I. Слава Христа в свидетельстве народа (ст. 12-18)
Выражение почтения (ст. 12-16)
Признание всемогущества (ст. 17-18)
II. Слава Христа в свидетельстве врагов (ст. 19)
III. Слава Христа в поисках язычников (ст. 20-22)
Слава Христа.
Ев. Ин. 12:12-22.
Вступление. Вновь и вновь мы продолжаем радоваться личности нашего Господа, раскрытой в Евангелии от Иоанна, продолжаем наслаждаться общением со Спасителем.
И сегодня мы можем пережить особое наслаждение, так как речь пойдет о славе Христа.
Вообще 12-ая глава очень много говорит о славе Христа.
Если 11-ая глава заканчивается описанием злостных выпадов иудеев, то 12-ая является своеобразным балансом, уравновешивающим описание Иоанна.
В начале 12-ой главы Мария отирает своими волосами ноги Спасителя – это оказание Ему особой чести, приклонение перед Его славой.
И далее тема славы Господа звучит многократно.
В 23-ем стихе Иисус говорит о Своей славе, которая будет явлена в Его крестной смерти:
«Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому»».
В 28-ом стихе Иисус говорит о том, что ищет не Своих интересов, а славы Отца:
««Отче! Прославь имя Твое». Тогда пришел с неба глас: «И прославил, и еще прославлю»».
В 41-ом стихе Иоанн говорит о том, что видение славы Божьей Исаией (Ис. 6:1) было видением славы Христа в Ветхом Завете:
«Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
А также в отрывке, прочитанном нами вначале, речь идет о славе Христа, раскрытой в реакции народа, торжественно встречающего Иисуса с пальмовыми ветвями в руках, постилающего одежды и восклицающего «Осанна».
Говоря о славе Христа, нам важно понимать, что она не зависит от отношения к Нему окружающих. Славят Его люди или бесчестят, Он, все равно, обладает полнотой славы.
В Ин. 17:5 сказано:
«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».
Слава Христа существует вечно, прежде любых ее проявлений и независимо от них.
Библия учит тому, что Бог изначально, от вечности, до сотворения мира обладал славой, которую решил проявить различными способами.
Вот основные способы, которыми Бог решил открыть Свою славу:
· Бог проявил Свою славу через творение: сотворив космос, землю, человека.
«Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Уникальность жизни на земле, огромные просторы космоса
(например, размеры некоторых звезд в сотни раз больше нашего Солнца) –
все это свидетельствует о величии творения, отображающего бесконечное величие славы Творца.
· Бог проявил Свою славу в воплощении.
«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Воплощение Сына Божьего – это величайшее явление, иллюстрация славы Бога.
· Бог проявляет Свою славу в искупительной смерти Христа ради спасения грешников.
Мы уже читали Ин. 12:23-24:
«Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»».
· Бог проявит Свою славу во втором пришествии Христа.
«…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой» (Мф. 24:30).
Помимо этого Бог являет Свою славу в многих Своих делах.
Божья слава, проявленная в Его делах, есть внешнее проявление Его неизменной сущности.
Изучая Евангелие от Иоанна, мы уже смогли столкнуться с различными описаниями внешнего проявления славы Христа, особенно ярко заметными в чудесах, совершенных Господом.
Самым великим чудом из описанных в этом Евангелии считается воскресение Лазаря, оно было совершено для того, чтобы явить славу Христа.
«Иисус говорит: «Уберите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он умер». Иисус говорит ей:
«Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божью?»»
(Ин. 11:39-40).
Воскресение Лазаря было внешним проявлением славы Христа.
В отрывке, изучаемом нами сегодня, Христос являет Свою славу не через какие-то дела, не через чудеса, а через свидетельство людей.
Сегодня мы будем говорить о славе Христа, проявленной в свидетельстве трех разных групп людей.
Первая группа, свидетельствовавшая о славе Христа, состояла из обычных иудеев, простого народа. Обратите внимание на стихи с 12-го по 18-ый.
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "Не бойся, дочь Сиона!
Вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ".
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (стихи 12-18).
I. Слава Христа в свидетельстве народа.
Простой народ свидетельствовал о Христе, выражая к Нему почтение и признавая Его всемогущество, из-за того, что Он воскресил Лазаря.
1. Выражение почтения.
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: "Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле ". Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (стихи 12-16).
Спаситель въезжал в Иерусалим на молодом осле в соответствии с пророчеством Захарии. Более 500 лет до РХ пророк с удивительной точностью написал о Мессии:
«Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Въезжая на осле Иисус как бы говорит этим: «Я обещанный Мессия, Я тот Царь Израиля, о котором говорили пророки».
Более того, Он говорит: «Я мирный Царь, Я прихожу с миром».
В соответствии с обычаями того времени на войну царь ехал на коне, но если он приходил с миром, он въезжал на осле.
Таким образом, всем надеявшимся, что Иисус может собрать войско и освободить Израиль от власти Рима, было сказано: «Я мирный Царь, я не собираюсь воевать с римлянами».
Сегодня в нашей культуре осел считается презренным животным, но в Палестине он считался животным благородным.
Въезд в Иерусалим на осле был благородным поступком, соответствующим пророчествам Ветхого Завета, указывающим на то, что въезжающий приходит с миром.
Множество народа приветствовали Христа на входе в Иерусалим.
В преддверии Пасхи Иерусалим наполнялся десятками тысяч паломников, приходивших со всего мира.
После воскресения Лазаря популярность Христа резко возросла, поэтому встречать Иисуса могла действительно огромная толпа.
Встречающие держали в своих руках пальмовые ветви.
Финиковые пальмы росли в окрестностях Иерусалима, поэтому недостатка в ветвях быть не могло.
Пальмовая ветвь является одним из национальных символов иудеев.
Со времен маковеев пальмовая ветвь была непременным атрибутом празднования военных побед. Используя их, приветствовали царей и военачальников-победителей во время торжественных шествий.
Несомненно, пальмовые ветви пробуждали в народе политико-мессианские надежды.
Размахивая пальмовыми ветвями, люди восклицали:
«Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»
«Осанна» – это еврейское слово, означающее «дай спасение сейчас».
«Благословен грядущий во имя Господне» – это восклицание заимствовано из 26-го стиха 117-го псалма.
Этот псалом был хорошо известен многим иудеям, так как был частью особых храмовых песнопений, исполняемых хором во время праздника кущей каждое утро.
Иудейские толкователи 117-го псалма понимали, что слова «грядущий во имя Господне» указывают на Мессию.
Слова «Царь Израилев» также считались мессианским титулом.
Народ выражает почтение Христу, таким образом, Христос являет Свою славу в свидетельстве народа.
К сожалению, ученики не могли оценить происходящее в свете ветхозаветных пророчеств и осознали все до конца только после смерти и воскресения Христа.
Толпы восклицающих, судя по тому, как они вели себя через несколько дней, требуя распять Иисуса, также не осознавали судьбоносности момента и до конца не понимали величие личности Въезжающего на осле.
Однако, несмотря на все это, ветхозаветные пророчества исполнились: Мессия явил Свою славу в том, с каким почтением встретил Его народ.
Простой народ свидетельствовал о славе Христа, выражая к Нему почтение.
2. Признание могущества.
«Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (стихи 17-18).
Хотя встречающие Господа и не понимали до конца, Кем является Иисус, тем не менее, они признавали, что Он совершил великое чудо, чудо воскресения Лазаря, поэтому они и вышли Его встречать.
Слава Христа – это внешнее проявление Его сущности.
· Христос – Спаситель по Своей природе, и возглас «Осанна!» (спаси нас) – это всего лишь внешнее проявление, признание Его спасительной природы.
· Христос – Мессия и Царь Израиля, и возглас «Грядущий во имя Господне, Царь Израилев» не делает Его царем и Мессией, а лишь констатирует эту истину.
· Христос обладает славой как всемогущий Бог, и чудо воскресения Лазаря и признание этого чуда является лишь внешним проявлением и признанием Его всемогущества.
Вторая группа, свидетельствовавшая о славе Христа, состояла из противников.
«Фарисеи же говорили между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним»» (стих 19).
II. Слава Христа в свидетельстве врагов.
В словах евангелиста нетрудно заметить иронию, подобную той, что уже звучала в 11-ой главе.
Точно так же, как в 11-ой главе враг Христа, первосвященник Каиафа, противясь Господу и произнося богохульство на Иисуса, сам того не понимая, произнес пророчество, прославляющее Спасителя.
«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Это же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» (Ин. 11:49-51).
Точно так же и фарисеи в 19-ом стихе 12-ой главы, совершенно не желая говорить доброе об Иисусе, будучи далеки от того, чтобы славить Его Имя, тем не менее, произносят слова, свидетельствующие о славе Христа:
«…весь мир идет за Ним».
Фарисеи видели, как толпы народа радостно приветствовали Иисуса, и это совершенно не радовало их: они были недовольны, они злились, они видели, как теряют влияние над людьми.
Бог согласно Своему замыслу иногда являет Свою славу через уста или дела Своих врагов. Откройте, пожалуйста, вместе со мной 14-ую главу книги Исход, прочитаем 4-ый, 17-ый и 18-ый стихи:
««А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я Господь».
И сделали так».
«Я же ожесточу сердце египтян, и они пойдут вслед за ними.
И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его»».
Вы видите? Бог решил явить Свою славу через своего врага, фараона.
Бог специально его ожесточил, то есть отнял Свою благодать
(Бог не посылал греховные желания в сердце фараона, Он просто перестал их сдерживать). Как только Бог отнял Свою руку, сдерживавшую зло в его сердце, сразу же зло стало проявляться.
Вот, что значит «ожесточил» – отнял благодать.
Может быть, это звучит странно, но Бог являет Свою славу даже через уста или дела тех, кто Ему противится.
Третья группа, свидетельствовавшая о славе Христа, состояла из еллинов.
«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины.
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп говорят о том Иисусу» (стихи 20-22).
III. Слава Христа в поисках язычников.
Как нетрудно это заметить, в резком контрасте с религиозными лидерами Израиля находятся еллины, то есть язычники, пришедшие на поклонение в Иерусалим.
Словом «еллины» обозначали греков или же всех, кто находился под влиянием их культуры. Скорее всего, речь идет о язычниках-прозелитах.
Вероятно, из-за того, что огромное количество людей хотело поговорить с Иисусом, ученики как-то ограничивали доступ к Нему, поэтому языческим прозелитам пришлось сначала столкнуться с Филиппом и Андреем, и только через них еллины могли подойти к Иисусу.
Бог задумал явить Свою славу через спасение язычников.
Стремление язычников к встрече с Иисусом могло указывать на многие тексты Ветхого Завета, говорящие о том, что Бог предопределил явить Свою славу через спасение представителей всех народов.
«Сделаю имя Твое памятным из рода и род; поэтому народы будут славить Тебя во веки веков» (Пс. 44:18).
«Все народы, Тобой сотворенные, придут и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85:9).
В 15-ой главе Послания к Римлянам сказано, что одна из целей пришествия Христа состоит в том, чтобы язычники славили Бога, славили Того, Кто от вечности обладает неизменной славой.
«Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: "За то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему "» (Рим. 15:8,9).
Многообразие спасенных народов прославляет Бога более, чем единообразие.
(См. Джон Пайпер «Да веселятся народы!», (С.-Петербург, издательство «Мирт» 2006г., стр.209)).
Бог решил явить Свою славу через спасение язычников.
Эра спасения язычников началась после первого пришествия Христа, до Христа не было мирового евангелизма.
Так что, поиски еллинов были предвестниками великого явления славы Божьей через спасение представителей всех народов.
Даже в небесах слава Христа будет связана с прославлением Его представителями всех народов.
«И поют новую песнь, говоря: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени…»» (Отк. 5:9).
Первые стихи 5-ой главы книги Откровение говорят о каком-то свитке, какой-то книге, запечатанной семью печатями. На Востоке такие книги представляли собой документы, дающие право на владение землей. В данном случае речь идет о праве Христа на обладание землей в тысячелетнем царстве. Так вот, право Христа на царствование на земле связано со спасением представителей всех народов, языков и племен.
После Своей крестной смерти и воскресения Господь повелел ученикам идти с Евангелием ко всем народам. Проходя по миру со спасительной вестью, Христос покорил Своим Словом все народы (то есть собрал группу спасенных, состоящую из представителей всех народов). Таким образом, Господь завоевал мир и благодаря этому имеет право на владение землей, право правления ей в тысячелетнем царстве.
Размышляя об этом в течение нескольких дней, я отметил для себя следующее.
Практически все человечество живет в рабстве своих национальных традиций, обрядов, неписанных правил и верований. Люди мира в большинстве своем поклоняются своим кумирам, традициям и культуре предков. Обращение к Христу неизбежно требует отвращения от этого идолопоклонства, а это непросто. Дьявол крепко держит человечество в сетях национальных религий и культур, не совместимых с истинной верой в Господа.
Так вот, спасение представителей всех народов, языков и племен является видимой победой Христа над всеми национальными идолами, национальными философиями, верованиями и идеологиями. Искупив представителей всех народов, совершив победу над всеми основными мировыми идолами, Иисус Христос доказал Свое право царствовать на земле.
Представители спасенных народов будут прославлять Христа вечно.
Заключение.
Итак, мы увидели, что Иисус прославлялся самыми разными людьми, являл Свою славу через свидетельство народа, через свидетельство врагов, через поиски язычников.
Вы знаете, Бог и через вас проявит Свою славу, как через Своего противника или как через Своего сотрудника.
Сейчас самое время задать вопрос: «Свидетельствую ли я о славе Христа?
Являю ли я своей жизнью Его славу?»
Такой вопрос становится жизнеопределяющим в свете библейского учения, говорящего, что славить Бога есть основное предназначение человека.
Посвятите всю свою жизнь достижению этой цели.
Не ищите успеха, не ищите признания, не ищите потакания своим эгоистичным желаниям… ищите славы Божьей!
Делайте все для того, чтобы Господь явил Свою славу через вас и не просто как через непокорного грешника, а как через Свое послушное дитя.
Жизнь в смерти, 24
Или плоды самопожертвования
Ев. Ин. 12:23-26
(Общий план)