ГЛАВА 10. Карма подразумевает реинкарнацию
Я ГОСПОДЬ, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода.
Втор. 5:9
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ВЫЗЫВАЕТ В ПАМЯТИ ОБРАЗЫ БОГА льющего дожди возмездия по собственному произволу на своих злополучных почитателей.
Вот Моисей возвращается с горы Синай со скрижалями Закона в руках и видит, что люди поклоняются золотому тельцу, сделанному для них его братом Аароном. Во гневе он разбивает скрижали Закона, полученного от Бога.
Господь говорит Моисею: “Я вижу народ сей, и вот, народ он— жестоковыйный”1 Далее Он сообщает, что истребит израильтян за нарушение завета с Ним. Но Моисей молит о пощаде, и народ помилован. Однако Бог устами Моисея приказывает левитам взяться за мечи и убить идолопоклонников. В тот день пало три тысячи израильтян.
В Ветхом Завете представлено множество примеров сурового наказания Богом людей за, казалось бы, и не столь тяжелые проступки. Без понимания идеи реинкарнации эти приговоры кажутся несправедливыми. Но рассматривая их сквозь увеличительное стекло прошлых жизней, мы видим, что это— карма, требующая неизбежной расплаты. Мы можем истолковать их как искупление кармы не одного дня, но тысячелетий.
Когда недостающее звено — реинкарнация — восстановлено, Ветхий Завет обретает смысл. Возможно, именно поэтому он привлекал в первом веке Филона, во втором — гностиков, в средние века — каббалистов. И каббалисты, и гностики толковали Бога Ветхого Завета в свете реинкарнации.
В каббалистическом тексте “Бахир”, как вы помните, библейский термин “род” означает “воплощение”. До каббалистов учитель христианского гностицизма Василид Александрийский во втором веке также заменял одно слово другим, объясняя угрозу Бога наказать детей за грехи родителей “до третьего и четвертого рода”. Василид говорит, что в планы Бога не входило наказывать невинных детей, но что собственные грехи людей преследуют их на протяжении трех или четырех воплощений.
Нам известно, что как гностикам, так и каббалистам были близки традиции дохристианского еврейского мистицизма. Следовательно, это толкование могло прийти из иудаизма, а значит было доступно Иисусу. Оно дает возможность встать на защиту Божественной справедливости, утверждая ветхозаветный закон “око за око”.
“Око за око”
В Ветхом Завете вы найдете настолько ясное утверждение идеи кармы, какого только могли бы пожелать. В “Бытии” Бог говорит: “Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека”.3 В “Исходе” Бог дает Израилю подробный свод законов, в котором содержится знакомая заповедь: “Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти... А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб”.4
В “Книге Пророка Авдия” снова подтверждается принцип возвращения кармы: “Как ты поступал, так по-ступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою”.5 А в Новом Завете Иисус повторяет эту мысль: “Все, взявшие меч, мечем погибнут”.6
Карма так же ясно звучит в Новом Завете, как и в Ветхом. В Нагорной проповеди Иисус говорит: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить”.7 Как это видится мне, говоря о законе, он включает в него закон кармы, который подводит фундамент под остальные законы Ветхого Завета. Иисус сказал, что “ни одна йота или ни одна черта” — иными словами, ни одна буква или ее часть — “не прейдет из закона, пока не исполнится все”.8 Эти йота и черта, что мы должны оплатить, и есть наша карма. Закон кармы является законом причинной связи между действиями человека и ответным действием вселенной, которое возвращается к его порогу. Это возвращение позитивной или негативной энергии продолжается ежедневно и ежечасно, пока душа человека не станет совершенной во Христе и он не избегнет круга перерождений.
В Нагорной проповеди Иисус утверждает закон кармы с математической точностью: “Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить”. Продолжая, он дает Золотое Правило: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки”.9 Вся проповедь посвящена значению последствий мыслей, чувств, слов и дел.
Другой отрывок из Евангелия от Матфея я истолковываю как косвенное указание на то, что у каждого человека есть накопления и хорошей, и плохой кармы. Иисус говорит: “Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе [что означает добрые дела, хорошую карму]; а злой человек из злого сокровища выносит злое [дурные дела, плохую карму]”.10 В моем понимании это означает, что человек склонен действовать в соответствии с моделями поведения, уже устоявшимися в его существе, и получает хорошее и плохое в соответствии с запасом накопленных им добрых или дурных дел.
Коли Иисус учил, что мы обязаны расплатиться за свои злодеяния, то он мог учить также и тому, что у нас должна быть возможность сделать это в следующей жизни, если не удалось в нынешней. Если Бог справедлив и милосерден, тогда карма подразумевает реинкарнацию — возможность измениться к лучшему.
Кроме “око за око”
Подтверждая закон кармы Ветхого Завета, Иисус в то же время призывает людей выйти, за его пределы. Он дает советы, которые по тем временам должны были казаться возмутительными: не бейте того, кто вас ударил; раздайте свои богатства. Он говорит: “Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”.11
Иисус прокладывает высший путь, царскую дорогу к божественному единению, по которой ищущий должен идти дальше простого уравновешивания кармы. Что должны были подумать его слушатели, погрязшие в ветхозаветном приходно-расходном менталитете, когда он отдал неслыханный приказ: “Любите врагов ваших”? Он учит: “Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. 12
Нельзя не увидеть параллели между этими утверждениями и восточными писаниями. Священный буддийский текст “Дхаммапада” повествует: “Ненависть не побеждается ненавистью: ненависть побеждается любовью. Это вечный закон”.13 Похоже звучит и другой буддийский текст: “Любите врагов своих и молитесь о тех, кто преследует вас”. В нем предписывается молиться так: “Пусть всем, кто говорит дурное обо мне или причиняет какое-либо иное зло, и тем, кто смеется надо мной и оскорбляет меня, посчастливится окончательно пробудиться”
Будда учил, что прежде всего мы должны заботиться о правильности наших действий, а затем придет отрешенность даже от них. Лишь полностью освободившись от забот о своей судьбе, мы действительно сможем избегнуть круга перерождений.
В одном из провидении Эдгар Кейси говорит о том, что, делая добро своим притеснителям, можно обрести независимость от негативной кармы. Поскольку мы должны пожинать то, что посеяли, — как хорошее, так и плохое, — Кейси советует следовать заповеди Иисуса делать добро врагам, ибо “тогда ты преодолеешь в себе все, что мог совершить по отношению к своему ближнему!”15
Преодолевая приходно-расходный взгляд на карму и меняя свой путь ради того, чтобы творить добро, вы выходите за пределы кармического состояния. Иисус не только подтверждает закон кармы в том виде, как он был установлен Моисеем, но идет гораздо дальше, утверждая то, что я называю законом любви, как эталон для совершенствования души. Иисус говорит, что закон кармы не может быть нарушен, но может быть исполнен посредством Божественной Любви; и более того, — стремясь к венцу вечной жизни, вы должны заплатить сполна за всякое зло, которое сделали ближним.
И даже если вы совсем не делали зла, вы должны отдавать снова и снова, ибо ваша жизнь — это не просто история об уравновешивании плохой кармы, ей суждено стать историей о существе, чья душа обрела самоовладение в любви и единении с Христом, щедро даруя благословения всем людям. Она должна стать историей о том, кто не просто складывает на полку хорошую карму, чтобы постоянно любоваться ею, но о том, кто стремится выйти за пределы этой жизни ради иной, что превыше наслаждения и боли.
Здесь следует отметить, что многие свободомыслящие ученые не верят, будто Иисус говорил все, что приписывается ему в Новом Завете. Как мы увидим из следующей главы, они считают, что многие утверждения Иисуса добавлены теми, кто писал Евангелия. Семинар, посвященный Иисусу, рассматривает его как ниспровергателя основ, а потому как человека, который скорее должен был оспаривать ветхозаветный менталитет “око за око”, чем подтверждать его. Итак, участники семинара считают, что он действительно велел нам возлюбить врагов, но что никогда не говорил ничего похожего на “все, взявшие меч, мечем погибнут”.
Они думают, будто с его стороны было бы непоследовательно проповедовать оба учения. Я, однако, не вижу между ними противоречий. В намерения Иисуса не входило отрицать ответственность за свои действия, когда он велел нам возлюбить врагов. Для того чтобы доказать это, нужно лишь заглянуть в самые ранние из сохранившихся христианских писаний — письма Павла.
Карма в посланиях
Павел подтверждал высказывания Иисуса о том, что все, посланное нами в мир, возвращается к нам: “[Бог] воздаст каждому по делам его... Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе... нет лицеприятия у Бога”.16
В своем письме к галатам Павел ясно констатирует закон кармы: “Каждый понесет свое бремя... Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную”.
Послания Павла в коринфскую церковь учат об испытании огнем. Он говорит: “Каждый получит свою награду по своему труду”. Труд человека — вот его карма. Павел сказал; “Огонь испытает дело каждого, каково оно есть”, иными словами, какого рода дух и эмоции вошли в это творение. Если труд выдержит испытание огнем, тогда строитель “получит награду”. В противном случае — “потерпит урон”.18
Павел поведал нам, что, если мы творим с любовью и позитивной энергией, наши дела выдержат истребляющий огонь Бога и будут увековечены. Но если действуем в злобе, ненависти или гордыне, тогда дела и негативная энергия, вложенная в них, будут истреблены очистительным огнем Бога. Огненное испытание представляет собой продолжительный процесс, в котором мы участвуем день за днем. Наши дела проходят проверку, и мы пожинаем их плоды. Но это возвращение кармы, как позитивной, так и негативной, зачастую откладывается на будущие жизни.
На протяжении многих столетий христиане читали процитированные мною отрывки и приходили к заключению, будто расплата состоится на некоем последнем суде, а не в процессе перевоплощений. К примеру, церковь приводит следующий отрывок из посланий Павла о “судилище Христовом” для опровержения мысли о том, что воздаяние произойдет в какой-либо будущей жизни.
Отрывок гласит: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое”. Католическая церковь утверждает, что эта расплата может произойти лишь в раю, аду или чистилище, но Павел не сообщал, где это случится. И, как я продемонстрирую в следующих главах, были ранние христиане, которые верили, что это произойдет в следующих жизнях на Земле.
Учение о карме нельзя отделить от учения о реинкарнации. Поскольку мы продолжаем творить негативную карму, которую затем должны уравновешивать (до тех пор, пока не научимся не делать ее), нам нужна возможность балансировать ее. Реинкарнация и становится той возможностью, которую даровал нам милосердный Бог.
Три броска, и ты... рождаешься снова?
В том, что Иисус давал учение о реинкарнации, более всего убеждает меня факт, что требования, которые он выдвинул как условие спасения, многие люди найдут невыполнимыми в течение одной жизни.
Возьмем, к примеру, отрывок из Евангелия от Иоанна. Никодим, высокопоставленный фарисей, ночью пришел к Иисусу, чтобы побеседовать с ним. Между ними состоялся следующий разговор:
Иисус сказал, что никто не может увидеть Царствия Божия, не родившись свыше.
Никодим: “Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?”
Иисус: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”.20
Согласно мистическому толкованию, родиться от воды и Духа означает преобразиться в Божественное Я. Основной вопрос, который поднимает этот отрывок, таков: если Иисус делал оговорку, что человек может войти в Царствие Божие лишь преображенным в Божественное Я, разве он не допустил бы возможности выполнить это условие в будущей жизни, коль скоро оно не может быть выполнено в этой?
У христианской теологии имеется ответ: у вас есть всего одна жизнь, дабы исполнить требования Иисуса. Если потерпите неудачу в этой жизни, пиши пропало. Точка. Вы не достигнете Царства Божьего никогда.
Некоторые христиане говорят, что у последователей других религий странные боги. Мне же странен Бог, который ставит условия своим детям, а затем делает невозможным их исполнение.
Зачем, к примеру. Бог заставляет людей рождаться в нехристианских странах, где они никогда не смогут стать христианами, а затем говорит, что они не могут войти в Царство, потому что не стали христианами? Я не хочу знаться с таким Богом, который, видя, что я плохо играю в бейсбол, просто скажет: “Три броска, и я удаляю тебя с поля”.
В действительности в отрывке подразумевается следующее: если человек не рожден от вод и Духа в этой жизни, он должен родиться вновь, из чрева другой матери — и так далее, — пока не использует возможность войти в Царство Божие, которое я называю сознанием Бога. (Разговор о Царстве мы продолжим в главе 24). Точка зрения, заключающая в себе идею реинкарнации, представляет альтернативу взгляду на рай и ад с позиции “все-или-ничего”. Если человек не обретает нового — духовного — рождения в этой жизни, Бог позволяет ему вернуться, чтобы получить еще одну возможность искать возрождения Духом.
В “Откровении” — последней книге Библии — мы находим завершающее повествование, в котором подразумевается перевоплощение душ, — или, скорее, окончание перевоплощений. Здесь говорится о том времени, когда, благополучно пройдя череду жизней, человек обретет свободу от перерождений. “Откровение” гласит:
“Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон”.
“И он уже не выйдет вон”, — он более не войдет в смертное тело. Здесь конец “скорбному утомительному Колесу”. Здесь “обитель Вечности”, как говорится в индийском эпосе “Бхагавадгита”, и “те, кто достигает этой обители, более не возвращаются”.22
Греки и некоторые евреи, в особенности те, на кого оказал влияние эллинизм, верили в перевоплощение душ. Оно подразумевается в посланиях Павла, Евангелиях и Ветхом Завете. Эта идея была присуща миру Иисуса, как соль морской воде. Иисус должен был бы вырасти под стеклянным колпаком, чтобы не знать о ней. И если бы он не соглашался с идеей реинкарнации, его учение отразило бы это несогласие. Не имея никаких доказательств обратному, мы должны прийти к заключению, что Иисус давал учение о перевоплощении душ и считал, что оно поможет нам достичь обители Вечности.
Часть 3. Первые христиане и реинкарнация