Благодарность за благо, дарованное другому
44. Предисловие. Тот, в ком эгоизм не преобладает, радуется счастью другого даже в том случае, если он не молился о его счастье.
45. Молитва. - Будь благословен, Боже, за счастье, выпавшее N...
Добрые духи, помогите ему видеть проявление доброты Божией. Если счастье, посетившее его, есть испытание, внушите ему мысль сделать из него хорошее употребление и не стать тщеславным, чтобы это счастье не принесло ему вреда в будущем.
Ты, мой Ангел-Хранитель, охраняющий и желающий мне добра, удали от меня всякую завистливую и ревнивую мысль.
За наших врагов и желающих нам зла
46. Предисловие. Иисус сказал: Любите даже врагов ваших. Это высочайшее правило христианского милосердия; но Иисус вовсе не подразумевал, что мы должны питать к врагам такую же нежность, как и к друзьям. Этими словами он предписывает нам забывать их обиды, прощать им зло и отдавать за зло добром. Кроме заслуги в глазах Бога, этим показывается истинное превосходство в глазах людей. (Гл. XII, пргф.184, 185.)
47. Молитва. - Боже, я прощаю N. зло, причинённое им, и то, которое он хотел мне причинить, потому что желаю, чтобы Ты и он сам простили те несправедливости, которые я мог совершить. Если Ты поместил его на моём пути как испытание, то пусть будет воля Твоя.
Отклони от меня, Боже, мысль о проклятии его и всякое недоброе пожелание ему. Недопусти меня испытывать радость при могущих постигнуть его несчастьях и неудовольствие при могущем встретить его счастье, так как это замарало бы душу чувствами, недостойными христианина.
Пусть Твоя благодать, Господи, коснётся его и приведёт к лучшим чувствам в отношении меня!
Добрые духи, внушите мне забвение зла и воспоминание о добре. Да не овладеют мной ни ненависть, ни злопамятство, ни желание отдать злом за зло, так как ненависть и месть свойственны только дурным духам, как воплощённым, так и развоплощённым! Да буду я готов протянуть братскую руку врагу, отдать ему добром за зло и притти на помощь, если то в моих силах!
Я желаю, в доказательство искренности моих слов, чтобы мне представился случай быть ему полезным; но, Боже, в особенности охрани меня от того, чтобы делать это из гордости и хвастовства, удручая его унижающим великодушием, что заставит меня потерять плоды моих деяний, так как тогда я заслужу, чтобы ко мне применены были следующие слова Христа: Вы уже получили награду свою! (Гл. XIII, §197 и след.)
Благодарность за счастье, дарованное нашим врагам
48. Предисловие.Не желать зла своим врагам - это значит быть милосердным только наполовину; истинное милосердие требует, чтобы мы желали им добра и чтобы мы были счастливы даруемым им счастьем. (Гл. XII, пргф.188, 189.)
49. Молитва. - Боже, Ты в Своём правосудии счёл нужным обрадовать сердце N. Благодарю Тебя за него, несмотря на то, что он причинил мне зло или желал причинить его. Если он воспользуется этим счастьем, чтобы унизить меня, я приму это как испытание моего милосердия.
Добрые духи, покровительствующие мне, не допустите, чтобы я жалел, что он счастлив; отвратите от меня зависть и ревность, которые унижают; внушите мне, наоборот, великодушие, которое возвышает.
За врагов Спиритизма
50.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 6, 10-12.)
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. ("Еванг. от Матф.", гл. Х, ст. 28.)
51. Предисловие. Из всех свобод самой неприкосновенной является свобода мысли, которая содержит в себе свободу совести. Предавать анафеме того, кто думает не так, как мы, это значит требовать этой свободы для себя, но отказывать в ней другим; это значит нарушать первую заповель Христа: милосердие и любовь к ближнему. Преследовать людей за их верования - это значит посягать на самое священное право каждого человека: верить, как он хочет, и любить Бога, как он это понимает. Принуждать его к внешним поступкам, подобным нашим, это значит показать, что придают больше значения форме, чем основе. Вынужденное отречение никогда не приводит к вере; оно может создать только лицемеров; это есть злоупотребление матерьяльной силой, не доказывающее истины. Истина уверена в себе: она убеждает, а не преследует, так как не нуждается в этом.
Спиритизм - это убеждение, верование; если бы он был религией, то почему нельзя было бы назваться спиритом, как называются католиком, иудеем, протестантом, буддистом, приверженцем того или другого философского учения? Это верование ложно или верно; если оно ложно, то падёт само собой, так как заблуждение не может взять верх над истиной, когда знание проникает в умы; если оно истинно, то преследования не сделают его ложным.
Каждая новая, великая и справедливая идея проходит период преследований; это преследование растёт вместе с величием и важностью идеи. Ожесточение и гнев противников идеи бывают пропорциональны страху, внушаемому ею. Вот почему христианство подвергалось раньше преследованию, а теперь то же происходит со Спиритизмом, но с тою разницею, что христианство преследовалось язычниками, тогда как Спиритизм преследуется христианами. Время кровавых преследований прошло, это верно, но если теперь не убивают тела, то мучат за то душу; её поражают в самых сокровенных чувствах, в самых дорогих привязанностях; разделяют семьи, вооружают мать против дочери, жену против мужа, нападают даже на тело в его матерьяльных потребностях, отнимая заработок, чтобы победить голодом. (Гл. XXIII, пргф.319 и след.)
Спириты, не огорчайтесь ударам, наносимым вам, так как это доказывает, что вы правы, без этого вас оставили бы в покое. Это служит испытанием вашей веры, так как по вашему мужеству, покорности и постоянству Бог узнает вас между верными слугами, которым Он ведёт счёт, чтобы воздать каждому по его заслугам.
По примеру первых христиан гордитесь тем, что несёте свой крест. Верьте словам Христа, сказавшего: "Блаженны преследуемые за правду, ибо они наследуют Царство Небесное. Не бойтесь убивающих тело, но не могущих убить души вашей." Он сказал также: "Любите врагов ваших, делайте добро творящим вам зло и молитесь за обижающих вас." Докажите, что вы его истинные ученики и что ваше учение хорошее, так как учит тому, чему он учил и что сам делал.
Преследование будет только временное; ждите же терпеливо зари, так как утренняя звезда уже показывается на горизонте. (Гл. XXIV, пргф.341 и след.).
52. Молитва. - Господи, Ты сказал нам устами Иисуса - Твоего Мессии: "Блаженны преследуемые за правду; прощайте врагам вашим; молитесь за обижающих вас." Сам он показал нам пример, молясь за своих палачей.
По его примеру, Боже, мы призываем Твоё милосердие на тех, которые не знают Твоих Божественных правил, единственно могущих обеспечить спокойствие в этом мире и в ином. Подобно Христу, мы говорим: "Прости им Отец: не ведают они, что творят."
Дай нам силы терпеливо и покорно перенести их насмешки, несправедливости, клевету и преследования, как испытание нашей веры и смирения. Отврати от нас всякую мысль об угнетении, так как час Твоего Суда пробьёт для всех, и мы ждём его, подчиняясь Твоей святой воле.
За новорождённого
53. Предисловие. Духи достигают совершенства, только пройдя испытания телесной жизни; блуждающие духи ждут, чтобы Бог позволил им вступить в жизнь, долженствующую дать возможность совершенствоваться или путём искупления прежней вины превратностями, которым они подвергаются, или путём исполнения миссии, полезной человечеству. Их совершенство и будущее счастье будут пропорциональны тому, каким образом они употребят время, которое должны провести на земле. Забота руководить их первыми шагами и направлять к добру поручена их родителям, которые ответят перед Богом за то или иное исполнение поручения. Для того, чтобы облегчить исполнение этого, Бог возвёл в закон природы отеческую и сыновнюю любовь - закон, который нельзя нарушить безнаказанно.
54. Молитва родителей. - Дух, воплотившийся в теле нашего ребёнка, будь желанным! Боже Всемогущий, пославший его, будь благословен!
Он доверен нам, и мы должны будем со временем дать за него отчёт. Если он принадлежит к новому поколению добрых духов, должных населить Землю, то, благодарим Тебя, Боже, за эту милость! Если это душа несовершенная, то наш долг помочь ей продвигаться по пути добра нашими советами и примером; если она поддастся злу по нашей вине, то мы ответим перед Тобой, так как не исполним своей миссии.
Господи, поддержи нас в нашей задаче и дай нам силы и волю исполнить её. Если это дитя должно быть орудием испытания для нас, то да будет воля Твоя!
Добрые духи, присутствовавшие при его рождении, и те, которые будете сопровождать его по жизни, не покидайте его. Удалите от него злых духов, которые захотят толкать его на злое, дайте ему силу сопротивляться их искушениям и мужество перенести с терпением и покорностью испытания, ожидающие его на Земле. (Гл. XIV, §225.)
55. (Другая). - Боже, Ты доверил мне судьбу одного из Твоих духов; помоги, Господи, быть достойным обязанности, возложенной на меня; окажи Твоё покровительство; просвети мой ум, чтобы я научился различать наклонности того, кого должен приготовить войти в Твою обитель.
56. (Третья). - Боже Милосердный, Тебе угодно было позволить духу этого ребёнка снова притти, чтобы перенести земные испытания, которые должны заставить его развиваться; дай ему понимание, чтобы он научился познавать и любить Тебя. В Своём всемогуществе дозволь этой душе приобщиться к источнику Твоих Божественных наставлений, чтобы под руководством своего Ангела-Хранителя её ум рос, развивался и стремился всё больше и больше приблизиться к Тебе. Пусть знание Спиритизма будет для неё светом, озаряющим жизненный путь: пусть она научится ценить всю безграничность Твоей любви, испытывающей нас для нашего очищения.
Господи, брось отеческий взгляд на семью, которой Ты доверил эту душу; пусть она поймёт важность своей миссии и заставит произрастать в этом ребёнке добрые семена до тех пор, пока он сможет при помощи собственных стремлений сам подняться к Тебе.
Выслушай, Господи, эту смиренную мольбу во имя и ради заслуг Того, Кто сказал: "Пустите детей приходить ко мне, ибо Царство Небесное принадлежит тем, которые походят на них."
За умирающего
57. Предисловие. Агония - это прелюдия разделения души с телом; можно сказать, что человек в это время стоит одной ногой в могиле. Этот переход бывает иногда мучительным для тех, кто привязан к материи и жил благами этого мира больше, чем благами мира иного, а также для тех, чья совесть мучится угрызениями и сожалениями; наоборот, для тех, мысли которых направлялись к бесконечному, удаляясь от всего матерьяльного, связь легче прерывается и последние минуты не заключают в себе ничего мучительного. Душа в этом последнем случае соединена с телом тонкой нитью, тогда как в первом она прикреплена глубокими корнями; во всех случаях молитва имеет сильное влияние на отделение души от тела. (См. ниже "Молитвы за больных", а также "Рай и Ад", II часть, гл.I.)
58. Молитва. - Боже Всемогущий и Милосердный, вот душа, покидающая свою земную оболочку, чтобы вернуться в мир духов - свою действительную родину; пусть войдёт она туда с миром, и да распространится на неё Твоё милосердие.
Добрые духи, сопровождавшие её во время жизни, не покидайте её в эту торжественную минуту; дайте ей силы перенести эти последние страдания тут на земле, так как они должны послужить её будущему совершенствованию; внушите ей, чтобы она посвятила раскаянию последние проблески своего сознания.
Направьте мою мысль так, чтобы при её содействии разлучение было менее тягостно и чтобы душа унесла утешения и надежду в тот миг, когда будет покидать землю.
IV. МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ
За только что скончавшегося
59. Предисловие. Молитвы за духов, только что покинувших тело, имеют целью не только доказать им свою симпатию; оне влияют на их отделение и этим уменьшают смятение, следующее всегда за разделением, и делают пробуждение более спокойным. Но в этом, как и во многих других случаях, плодотворность заключается в искренности, а не в изобилии высокопарных слов, к которым в большинстве случаев сердце непричастно.
Молитвы, идущие от сердца, раздаются возле смущённого ещё духа, подобно дружественным голосам, которые стараются разбудить нас. (Гл. XXVII, пргф.378.)
60. Молитва. - Боже Всемогущий, будь милосерд к N., которого Ты призвал к Себе. Да будут ему зачтены испытания, перенесённые им (или ею) на земле, а наши молитвы да смягчат и уменьшат мучения, которые он переносит как дух!
Добрые духи, пришедшие встретить его, особенно же ты, его Ангел-Хранитель, помогите ему освободиться от материи. Дайте ему знания и понимание самого себя для того, чтобы вывести из смятения, сопровождающего переход от жизни телесной к духовной. Внушите ему раскаяние в прегрешениях, которые он мог совершить, и желание, чтобы ему было позволено искупить их для более скорого достижения вечной и блаженной жизни.
N., ты вступил в мир духов, а между тем ты присутствуешь здесь между нами: ты видишь и слышишь нас, так как нас разделяет лишь наше тело, подверженное уничтожению, подобное тому, которое ты только что покинул и которое скоро обратится во прах.
Ты покинул грубую оболочку, подверженную превратностям и смерти и сохранил только оболочку эфирную, нетленную и не подверженную страданиям. Хотя ты не живёшь уже больше телом, но живёшь жизнью духов, а эта жизнь исключает несчастья, удручающие человечество.
Перед Тобой нет уже завесы, скрывающей от наших глаз великолепие будущей жизни; ты в состоянии восхищаться новыми чудесами, тогда как мы погружены ещё во мрак.
Ты на свободе будешь пролетать Вселенную и посещать миры, тогда как мы мучительно влачимся по земле, где нас удерживает матерьяльное тело, подобное тяжёлой ноше.
Горизонт бесконечности откроется перед тобой, и при виде такого виличия ты поймёшь пустоту земных желаний, мирского самолюбия и скоропроходящих радостей, которыми люди услаждают себя.
Смерть разлучает людей только матерьяльно на несколько мгновений. Из места изгнания, в котором мы находимся по воле Бога и вследствие обязанностей, которые должны ещё исполнить, мы будем следовать за тобой мысленно, пока нам самим будет позволено соединиться с тобою, подобно тому, как ты соединился с теми, которые ушли раньше тебя.
Если мы не можем пойти к тебе, то зато ты можешь приходить к нам. Приходи же к любящим тебя и любимым тобою, поддерживай их в жизненных испытаниях; заботься о тех, кто тебе дорог, покровительствуй им по возможности и смягчай их скорбь мыслью, что ты теперь счастливее, и утешительной уверенностью, что со временем они будут соединены с тобой в лучшем мире.
В мире, где ты находишься, всякое земное чувство злопамятства должно угаснуть. Ради твоего будущего счастья будь недоступен подобному чувству! Прости тем, которые могли быть неправы по отношению к тебе, так же, как они тебе прощают.1
Примечание. К этой молитве, относящейся к каждому, можно прибавить несколько специальных слов, смотря по частным обстоятельствам людей, семьи или связям и положению скончавшегося.
Если дело касается ребёнка, то Спиритизм учит нас, что в нём дух не первоначального творения, но что он уже жил и может быть уже очень совершенным. Если его последнее существование было коротко, то оно служило дополнением к испытанию или должно было служить испытанием для родителей. (Гл.V, пргф.84.)
61. (Ещё одна). - Боже Всемогущий, пусть милосердие Твоё распространится на братьев наших, покинувших землю! Пролей Свой свет перед их взорами, извлеки их из мрака, открой их глаза и уши! Позволь добрым духам окружить их и утешить словами мира и надежды!
Господи, как бы недостойны мы ни были, осмеливаемся умолять о Твоём милосердном снисхождении к тому из наших братьев, который только что призван Тобою из изгнания; пусть возвращение его будет возвращением блудного сына. Забудь, Боже, прегрешения, которые он мог совершить, и помни хорошее, которое он мог сделать. Твоё правосудие непреложно, мы это знаем, но любовь Твоя безгранична; умоляю Тебя утолить правосудие из источника доброты, истекающей из Тебя.
Пусть свет прольётся для тебя, мой брат, только что покинувший землю! Пусть добрые духи Господа снизойдут на тебя, окружат тебя и помогут сбросить земные цепи! Пойми и узри величие нашего Господа, безропотно подчинись Его суду, но никогда не отчаивайся в Его милосердии. Брат! пусть серьёзное раскаяние откроет тебе врата будущего, заставив понять остающиеся за тобой прегрешения и труд, предстоящий для их искупления! Да простит тебя Бог, а его добрые духи да поддержат и ободрят тебя! Твои братья на земле будут молиться за тебя и просят тебя молиться за них.
За любимых
62. Предисловие. Как ужасна мысль об уничтожении! Как достойны сожаления те, которые считают, что голос, оплакивающий друга, теряется в пустоте и не находит отзвука для ответа! Никогда не были знакомы чистые и святые привязанности тем, которые думают, что всё умирает с телом, что гений, осветивший мир своим умом, это только игра материи, исчезающей подобно дуновению; что от самого дорогого существа как отец, мать, ребёнок, остаётся только горсть праха, который время рассеивает безвозвратно.
Как же человек с сердцем может оставаться холодным при этой мысли? Как же мысль об абсолютном уничтожении не поражает его ужасом и не заставляет, по крайней мере, желать, чтобы это не было так? Если его ума до сегодня было недостаточно, чтобы рассеять сомнения, то теперь Спиритизм является разбить неуверенность относительно будущего при помощи матерьяльных доказательств, даваемых им о бессмертии души и потустороннем существовании. Эти доказательства повсюду принимаются с радостью; доверие воскресает, так как человек узнаёт, что земная жизнь - только короткий переход, ведущий к лучшей жизни, что его земные труды не потеряны для него и что самые святые привязанности не погибли безнадёжно. (Гл. IV, пргф.56; гл. V, пргф.84.)
63. Молитва. - Прими, Боже, мою молитву за духа N., позволь ему увидеть Твой Божественный свет и облегчи путь к вечному счастью. Позволь добрым духам передать ему мои пожелания и мысли.
Ты, бывший мне дорогим в этом мире, услышь мой голос, призывающий тебя, чтобы дать новое доказательство любви. Бог позволил тебе освободиться раньше; эгоизм не заставит меня жаловаться на это, так как это значило бы сожалеть, что ты не несёшь тяжести и страданий жизни.
Я жду покорно времени нашей встречи в мире более счастливом.
Я знаю, что разлука наша временна и что, как бы длинна она мне ни показалась, продолжительность её сглаживается в сравнении с вечностью счастья, обещанного Богом своим избранным. Да предохранит меня Его доброта от всего, что могло бы замедлить это желательное мгновение, и да избавит Он меня также от горя не встретить тебя по выходе моём из земного плена.
О! как сладка и утешительна уверенность, что нас разделяет только матерьяльная завеса, скрывающая тебя от моих глаз! что ты можешь быть тут, возле меня, можешь видеть и слышать меня, как и прежде, и даже лучше, чем прежде; что ты не забываешь меня так же, как и я тебя; что мысли наши не перестают сливаться, и что твои мысли следуют за мной и поддерживают меня.
Да будет мир Господень с тобою!