Благодарственный список Павла
"Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (Его благоволение, милость и духовное благословение, проявляющиеся в вас). Благодарение Богу за (драгоценный) неизреченный (неописуемый, невыразимый и безвозмездный) дар Его!" (2 Коринфянам 9:14, 15).
Подобно Иисусу, Павел благодарил Бога за многое: за то, что люди принимают его как служителя, за своих партнеров. Он благодарил Господа за основанные Богом новые церкви и за людей, посещающих эти церкви, и даже за то, что он имел возможность говорить на иных языках. И особенно он воздавал благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет во всяком месте" (2 Коринфянам 2:14).
Но мы видим, что, не считая благодарности за Самого Христа, Павел больше всего благодарил Бога за благодать (2 Коринфянам 9:15). Почему? Потому что Павел знал, что именно благодаря Божьей благодати мы получаем то хорошее, чем желает наградить нас Бог.
У нас с вами есть множество вещей, за некоторое нам следует быть благодарными. Но вся проблема заключается в нашей плохой привычке принимать все как само собой разумеющееся. Это происходит из-за того, что мы никогда не испытывали недостатка в некоторых вещах. Мы привыкли пользоваться в достатке чистой водой, есть здоровую пищу, иметь хорошую одежду и красивые дома, удобный транспорт и отличное образование, свободу и безопасность… Но мы забыли, что в мире миллионы людей лишены этих чудесных благословений. Вот почему я верю, что, если мы хотим развить в себе благодарное отношение, Бог поможет нам в этом, Он будет учить нас и напоминать нам об этом, однако нам самим необходимо развивать новые привычки.
Дух благодати и умиления
"Пророческое слово Господа об Израиле. - Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его, говорит: Вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли. В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый (духовно) между ними в тот день (гонений) будет (сильным и великодушным) как Давид, а дом Давида будет (использовать свое превосходство) как Бог, как Ангел Господень пред ними. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления… И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Захария 12:1-3; 8-10).
В этом месте Писания Бог обещает Своему народу уничтожить всех их врагов и даровать им великую победу, излив на них Свой Дух благодати (или незаслуженного благоволения) и умиления.
Невозможно жить и побеждать, не понимая сущности Духа благодати и умиления. Эти два слова - благодать и умиление - стоят рядом, так как Дух умиления является Духом молитвы, в которой мы просим Бога о том, в чем нуждаемся, а не пытаемся добиться этого собственными силами.
Таким образом, Бог этим местом Писания говорит нам: "Когда Дух моления сходит на вас и вы начинаете молиться с верой, Мой Дух благодати заполняет всю вашу жизнь. Действуя через этот канал молитвы, Моя сила восполняет все ваши нужды, которые вы не можете восполнить в одиночку".
Люди ветхозаветного времени не обладали подобной привилегией. Им приходилось работать, бороться и прилагать максимум усилий, потому что они находились под властью закона. И если человек нарушал какое-либо одно правило закона, то он становился виновным в нарушении всего закона в целом.
Именно поэтому такой радостной является весть о благодати. Это весть о силе Бога, которая свободно приходит к нам, стоит только поверить в нее. Вы понимаете, насколько чудесно то, что нам с вами не нужно быть совершенными, чтобы получить помощь от Бога? Нам не нужно зарабатывать участие Бога своими ежедневными праведными поступками в нашей жизни. Единственное, что нам необходимо, это обратиться к Нему с просьбой и верить в то, что Он ее выполнит, несмотря на то, что мы далеки от совершенства. Чтобы получить Его помощь, нам нужно без страха, смело и дерзновенно прийти к Божьему престолу благодати.
Божий престол благодати
"Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати (к престолу незаслуженного благоволения к нам, грешникам), чтобы получить милость (к нашим ошибкам) и обрести благодать для благовременной помощи (помощи, которая необходима и которая приходит вовремя, именно тогда, когда мы в ней нуждаемся)" (Евреям 4:15, 16).
Разве не чудесно то, что мы не обязаны жить под властью закона, постоянно сражаясь, прилагая все усилия для достижения совершенства, без которого мы бы не чувствовали себя уверенными в том, что Бог ответит на наши молитвы и будет милостив к нам. Разве не замечательно то, что мы можем без страха, смело и дерзновенно приходить к Божьему престолу благодати (к престолу незаслуженного нами Его благоволения) и получить милость и благодать, поддерживающие нас в час нужды?
Я сама неоднократно пользовалась этой чудесной привилегией.
Несколько раз Бог отвечал на мои молитвы, и это полностью изменило мою жизнь. Первым было то, что я приняла крещение Святым Духом. В другой раз Бог дал мне откровение о нескольких стихах. Я рассказывала об этом в первой главе книги.
Просите Бога
"Откуда у вас вражды (разногласия и междоусобица) и распри (ссоры и борьба)? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; (поэтому) убиваете (ибо ненавидя, вы становитесь в свое сердце убийцей) и завидуете (тому, чем обладают другие) - и не можете достигнуть (того, что ищете: удовлетворения, довольства и счастья); препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите" (Иакова 4:1, 2).
Что заставляет нас чувствовать себя жалкими и несчастными? Почему нас постигает разочарование? Почему мы не можем ужиться друг с другом? Почему мы постоянно расстраиваемся и огорчаемся? Почему в нашей душе нет радости и покоя? Ответ очевиден. Это происходит из-за того, что наша жизнь не подчинена по-настоящему Духу благодати и умиления.
Мы все знаем, что можно родиться заново и быть крещенным Духом Святым и в то же время оставаться несчастным. Как мы уже видели, ни наше спасение, ни крещение Святым Духом не являются гарантией победы. Существует кое-что другое, чему мы должны научиться и что должны применять в своей жизни, если хотим жить побеждая. Наиболее важным из этого является наше умение полностью полагаться на Бога.
Великое откровение, которое я получила из этого места Писания в Послании Иакова, заключалось в том, что я не только не просила Господа о том, в чем нуждалась, но и что все мои взаимоотношения с Богом основывались на делах. Я должна была научиться приходить к Господу, как маленький ребенок, научиться полностью полагаться на Него и зависеть от Него, вместо того чтобы пытаться действовать самостоятельно.
Получив откровение о необходимости полагаться на Бога и просить Его обо всем, что мне нужно, я начала просить Его абсолютно обо всем, что приходило мне в голову. Вместо того чтобы из всех своих сил бороться с обстоятельствами, я перестала делать это и начала полагаться на Бога и просить. Не было ничего слишком маленького или слишком большого, что бы я не могла возложить на Бога и попросить Его исполнить это.
Если мой муж хотел посмотреть по телевизору футбольный матч, а мы с детьми - фильм, я не начинала с ним воевать, а шла в другую комнату и начинала молиться: "Господь, если Ты хочешь, чтобы мы всей семьей посмотрели этот фильм, то, пожалуйста, измени сердце Дейва". Я поручала Богу изменить отношение Дейва, если с Его точки зрения оно было неверным. Но если Бог поступал по-другому, я это тоже принимала.
Библия обещает, что если мы будем пытаться действовать собственными силами, то Сам Бог не позволит нам достичь успеха. Он будет препятствовать и противостоять нам, пока мы не сдадимся, не смиримся и не придем к Нему со словами: "Отец, я не могу справиться с ситуацией. Если Ты хочешь, чтобы дело было завершено, то Тебе необходимо сделать это Самому".
Именно поэтому мы должны полностью полагаться на Бога, а не пытаться манипулировать принципом "возлагайте и просите" с целью получить желаемое от Бога или других людей. Такое манипулирование, подобно другим делам, приводит только к разочарованию. Мы сможем обрести истинный мир и истинную радость лишь при условии, что мы со всей искренностью возложим абсолютно все свои заботы на господа и попросим Его разрешить их так, как Он считает нужным, а затем будем верить в то, что Он это сделает. Просите Бога о желаемом, но верьте в то, что Он даст вам самое лучшее.
Дары Святого Духа
Дух благодати и моления является Святым Духом, который вы можете получить как дар Бога, просто попросив об этом.
"И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы. Умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него" (Луки 11:9-13).
В этом отрывке говорится о том же, о чем говорится в Евангелии от Матфея (7:7-11):
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите (с благоговением), и отворят вам (дверь); Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (дверь). Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".
Оба эти места Писания говорят о том, что нам необходимо просить, искать и стучать, и необходимо делать это постоянно, изо дня в день, все семь дней в неделю, пятьдесят две недели в году. Только так мы можем получить то, в чем нуждаемся.
Сколько бессонных ночей мы провели, сражаясь со своими проблемами, вместо того чтобы возложить все свои заботы на Господа, попросить Его обеспечить все наши нужды и доверить Ему сделать это.
Помните, в Послании Иакова (4:2) говорится: "…не имеете, потому что не просите". И в Евангелии от Иоанна (16:24) мы читаем о том же: "…просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна".
Как часто мы пытаемся исцелиться, не попросив Бога исцелить нас? Как часто мы пытаемся достичь процветания, не попросив об этом Бога? И как часто мы пытаемся решить свои проблемы, не попросив Бога сделать это для нас?
Наша ошибка заключается в том, что мы не просим, не ищем и не стучим, не верим в то, что Бог, наш возлюбленный небесный Отец, даст нам все, о чем мы Его просим.
В этом заключается главная мысль этих мест Писания. Тем не менее между ними существует важное различие. В Евангелии от Матфея (7:11) Иисус говорит: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него". А в Евангелии от Луки (11:13) Иисус говорит: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".
Очень часто мы опираемся на это место Писания при крещении Святым Духом, и это прекрасно. Но я думаю, что в этом стихе заложено гораздо большее. Заметьте, оба стиха говорят о том, что даже мы, будучи злы, умеем дарить своим детям благие дары. Насколько же большим желанием благословить Своих детей обладает наш совершенный небесный Отец. Самым важным из благих даров, которые желает дать вам Бог, является Его собственный Святой Дух.
Дар Бога, Дух благодати, является тем, кто приносит нам остальные благие дары. Этот Дух дается нам именно с тем, чтобы дать нам все, в чем мы нуждаемся.
Это откровение буквально совершило переворот в моей жизни. До этого мне приходилось прилагать невероятные усилия к тому, чтобы получить необходимое. Но затем все стало просто: если я нуждалась в чем-то, то все, что мне нужно было сделать, это попросить.
И теперь, если мне необходима помощь, я прошу об этом. Вместо того чтобы тратить время, энергию и силы на попытки разрешить свои проблемы с помощью своих ограниченных знаний, я просто прошу Бога позаботиться обо мне и полностью доверяюсь Ему в том, что Он все устроит согласно Его божественной воле и мудрости.
Я поняла, что Святой Дух действует и сегодня. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил Своим ученикам, что будет лучше, если Он покинет их, потому что тогда дар Божий - Святой Дух, Утешитель, сойдет на них и пребудет в них.
Давайте взглянем на этот чудесный Божий дар - на Святого Духа.
Святой Дух как личность
"И умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (Наставника, Помощника, Ходатая, Заступника и Опору), да пребудет с вами вовек, Дух истины, которого мир не может принять (приветствовать и впустить в свое сердце), потому что не видит Его и не знает Его, ибо он с вами пребывает (постоянно) и в вас будет" (Иоанна 14:16-17).
До того как Бог дал мне откровение о сегодняшнем служении Святого Духа, я не могла по-настоящему постигнуть то, что Святой Дух является личностью. Разумеется, я знала, что Святой Дух является личностью. Разумеется, я знала, что Святой Дух часто называют третьим лицом Триединства, но я всегда относилась к Нему, как к чему-то неодушевленному. Я могла спросить человека: "Ты получил его?" и сказать это таким тоном, будто спрашиваю о какой-то вещи. Но я рада сообщить вам, что Святой Дух представляет собой нечто гораздо большее.
Святой Дух является даром Бога, и Он послал Его нам по Своей благодати. Мы просим о Нем в молитве и получаем по каналу веры. Все Его многочисленные обязанности - как Утешителя, Наставника, Помощника, Заступника и Опоры - сводятся к тому, что Он проникает в нашу жизнь и заставляет ее меняться во славу Богу.
Если ваши знания о личности Святого Духа недостаточны, то я советую вам постараться найти всю информацию о Нем и изучить ее, потому что Святой Дух повсюду: Он в вас, рядом с вами, вокруг вас. Он хочет принять личное участие в ваших делах. Он был дан вам для того, чтобы совершить целый ряд действий в вас. Через вас и для вас.
Святой Дух освящает
"Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати. Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу" (Римлянам 15:15, 16).
В Евангелии от Иоанна (14:2) Иисус говорит Своим ученикам: "Я иду приготовить место вам". Далее в этой же главе Он обещает им попросить Отца прислать им другого Утешителя, Который пребудет с ними вовек. Этим утешителем является Святой Дух.
Так как Иисус ушел, чтобы приготовить нам место на небесах, я верю в то, что Он послал Святого Духа, чтобы он помог нам стать достойными этого места.
Святой Дух является Тем, Кто освящает нашу жизнь. Изучая тему святости, вы узнаете, что человек не может стать святым без действия Святого Духа в его жизни. Почему? Потому что Святой Дух является силой, которую Бог дал нам, чтобы сделать в нас, через нас и для нас то, что сами мы никогда сделать не сможем.
До этого откровения я не часто общалась со Святым Духом. Сейчас же я твердо верю не только в то, что мы должны молиться Отцу и просить Его во имя Иисуса, но и в то, что нам необходимо иметь взаимоотношения со Святым Духом так же, как с Отцом и Сыном. Именно благодаря этим взаимоотношениям я смогла понять роль Святого Духа как Помощника.
Святой Дух помогает
Мы уже видели, что слово "Утешитель", которое привычно относили к Святому Духу, можно перевести по-разному в зависимости от различных функций, который Он выполняет в жизни верующего. Одной из таких функций является функция Помощника.
Раньше я никогда не думала о Святом Духе, третьем лице Божества, как о своем личном помощнике. Могу уверить вас, что помощь была мне просто необходима, но думаете, я просила о ней? Нет, как я уже не раз повторяла, я все старалась сделать сама. Из-за своей гордости, тупости и решимости все делать самостоятельно я не могла смирить себя и попросить Господа помочь мне. Я не знала, как просить помощи у Бога, особенно в мелких, ежедневных делах, к примеру, помочь мне уложить волосы или подготовиться к приему гостей.
Я считала, что верующие могут просить у Бога помощи только тогда, когда для разрешения ситуации требуются силы, намного превышающие их возможности. Я думала, что наш небесный Отец вмешивается в нашу жизнь только тогда, когда мы встречаемся лицом к лицу со сложными, неразрешимыми проблемами, уровень которых соответствует Его величию.
Не могу передать вам, насколько изменились мои личные взаимоотношения с Господом, когда я поняла, что Бога интересуют даже самые незначительные детали моей жизни. Не могу описать, каким шоком для меня было узнать, что Бог желает помогать мне абсолютно во всем и что я разочаровывалась только из-за того, что не просила Его о помощи.
Мы все знаем, что время от времени появляются ходатаи, которые молятся за нас и просят Бога вмешаться в нашу ситуацию. Они делают это потому, что мы не способны просить или не знаем, как просить за себя. Но приходит время, когда мы должны сами нести ответственность за свою жизнь. Почему Бог не помогает нам, когда видит, что мы нуждаемся в Его помощи? Потому что Святой Дух - джентльмен, он не вмешивается в наши личные дела без приглашения. Он не пытается взломать нашу дверь; Он ждет, когда Его пригласят войти и начать действовать.
Господь заставил меня понять, что Он желает помочь мне абсолютно во всем, даже в таком незначительном деле, как укладка волос.
Однажды, когда я торопилась в библейскую школу, я была настолько сильно расстроена тем, что мне никак не удавалось уложить волосы, что была готова чуть ли не бить себя щеткой по голове. Так сильно я была раздражена.
Но разве вы не знаете, что сатане очень нравятся подобные вещи? Разве вы не знаете, что дьяволу доставляет наслаждение видеть взрослую женщину, которая бьет себя щеткой по голове из-за того, что не может уложить волосы так, как ей этого хочется? Разве вы не знаете, что дьявол страстно желает найти христианина, который слишком туп и эгоистичен, чтобы попросить Господа вмешаться и помочь?
Из-за невежества и гордости я сыграла на руку дьяволу. Но в тот день Бог решил привлечь мое внимание. Поэтому, когда все мои попытки сделать прическу провалились, я сдалась и в отчаянии обратилась к Господу: "Господь, Ты сказал, что мы не имеем, потому что не просим. Я прошу Тебя помочь мне уложить волосы. Во имя Иисуса Христа помоги мне сделать эти локоны. Аминь".
Затем я сделала еще одну попытку. Теми же щипцами для завивки я проделала ту же операцию над той же прядью волос. Я накрутила эту прядь на щипцы, зафиксировала, потом закрутила, и появился маленький аккуратный локон!
Возможно, вы сочтете эту историю смешной, но в ней есть главное. Иногда мы доходим до такой черты, когда начинаем понимать, что ничего не произойдет, пока Бог лично не вмешается в нашу ситуацию. Возможно, вы никогда не доходили до того, чтобы бить себя по голове щеткой для волос (я надеюсь, что нет!), но может быть вы испытывали искушение сделать что-то еще более глупое или опасное. Вы можете опуститься на самое дно, прежде чем откажетесь от своей гордости, гнева и тупости и попросите Бога вмешаться в вашу жизнь.
Эта история с укладкой волос является хорошей иллюстрацией, показывающей, в какое отчаяние я приходила из-за того, что не могла наладить свою жизнь, как бы я ни старалась. То, как сильно я верила, не имело значения, так как я не могла изменить ни мужа, ни детей, ни даже саму себя. Благодаря этому маленькому опыту с укладкой волос я поняла, что моя единственная надежда добиться успеха в жизни заключается в моей просьбе о помощи, обращенной к Богу. Именно тогда присутствующий во мне и со мной Святой Дух стал моим Другом, Советником, Помощником, Ходатаем и Адвокатом, укрепляющим и поддерживающим меня.