Предостережение от расколоучителей
Начиная свое послание к Римлянам, ап. Павел писал к ним: Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире (1, 8). Подобною речью и я могу начать мое к вам слово; ибо и ваша вера, если не во всем мире, то во всей стране вашей возвещается всем, знающим вас. Издали слыша сие, я радовался о вас, а ныне, видя вас, сугубо радуюсь и благодарю Господа, что не только храните вы чистоту веры неприкосновенною, но и делами оправдываете искренность веры своей нелицемерною.
Для нас, пастырей, не может быть большего утешения, как видеть сынов Церкви исправно ходящими. Но и для вас самих не может быть более прочного основания состоянию, могущему доставлять не ложную радость, как хранение веры и устроение жизни соответственно требованиям ее. Вняли ль вы тому, что читалось в нынешнем Евангелии? Господь говорит: всяк иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе, на камени (Мф. 7, 24, 25). Сими словами обещает Господь некоторую несокрушимую крепость тому, кто с верою приемлет учение Его и живет по нему, крепость преимущественно душевную, а вслед за нею, конечно, крепость и внешнего благосостояния, как истолковал апостол, указавший нам в благочестии обетование не грядущего только века, но и нынешнего. Сие вам, верно, ведомо из собственного вашего опыта, из того свидетельства, которое дает вам сердце ваше. Я напоминаю о том только ради того, чтоб сказать вам, что если есть над вами благословение Божие, то оно привлекается не иным чем, как вашею горячею преданностью вере и делами по ней, – и извлечь отсюда вам урок: храните же, как зеницу ока, святую веру православную.
Утешаюсь, слыша, что вы все чисты по вере и нет между вами ни одной души, зараженной кривотолкованиями раскольническими. Но блюдитесь, христиане православные, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты (2 Кор. 11, 3). Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Слышу, что недалеко отсюда есть коноводы их. Так, сами ли они дойдут до вас, или вы стороною услышите речи их, – не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас.
Говорят они, что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же все новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного патриарха Никона и благочестивого царя и государя Алексея Михайловича. Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились в этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, – и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики.
Говорят они, будто государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не оттого, что государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели государь и их веру признает правою?! Государь всякой веры людям позволяет жить мирно, оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, – ибо из-под неволи, что за вера? А раскольники криво толкуют милость государя императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б государь признал их сторону правою?!
Еще говорят раскольники: теперь разрешено печатать наши книги... Стало быть, познали, что в них писана правда. Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят; а чтоб всем – и самим раскольникам – показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести и вместе, чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правые». Так говорят, но говорят несправедливо; ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Дозволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: есть у нас книги, где все доказано, – можно было ответить им: на – вот ваши книги. И тут все глупости писаны, а ничего не доказано. Именно для того одного и позволено напечатать; а они обращают это дело в свою пользу – будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями.
Вот такие предосторожности имейте против раскольников. Всего, впрочем, чего опасаться от них должно, не перескажешь. А вы вот как делайте: когда услышите что от них и сами не можете обличить лжи раскольнической, идите тотчас к своим священникам, и расскажите им все, и спросите, как что обличить у раскольников и как на что отвечать. Они вам все разъяснят, и душу вашу успокоят, и вас подготовят к тому, чтоб отражать вы могли и сами кривотолки раскольнические. Так действуя, вы совершенно будете безопасны от какого-либо обмана и уловления вражеского.
Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе; от книг большая будет поддержка училищам вашим; они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол. Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший нечестивого от пути его избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов.
Так, православные христиане, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, – всем правый путь указующие. Аминь.
27 июня, 1864 года.
В с. Ландехе, Гороховского уезда
18. Общие предостережения от соблазнов
в деле веры, жизни и благочестия
Не в первый вступаю я град в настоящий поезд мой; но в первом вашем граде встречаю полное радушие, простотою веры и непринужденною искренностью растворенное. Избыток утешения от сего разрешает язык мой на похвалу вам и благожелания. По широте любви вашей да расширит Господь над нами щедродательные длани Свои и исполнит вас всякого блага, да благословит домы ваши, и чад ваших, и все дела рук ваших, и отвратит всякую беду, могущую возмутить ваш покой и ваше довольство.
К сей молитве хотел бы я приложить указание способов упрочения почивающего на вас благословения Божия, если б не знал, что они не неведомы вам и входят не стороною во все порядки жизни вашей. Не лишним, однако ж, и при сем нахожу сказать вам языком обычного присловия: имеете, – берегитесь потерять, что имеете. Апостол Павел в свое время уверял: ныне ближайшее нам спасение (Рим. 13, 11). А нам ходом текущих среди нас событий теснится в мысль уверение, – что ныне ближайшее к нам опасение за спасение. Тогда оно само как бы давалось в руки, а ныне и нехотя много встретишь такого, что покушается похитить его из рук наших. Блюдите убо, како опасно ходите, мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 15, 16).
Дни века сего всегда были лукавы, и пребудут такими; но наш век не больше ли всех других лукав, – и не больше ли потому мудрости требует от нас, чтоб искупить сие опасное время, обратив противодействие ему в куплю спасения. У нас и вера, и жизнь, и благочестие – все окружено искушениями.
С одной стороны, невежество, обратившее букву в догмат, расширяет область свою; с другой – ложно направленное просвещение, не хотящее знать даже Божественных словес, развращает умы, прельщая их призраком истины. С двух противоположных концов действует враг света и добра, – и теснится в здравую еще средину, чтоб поколебать и ее и возобладать ею. Находящимся в сей средине надобно сказать: кто к какому концу ближе, с того и проразумевай опасность и опасливо ходи среди расставляемых сетей. Точка опоры для действования против суемудрия есть положение: Божия никтоже весть, точию дух Божий.
Точка опоры для действования против невежественного лжеверия: бегай сечения, не отпадай от единства веры и в общности православного исповедания и исповедующих его умей обретать истину.
Таковы опасности для веры. Но кто чист и тверд в вере, встречает другие опасности там, где должен ходить по вере. Привходят к нам отинуды обычаи и возмущают порядки жизни, в кои, не без указаний свыше, от начала облеклась святая вера наша. Блюдитесь по ложному стыду изменить правилам веры в угоду шатким и изменчивым правилам света. Заводятся способы удовольствий будто невинных, которые, однако же, как по скользкой покатости, легко столкнуть могут в ров греха и страсти. Блюдитесь здесь неразборчивого увлечения, чтоб не запятнать души чистой и совести непорочной. А там то слишком большой расчет, то нерасчетность, то мода летучая, то все затрудняющая привязанность к заведенному однажды, то прихоть, то неотразимая нужда, то приязнь привлекающая, то неприязнь отталкивающая представляют своего рода противоположности, пред лицом которых деятелям добрым, может быть, поминутно необходимо напоминать: блюдите убо, како опасно ходите. Это опасности для жизни по вере. Во избежание всех их – одно правило: заповеди веси – не отступай от заповедей, хоть бы и живот надлежало положить за то.
И дух благочестия – многодвижный и разнообразный, питаемый верою и жизнью и их взаимно питающий, и с ними разделяющий их опасности, – сам по себе не менее требует блюдения внимательных. Много проявлений его, много уклонений в нем от истины во всех его видах! Одного пленяет более видимая сторона, другой увлекается более невидимым и внутренним. И та и другая – спасительны в связи, но ни та, ни другая не ведут к добру при исключительности, рождая то пустосвятство, то мечтательную отрешенность. В сих случаях и не малый нередко труд лишается всякого плода и должного возмездия. Во избежание сей беды один закон: иди срединою и минуешь опасности.
Так всюду блюдитесь! Светлый вид спасительного образа действования слагается из веры и дел, из внутренней и внешней жизни. От высоты веры ниспадая в жизнь и от внешнего переходя к внутреннему, движения его, переплетаясь, составляют крест, который свыше приносит освятительное и укрепительное благословение и плодотворно расширяет круг жизни каждого.
И вот то, чем навсегда упрочивается благоволение небесного Отца, дающего блаженство внутреннее и довольство внешнее. Сохраните в сем виде устроение жизни вашей, и Бог, богатый в милости, будет с вами. А когда Бог с вами, все будет ваше – и земное и небесное. Вы Христовы, говорит апостол, Христос же Божий. С Ним и в Нем вы становитесь – язык свят, род избран, люди обновления. Вы присны Богу и, как свои Ему, составляете предмет ближайшего попечения Его, которое не бывает тщетно.
Сие благоволительное око промышления Божия да пребудет выну утверждено над вами. Аминь.
30 июня 1864 г.
В Шуе, в соборе
19. Истинное ведение христианства
почерпается из жизни христианской
Давно не имел я утешения беседовать с вами. Затрудняюсь в выборе предмета и не знаю, о чем бы говорить. О чем ни задумаю говорить, приходит мысль, что вы то знаете, и отсекает охоту: ибо говорить о том, что известно, – только докучать.
Сами разберите, о чем стал бы я говорить вам, чего бы вы не знали. О Пресвятой Троице – знаете. О творении и промышлении Божием – знаете. О воплощении Бога-Слова, Его учении, чудесах, крестной смерти, воскресении, вознесении и совершении всем сим нашего спасения – знаете. О сошествии Святаго Духа на апостолов, о проповедании ими Евангелия всей твари, об основании на земле св. Церкви Божией и учреждении в ней всего потребного к нашему спасению – знаете. Знаете также, что ищущему спасения надо вседушно веровать в Господа и святое учение Его и исполнять святые Его заповеди, надо благодать Божию принять чрез святые Таинства во святой Церкви, законным священством совершаемые, надобно исполнять и все молитвенные, освятительные и очистительные уставы Церкви: соблюдать посты, говеть, исповедываться и причащаться, надо вступить и в другие подвиги самоотвержения, в борьбу со страстьми и похотьми, при полной уверенности, что вот нынче завтра смерть придет – и, взявши нас отсюда, избавит от тяготы здешнего жития, переселив в иную нескончаемую жизнь, – светлую или мрачную, смотря по заслугам. Все сие знаете, что же и говорить об этом?
Возьмемте нынешнее Евангелие (Мф. 14, 22–34). Есть ли в нем уроки, которых бы вы не знали? В Евангелии сем повествуется, как Господь, по насыщении пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами, отпустил учеников одних на другую сторону моря, а Сам взошел на гору помолиться, как в четвертую стражу нощи по морю шел Он к ученикам, как ученики испугались и были Им успокоены, как апостол Петр пошел было по волнам, потом, убоявшись ветра, начал утопать, извлечен из воды Господом и введен в корабль, в коем и пристали все спокойно к берегу.
Событие сие Господь устроил для того, чтобы возбудить и укрепить веру в Божество Свое в св. апостолах, которые одни и были свидетелями его. И нам оно предано тоже для оживления и укрепления веры нашей в Божество Спасителя; а при этом и для того, чтоб предоставить нам общий очерк жизни нашей по вере в Господа и дать урок, как себя держать в ней. Как в сем событии, так и в христианской жизни каждого из нас Господь сначала насыщает благодатью в Крещении и Миропомазании или в Покаянии и Причащении, если кто, по удалении от Господа чрез грехи, опять обращается в Нему; потом, насыщенных таким образом благодатью, отпускает в море жизни – одних, и мы здесь в лаемся ветром внутренних страстей и волнами внешних противностей, готовых отклонить корабль жизни нашей от прямого направления к чаемому брегу – безопасной, безмятежной и успокоенной в Господе будущей жизни. Трудно жить в беспрестанной борьбе. Утомленный борец нередко думает, что он – один, оставлен самому себе, оставлен даже Господом; а Господь близ, – и в нужное время тотчас являет Себя ему, являет сначала не ясно, будто в призраке, а потом ясно зрится и внятно сердцу его изрекает воодушевительное и утешительное слово: Дерзай, Аз есмь, – не бойся. Большая часть тем и успокаивается совершенно, и, прияв Господа в корабль свой, текут обычным течением. А иной, в порыве ревности, ввергает себя в разительнейшие опыты богопреданности, устаивает, пока жар есть; но потом охладевает и начинает погружаться в расслабление и нечаяние, – и спасается не иначе, как особенною помощью десницы Божией. Такова жизнь наша?!.. Живи же всякий, как Бог повелел; того, что выше тебя, не бери на себя; испытания же и неприятности терпи. Вот-вот придет Господь и, влезшу Ему в корабль твой, престанет ветр.
Вот к каким мыслям приводит нынешнее Евангелие; но кто этого не знает? Слова другие, а мысли давно известные.
Возьмите теперь нынешний Апостол. Нет ли в нем чего такого, чего бы вы не знали (1 Кор. 3, 10–18)?
В апостольском чтении святой апостол Павел изображает дело спасения нашего под видом здания. Основание здания есть вера в Господа Иисуса Христа; она же масштаб.
Основания, говорит, инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Когда положено основание – крепкая вера в Господа, смотри потом всякий, как строить на нем здание спасения. Кийждо да блюдет, како назидает. Ибо иной назидать может на нем злато, сребро, каление честное, а иной – дрова, сено, тростие. То есть иной творит дела истинно ценные и прочные, а иной – не ценные и не прочные; так что, когда придет огнь суда всеобщего, у одних дела сгорят, и ничего не останется, только сами они, а у других не сгорят. Когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: а егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется такожде якоже огнем. То есть чье дело останется, тот получит награду, а чье сгорит, тот ничего не получит, сам же спасется, – сам он не сгорит, но останется цел, только в огне на всю вечность, как толкует св. Златоуст. Спрашивается теперь, какие это дела походят на злато, сребро и камение честное и какие – на дрова, сено, хворост? Дрова, сено, хворост – это жизнь тех, кои внешне только держатся христианских порядков, а о христианском настроении сердца своего не радят. Злато же, сребро, камение честное – это жизнь тех, кои не внешне только христиане, но и внутренне, кои помыслы, чувства и расположения в себе образуют и хранят истинно христианские, как заповедал Господь. Отсюда я сказал бы вам: дал вам Господь благодать веры – смотрите же, настройтесь и внутренне по вере. Не останавливайтесь на одном внешнем исправлении поведения, но и сердце чисто да созидается в вас, и дух правый да обновляется в утробах ваших. Но кто всего этого не знает?!
Таким образом, и что содержится в нынешнем Евангелии и что содержится в нынешнем Апостоле, – знаете, и это не про нынешнее только, но про всякое другое Евангелие и всякий другой Апостол можно сказать. Все знаете; так что, вместо длинных поучений вам и наставлений, остается сказать одно слово Господа: сия весте: – блажени есте, аще творите я (Ин. 13, 17). То есть знаете, – так живите же так, как знаете. Знаете, что надо быть смиренными, кроткими, миролюбивыми, чистыми, терпеливыми, ревнителями добрых дел и прочее, – и будьте таковы. Знаете, что надо сокровище свое возыметь на небе и сердце свое там положить, не связываясь землею и земным, так и сделайте. И все, что знаете, исполняйте.
Христианство не есть учение без конца. Учение его коротко; а жизнь по нему конца не имеет. И в житейских делах, выучится кто чему, – и начинает действовать уже как знаток; а не все учится, да учится. Так и в христианстве не все учиться; надо жить. Жизнь-то здесь и есть настоящая наука. Как начнет кто жить по-христиански, тут только и начнет входить в него христианство, тут только он и начнет познавать его и силу его. И знать христианство, как должно, нельзя иначе, как деятельно. И притом так, что только посредством сей деятельности сознанию открываются все тайны христианского ведения, или вся область духовных его предметов, – хотя забота у христиан не о ведении, а о жизни, – ведение же само приходит как придаток.
Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восходит, открывается ему все больше и больше предметов, ибо все шире и шире становится его кругозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию. Настоящий мудрец и есть только тот, кто совершен в жизни христианской. Без жизни же ничего не поймешь. Что знают о христианстве умом без жизни, – это совсем не то, что есть на деле. Как вкус пищи познается вкушением, а не слушанием рассказа о сем вкусе, так и христианство настоящим образом познается чрез жизнь по нему.
Так-то, братие, пусть все знаете, но если вы станете еще и жить по тому, что знаете, то широко раскроется ум ваш, и вы станете мудрее всех мудрецов. Тогда никакой не будет нужды обращаться к вам с поучениями, и мы собрались бы сюда только для славословий и благодарений, как и богослужение наше святое все устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств пред лицем Бога – Отца всех нас. Верно, учредители его были все святы и не требовали, да кто учит их. Читались Евангелие и Апостол. Жизнью просветленный и окрепший ум каждого постигал все сам, – и тем питался и питал все духовное естество свое.
Да дарует Господь и всем нам достигнуть сего. Аминь.
9 августа, 1864 г.
В 9-ю неделю по Пятидесятнице
20. Вступили в Церковь? Держитесь Церкви –
иного спасения нет
(Понедельник 11-й недели. Ев. Мк. 1, 9–15).
Нынешнее Евангелие поминает то обстоятельство, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос в первый раз начал проповедовать. Он говорил тогда так: исполнися время, и приближися Царствие Божие: покайтеся, веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Царствие Божие, или св. Божия Церковь, в Коей Господь царствует яко глава, законодатель и судия, тогда только устроялось. Еще Господь не преподал всего Своего учения, еще не творил чудес, еще не пострадал крестного смертию ради искупления нашего, еще не воскрес, не вознесся на небо и не ниспослал Св. Духа, еще св. апостолы, облеченные силой свыше, не огласили вселенной проповедью, не собрали верующих от всех языков и не учредили всего нужного ко спасению и для устроения жизни спасаемых. Все сие было обетовано, но не было еще приведено в исполнение, – чаялось, но не было видимо на деле. Пришло только время исполниться тому. Почему и говорил Господь: приблизилось Царствие, идите в него дверью покаяния и веры. И все, внимавшие сему призыванию, веровали, каялись, крестились и становились сынами Царствия.
Так призывал Господь, а по сошествии Св. Духа – так призывали апостолы святые. И Царство Божие, или св. Божия Церковь, распространилось и обняло собою всю вселенную. Наконец, дошло оно и до нас, русских. Вняли призванию Божию предки наши, уверовали и на ряду с другими соделались сынами Церкви Божией, сынами Царствия. Ради их мы теперь и рождаемся в Церкви, и растем, и воспитываемся в ней. Что же к нам теперь следует говорить? Когда не было еще Царствия, или Церкви, Господь говорил: идите в нее, чтоб составить ее. А ныне, когда Церковь, или Царство Божие, полна и цветет, что следует сказать нам – членам ее? Следует сказать: не идите в Царствие, а держитесь Царствия или держите себя в Царствии Божием, или во св. Божией Церкви.
Держите себя в Царствии, или во св. Церкви, чтоб самим как-нибудь не отпасть от ней. Держитесь Царствия, чтоб не быть изверженными из него по суду Царя царства сего.
Ничего нет нам нужнее, как держать себя в св. Церкви, и ничего нет ценнее сего. Кто в Церкви истинной, тот избавлен от греха, проклятия и смерти, тот сын и наследник Богу и сонаследник Христу, тому принадлежат все дары благодатные здесь и все блага наследия на небесах. Так есть из-за чего позаботиться о том, чтоб не отпасть от св. Церкви. Кто отпадает, тот лишается всех сих неоцененных благ ее и губит душу свою. В св. Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению; почему отпадающий от нее не имеет чем спасать себя. Для спасения нужна благодать: где возьмешь ее вне Церкви? Благодать подается чрез св. Таинства, а Таинства хранятся во св. Церкви. Для совершения Таинств нужно священство, а истинное священство есть только в Церкви. Стало, кто вне Церкви – тот без священства, без Таинств и без благодати. Чем же спасать ему душу свою?! Вот он и гибнет вне Церкви. Смотрите же, сами не отделяйтесь от Церкви и других, которые начнут отклонять от ней, не слушайте. Поповцы ли придут, или беспоповцы, гоните их. Эти нетовцы, федосеевцы, спасовцы, беглопоповцы, австрияки и другие – суть скопища погибших. Сами гибнут и других тащат в пагубу. Слышу, что вас хоть немного, но все вы храните чистую св. веру, и нет между вами ни одного раскольника. И да сохранит вас Господь от той язвы. Блюдитесь! И благословение Господне пребудет на вас и на всех делах рук ваших. А если кто попадется между вами такой, вы все – миром – скажите ему: или будь с нами заодно во св. Церкви, или иди, куда хочешь, а нашего чистого общества христианского не бесчесть.
Но и строго держа себя во св. Церкви, этим одним ограничиваться не должно. Тем, кои принадлежат к Церкви как члены ее, надобно и жить по духу ее. По благодатному возрождению мы все чада Богу. Если чада, то и наследники, говорит апостол (Рим. 8, 17). Но чем больше обетование, тем больше осторожности надо иметь, чтоб не потерять его. Сын – наследник у отца, но если он станет дурно жить и оскорбит отца, отец нередко лишает его наследства. Так может с нами поступить и Отец наш Небесный, если прогневаем Его недостойною сыновства Ему жизнью. Апостол говорит: пусть имеете вы Отца на небесах (1 Пет. 1, 17); но как сей Отец будет каждого из вас нелицемерно судить по делам, то со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Христианам даны великие обетования. Они воистину суть сыны Царствия. Но не выпускайте из мысли, что сказал однажды Господь: мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом в царствии небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю (Мф. 8, 11, 12). Сию горькую участь испытают и все те, кои числятся только христианами, а не заботятся о том, чтоб быть настоящими христианами, кои, понадеявшись на то, что принадлежат к св. Церкви и записаны в числе православных, далее начинают жить как живется, не отказывая себе ни в каком желании, как бы оно дурно ни было. Таковые, когда придет суд, не оправдаются, а будут осуждены и изгнаны во тьму кромешную, – туда, где плач и скрежет зубов.
Помня сие, братие, не нерадите, а со страхом и трепетом свое спасение содевайте, как повелел апостол, всею заботою заботясь о том, чтоб явиться чистыми и непорочными в день, егда имать судити Бог тайная человеков. В вашем здесь быту, среди ваших занятий, думаю, вам не трудно спастись. От утра до вечера вы в трудах, праздного времени нет и некогда вам заниматься дурными делами. Стоит только всякому из вас свое дело исполнять, как следует, как поручено и как обещался. Затем – не обижайте друг друга, не берите чужого, не завидуйте, не ссорьтесь и не бранитесь, живите в мире, друг другу помогайте – советом и делом, когда нужно. Утром и вечером молитвы исполняйте, как положено, в воскресные и праздничные дни в церковь ходите и дни сии как в церкви, так и дома проводите благоговейно и благочестно – не в питье и гулянье, а или читайте св. книги, или беседуйте о божественных вещах, или вразумляйте друг друга в том, кто чего не разумеет. Бесчинств же и непотребств всяких бегайте, храня себя чистыми от плотских скверн. В посты говейте, исповедуйтесь и причащайтесь, кто может, и не однажды, и не в один только Великий пост, но и в другие.
Приведу вам, какие заповеди преподал св. апостол Павел Ефесянам, а в лице их и всем христианам. Пиша к ним послание, он учит их так: вот, говорит, вы познали Христа – уверовали и вступили в Церковь. Смотрите же, будьте истинными христианами, истинными членами св. Церкви, именно: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему... не гневайтесь, а если разгневаетесь, миритесь скорее: солнце да не зайдет во гневе вашем. Кто крал, пусть перестанет красть, а паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созиданию веры. Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друга другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4, 21–32). Блуд же, и всякая нечистота, и лихоимство ниже да именуются в вас... и сквернословие и буесловие, или кощуны (5, 3, 4). Не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех, и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви – вместо срамных песней. Жены, своим мужем повинуйтеся... мужие, любите своя жены (5, 18, 19, 22, 25). Чада, послушайте своих родителей о Господе... И отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни. Те, кои поступают в работу, пусть слушают господий своих, – в простоте сердца... якоже Христа: не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже раби Христовы, творяще волю Божию от души: со благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком: ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа (6, 1, 4, 5, 6, 7, 8).
Вот вам путь спасительный! Верно, вы и знаете это, и не иначе стараетесь жить. Привел я сии слова апостола, чтоб возобновить в памяти вашей все, как должно вам действовать, и чтоб каждый, припомнив то, просмотрел жизнь свою, и чего недостает в ней, исправил то, каясь пред Господом о всех опущениях – больших и малых, и о всех грехах, коими оскорблял когда-либо Господа нашего и Владыку. Заповеди знаете, старайтесь исполнять их. Случилось согрешить, как человекам, спешите принесть покаяние; а закосневать во грехах не закосневайте: ибо это сатанинское дело – и ведет к отчаянию.
Милостивый Господь да сохранит вас во св. Церкви Своей истинными христианами, ревнителями добрых дел, с коими, представ пред лице Господа на суде, да соделаетесь все наследниками вечного Царствия со всеми святыми. Аминь.
24 августа, 1864 г.
В церкви Гусевскаго завода,
Меленк. уезда
21. Держитесь Церкви, живите в духе ее, и спасетесь;
от льстивых же учителей отвращайте слух
(Вторник 11-й недели. Апост. 2 Кор. 5, 15–21).
В нынешнем Апостоле читалось, как слышали вы, о том, как Бог во Христе Иисусе примирил мир Себе, – и слово о сем примирении вверил апостолам, и как св. апостолы, приняв такое поручение, ходили повсюду и всех умоляли примириться с Богом, говоря: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примиритеся с Богом (2 Кор. 5, 20). Сие слово примирения от апостолов перешло к преемникам их и ко всем служителям Божиим, и слышится повсеместно в св. Церкви Божией. О нем к вам у меня ныне слово, братие.
Послушав врага своего и Божия, в прародителях, мы все стали врагами Богу. Но Бог, несмотря на то, не бросил нас, а явил великое попечение о нас, послав на спасение наше Единородного Сына Своего, Который крестною смертью примирил нас с Богом и всех призвал к участию в своем примирении. Существенное же условие примирения состояло в совершенном изменении прежнего образа мыслей и чувств, расположений и надежд, слов и дел. О сем, оглашая в первый раз обращаемых, апостолы говорили, что до времени Бог оставлял языки ходить в волях сердец их. Ныне же повелевает всем всюду покаятися (Деян. 17, 30), т.е. оставить прежние заблуждения и принять истинные догматы, Господом принесенные на землю, оставить похоти и страсти и взять благое иго св. заповедей Господних, бросить прежнее нечестивое жречество и принять св. Таинства, Божию благодать истинно дарующие, и все чины освятительные и молитвенные, благодать ту возгревающие, отстать от богопротивных жрецов и подчиниться истинному пастырству, действующему от лица Единого всех Пастыреначальника и по Его руководству. Внимавшие такому призыванию св. апостолов становились новыми во всех частях и всех отношениях новыми не по произволу и страсти к новизне, а по указанию Самого Господа, в угодность Ему, так что, становясь новыми, они вместе с тем становились Божиими, Богу присвоенными, по Богу живущими. Коротко – сей единый истинный путь спасения и к Богу примирения можно так изобразить: усвоив себе истины евангельские и прияв Божественные силы чрез св. Таинства, живи по св. заповедям, под руководством Богом указанных пастырей, – и будешь примирен с Богом. Сего требовал Бог чрез св. апостолов, а после апостолов требует чрез их преемников, так что указанные черты стали непреложными в жизни христианской и в христианах, благочестно живущих, именно: слушать руководства законных пастырей, принимать св. Таинства и все освятительные и молитвенные чины церковные, исполнять заповеди Божии по силе и твердо веровать всему Богооткровенному учению. Так это было всегда, так есть и теперь. Не другого чего требуют и ныне пастыри от пасомых, и требуют не сами от себя, а по духу истинной Церкви, коей суть рабы и служители. И кто слушает их по всем исчисленным указаниям, тот в мире с Богом, тот под Его благоволением, тот спасен. Благодарение Господу, так благоволившему и в такие спасительные порядки нас поставившему. Благодарение Господу, Церковь спасительную устроившему и нас членами ее быть сподобившему.
Но вот горе наше! Враг истины и добра не покоен и не доволен тем, что мы ограждены таким благонадежным оплотом. Почему как во времена апостолов, так и ныне воздвигает он суесловцев, прельщенных умом, противящихся здравому учению, кои тайно входят в домы и развращают, учаще, яже не подобает, – сами мерзки суще и непокорны и на всякое дело благое неискусны (Тит 1, 11, 16). Я разумею раскольниц и раскольников, кои темными путями проходят почти всюду и учат тому, чего сами не разумеют. Какая-нибудь старая девка поморской секты или большак, едва читать умеющий, приходит и начинает толковать, что Церкви ныне – нет, Таинств – нет, священства – нет: спасайся всякий, как знаешь. Их слушают и начинают чуждаться св. Церкви. Что они говорят, не дивно, скверного ради прибытка, как указывал апостол, а что их слушают – сему надивиться нельзя. Нет Церкви, ни Таинств, ни священства, ни спасения. Куда же все сие девалось? Единородный Сын Божий приходил и пострадал крестною смертью разве даром? Разве даром подвиглось небо вслед Господа для спасения нашего? Разве даром сходил Дух Святый и явил такие дивные силы и знамения? Разве даром мученики страдали, даром святые подвизались? Будто все сие ни к чему не послужило и не могло спасти Церковь, коей глава Христос, с нею выну пребывать обетование давший?! О, слепота и нечестие! Посмотри, что делается во св. граде Иерусалиме и всей Палестине, в Александрии и Антиохии, в Кесарии и Малоазийских церквах, в Кипре и Елладе, в Царьграде, в Болгарии, Сербии, Молдавии и Валахии, и по всей России! Всюду есть священство, всюду Таинства, всюду явно присутствие силы Божией – знак благоволения и примирительного к нам Божия приближения! Как вначале, так и теперь слышим слово примирения и видим самую силу оного, неизменно доселе пребывающую, а они не видят или не хотят видеть сего, потому что злоба ослепила очи их. Вот святители Тихон и Митрофан Воронежские, св. Иннокентий Иркутский, св. Димитрий Ростовский, подобно древним святым просиявшие, к какой Церкви принадлежали? К нашей св. Православной Церкви. В нашей св. Православной Церкви и другие многие угодили Богу, хотя сокровенными оставлены, по Божию изволению. Не явный ли это знак, что есть у нас Церковь – спасительница, с Таинствами, сильными освящать, и священством, способным руководить; Церковь, хранящая веру Божескую и указующая богоугодные порядки жизни; Церковь – дщерь Божия, невеста Христова, приукрашенная всеми добротами. Сию св. Церковь православную, коей мы все члены, возлюбим, братие, любовью крепкою и живот свой за нее положим, а отступить от нее – не отступим, басен бабьих раскольнических слушать не станем. Врут они, богомерзкие кощунники, и всех только растлить хотят, сами раби суще тления. Нарочно навел я речь на это, чтоб остеречь вас. Между вами мало, кажется, раскольников, но вокруг нас много, и между ними есть прельстивые духи, способные омрачать. Хочу думать, что вы тверды и явите себя таковыми. Граждане должны быть руководителями селян – и в правилах жизни, и в словах мудрости, и в верности вере. Пусть смотрят на вашу верность св. Церкви и вразумляются. Вам не только поддаться кривотолкованиям и басням раскольническим не свойственно; напротив, вы их самих должны обличать и обращать. Себя же самих укрепляйте взаимным советом и указаниями опасностей. Раскольники подняли голову; но они сами себя обманывают и других хотят обмануть, будто их стороне приволье обещано. Ложь эта и лесть не надолго. Не знают еще про эти их беззаконно распускае