Как выбирать и использовать библейскую учебную деятельность
Хороший механик знает, когда и как пользоваться имеющимися у него инструментами. Так и учитель должен уяснить для себя, какой метод использовать, когда и как. Какими принципами и соображениями он обязан при этом руководствоваться?
1. Учебная деятельность должна соответствовать содержанию урока. Некоторые темы лучше всего исследовать с помощью письменных упражнений, другие — в ходе дискуссий, а третьи следует излагать в коротких лекциях.
2. Важно выбрать такую библейскую учебную деятельность, которая наиболее приемлема для данной группы, учитывая возраст и интересы ее членов, а также другие факторы. Людям молодым нравятся ролевые игры или рисунки. Люди старшего возраста предпочитают обсуждение в группах или письменные задания.
3. Выбор метода зависит от уровня библейских знаний учащихся. Цель учителя также предопределяет выбор деятельности.
4. Разнообразие очень важно. Не ограничивайтесь одним родом деятельности; Это уменьшит интерес. Элемент неожиданности — могучий союзник в деле удержания внимания и интереса.
5. Библейскую учебную деятельность не следует считать самоцелью. Единственное назначение любого метода — способствовать обучению, развитию характера и христианского общения.
Методы, предложенные в данной главе, не являются "трюками". Это приемы преподавания. Но одними приемами всех проблем не решить. Не менее важно эмоциональное состояние. Люди важнее методов, поэтому выбираемые нами методы должны быть приемлемы для решения человеческих проблем и нужд.
6. Вдумчивый учитель субботней школы будет тактично вводить новые методы. Большинство взрослых могут испытывать страх и неуверенность; они не сразу принимают новые идеи. Страх можно свести к минимуму, если объяснять причину выбора той или иной деятельности и то, как она способствует обучению. Учителю надо самому занять позицию участника учебного процесса. Такой подход подготовит путь новому методу и поможет членам класса ближе познакомиться друг с другом. Изменение пугает многих взрослых. Понимающий это обстоятельство учитель не станет бежать впереди класса, но будет двигаться вместе с ним. Не торопитесь вовлекать учащихся в слишком бурную и разнообразную деятельность. В конце занятия уделите несколько минут тому, чтобы обсудить со своим классом процесс преподавания-обучения.
Попросите членов оценить степень их участия в учебном процессе. "Что мы узнали сегодня? Могли бы мы как-то улучшить качество нашего обучения? Ключ к истинному участию учащихся в учебном процессе лежит в принятии личной доли ответственности за успех учебных мероприятий... Единственный практический способ осуществить это — помочь учащимся взять на себя часть ответственности за планирование и оценку деятельности... Успешный перенос ответственности с учителя-руководителя на участников крайне желателен, поскольку свидетельствует о личном участии..."2
МЕТОДЫ И ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
В 3-й главе мы обсуждали три вида учебных целей: знание, внутренние установки и поведение.
Помните, что цели обучения указывают на те изменения, которым подвергается учащийся. Учитель записывает эти цели для учащегося. Важно выбрать учебную деятельность, которая максимально приблизит учащегося к достижению цели. Тщательно продумайте тот вид учебной деятельности, который поможет вам достичь вашей учебной цели. В следующих параграфах мы попытаемся классифицировать некоторые виды учебной деятельности, хотя в чем-то это произвольное построение. Многие из приведенных ниже методов вполне можно использовать для достижения всех трех видов учебных целей. Однако разные методы лучше подходят для достижения разных учебных результатов.
Познавательные цели (знание):
Если ваша цель — помочь учащемуся углубить его понимание предмета или приобрести фактическую информацию, рассмотрите возможность применения следующих методов:
1. Форум-интервью 4. Комиссия и форум
2. Отчет о книге и форум 5. Исследование и отчет
3. Вопрос и ответ 6. Лекция и обсуждение
Эмоциональные или установочные цели (внутренние установки):
Если вы стремитесь работать на уровне чувств, рассмотрите возможность применения таких методов:
7. Мозговая атака 15. Экскурсия
8. Шумные группы 16. Индуктивное изучение Библии
9. Подталкивание соседа 17. Творческое рисование
10. Круглый стол 18. Слушающие группы
11. Цепная реакция 19. Комиссия реагирования
12. Наглядный пример 20. Согласие-несогласие
13. Перефразирование 21. Обсуждение фильма
14. Ролевая игра
Поведенческие цели (поведение):
Если вы хотите побудить учащегося к действию, рассмотрите следующие виды деятельности:
22. "Что бы вы сделали?"
23. "Как изменилась бы ваша жизнь?" Отклик.
24. Глубокое исследование Библии
25. Тестирование