Скрытая истина. Почему Иисус говорил притчами

§329. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст.15.)
§330. Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. ("Еванг. от Луки", гл.VIII, ст. 16, 17.)
§331. И приступивши ученики сказали Ему: "Для чего притчами говоришь им?". Он сказал им в ответ: "Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: "слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите"; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их." ("Еванг. от Матф.", гл. XIII, ст. 10-15.)
§332.Некоторые удивляются, что Иисус не велит скрывать истины, тогда как сам он беспрестанно скрывает смысл своих слов под аллегорией, которая не может быть понята всеми. Он объясняет это, говоря своим ученикам: "Потому говорю им притчами, что они видя не видят, слыша не слышат, и не разумеют; сказать им всё было бы бесполезно теперь; но вам я говорю, потому что вам дано знать тайны." Он поступал, значит, с народом, как поступают с детьми, ещё не развитыми. Этим он определяет истинный смысл положения: "и зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме". Это не значит, что надо без различия открывать всё: всякое наставление должно соответствовать развитию того, к кому оно относится, так как есть люди, которых слишком яркий свет ослепляет, не осветив.
С людьми происходит вообще то же, что и с народами: народы имеют своё детство, юность и зрелый возраст. Всё должно приходить в своё время, и зерно, посаженное в несоответственное время года, не приносит плодов. То, что осторожность велит скрыть временно, рано или поздно должно быть открыто. Достигнув известной степени развития, люди сами ищут живого света: мрак подавляет их. Бог дал им ум для понимания и для руководства в вещах земных и небесных, и когда они хотят понимать веру, тогда не надо скрывать истины, так как без света разума вера слабеет. (Гл. XIX, §284.)
§333. Если, стало быть, в Своей мудрой предусмотрительности Провидение открывает истины только постепенно, Оно зато всегда открывает их по мере того, как человек созревает, чтобы воспринять их. Провидение как бы держит их в запасе, а не скрывает. Люди же, владеющие истиной, в большинстве случаев скрывают её от толпы только с целью властвовать над нею: эти-то именно люди и скрывают истину. Так и все религии имели свои тайны, доискиваться которых оне запрещали, вследствие чего религии остались позади, тогда как наука и разум ушли вперёд и сорвали таинственную завесу: обыкновенный человек, став взрослым, захотел проникнуть в сущность вещей и отбросить от своей веры то, что противоречило наблюдению.
Абсолютных тайн быть не может, и Иисус прав, говоря, что нет ничего скрытого, что не стало бы явным. Всё скрытое будет когда-нибудь открыто, и то, чего не может ещё понять человек на Земле, откроется ему постепенно в мирах более совершенных, когда он будет очищен: тут на Земле он как бы пребывает в тумане.
§334. Спрашивают себя, какую пользу народ может извлечь из множества притч, смысл которых остаётся для него скрытым? Надо заметить, что Иисус говорил притчами только об отвлечённой части своего учения; но о смирении и милосердии в отношении ближнего, как об условиях спасения, он говорил совершенно ясно и определённо, потому что смирение и милосердие были основой поведения, правилом, которое должно быть понятно всем для того, чтобы могли соблюдать его; это составляло всё для невежественной массы, которой он говорил: "Вот что надо делать, чтобы достичь Царства Небесного." Другие части учения он развивал только перед своими учениками; они были более развиты нравственно и умственно, и Иисус мог посвящать их в истины отвлечённые; поэтому он и говорит: "Имеющему дастся." (Гл. XVIII, §276.).
Между тем, говоря даже со своими учениками, он оставался неясным в том, что должно было быть понято в будущем. Эти именно места давали повод к различным толкованиям, пока наука, с одной стороны, а Спиритизм, с другой, не открыли новых законов природы, объяснивших их истинный смысл.
§335. Спиритизм явился теперь пролить свет на многое тёмное, но он не освещает его опрометчиво. Духи дают свои наставления с большой осторожностью: последовательно и постепенно они касаются некоторых частей Учения; таким же путём другие части будут открываться по мере того, как будет подходить время для выхода их из тени. Если бы духи вполне раскрыли всё Учение с самого начала, его бы приняли только немногие; неподготовленные могли бы даже испугаться, и это помешало бы его распространению. Если духи не говорят ещё всего, то вовсе не потому, что в Учении есть тайны, сохраняемые для привилегированных, и не потому, чтобы они скрывали истину, но потому, что всё должно притти в благоприятное время. Они дают одной идее время созреть и распространиться прежде, чем представить другую, а событиям они дают время подготовить людей к восприятию идей.





Не ходите к язычникам

§336. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: "На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное." ("Еванг. от Матф.", гл. Х, ст. 5-7.)
§337. Во многих случаях Иисус доказывал, что он имеет в виду не только народ еврейский, но человечество вообще. Он говорил своим ученикам, чтобы они не ходили к язычникам не потому, что он относился пренебрежительно к их обращению, так как это было бы немилосердно, но потому, что евреи, веровавшие в единого Бога и ожидавшие Мессию, лучше были подготовлены законами Моисея и пророками к восприятию его слов. У язычников не хватало самой основы; надо было всё создавать, а апостолы не были ещё настолько просвещены, чтобы исполнить такую трудную задачу. Он им говорил: идите к заблудшим овцам Израиля, т.е. идите сеять на обработанной почве; он знал, что обращение язычников придёт в своё время; позднее, действительно, апостолы шли воздвигать крест в самый центр язычества.
§338. Слова эти могут быть применены к последователям и распространителям Спиритизма. Систематически неверующие, упрямые насмешники, заинтересованные противники являются для них тем, чем были язычники для апостолов. По примеру этих последних пусть они ищут сначала приверженцев между людьми чистосердечными, желающими света, в которых есть плодотворный зародыш и число которых велико; пусть они не теряют времени с нежелающими видеть и слышать и противящимися с тем большею гордостью, чем больше, повидимому, они придают значения своему обращению. Лучше открыть глаза сотне слепых, желающих прозреть, чем одному, довольствующемуся мраком, так как этим лишь увеличивается число противников. Оставьте их в покое не по безразличию, но из простого расчёта; их черёд придёт, когда общее мнение возьмёт верх, и они услышат, как одно и то же повторяется вокруг них беспрерывно; тогда они сочтут, что восприняли идею добровольно, а не под влиянием кого-нибудь. Ведь с идеями происходит то же, что и с семенами: оне могут произрастать только в определённое время года и на подготовленной почве. Вот почему лучше ждать благоприятного времени и культировать сначала уже произрастающие семена, чем повреждать другие, усиленно подгоняя их рост.
В эпоху Иисуса, вследствие ограниченности и матерьялистичности идей, всё было ограничено. Израильтяне составляли маленький народ, язычники тоже составляли небольшие, окружавшие их народы. В наше время идеи становятся всеобщими и одухотворяются. Новое знание не делается привилегией какой-нибудь нации, для него нет преград, оно находит пристанище повсюду, и все люди становятся братьями. Также и "вольнодумцы" уже не составляют народа: вольнодумство (т.е. безбожие) стало убеждением, и хотя и встречаемым повсюду, но над которым истина понемногу торжествует, подобно тому как христианство восторжествовало над язычеством.

Наши рекомендации