Будь он хороший человек, он бы погиб
§85. "Говоря о дурном человеке, избежавшем опасности, вы нередко скажете: будь он хороший человек, он бы погиб. Говоря так, вы правы в том отношении, что Бог нередко действительно даёт духу, молодому ещё на пути прогресса, более продолжительное испытание, чем доброму, который наградой за свою заслугу имеет то преимущество, что его испытание оказывается возможно короче. Произнося эту аксиому, вы, стало быть, богохульствуете, сами того не подозревая.
Если умирает хороший человек, дом которого находится рядом с домом дурного человека, вы спешите сказать: было бы гораздо лучше, если б это случилось с его соседом. Вы сильно ошибаетесь, так как ушедший исполнил свою задачу, а оставшийся, может быть, и не начинал её. Зачем вам желать, чтобы тот последний не имел времени её окончить, а первый оставался привязанным к земному шару? Что сказали бы вы, если бы узника, отбывшего срок своего заключения, удерживали в тюрьме, тогда как другому, не имеющему на это права, дали бы свободу? Знайте же, что истинная свобода заключается в освобождении от телесных уз и что, пока вы на земле, вы в плену.
Приучитесь не порицать того, чего вы не понимаете, и верьте, что Бог справедлив во всём; часто то, что вам представляется злом, есть добро, но ваши способности так ограничены, что совокупность всего великого ускользает от ваших несовершенных органов восприятия. Постарайтесь мысленно выйти из вашей узкой сферы, и по мере того, как вы будете подыматься, значение матерьяльной жизни будет в ваших глазах уменьшаться; она представится вам только как дорожная неурядица в бесконечной жизни вашего духа - единственного истинного существования."
Фенелон. Санс, 1861г.
Добровольные мучения
§86. "Человек находится в беспрерывной погоне за счастьем, постоянно от него ускользающим, так как безоблачного счастья не существует на земле. Между тем, несмотря на превратности, являющиеся неизбежными спутниками жизни, он мог бы пользоваться относительным счастьем, но он его ищет в предметах проходящих и подверженных тем же превратностям, то есть в матерьяльных радостях, вместо того, чтобы искать его в радостях душевных, служащих предвкушением радостей небесных несокрушимых; вместо того, чтобы искать спокойствия сердечного - единственного реального счастья тут, на земле, он жаждет всего, что волнует и беспокоит его, и что замечательно: он точно нарочно создаёт себе мучения, избежать которых всецело в его власти.
А разве есть большие мучения, чем те, которые создаются завистью и ревностью? Для ревнивых и завистливых никогда нет покоя: они постоянно в лихорадке; сознание, что у них нет того, чем пользуются другие, причиняет им бессонницу; успех врагов доводит их до головокружения; они стремятся только к тому, чтобы превзойти своих соседей; вся их радость заключается в том, чтобы возбудить в безумцах, подобных им, бешенство ревности, которое владеет ими самими. Бедные безумцы, действительно не представляют себе, что завтра, быть может, им придётся оставить все эти побрякушки, жадность к которым отравляет их жизнь! Не к ним, конечно, относятся слова: "Блаженны страждущие, ибо они утешатся", так как их заботы не принадлежат к числу тех, что получают награду на небесах.
Скольких мучений, наоборот, избегает всякий, кто умеет довольствоваться тем, что имеет, кто без зависти смотрит на то, чего у него нет, кто не старается казаться большим, чем он есть. Он всегда богат, так как, если посмотрит ниже себя, вместо того, чтобы глядеть выше, он всегда найдёт людей, у которых меньше, чем у него; он невозмутимо спокоен, так как не создаёт себе химерических потребностей, невозмутимое спокойствие среди бурь житейских не есть ли счастие?"
Фенелон. Лион, 1860г.
Действительное несчастье
§87. "Все говорят о несчастье, все его чувствуют, все думают, что понимают его сложную природу. Я же говорю вам, что почти все ошибаются и что действительное несчастье вовсе не таково, каким считают его люди, признающие себя несчастными. Они видят его в нищете, в очаге без огня, в угрозах кредитора, в пустой колыбели, где мог бы быть улыбающийся ангел, в горечи измены, в гордыне, лишённой возможности облекаться в пурпур и едва скрывающей свою наготу под лохмотьями тщеславия; в слезах, в гробе, за которым следуют с открытой головой и разбитым сердцем - всё это и многое другое называется несчастьем на человеческом языке. Да, это несчастье для видящих только настоящее, но действительное несчастье заключается в последствиях, а не в самой вещи или явлении. Скажите мне, разве событие самое счастливое для настоящего момента, но имеющее очень печальные последствия, не есть в действительности большее несчастье, чем то, которое сначала причиняет неудовольствие, а кончается тем, что приносит благо? Скажите мне, разве буря, ломающая ваши деревья, но очищающая воздух от зловредных миазмов, могущих причинить смерть, не есть скорее счастье, чем несчастье?
Для того, чтобы судить о чём-нибудь, надо иметь в виду последствия; таким образом, для того, чтобы оценить, что действительно для человека составляет счастье или несчастье, нужно перенестись за пределы этой жизни, так как там только последствия её дают себя чувствовать; всё то, что человек со своей близорукой точки зрения зовёт "несчастьем", прекращается с жизнью и находит своё последствие в жизни будущей.
Я хочу показать вам несчастье под новым видом, под видом прекрасным и ярким - таким, каким вы его принимаете и желаете всеми силами ваших обманутых душ. Это несчастье - радость, удовольствие, шум, пустое волнение, безумное удовлетворение тщеславия, всё то, что заставляет замолкнуть совесть, притупляет деятельность мысли, затемняет будущее; несчастье - это опиум забвения, которое вы призываете на себя всеми помыслами.
Надейтесь, вы, плачущие! Трепещите, вы, смеющиеся, так как ваше тело удовлетворено! Бога не обманешь; судьбы не избежишь; испытания - это кредиторы более неумолимые, чем сорвавшаяся с цепи стая голодных псов, сторожащая ваш обманчивый покой, чтобы вдруг повергнуть вас в агонию истинного несчастья, того несчастья, что захватывает душу, расслабленную равнодушием и эгоизмом.
Пусть же Спиритизм просветит вас и покажет в настоящем свете истину и заблуждение, так необычайно перепутанные вашей слепотой. Тогда вы будете поступать, как храбрые солдаты, которые, не избегая опасности, предпочитают борьбу решительного сражения миру, не дающему ни славы, ни повышения. Что значит солдату потерять оружие, провиант и обмундирование, если он вышел из боя победителем и со славой! Что значит для имеющего веру в будущее, оставить на поле жизненной битвы своё благосостояние и телесную одежду, если душа его войдёт сияющей славой в Царство Небесное?"
Дельфина де Жирарден. Париж, 1861г.
Меланхолия
§88. "Знаете ли вы, почему смутная тоска порой овладевает вашими сердцами и заставляет вас ощущать горечь жизни? Это ваш дух, стремящийся к счастью и свободе, но привязанный к телу, служащему ему темницей, изнывает в напрасных усилиях, чтобы из неё выйти. Но, видя, что все усилия напрасны, он обескураживается, а тело подвергается его влиянию; томление, подавленность и апатия овладевают вами, и вы считаете себя несчастными.
Верьте мне, что вам совершенно необходимо энергично бороться с этими впечатлениями, ослабляющими в вас волю. Стремление к лучшей жизни свойственно всем людям, но не ищите удовлетворения ему тут же, на земле; теперь, когда Бог посылает Своих духов учить вас счастью, которое Он вам готовит, ожидайте терпеливо ангела освобождения, который должен помочь вам разорвать узы, держащие ваш дух в плену. Думайте о том, что вы должны исполнить во время вашего земного испытания миссию, о которой вы и не подозреваете, будет ли она заключаться в том, чтобы служить своей семье, или в том, чтобы исполнять различные обязанности, порученные вам Богом. И если в течение этого испытания при исполнении вашей задачи заботы, беспокойства, огорчения будут обрушиваться на вас, будьте сильны и мужественны, чтобы перенести их. Бравируйте ими открыто; они непродолжительны и должны привести вас к друзьям, которых вы оплакиваете и которые будут радоваться вашему прибытию к ним и протянут вам руки, чтобы провести туда, куда земные огорчения не имеют доступа."
Франциск Женевский. Бордо, 1861г.