Воодушевляйте учащихся каждый день изучать урок
Каждую неделю вам следует выделять какое-то время, чтобы воодушевлять учащихся изучать материал следующего урока. Серьезный подход к стимулированию учащихся и ревностная молитва принесут свои плоды в виде более интенсивного изучения и пробуждения интереса к уроку субботней школы. Главное — пробудить любопытство и интерес. В "мыльных операх" очередная серия заканчивается на самом интересном моменте. Иисус сказал, что люди мира сего намного догадливее сынов света.
Наверное, самым сильным средством обучения является хороший вопрос. Предположим, следующий урок посвящен прощению. Чтобы воодушевить слушателей на учебу, учитель говорит: "У нас у всех врожденное чувство справедливости, и тем не менее нас учат прощать — даже до седмижды семидесяти раз. При изучении урока на следующую неделю постарайтесь выяснить, как мы можем совместить правосудие с прощением. Попытайтесь найти в Библии хороший пример такого совмещения и пересказать его классу".
КАК ВООДУШЕВЛЯТЬ НА ЕЖЕДНЕВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Предположим, тема занятия на следующую неделю — "Церковь". Вы берете апельсин и говорите: "Я прошу вас очищать апельсин перед тем, как вы начинаете изучать урок субботней школы. Постарайтесь запомнить все, что вы найдете в апельсине: его цвет, мякоть, качество, размер долек, питательные вещества и т. д. На следующем занятии будьте готовы рассказать нам, что общего вы нашли между апельсином и Церковью".
Пользуйтесь складной картой. Предположим, ваша тема на следующую неделю — "Исповедание". Вы могли бы написать на складной карте такое высказывание: "Задание на следующую неделю: будьте готовы обсуждать влияние библейского исповедания на чувство собственного достоинства".
Домашние задания. Попытайтесь использовать домашние упражнения. Подготовьте "листок согласия—несогласия", попросите свой класс заполнить его и принести на следующее занятие. (См. 7-ю главу).
Используйте упражнение на связь слов. Этот метод широко используется в системе образования. Напишите на сложенном вдвое листе бумаге четыре или пять слов, оставив возле каждого слова место для письма. Попросите учащихся не открывать страницу, пока они не приготовятся к учебе. До того, как они начнут изучать урок, попросите их изложить в одном-двух предложениях первую мысль, которая придет в их голову после прочтения каждого слова. Если бы темой урока было прощение, такими словами могли бы быть: доверять, терпеть, сетовать. В конце недели попросите учащихся вспомнить их записи и сказать, изменились ли их чувства.
Заблаговременные дискуссионные вопросы. С помощью учительского варианта квартального пособия выберите четыре или пять хороших дискуссионных вопросов, размножьте, чтобы хватило всем учащимся. Выдайте каждому по экземпляру и попросите учащихся подготовиться к обсуждению этих вопросов в следующую субботу.
Перефразирование. Попросите класс перефразировать основной текст, напечатанный на первой странице урока на следующую неделю. Попросите учащихся быть готовыми прочитать классу свое перефразирование в следующую субботу и обсудить его значение.
Написать газетный заголовок и ведущий параграф. Предположим, что тема урока на следующую неделю - "Распятие". Попросите учащихся сыграть роль репортеров, которым поручено написать статью о распятии Иисуса из Назарета. Во время занятия попросите учащихся прочитать их статьи. Обсудите, как меняется отношение человека к этому событию после того, как он полюбит Спасителя. Как сегодня на нас влияет мнение правоверных иудеев?
Мы рассматривали внутреннюю мотивацию учебы. Под ней мы понимаем внутренние стимулы, которые побуждают нас учиться потому, что мы этого хотим и нам это интересно. Иисус использовал именно внутреннюю мотивацию, побуждая людей исследовать Писания. Мы ничего не сказали о постановке целей, лентах или знаках отличия, или даже об учебе из чувства долга, потому что все это внешняя мотивация.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС
Как уже говорилось, самые сильные стимулы для изучения Библии даете вы, учитель. Если вы любите Слово, если вам нравится углубляться в шахту истины и больше узнавать об учении Иисуса — одно это станет мощным стимулом для учебы. Восторг заразителен. Если вы восторженно рассказываете о своих открытиях в процессе изучения Слова, то и ваши учащиеся придут в волнение и неподдельный восторг.
Пусть Слово станет радостью и весельем наших сердец, а мы, учителя, воистину возалкаем и возжаждем правды, и этой радостью заразим всех учащихся нашего класса.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Люди приходят в субботнюю школу из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Это драгоценные люди, за них Христос заплатил бесконечно высокую цену. Но как много человек не готово к возвращению Господа. Некоторые отходят и просто теряются, и никто особенно не жалеет о них.
Кто-то из хорошо одетых, улыбчивых и внимательных людей, сидящих в наших классах, в душе своей унылы и близки к тому, чтобы все бросить. "У меня все в порядке", — говорят они. Поэтому и мы, учителя, считаем, что все хорошо. У многих внутри сидит обида, многие переживают личную трагедию и жаждут услышать слова утешения и наставления. Внезапно начинают ползти слухи о разводе, и это приводит нас в состояние шока. "Но они же сидели рядом в моем классе всего три недели тому назад". Вы говорите себе: "Если бы я знал, то, наверно, смог бы помочь им".
Учитель класса субботней школы для взрослых с момента начала своей деятельности берет на себя огромную ответственность. Его работа не менее важна, чем труд пастора.
Мы уже достаточно сказали о методах преподавания, и они действительно важны. Но самый важный фактор — это наша связь со старшим Учителем и сила Святого Духа в нашей жизни и преподавательской деятельности. "Сколько раз пробивал час, когда надо было действовать, но работника не оказывалось на боевом посту! Можно было бы сказать ободряющие слова и помочь душам, борющимся с искушением, но эти слова так и не были произнесены. Можно было бы приложить целенаправленные личные усилия и спасти душу от смерти, покрыв множество грехов, но никто не предпринял этих усилий. Нерадивым придется ответить за свою нерадивость в день Божий" ("Советы по работе субботней школы", с. 71).
"Нашим учителям надо по-настоящему обратиться и познать на личном опыте, что значит бороться с Богом... Кто будет усердно трудиться на благо душ в наших субботних школах?.. Кто возьмет на себя эту серьезнейшую ответственность и начнет печься о душах как обязанный дать отчет?" (Там же, с. 74, 75).
Будем мужаться. Учащиеся Христа были такими же слабыми людьми, как и мы, но взаимоотношения со Спасителем произвели глубокую перемену в их жизни. Обратите внимание на следующее описание:
"На них были скромные одежды рыбаков. Они не имели земных благ, но имели познание истины и приняли эту истину в свою жизнь. И это было особенно ценно в очах Неба и давало им право занять высокое положение учителей. Они не учились в школах пророков — их на протяжении трех лет обучал величайший Учитель, Которого когда-либо знал мир. Благодаря Его наставлениям они обрели благородство, силу ума и стали орудиями Божьими, посредством которых люди могли познавать истину" ("Желание веков", с. 809).
Секрет отличной успеваемости состоит в тесной связи с великим Учителем и общении с Ним. "Мы тоже можем общаться со старшим Учителем и учиться "преподавать так, как преподавал Иисус". "Если они будут трудиться вместе с Ним и Его Божественная сила соединится с их человеческими усилиями, они никогда не потерпят поражения" ("Желание веков", с. 811). Ключ к нашему успеху тот же — трудиться вместе с Ним, чтобы Его Божественная сила соединялась с нашими человеческими усилиями. В этом залог успешного преподавания и силы для приобретения душ.
Наша молитва о том, чтобы в эти заключительные мгновения земной истории мы посвятили себя выполнению поручения Иисуса — преобразовывать людей по Его подобию. Пусть те, кого мы учим, услышат голос старшего Учителя, станут учащимися и сядут с нами у ног Иисуса в Царстве Отца нашего.
От теории к практике
Цель: | Научиться планировать конкретную деятельность, чтобы воодушевить учащихся каждый день в течение следующей недели изучать урок субботней школы. |
Подготовка: | 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину. Б. Перечислите нужды учащихся. В. Запишите цель обучения. Г. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы. Д. Запланируйте способ привлечения внимания. |
Метод: | 1. Высказать конкретные предложения о том, как надо изучать урок. 2. Выделить три минуты для упражнений, задания или обзора, который вдохновит на изучение следующего урока. |
Оценить: | сравнить количество людей, ежедневно изучавших урок на текущей неделе, с теми, кто будет ежедневно изучать урок на следующей неделе. |
[1] Фрэнк А. Логан "Основы обучения и мотивации" (Dubuque, Iowa Wm. С. Brown Co., 1970), с. 2.
[2] Рэндольф Крамп Миллер "Обучение христианскому образу жизни" (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1956), с. 42.
[3] Авраам Мэслоу "Мотивация и личность" (New York: Harper & Row Publishers, 1954), с. 19-58
[4] Там же.
[5] Из книги "Развитие и образование человека" Роберта Дж. Хавигхурста. Издательские права оформлены в 1953 году Лонгман Инк. Впервые издано фирмой "Longmans, Green & Co., Inc. Репринтное издание с разрешения "Лонгман", с. 2.
[6] Из книги Роя Б. Зука и Джин А. Гец "Обучение взрослых в Церкви". Издательские права оформлены в 1970 году типографией Муди, Библейским институтом Муди в Чикаго. Используется с его разрешения, с. 37, 38.
1 Джон Т. Сисемор "Чертежи для преподавательской деятельности" (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1964), с. 45.
1 Ф. Б. Эдж "В помощь учителю" (Nashville, Term.: Broadman Press, 1959), с. 24. Используется с разрешения.
2 Ф. Б. Эдж "Обучение ради достижения результатов" (Nashville, Term.: Broadman Press, 1956), с. 106. Используется с разрешения.
1 .Лоренс Ричардс "Учение о Церкви: содержание без контекста", "Христианство сегодня", 15 апреля, 1977г.
2 Там же.
3 Карл Роджерс, цитата из книги "Психология образования, развивающий метод" (Menlo Park, CA.: Addison-Wesley Publishing Co., 1974), с. 256.
1 Доктор Дэн Бэрроу "Библия и учитель —методы в религии" (Неизданная рукопись отдела образования, Колледж Тихоокеанского униона, Angwin, California).
2 А. Т. Робертсон "Словесные картины Нового Завета" (Nashville, Tennessee: Broadrnan Press, 1930), т. 3, с. 274, 275. Используется с разрешения.
3 Джон Т. Сисемор "Чертежи для обучения" (Nashville, Tennessee: Broadrnan Press, 1964), с. 72. Используется с разрешения.
1 Барбара Дж. Болтон и Чарльз Т. Смит "Библейская учебная деятельность" (Glendale, Calif.: Gospel Light Publications, 1973), с. 6
2 Джон Маккинли, "Творческие методы для взрослых классов" (St Louis, Missouri: The Bethany Press,(c) 1960), c. 11
3 Джеймс Д. Уильяме "Обучение взрослых" (Nashville, Tenn. Convention Press, (c) 1969), c. 72. Используется с разрешения.
1 Джон Т. Сисемор "Чертежи для обучения" (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1964), с. 28. Используется с разрешения.
2 Карл Роджерс "Передача информации: формирование блоков и подача", "Информационный бюллетень Северо-западного университета", том XX (апрель 1952 г.), с. 11.
1 Доктор Финдли. Эдж "Обучение с целью получения результатов" "' (Nashville, Tennessee: Broadman Press, 1965), сс. 16, 17. Используется с разрешения.
2 Джон Т. Сисемор. "Чертежи для обучения" (Nashville, Tenessee: Broadman Press, 1964), с. 88. Используется с разрешения.
3 Из книги "Творческое преподавание Библии" Лоренса Ричардса. Издательские права оформлены издательством Муди, Библейский институт Муди в Чикаго. Используется с разрешения, с. 122.
4 Дональд Джой. "Осмысленная учеба в Церкви" (Winona Lake, Indiana: Light and Life Press, 1969), c. 13.
5 Из книги Лоренса Ричардса "Творческое преподавание Библии". Издательские права оформлены в 1970 году издательством Муди, Библейский институт Муди в Чикаго. Используется с разрешения.