I. Возникновение духовного зрения (ст. 35-36)
Действие Бога (ст. 35)
Ответственность человека (ст. 36)
II. Проявление духовного зрения (ст. 37-38)
1. Вера во Христа (ст. 37-38(а))
2. Поклонение Христу (ст. 38(б))
Возникновение и проявление духовного зрения.
Ев. Ин. 9:35-38.
Вступление. Вы любите слушать свидетельства о спасении грешников?
Если любите, вот еще одно, записанное в Писании (Ин. 9:35-38).
Надеюсь, что вы уже ближе познакомились с бывшим слепцом, изучая 9-ую главу.
Если это так, тогда вы смогли оценить его честность, прямоту и смелость, проявленные в беседе с фарисеями.
Представляю себе тот огромный эмоциональный восторг, который он пережил, обретя зрение.
Представьте себя на месте этого человека.
С самого рождения вы не могли видеть ни лица близких людей, ни синеву неба, ни красоту цветов – ничего из бесконечного множества картин общего откровения.
Вы рассматривали все время одну, подобную «Черному квадрату» Малевича, картину: изо дня в день, из недели в неделю, из года в год перед вами только тьма, никаких красок, никаких оттенков, никакой ясности.
И вот однажды не в результате хирургического вмешательства, не в результате
какого-то длительного курса лечения, не с эффектом постепенного улучшения (сначала различаешь цвета, затем видишь силуэты, спустя какое-то время более тонкие черты и т.д.),
а по слову одного Человека мгновенно получили зрение, ясное, контрастное, с полным восприятием всех красок.
Это очень сильное эмоциональное переживание (думаю, оно не для людей со слабым сердцем, хотя для Бога не может быть никаких препятствий).
Но в 9-ой главе есть еще нечто более великолепное и восхитительное: исцеленному предстояло пережить духовное прозрение.
Тема духовной слепоты и духовного зрения – это центральная тема 9-ой главы.
Быть духовно слепым, жить в духовной тьме – это худшее состояние.
Хотя грешники и пытаются представить свою жизнь радостью и праздником, хотя мир и придумывает все новые и новые развлечения, мы знаем настоящую цену всему этому.
Нет ничего ужаснее, чем жить в духовной тьме, и нет ничего более радостного, чем духовное прозрение.
Готовясь к этой проповеди, я специально перечитывал страницу за страницей разные христианские журналы, особо акцентируя внимание на свидетельствах об обращении самых разных людей: как религиозных, так и нерелигиозных, как порядочных, так и закостенелых преступников. Я прочитал ряд свидетельств обращения грешников и еще раз отметил для себя, что каждое обращение является духовным прозрением, переходом от состояния духовной тьмы к жизни в духовном свете.
Поделюсь с вами одним из свидетельств.
Армянин Саркиз Григорян описывает свою жизнь до обращения как жизнь в духовной тьме.
С тринадцати лет он был в группе воров. Очень часто его задерживала милиция, однажды даже его хотели судить, но отец откупил. В 1982г. он переехал из Армении в Россию, где женился. В 1986г. из России переехал в Киргизию, где занялся преступной деятельностью с группой преступников из Армении.
Однажды эти люди заняли у него крупную сумму денег и исчезли. Саркиз решил вернуть долг: два раза ездил в Армению, но они не возвращали ему ничего. Тогда в 1990г. в третий раз он поехал туда с целью отомстить обидчикам – Саркиз решил убить двоих из них.
Прибыв в Армению, он нашел этих людей в милиции в КПЗ (их временно за что-то задержали). Пока он ожидал их освобождения для того, чтобы свести с ними счеты, он случайно (как сказано им самим) попал к верующим. «Им я рассказал», – пишет Саркиз, – «Как семь лет назад попробовал анашу, как отрицательно это на меня подействовало, и как я стал впадать в состояние депрессии. Мне хотелось покончить жизнь самоубийством, крушить все вокруг себя от безысходности. Никакие врачи и профессора не могли излечить меня. А тут мне рассказали об Иисусе Христе. В конце беседы предложили помолиться за меня. Первый раз я молился и просил Бога простить мой грех и исцелить.
В этот момент произошло чудо. Комната наполнилась Божьим присутствием.
Он коснулся меня. Господь простил все мои грехи и исцелил. Я шел домой и ликовал от счастья и свободы»… («Вера и жизнь», ¾, 2002г., стр. 29-30).
Сегодня Саркиз является пастором в одной из церквей Средней Азии.
Духовное прозрение – это величайшее чудо.
Давайте более подробно рассмотрим, как возникает духовное зрение и как оно проявляется, на примере свидетельства об обращении исцеленного.
Для этого вначале рассмотрим стихи 35-36:
«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божьего?» Он отвечал и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»»
Эти стихи описывают:
I. Возникновение духовного зрения.
Как видно из прочитанных стихов, духовное зрение возникает по инициативе Бога, является Его суверенным действием, и в то же самое время его появление не исключает ответственности человека.
Рассмотрим возникновение духовного зрения в следующих двух подпунктах.
1. Действие Бога.
«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божьего?»» (стих 35).
Иисус услышал о том, что исцеленного Им человека отлучили от синагоги.
Весть об этом отлучении, скорее всего, облетела весь город. В результате этого отлучения исцеленный стал изгоем общества. Тяжелое бремя этого наказания обрушилось на его плечи. От него отвернулись все родственники и знакомые.
Практически невозможно было устроиться на работу, торговать и покупать на рынке. Отлученный терял часть своего наследства и не мог поклоняться в храме, не мог наравне со всеми участвовать в праздниках.
В общем, это было полное изгнание из жизни общества.
Обратите внимание, Господь находит этого изгоя.
Религиозные начальники выгнали его, а Всевышний начальник – принял.
Его посчитали недостойным общения с Божьим народом, а Сам Бог протянул ему руку общения.
Как писал Иоанн Златоуст:
«Иудеи прогнали его из храма, но Господин храма нашел его».
Духовное зрение возникает в результате действий Бога.
Бог выбирает к спасению, Бог проявляет инициативу, Бог первым идет навстречу.
Спасение – это в первую очередь действие Бога, об этом говорит вся Библия.
«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»
(Мф. 18:11, Лк. 19:10).
«…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены» (Еф. 2:5).
Мертвые не могут выбирать Бога.
Мертвые не могут первыми желать своего спасения и просить о нем.
Мертвые не могут проявить инициативу.
Хорошо всем известны слова Господа:
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16).
Спасение начинается с Бога, с Его избрания, с Его призвания.
«От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое» (Пс. 3:9).
Что еще здесь любопытно?
Взгляните, кого избрал Христос к спасению?
Не религиозную элиту, не фарисеев, не саддукеев, а нищего, ничего незначащего человека, который сначала был слепцом и жил на подаяния, а когда прозрел, стал изгоем общества, отлученным от синагоги – хуже ничего не может быть. Более незначительным человеком быть невозможно! Но именно к этому человеку Господь проявил Свою особую благодать, это соответствует общему плану спасения.
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1:27,28).
По сравнению с фарисеями, считавшими себя мудрыми, сильными и влиятельными, бывший слепец был немудрым (в их глазах), немощным, униженным и ничего не значащим. И фарисеи, считавшие себя духовно зрячими и мудрыми, были действительно посрамлены спасением этого человека, да и в беседе с ним до его спасения открылось их лицемерие.
Вывод: возникновение духовного зрения – это 100% действие Бога, спасение – это 100% действие Бога, спасение – это инициатива Бога.
Проявляя Свою инициативу в спасении, избирая еще прежде создания мира грешников к спасению, Бог решил в большинстве своем спасти самых презренных, самых незначительных, интеллектуально неразвитых людей, чтобы посрамить, привести к позору гордых, надменных великих, считающих себя духовно зрячими.
Иногда Бог спасает великих мира сего, но в большинстве своем – это редкость.
И физическое и духовное зрение, дарованное этому физическому и духовному слепцу, – это все действие Бога, это Его инициатива, Его план, Его решение.
Второй подпункт:
2. Ответственность человека.
«Он отвечал и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»» (стих 36).
Другая сторона спасения состоит в том, что человек полностью ответственен перед Богом.
Да, Бог избирает, да, Бог привлекает, да, Бог возрождает, но человек полностью ответственен за то, чтобы веровать.
И этот исцеленный является человеком, который переполнен осознанием своей ответственности.
Поэтому на вопрос Христа, заданный в 35-ом стихе:
«Ты веруешь ли в Сына Божьего?»
– Он отвечает:
«А кто Он, Господи (здесь следует понимать в значении господин), чтобы мне веровать в Него?»
«Я готов веровать, я хочу, я согласен пойти и найти этого Сына Божьего, просто укажи мне на Него, покажи, где этот Человек. Как с ним встретиться?»
Согласитесь, удивительное состояние: человек еще не спасен, но он готов искать, просто не знает, где искать. (Такое желание является результатом воздействия Бога на его сердце).
В 9-ой главе мы видим два вида неверия.
Первый вид, жестокое неверие (неверие фарисеев) не ищет спасения, так как не желает знать, где искать.
Второй вид неверия (неверие исцеленного) не ищет спасения, так как не знает где искать.
Поверьте, и рядом с нами могут быть такие люди, не все находятся в состоянии жестокого неверия.
Я слышал много раз свидетельства, в которых рассказывалось о поисках, блужданиях в разных религиях, но как только эти люди услышали Евангелие, они сразу же поверили.
«У меня часто болела душа», – свидетельствует наша сестра в Господе, –
«Томилась, мне было плохо, но я не знала, как выйти из этого состояния.
Когда у меня умерла мама, то по общепринятому православному обряду надо было ставить свечи за упокой. И я стала ходить в церковь. Постою у икон одна-одинешенька, не понимая, что вокруг творится, и ухожу. Душа будто бы успокаивалась, но ненадолго, затем снова становилось невыносимо. Но вот однажды от подруги я узнала, что один человек рассказывает о Боге собравшимся на квартире. У меня почему-то сразу появилось большое желание послушать этого человека. И вот 19 августа 1993 года я впервые услышала о Боге, впервые увидела Библию и целых два часа общалась с верующими.
Возвращалась с первого собрания я другим человеком. Я твердо решила, что дальше так жить, как я жила ранее не хочу. Много я еще не знала, но желание изменить свою жизнь помогло мне не пропустить ни одного занятия по изучению Библии».
Вот пример обращения человека, который просто не слышал Евангелие, как только он услышал, сразу же принял решение посвятить жизнь Христу.
Бывший слепец еще не знает, где Спаситель, но как только он узнает, он уверует в Него и поклонится Ему.
Фарисеи – это пример упрямого, жестокого неверия, нежелания видеть истину в очевидных фактах, в удивительных чудесах. Они являются теми, кто пренебрег своей ответственностью в деле спасения, теми, кто добровольно выбрал тьму вместо света.
Это их выбор, это их решение, это их ответственность.
Писание много говорит об ответственности человека в спасении:
«Входите тесными вратами» (Мф. 7:13).
«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие захотят войти, и не смогут» (Лк. 13:24).
Если вы неспасены, зная о пути спасения, вы полностью ответственны за свое неверие.
Не вздумайте перекладывать свою ответственность на Бога, бесполезно философствуя о том, избраны вы или нет. Бог повелевает вам покаяться, и если вы этого не делаете, грех ваш полностью остается на вас!
Спасение слепорожденного является еще одним библейским пояснением, иллюстрацией того, как это происходит.
Бог действует, находя и проявляя инициативу, – это одна сторона в спасении.
Человек ответственен за то, чтобы принять истину, – это другая сторона спасения.
Вот, как возникает духовное зрение.
Уделив внимание возникновению духовного зрения, поговорим о том, как оно проявляется.
II. Проявление духовного зрения.
«Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему» (стихи 37-38).
Как проявляется физическое зрение, всем понятно: человек видит окружающий мир, замечает красоту и т.д.
Но как же проявляется духовное зрение?
Духовное зрение проявляется минимум в следующих двух моментах:
1. Вера во Христа.
«Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Он же сказал: «Верую, Господи!»» (стихи 37-38(а)).
Спаситель прямо открывает себя слепому: «Сын Божий перед тобой».
Так же прямо Он открылся самарянке:
«Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я, говорящий с тобою»» (Ин. 4:25,26).
Бывший слепец отвечает:
«Верую, Господи!»
Он видит в Человеке, стоящим перед ним, Мессию, Сына Божьего.
Представьте себе слепого, который смотрит на солнце и вдруг обретает зрение, его спрашивают: «Что ты видишь?» – А он отвечает: «Свет!!!»
То же самое здесь: духовный слепец смотрит на Иисуса и видит в Нем пророка, но не больше, и вдруг обретает духовное зрение: и первое, что он видит, он видит Бога!
И здесь возникает вопрос: как он мог так мгновенно прозреть?
Как он мог так быстро поверить?
Ответ: просто произошло чудо – Бог его возродил!
Да, Бог уже его готовил, это очевидно из следующих слов слепого:
«Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел»» (9:11).
Он называет исцелившего: «Человек Иисус».
«Опять говорят слепому: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он открыл тебе очи?» Он сказал: «Это пророк»» (9:17).
Теперь он называет Его уже пророком.
«Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему» (9:38).
И, наконец, он признает Его Христом и Господом.
Бог готовил его к принятию истины и открыл духовные очи, чтобы видеть ее.
Спасающая вера во Христа, являющаяся даром Божьим, – это первое доказательство духовного прозрения.
Фарисеи смотрели на Иисуса и видели в Нем то просто сына плотника, то грешника, то самарянина, то бесноватого.
Это явное проявление духовной слепоты.
Духовное зрение проявляется не только в вере во Христа, но и в поклонении Христу:
2. Поклонение Христу.
«И поклонился Ему» (стих 38(б)).
Представьте себя на месте этого человека. Вы живете 2 000 лет назад в Израиле, ожидающем Мессию. Вы стоите перед Тем, Кто только что даровал вам физическое зрение.
И ваш Исцелитель спрашивает вас:
«Веруешь ли в Сына Божьего?»
– Предлагая вам уверовать в Него.
Вы наполнены к Нему уважением и доверием, говорите:
«А кто он… чтобы мне веровать в него?»
И тогда Исцелитель говорит: «Это Я!»
Что вы можете сделать в такой ситуации?
Остается сказать:
«Верую»,
– и упасть перед ним на колени как перед Богом.
«Поклонился», грамматика указывает на то, что он начал поклоняться.
В Ин. 4:20-24 это слово описывает поклоны, используется для описания поклонения Богу.
Прекрасная картина: спасенный, прозревший и физически, и духовно у ног Спасителя! Прекрасней судьбы нельзя представить, даже несмотря на отвержение, гонения и всю ненависть религиозных начальников.
Согласно учению как Ветхого, так и Нового Заветов поклонение возможно только перед Богом. Поклоняться человеку – ужасный грех, богохульство (Рим. 1:25).
Тот факт, что исцеленный поклоняется Иисусу, показывает, что он признавал Его Богом.
А тот факт, что Иисус принимает поклонение, еще раз свидетельствует о том, что Он осознавал Себя Богом Иеговой.
Когда жители Листры стали поклоняться Павлу и Варнаве, служители Христа сказали:
«Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам люди…» (Деян. 14:15).
Когда апостол Иоанн упал к ногам ангела, потрясенный его величием, ангел сказал ему:
«Смотри, не делай этого; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисуса; Богу поклонись» (Отк. 19:10).
Павел, хотя и был великим человеком, отверг поклонение себе; ангел, хотя и занимает особое положение в духовном мире, отверг поклонение себе; а Христос принял поклонение Себе, потому что Он – Бог!
Как только духовный слепец прозревает, он тут же начинает проявлять свое духовное зрение, замечая великую духовную реальность: он видит Иисуса Христа, он поклоняется Ему.
Заключение.
Вот, как человек спасается!
Вот, как появляется и проявляется духовное зрение!
По сути 9-ая глава – это история спасения одного человека, это свидетельство.
От публичного места где-то возле храма, места прошения милостыни до поклонения Христу – вот путь спасения этого человека.
Этот путь проходил через гонения, отвержение и изгнание мира.
Свидетельство каждого христианина во многом похоже на это: от жизни во тьме Бог привел к жизни в свете, ну а те, кто до сих пор живут во тьме, ненавидят верующих за это.
Духовное прозрение – это чудо гораздо большее, чем физическое.
Закончим словами Павла из Еф. 5:8:
«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как дети света».
Последствия 10
Духовной слепоты
Ев. Ин. 9:39-41
(Общий план)