Надейтесь на Господа и не полагайтесь на себя

"Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и (полностью) удаляйся от зла" (Притчи 3:5-7).

Под словами "не будь мудрецом в глазах твоих" автор Книги притчей подразумевает, что нам не следует считать, что мы можем самостоятельно найти решение в любой ситуации, с которой встречаемся. Мы не способны самостоятельно найти решения, которые бы обеспечили нам победу в этом мире.

Сейчас я вынуждена признать, что всю свою жизнь я только и делала, что размышляла и рассуждала. Мне было недостаточно знать, что собирается сделать Бог, я также хотела знать, каким образом Он собирается это сделать.

Если Господь делал для меня то, чего я не ожидала, то мне хотелось знать, как Он это сделал. Когда кто-то благословлял меня, я могла не спать ночью, пытаясь догадаться, кто бы это мог быть.

В конце концов, однажды Бог обратился ко мне: "Джойс, ты и вполовину не так умна, как думаешь. Ты думаешь, что разложила все по полочкам, однако много находится не на своих полочках".

Я сразу поняла, о чем Он говорит. В моем офисе есть шкаф с ячейками. Для каждого работающего предназначена своя ячейка. В эти ячейки я часто кладу записки с распоряжениями, и когда я обнаруживаю, что мои указания не выполнены, я спрашиваю: "Вы получили мою записку?" И иногда оказывается, что этот человек не получал моей записки, так как я положила ее не в ту ячейку. Поэтому в Своем откровении Бог сказал мне, что подобное случилось и со мной.

Господь использовал пример из моего собственного опыта, чтобы показать, что я трачу слишком много времени и энергии на беспокойство и рассуждения, пытаясь предусмотреть и проконтролировать все, что происходит в моей жизни. Он показал мне, что иногда мы думаем, что все рассчитали и предусмотрели, но через некоторое время, через полгода или год, все происходит совсем не так, как мы думали.

Именно это подразумевает автор Книги притчей, когда говорит, что нам следует полагаться не нас вой разум, но на Господа, следует доверять Ему и быть уверенным в Нем. Но как определить, когда мы полагаемся на себя, а не на Господа?

В Книге притчей (16:9) мы читаем: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его". Мудро планировать свою работу, а затем приводить этот план в действие. Но все же именно Бог, не наше планирование приводит к успеху. Как же найти золотую середину?

Мы знаем, что никакое дело невозможно завершить, не имея плана. В Послании ефесянам (5:17) апостол Павел предупреждает нас: "Итак не будьте нерассудительны. Но познавайте, что есть воля Божия".

Не имея плана, мы бы не смогли закончить школу, найти работу, выйти замуж или жениться, иметь детей, скопить денег и купить машину, построить дом, поехать куда-нибудь в отпуск и т.д. Без плана мы бы не смогли изучать Божье Слово, молиться, посещать церковь, то есть делать то, что позволяет нам развивать наши взаимоотношения с Богом. Поэтому бесспорно, нам необходимо планирование. И проблема заключается не в планировании, а в том, что мы беспокоимся и рассуждаем.

Опасайтесь крайностей

Позвольте привести вам высказывание, которое стоит запомнить: Крайность - это игровая площадка дьявола.

Проблемы появляются не от того, что мы планируем, а от чрезмерного планирования. Там, где нет чувства меры, всегда возникают проблемы. Мы настолько увязаем в деталях, что теряем из виду всю картину в целом. Пытаясь запланировать и предусмотреть каждый шаг в своей жизни, мы перестаем жить и наслаждаться жизнью.

В этом и заключается чрезмерность.

Я могу подсказать вам очень простой способ, с помощью которого можно определить, занимаетесь вы планированием или уже начинаете беспокоиться и рассуждать: если вы расстраиваетесь и чувствуете смятение, то в своем планировании вы зашли слишком далеко. Когда Бог дал мне эту схему для моей собственной жизни, это действительно помогло мне.

Постарайтесь запомнить: каждый раз, когда вы испытываете разочарование и смятение, это является признаком того, что вы находитесь вне сферы действия благодати. Когда у вас появляется проблема и вы не знаете, как с ней справиться, вам необходимо больше благодати, а не рассуждений. Если вы не видите решения своей проблемы, то необходимо, чтобы Господь открыл его вам. Чем больше вы беспокоитесь и рассуждаете, тем больше вы раздражаетесь и увязаете в проблеме и тем труднее вам увидеть решение.

Вам необходимо слышать Духа Святого, а чем больше вы слушаете плоть, тем труднее распознать голос Бога, дающего вам решение вашей проблемы. Божье Слово велит нам иметь мир (Евреям 12:14). Но рассуждения не приносят мир. Они приносят смятение.

Мир Божий

"И да владычествует в сердцах ваших (где окончательно решены все вопросы) (гармония в душе и) мир Божий (который приходит от Христа, служащего посредником), к которому вы и призваны (как члены в Христовом) в одном теле; и будьте дружелюбны (благодарны, всегда воздавая хвалу Богу)" (Колоссянам 3:15).

Я обрела мир, когда узнала, что нет необходимости обдумывать и рассчитывать каждую мелочь. Я счастлива, что могу сказать: я была избавлена от рассуждений. И если я смогла избавиться от рассуждений, значит сможете и вы, ведь я была чемпионкой мира по рассуждениям. Я рассуждала по любому поводу. Всю жизнь я только и делала, что размышляла, пытаясь рассчитать, как поступить.

Вы должны понять, что плоти нравится такой образ жизни. Разумеется, определенные типы людей, подобных мне, более подвержены рассуждениям. Любителям поразмышлять нравится обсуждать свои проблемы, пытаясь найти выход из создавшейся ситуации. Я тоже начинала каждый свой день с того, что за утренним кофе "общалась" со своими проблемами.

Но скажите, с кем вы должны общаться: с вашими проблемами или с Богом? Получаете вы по делам или по благодати?

Благодать и дела

"Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать: иначе дело уже не есть дело" (Римлянам 11:6).

Апостол Павел в этом стихе имеет в виду, что благодать и дела диаметрально противоположны друг другу. Они не могут взаимодействовать друг с другом.

Другими словами, благодать и дела - взаимоисключающие понятия. Если проявляется одно, то другое проявиться не может.

Руководствуясь делами, мы оказываемся вне сферы благодати. А принимая по благодати, мы уже не нуждаемся в подкреплении делами. И каждый раз, когда мы ставим на первое место наши дела, Божья благодать перестает действовать нам на пользу. У Бога нет выбора, Ему приходится отступить и ждать, пока мы не прекратим все попытки действовать самостоятельно.

Продолжая попытки самостоятельно разрешать свои проблемы, мы будем чувствовать все большее и большее разочарование и смятение, потому что без Божьей благодати ни одно дело не будет успешным.

В моем служении меня чаще всего просят помолиться о руководстве. Большинство людей не знает, что делать. Ситуации, с которыми они встречаются в своей жизни, приносят им только разочарование и смятение. Им необходима помощь, но они не знают, где ее искать. Им нужны ответы на вопросы, но они не знают, где их найти.

Мне никогда не забыть того момента, когда Бог впервые коснулся этой темы. Я молилась и просила Бога о проницательности. Вы уже должны понимать, что проницательность рождается не в разуме, а в сердце, в нашем "внутреннем человеке" (Ефесянам 3:16). Проницательность - это Божья мудрость для любой жизненной ситуации. Это "духовное знание" того, как разрешить любую проблему.

Когда у меня возникает проблема, мне не следует пытаться справиться с ней путем рассуждений - мне нужна проницательность. Мне необходимо знать, что говорит Господь о моей ситуации. Мне необходимо, чтобы Он показал мне, как действовать.

Когда я молилась и просила Бога о проницательности, Он сказал мне: "Джойс, у тебя никогда не будет проницательности, пока ты не прекратишь рассуждать".

Посмотрите, Бог не сказал: "…пока Я не освобожу тебя от желания рассуждать", Он сказал: "…пока ты не прекратишь рассуждать".

Вы должны понять, что все ваши старания рассчитать любую мелочь в вашей жизни являются просто привычкой - плохой привычкой, от которой следует избавиться. Возможно, вы поступаете так же, как поступала я. При возникновении любой проблемы я немедленно начинала искать способ ее разрешения. Если вы поступаете так же, то вам следует избавиться от стереотипа мышления.

Как я уже говорила, чувство разочарования и смятения является верным признаком того, что вы чрезмерно увлечены делами, что вы зависите от них, а не от благодати.

Смятение приходит откуда угодно, только не от Бога. Библия говорит, что "Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Коринфянам 14:33). И как только вы начинаете чувствовать разочарование и смятение, начинаете терять внутренний покой, вам необходимо сказать себе: "О! Я зашел слишком далеко". Вам следует понять, что вы вышли из сферы действия благодати и руководствуетесь делами. Прекратите действовать самостоятельно и полностью доверьтесь Богу, оставив решение проблемы Ему.

Отказавшись от рассуждений и обратившись к благодати, вы открываете канал веры, через который Господь показывает, что вам необходимо для решения вашей проблемы. Войдите в Божий покой и вы услышите, как Он отвечает вам.

Запомните: беспокойство и рассуждения не приносят ничего, кроме разочарования и смятения. Вы должны быть спокойными и слушать, а не рассуждать и беспокоиться. Вы не сможете научиться слушать Господа, пока не перестанете слишком много рассуждать.

О чем же говорит апостол Павел в Послании римлянам (11:6)? Он говорит, что, полагаясь на дела, мы не получаем благодати, так как дела и благодать не имеют ничего общего. В 4-й главе Книги пророка Захарии мы читали об израильтянах, пытавшихся закончить строительство храма для Господа. Самаритяне попросили разрешения присоединиться к строительству храма Иегове, но израильтяне ответили: "Вы не можете участвовать в этом деле вместе с нами". Такое же отношение должно быть у вас по отношению к делам: благодать не имеет ничего общего с делами. Вы должны говорить? "Дела, вы не играете никакой роли в моей жизни, я живу по благодати".

Израильтяне были озабочены и расстроены горой человеческих обстоятельств. Но Господь показал им, как убрать эту гору с их пути: "Не воинством и не силою, но Духом Моим" (Захарии 4:6). И позже Он добавил: "Благодать, благодать горе!"

Мы с вами не должны пытаться разрушить эту гору своими силами. Нам надо обратиться к ней и воскликнуть: "Благодать, благодать!"

За делами, которые терпят поражение, всегда следует благодать.

Слово от Господа

Однажды перед собранием, на котором я проповедовала на эту тему, кто-то дал моему мужу записанное на листке бумаги слово от Господа и просил передать его мне. Я уверена, что этот человек не знал, на какую тему я собираюсь проповедовать, но содержание его послания удивительно подходило к этой теме. Оно также совпадало с пророчеством, которое я как-то получила от Господа и о котором расскажу вам позднее.

Оба послания несут на себе Божье помазание, поэтому я настаиваю на том, чтобы вы прочитали их очень внимательно. Вам необходимо разобраться в них и усвоить то, о чем говорит здесь Господь. Первое послание начинается со следующих слов:

"Я хочу, чтобы вы встретились с горой,

чтобы, когда гора исчезнет,

вы смогли увидеть Меня".

Господь всегда здесь, всегда рядом. Но иногда гора может заслонить Его. Именно поэтому я советую вам обращаться к вашей горе, но при этом держать взгляд на Господе.

Что же имел в виду Бог, когда говорил: "Я хочу, чтобы вы встретились с горой"? То, что мы не должны пугаться крупных неприятностей, встречающихся на нашем пути.

Мы с вами должны достичь такого роста, чтобы не страшиться врага или его дел. Не бойтесь дьявола или проблем, которые он вызывает. Знайте, что, обладая силой Святого Духа, вы можете встретить любую гору и убрать ее со своего пути.

Мы всегда стараемся избежать проблем. Мы постоянно убегаем от того, что мешает нам. Но, поступая так, мы бежим от врага, так как именно он создает нам трудности с одной лишь целью - чтобы мы испугались и сдались.

Поэтому в Послании ефесянам говорится, что необходимо облечься во всеоружие Божье, взять щит веры и меч Духа, который есть Слово Божье. В таком вооружении мы сможем противостоять атакам врага. Но заметили ли вы, что здесь не упоминается о доспехах, защищающих спину? Знаете почему? Потому что Бог не считает, что они нам понадобятся; Он никогда не предполагал, что мы повернемся к врагу спиной и побежим.

Никто не ждет, что мы побежим от врага. Наоборот, нам следует "…укреплять Господом и могуществом силы Его" (Ефесянам 6:10). Мы должны знать и верить, что Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире (1 Иоанна 4:4).

Но я должна признать, что иногда, когда мы не знаем, что делать, нами овладевает искушение сдаться и убежать. Иногда, когда проблема кажется слишком сложной, самое простое, что можно сделать, - это поднять руки и сдаться, надеясь на то, что все разрешится. Нам необходимо быть сильными в духе. "Дух человека переносит его немощи…" (Притчи 18:14). Мы можем не знать ответа на нашу проблему, но мы знаем Того, у Кого есть ответ.

Следует помнить, что в большинстве случаев друзья не могут нам помочь. Слишком часто люди ищут помощи друг у друга, вместо того чтобы искать ее у Господа. Куда вы бежите, когда возникает проблема: к телефону или к трону? У Бога есть особый ответ и решение для любой ситуации, с которой вы встречаетесь в жизни. Необходимо научиться приходить к Нему и принимать Его мудрость, в которой мы нуждаемся. Господь обещал, что даст ее нам (Иакова 1:5), но только если мы не живем делами (Иакова 1:6, 7).

Под делами подразумеваются беспокойство и рассуждения.

Знаете, почему мы с вами всегда стараемся во всем разобраться? Потому что хотим все контролировать. Мы обладаем неукротимым желанием знать. Но что нам действительно необходимо - это верить.

Помните, что ответил Иисус на вопрос: что необходимо делать, чтобы творить дела Божьи? Он сказал: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Иоанна 6:29).

Некоторым из нас трудно ограничиться просто верой, так как мы - "трудоголики", мы помешаны на беспокойстве и рассуждениях. Это привычка, и от нее необходимо избавиться с Божьей помощью. Каждый раз, когда вы ловите себя на том, что начинаете беспокоиться и рассуждать, напомните себе, что нужно направлять вашу веру к Богу, а не к своим делам. И если мы не принимаем Божью благодать, значит, мы не повинуемся Богу. О повиновении Богу говорится в последней части этого слова от Бога.

Повиновение Богу

"Только Я могу сдвинуть гору,

Только Я могу убрать ее с твоего пути,

Только Я могу преодолеть трудности,

С которыми ты встретился сегодня.

Тебе остается лишь верить и слушать Мой голос.

И когда ты услышишь Мое повеление, прими решение быть послушным ему".

В этом слове не говорится о том, что нам вообще ничего не нужно делать. Здесь подразумевается, что основной долг - верить. И когда Бог обратится к нам и скажет, что мы должны делать, мы в духе повиновения и веры исполним то, что Он повелел нам.

Результат оставьте Богу

Мы не должны беспокоиться о результатах; просто мы выполняем то, что велел нам Бог; и мы уверены, что Он обеспечит прекрасный исход, как и обещал.

"Это не будет трудным,

так как Я уже победил,

Я наполню тебя Своим Духом,

и Моя благодать засияет в тебе.

Тебе не нужно быть совершенным,

каким, ты считаешь, ты должен быть,

надо лишь, чтобы твое сердце

все больше желало быть похожим на Меня".

Благодать

Помните, я говорила, что получила откровение от Бога еще до того, как мне на собрании принесли послание. Перечитайте это послание еще раз целиком и сравните его с пророчеством, которое Бог дал мне много лет назад:

"Очень немногие из Моих детей по-настоящему доверяют Мне или полностью полагаются на Меня. В Моем распоряжении горы благодати, неисчислимое количество благодати, которую Я никогда не использовал, так как только немногие открывают свои сердца, чтобы верой принять Мою благодать. Действительно ли вы хотите узнать, какова Моя благодать? Хорошо, Я дам вам новое определение благодати Бога. Благодать - это ваше позволение Мне делать то, что Я хочу сделать на этой земле через вас".

Благодать не требует от нас каких-либо действий, ей нужно, чтобы мы просто позволили Богу действовать через нас. Благодать требует, чтобы наш разум оставался совершенно спокойным, чтобы мы доверяли Богу, а не беспокоились и не рассуждали.

Хотите ли вы, чтобы в вашем разуме воцарился абсолютный покой? Это возможно, если вы действительно верите в Божью благодать.

Как мы уже знаем, благодать - это нечто гораздо большее, чем незаслуженная милость; это Божья сила, даруемая человеку, не заслуживающему ее.

Бог по милости Своей дает нам благодать и силу, способную исполнить в нас и через нас то, что мы не заслуживаем делать для Бога. Все, что мы можем сделать, это исполниться благодарности и признательности. Думаю, что мы не сможем испытать истинную благодарность до тех пор, пока по-настоящему не поймем, что представляет собой Божья благодать. Когда мы осознаем, что все хорошее, что у нас есть, приходит благодаря благости Бога, то нам не останется ничего, кроме как быть благодарными.

Трудности доверять Богу, когда мы считаем, что заслужили все, что получаем от Него. Но невозможно не доверять Ему, когда мы знаем, что не заслуживаем ничего из того, что получаем от Него. Трудно беспокоиться, когда мы знаем, что все наши нужды обеспечиваются по благодати, а не в результате наших беспокойств.

Наши рекомендации