.
А теперь у нас есть возможность поговорить о благословениях смирения на основании первых пяти стихов 13-ой главы Евангелия от Иоанна.
Если гордость приносит с собой беду и навлекает гнев Божий, то смирение приносит с собой благословения.
Рассмотрим три благословения смирения.
1-ое благословение смирения:
I. Смирение утверждает любовь.
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира этого к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих находящихся в мире, до конца возлюбил их» (стих 1).
Я думаю, что Иисус уже достаточно явил Свою любовь ученикам.
Около трех лет Он учил их каждый день, заботясь об их душах, являя великие чудеса, формируя из них служителей, которым предстояло трудиться в самом начале развития церкви. Они должны были заложить основы, некоторые из них должны были стать авторами Нового Завета.
Но здесь в последний вечер Его земного служения перед установлением заповеди о вечере ученикам открывается величайшее проявление любви Христа, такое, которого они еще раньше не видели. Омовение ног произвело огромное впечатление на учеников.
Память об этом событии была свежа в сознании Иоанна спустя десятки лет.
Что же послужило величайшим открытием, доказательством безграничной любви Иисуса к ученикам?
Благодаря чему ученики смогли увидеть безграничную любовь Господа к ним в этот вечер?
Ответ: ученики смогли увидеть безграничную любовь их Учителя благодаря Его огромному смирению.
Зайдя в комнату, приготовленную для вкушения Пасхи (галилеяне вкушали Пасху в четверг после захода солнца, а жители Иудеи – в пятницу), ученики заметили, что среди них нет раба, который в соответствии с обычаями того времени должен был омыть ноги участникам трапезы. Равные не омывали ноги друг другу.
Так что ученики даже представить себе не могли, что кому-то из них придется мыть всем ноги. Из 22-ой главы Евангелия от Луки мы узнаем, что ученики не просто не хотели мыть друг другу ноги, как равные, более того, они спорили о том, кто из них должен быть почитаем более всего. То есть они стремились даже не к равенству друг с другом, а к превосходству над остальными. Иисуса же они почитали высшим себя, называя Его учителем и Господом (стих 13).
Итак, ученики понимали, что для омовения нужен кто-то более низкий по своему статусу, никто из учеников таковым себя не считал, но старательно пытался проявить обратное, поэтому проблема не решалась, и ноги оставались грязными.
И вдруг происходит неожиданное:
воплощенный Бог,
Тот, Кто ходил по воде,
Кто исцелял парализованных и слепых,
Кто воскресил Лазаря,
соглашается добровольно омыть всем ноги.
Это был такой урок смирения, который Петр даже отказался принимать.
«Петр говорит Ему: «Не умоешь ног моих вовек». Иисус отвечал ему:
«Если не умою тебя, не имеешь части со Мною»» (стих 8).
О прославленном равви Иуде Га-Наси, жившем приблизительно за двести лет до РХ, говорили, что его смирение так велико, что он готов для других сделать все, что угодно, только не отказаться от своего почетного места.
В иудейском обществе считалось очень важным занимать место соответственно своему статусу. В соответствии со статусом люди занимали места в синагоге, на пирах.
Статус играл огромную роль в обществе того времени, и каждый его член старался поступать в соответствии с ним.
Ученики боролись между собой за звание большего, так как мечтали повысить свой статус. Поэтому мытье ног было невозможным для них, так как говорило о движении в противоположном направлении.
И вдруг Иисус, Тот, Кто занимал самый высокий статус, будучи Богом (выше уже некуда), решается, отбросив в сторону социально-культурные условности, выполнить работу, которую должны совершать люди самого низкого положения.
Это было невиданное происшествие, которое не встречалось в обществе иудеев.
Ситуация с омовением ног приняла такой поворот, которого уж точно никто из учеников не мог предвидеть.
Я пытался найти аналогию, современную аналогию тому, что сделал Иисус, но не мог. Некоторые считают, что стирать носки за каким-то человеком – это унизительно, но Иисус сделал гораздо больше. Даже если представить себе президента, подметающего улицу, это будет лишь бледным отражением поступка Господа.
Огромное смирение Иисуса открыло ученикам Его огромную любовь.
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира этого к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих находящихся в мире, до конца возлюбил их» (стих 1).
Причем, речь идет здесь не об общей любви, которую Бог проявляет ко всему человечеству, но о специальной, особой любви, которую Он являет верующим в спасении и в сохранении.
Слова «до конца» означают «в совершенстве».
Иисус любил учеников совершенной любовью, несмотря на то, что они нередко огорчали Господа то маловерием, то недостатком духовного разумения, то недостатком смирения (споря о том, кто из них должен почитаться большим).
Омывая ноги ученикам, Иисус прекрасно знал, что через несколько часов все они разбегутся, оставив Его один на один со своими противниками.
Любовь Иисуса к ученикам была безусловной. Она не зависела от их заслуг и достижений. В самих учениках не было ничего уникального и особо ценного для того, чтобы привлечь любовь Христа.
Смирение прекрасно тем, что оно утверждает любовь, оно открывает ее, являет ее, демонстрирует.
Гордость разрушает любовь, гордость несовместима с любовью.
В горнице не было атмосферы любви, пока наполненные амбициями ученики решали, кто из них самый значимый.
И вдруг свет любви загорелся, когда Иисус просто в смирении начал служить.
Мы видим недостаток любви сегодня среди верующих в самых разных ситуациях, а также соперничество, зависть.
Я встречал это среди проповедников, среди музыкантов – где угодно.
Причина – гордость, отсутствие смирения.
Хотите создавать атмосферу любви в церкви, в семье, в вашем служении, смиритесь, просто в смирении служите друг другу.
Знаете, чем займитесь?
Поражайте друг друга искренним, чистосердечным смирением.
Просто делайте то, что в представлении мира считается несовместимым с гордостью. Распинайте свою гордость, служа ближним.
Растаптывайте ее, не пытайтесь сохранить ее, в ней нет никакой ценности.
Да, ее ценит и воспевает мир, но Бог ненавидит ее.
Итак, мы с вами могли отметить первое благословение смирения: смирение утверждает любовь. Смирение доказывает подлинность любви.
Смиренное служение ближним создает прекрасную атмосферу любви среди верующих.
Второе благословение смирения:
II. Смирение проявляет терпение.
«И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит…» (стихи 2-3).
Обратите внимание, Иисус дает Свой знаменитый урок смирения в присутствии предателя, чьи ноги так же были омыты руками Спасителя.
Безусловно, тема предательства красной нитью проходит через все Евангелие от Иоанна, достигая своей кульминации сначала в 13-ой главе, а затем – в начале 18-ой главы, когда Иуда приводит воинов в Гефсиманский сад.
Более всего меня поражает огромное терпение Иисуса.
Ведь Он с самого начала знал, что Иуда – лицемер, лжеверующий.
Он с самого начала знал, что Иуда будет предателем (Ин. 6:64).
И даже сейчас перед вкушением пасхальной трапезы, омывая ноги ученикам, Иисус понимает, чем наполнено коварное сердце Иуды.
Но Иисус ни разу не упрекнул его за все время.
Иисус не проклял его, как Он проклял смоковницу. Иисус не прогнал его прочь от Себя.
Только смиренное сердце способно терпеть предателя рядом с собой, желая его покаяния, омывать ему ноги, обращаться с ним, как с почетным гостем, подавая кусок хлеба (стих 27).
Восхитительное терпение!
Оно проистекает из восхитительного смирения.
Иуда пришел на пасхальную трапезу, уже договорившись о предательстве и определившись с суммой в тридцать серебренников, которую он получит в качестве вознаграждения.
Дьявол и Иуда желали смерти Иисуса одновременно, вот в каком смысле следует понимать слова:
«дьявол вложил в сердце Иуде».
Конечно, если бы другие ученики раньше времени узнали о том, что Иуда будет предателем, ему бы, безусловно, несдобровать. Особенно, если бы эта информация дошла до Петра, который даже в Гефсиманском саду выхватил меч и бросился на отряд из нескольких сот человек.
Но Иисус не Петр. Он терпеливо служит Иуде, делая все для его покаяния.
Вообще смирение проявляет терпение, а гордость нетерпелива.
Гордый Саул, известный тем, что однажды поставил себе памятник (1Цар. 15:12) в одиннадцати километрах к югу от Хеврона, конечно же, был очень далек от смирения.
Гордость отличается нетерпением.
В 13-ой главе 1-ой книги Царств рассказывается о том, как Саул незаконно присвоил себе обязанности священника и, не дождавшись Самуила, самостоятельно раньше времени совершил жертвоприношение.
Вы видите, гордость нетерпелива.
· Вот, почему родители в гневе начинают бить своих детей, вместо того чтобы объяснять и наказывать хладнокровно.
· Вот, почему люди не могут дождаться окончания разговора и хлопают дверями, бросают телефонные трубки, не могут выслушивать до конца.
· Вот, почему, когда кто-то поступает не так, как мы хотим, нам кажется, что проще повысить голос и быстро получить желаемый результат, чем медленно объяснять.
Гордость не хочет терпеть, ждать перемен в человеке.
Гордость не хочет ждать, пока человек поймет.
Гордость требует, чтобы все моментально было «так, как я хочу».
Иисус в смирении моет ноги Иуде,
«зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел, и к Богу отходит».
Обладая полнотой власти, полученной от Отца, Иисус в смирении шел на крест через предательство близкого человека, ученика Иуды.
Придя от Бога для искупления человечества на кресте, для страданий и переживаний предательства, Спаситель меньше чем через сутки должен будет вернуться к Отцу для того, чтобы вечно наслаждаться тем прекрасным общением, которое Он имел еще до сотворения мира.
Нам необходимо в смирении служить нашим ближним, проявляя терпение, понимая, что все события находятся в руках Христа. Без этого мы будем мелочны, придирчивы даже к самым незначительным недостаткам в жизни ближних, следовательно, будем раздражаться, не сможем правильно влиять, библейски руководить, не сможем созидать ни в семье, ни в церкви.
Терпение же приносит огромные благословения:
· защищает от многих ссор и конфликтов,
· дает возможность эффективно заниматься ученичеством
(учить других и учиться – все это требует терпения),
· дает возможность эффективно воспитывать детей
(что опять-таки требует от нас терпения).
А теперь рассмотрим третье благословение смирения:
III. Смирение демонстрирует готовность служить.
«…встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (стихи 4-5).
В те времена евреи носили обувь, напоминающую современные сланцы.
Это была обувь на тонкой подошве, которая крепилась к ноге тоненькими ремешками. Сами понимаете, что, если ходить в такой обуви по грязным и пыльным дорогам Палестины, ноги быстро испачкаются. Так что, омовение ног было не просто традицией, ритуалом, а вполне практичным делом, но осуществлять его должны были только рабы, слуги.
Итак, двенадцать учеников находятся в комнате, приготовленной для вкушения пасхального агнца, все они нуждаются в омовении ног, есть вода, есть полотенце, но дело не сдвигается с мертвой точки, проблема не решается, ноги остаются грязными.
Они не могут перешагнуть через себя, через свои сформировавшиеся годами понятия, они не могут отбросить свои плотские амбиции, желание быть большим среди всех.
Ученики собрались на ужин, но с удивлением для себя обнаружили, что раба, который должен омывать всем ноги, нет! Для них это было подобно тупику!
Они готовы были спорить, кто из них должен почитаться большим.
Они готовы были удивляться, где же раб, который должен всем служить.
Но служить друг другу они были не готовы.
Причина всего этого заключена в гордости.
Гордость неуслужлива. Гордый человек не желает служить ближним.
Гордый человек слишком сильно сфокусирован на самом себе, на своем «Я», на своем комфорте, на своем имидже, положении.
А для того, чтобы служить другим, необходимо пожертвовать не только комфортом и положением, но и самим собой, нужно умереть для себя, для своих плотских желаний, амбиций.
Иисус – самый смиренный человек из живших на земле, Богочеловек.
Он служил на протяжении трех лет.
И теперь, даже в предверие крестной смерти, Его смиренное сердце переполнено готовностью, желанием послужить.
Спаситель снимает с Себя верхнюю одежду.
Речь идет о свободной верхней одежде, которую всегда носили на Востоке и которую обычно снимали при выполнении физического труда.
Далее Иисус препоясался полотенцем, как передником, и, заняв место раба
(то место, которое никому из учеников не хотелось занимать), стал омывать им ноги.
Смиренное сердце – это сердце, готовое к служению.
Иисус не говорил: «О, Я Бог и учитель, как Я могу так унижаться и мыть грязные ноги этих рыбаков? Как Я могу так унижаться и поступать не в соответствии со Своим статусом?»
Ученики раввинов обычно прислуживали своим учителям, но никогда не происходило обратное.
Иисус же просто служит: снимает одежду, препоясывается полотенцем, наливает воду, моет ноги и вытирает их.
Нет ничего более неприятного, чем жить в обществе надменных, гордых, напыщенных людей, которые не хотят служить друг другу и насмехаются над теми, кто это делает, считая служение слабостью и позором.
Смирение проявляется в готовности служить.
И любая семья, любая церковь, которая будет состоять из смиренных, жаждущих послужить друг другу людей, станет прекрасным, благословенным обществом, отображающим характер Господа Иисуса Христа.
Заключение.
Как мы уже отметили в самом начале, мы можем либо вкушать горькие плоды гордости, либо наслаждаться благословениями смирения.
Смирение утверждает любовь – гордость разрушает отношения любви.
Смирение проявляет терпение – гордость нетерпелива, вспыльчива.
Смирение демонстрирует готовность служить – гордость неуслужлива.
Давайте здесь остановимся для того, чтобы в следующий раз продолжить извлекать уроки из этого удивительного события, омовения ног учеников Господом.
Омовение от греха 29
Ев. Ин. 13:6-11
(Общий план)
I. Истинное омовение (ст. 6-10(а))