Узы апостола Павла и его путешествие в Рим

Описание путешествия апостола Павла и его свидетельство пред многими иудеями, членами синедриона и римскими правителями подробно изложены в 21-27 гл. Деян.Ап.

В 63 году ап.Павел, наконец, предстал пред высшим римским кесаревым судом. Сам император не принимал личного участия в разборе дел, но все решения суда утверждались им. До нас не дошло выступление апостола Павла в римском суде, но известно, что он был оправдан и освобожден из-под стражи.

В Послании к Тимофею апостол Павел пишет: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестив, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей" (2 Тим.4,14-17).

После освобождения апостол Павел посетил Македонию (1 Тим.1,3) и остров Крит, где он оставил Тита (Тит.1,5). А затем он опять вернулся в Рим. Послания к Титу, Тимофею и Евреям написаны им уже после освобождения.

Но вот наступил страшный 64 год. До 64 года в Риме жестоких гонений на христиан не было, хотя римляне и смотрели на них косо. Из произведений писателей, философов и историков того времени мы видим, что христиан упрекали в том, что они превозносили не римского императора, а Иисуса Христа, к тому же еще еврея по национальности и позорно распятого римлянами на кресте. Неодобрительно к христианам римляне относились и потому, что среди христиан были люди всех национальностей. Римляне же стремились разобщать все народности, сеяли вражду между ними на религиозной почве. "Разделяй и властвуй" - такой был метод римлян, а тут вдруг появилась новая религия, которая в свои ряды привлекает людей разных национальностей и объединяет их вместе.

Христианским вопросом решил заняться сам Нерон. У него созрел план. Он решил поджечь беднейшие кварталы Рима. При этом у него были три цели. Во-первых, уничтожить беднейшие лачуги, источники непрекращающихся эпидемий, и на месте сгоревших лачуг построить новые здания. Во-вторых, с балкона своего дворца, стоявшего на высоком холме, насладиться зрелищем грандиозного пожара, которого ему еще не доводилось видеть. В-третьих, в поджоге обвинить христиан и одним ударом покончить с ними.

Пожар получился даже более грандиозным, чем ожидал Нерон: огонь перекинулся и на другие кварталы, пострадали языческие храмы, и самому Нерону пришлось во время пожара для безопасности выехать на свою загородную виллу. А императорские гонцы уже скакали из Рима во все концы с потрясающей вестью о том, что христиане подожгли Рим. По приказу Нерона начались аресты христиан и массовые казни их. Как пишет римский историк Тацит, христиан распинали на крестах, сжигали на кострах, обезглавливали мечом, на арене цирка бросали на растерзание львам. Предание говорит, что был арестован и апостол Павел, оказавшийся в это время в Риме. Казнями христиан Нерон успокоил народный гнев, вызванный пожаром Рима. Народ слепо верил, что христиане действительно подожгли Рим.

Апостолы Петр и Павел не сразу были казнены, а продолжительное время находились в строгом заключении. В 67 году Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел обезглавлен мечом. Ему уготовили более легкую казнь, чем апостолу Петру, принимая во внимание, что он был римским гражданином; распинать на крестах римских граждан не полагалось, распинали только преступников, не имевших римского гражданства.

Апостолы Павел и Петр встретили смерть, как добрые воины Христа. Великий апостол Павел просиял ярким светом Христовым не только в своей земной жизни но и в смерти.

Говорить о распространении христианства в первом веке - это значит говорить об апостоле Павле. Но взирая на жизнь и служение апостола Павла, мы воздадим славу Христу, ибо без помощи и силы Христа служение апостола Павла не имело бы никакого успеха.

Контрольные вопросы

1. Первое благовестническое путешествие ап.Павла.

2. Второе благовестническое путешествие ап.Павла.

3. Третье благовестническое путешествие ап.Павла.

4. Последние годы жизни ап.Павла.

5. Роль ап.Павла в истории христианства.

Лекция 18. Введение в Новый Завет (6)

Послания апостолов

Книги Нового Завета писали многие авторы, но первым наставником и вдохновителем их в этом труде был Дух Святой. Мы имеем совершенное внутреннее единство между Евангелиями, Деяниями апостолов и посланиями апостолов. Послания, в большей части, относятся к церквам, их служителям и членам. В посланиях мы также видим Божии планы с Церковью и израильским народом. Через послания мы ближе знакомимся с первохристианской Церковью.

Послания апостолов делятся на две группы: соборные послания и послания апостола Павла. На наших занятиях мы будем рассматривать эти богодухновенные произведения не в хронологическом порядке, а по их расположению в русском Новом Завете. В изданиях на других языках порядок расположения посланий в Новом Завете бывает иной, чаще всего после книги Деяний апостолов следуют послания ап.Павла, затем соборные послания и оканчивается Новый Завет книгой Откровение Иоанна.

Соборные послания

Название "Соборные послания" было дано общеучительным посланиям апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, так как они обращены не к отдельной личности или поместной церкви, как 14 посланий ап. Павла, а ко всем верующим. Это название имеется в трудах Оригена, Дионисия Александрийского, Евсевия и других древних богословов.

Послание апостола Иакова

Писатель послания называет себя Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. Из послания, обращенного к 12 коленам Израиля, находящимся в рассеянии, видно, что этот Иаков был муж, пользовавшийся особым уважением среди иудеев как христиан, так и не принявших Христа, Трудно поверить, что писателем этого послания был Иаков Зеведеев, так как он очень рано был умерщвлен (Деян.Ап.12,1-2). Послание не может относиться ни к кому другому, кроме Иакова, который в Новом Завете именуется вместе с Петром и Иоанном столпом Иерусалимской церкви (Деян.12,17; 15,13.21; 21,18; 1 Кор.15,7; Гал.1,19). Он известен как праведный муж и брат Иисуса Христа. Большинство богословов считают Иакова (Марк.6,3) двоюродным братом Христа, так как Иисус на кресте поручает заботу о Своей матери Иоанну, чтобы Она не чувствовала себя одинокой. Некоторые считают братьев и сестер Иисуса детьми Иосифа от первого брака.

При этом Иаков рос в обстановке и окружении, схожими с жизнью Иисуса. Они имели одни и те же уроки воспитания. И хотя Иаков и не верил в миссию Иисуса при Его жизни (Иоан.7,2-8), все же он был свидетелем Его воскресения (1 Кор.15,7); и был среди учеников в горнице в день Пятидесятницы (Деян.1,14). После ухода Петра Иаков возглавлял Иерусалимскую церковь (Деян.12,7). Он был сторонником соблюдения закона (Гал.2,12; Деян.21,17-26). В послании к Галатам говорится, что Иаков подал Павлу руку общения (Гал.2,9-10). Его послание отражает учение о нравственности и созвучно с учением ап.Павла.

О времени написания послания есть два мнения. Некоторые исследователи Писания видят близость этого послания с посланием к Евреям и относят его к позднейшему апостольскому времени.

Другие богословы считают, что это послание написано до деятельности ап. Павла, когда христиане еще очень были близки к иудеям, храму и синагогам.

Послание написано в Иерусалиме или, по крайней мере, в Палестине, так как неизвестно, чтобы Иаков когда-либо покидал эту страну.

Содержание послания апостола Иакова

1. Учение о терпении в бедствиях и о пользе искушений (1,1-18).

2. Учение об истинном благочестии (1,19-27; 2,1-26).

3. Увещания к хранению себя от нечистоты (3 гл. по 5 гл. 6 ст.)

а) о воздержании языка (3,1-13).

б) об истинной мудрости (3,13-18).

в) о самонадеянности (4,13-17; 5,1-6).

4. Средства к сохранению и укреплению веры (5,7-20).

Иаков, как и автор Притчей в Ветхом Завете, призывает в повседневной жизни вести себя мудро, благочестиво, высоконравственно.

Текст "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только" (2,2) не опровергает учения о спасении только через веру, а направлен против лицемерия и притворной веры, не подкрепленной делами. "Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (2,18). Веру человека можно видеть только через дела. Если нет дел - плода духа, то и вера без дел мертва.

Учение о спасении по вере легко может сведено к простому исповеданию устами, без подкрепления святостью жизни. Иаков не отрицал необходимость веры. Но он настаивал на том, что вера должна иметь плоды. Подобно Павлу, Иаков берет примеры из жизни Авраама. Павел указывает на спасительную веру Авраама в обетование Божие (Римл.4). Иаков же приводит пример из жизни Авраама - жертвоприношение Исаака - для доказательства того, что истинная вера должна подтверждаться делами (2,21-24). Два примера из жизни Авраама не противоречат, но дополняют друг друга.

Наши рекомендации