Используйте свою цель для оценки

"Достигло ли мое преподавание цели? Произошло ли что-нибудь важное? Изменились ли мои учащиеся? Стали ли они больше знать или иначе относиться к каким-то вещам? Изменилось ли их поведение или образ жизни?"

Чтобы ответить на эти важные вопросы, вы должны иметь какой-то метод оценки. Но как вы можете оценить результаты, если цель или задача обучения не стояла у вас на первом месте?

Конкретная цель обучения даст вам норму или эталон, по нему вы сможете определить направление, в котором продвигаетесь, и оценить успех дела. Например, если вы провели урок на тему "тысячелетнее Царство", можно было поставить перед собой цель умножения познаний: "Я хочу, чтобы в результате этого урока мои учащиеся узнали основные особенности библейского учения о тысячелетнем Царстве". Для оценки вы могли бы в конце урока предложить простой тест. Или вы могли бы попросить членов вашего класса нарисовать схему событий тысячелетнего Царства.

Вы также могли бы оценить себя посредством наблюдения. Братская трапеза, на которой вы общаетесь со своими учащимися в неформальной обстановке, дала бы вам возможность понаблюдать и оценить. Задавая конкретные вопросы, вы сможете выявить изменения в установках и чувствах своих учащихся.

Предположим, вы так сформулировали свою цель: "Помочь моему классу относиться к расовому вопросу, как к нему относился Иисус". Эта цель имеет отношение к чувствам или установкам. Неформальная встреча с учащимися своего класса может дать вам возможность оценить любые изменения во взглядах и чувствах людей. Для этого надо только внимательно слушать и наблюдать.

Использование цели обучения еще не гарантирует успешного преподавания. Неумение или нежелание использовать цель не способствует успеху. Я снова хочу сослаться на ранее приведенную важную цитату: "Перед изучением предмета, ему [учителю] необходимо составить четкий план и стремиться к определенной цели" ("Воспитание", с. 233, 234).

От теории к практике

Цель: Научиться определять и цель обучения.
Подготовка: 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину урока. Б. Перечислите нужды учеников.
Метод: Подумайте, к какому из трех уровней обучения можно отнести ваш урок: Знание (фактическая информация) Чувства (установки) Отклик (поведение) На основании нужд своих учащихся и характера урока напишите свою цель обучения: "Я хочу, чтобы в результате этого урока мои учащиеся (выберите одно из трех): Узнали: Почувствовали: Откликнулись: Используйте критерии, перечисленные в подтеме "Изложите свою цель". Впишите свою цель в учебный план.
Оцените: свои действия после урока.  

ГЛАВА 4. ЗАБОТА ОБ УЧАЩИХСЯ СПОСОБНА ИЗМЕНИТЬ ИХ

Недавние исследования высветили некоторые интересные факты, касающиеся обучения. Неуверенный в себе ребенок, испытывающий страх и вражду к окружающим, обычно сталкивается с трудностями в учебе, каким бы способным ни был его учитель и какие бы хорошие методы он ни применял. Было доказано, что если учитель в первую очередь работает над взаимоотношениями, то ребенок понимает: "Вот человек, которому действительно есть до меня дело и которому я действительно могу доверять". Способности ребенка раскроются, и он начнет учиться. Вы можете гонять ребенка по таблице умножения, и вам будет казаться, что он не в силах ее освоить. Однако картина изменится, когда за дело возьмется неподдельная любовь. Тогда произойдет чудо, и обучение пойдет с необычайной скоростью.

Я обнаружил, что тот же принцип срабатывает и при обучении взрослых. Приходя в субботнюю школу, мы приносим с собой свои страхи, неуверенность и даже враждебность. Мы можем чувствовать себя изолированными от других людей, даже если кто-то сидит рядом с нами.

Я выяснил, что создание приятной атмосферы в классе всегда окупается. Когда я искренне стараюсь познакомиться с учащимися, когда я демонстрирую теплое отношение и любовь к каждому, я вижу, что на моих глазах происходит чудо. Предубеждение и апатия исчезают, враждебность улетучивается, и люди проявляют готовность к учебе.

В этом суть секрета, которым я хочу поделиться с вами в данной главе – возможно, самой важной главе всей книги. Если вы примените этот принцип на практике, он коренным образом изменит ваше преподавание, и учебный процесс пойдет успешно. Лоренс Ричардс описывает положение дел, которое часто можно наблюдать в классах воскресной школы: "Как трагична бесплодность занятий, на которые каждую неделю приходят хорошо одетые люди, ничего не знающие друг о друге. Они тщательно скрывают свои неприятности и не делятся личными радостями. А учитель, с которым почти никто близко не знаком, произносит слова истины"1. Не кажется ли вам, что это точное описание вашего класса субботней школы? Я считаю, мы должны решить проблему, существующую во многих классах субботней школы,– слишком формализованная учебная среда.

СЕМЕЙНАЯ ШКОЛА

Моисей в своем прощальном обращении к Израилю обрисовал оптимальную формулу учебного процесса: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая" (Втор. 6:6, 7). Моисей описал семейную обстановку, в которой передача информации, ценностей и идеалов естественно идет от старших членов семьи к младшим и в которой младших членов также выслушивают и ценят.

Семья — идеальное место для обучения. Отец и сын разговаривают за работой; мать и дочь могут беседовать за мытьем посуды или шитьем. Ценности и идеалы лучше всего передаются в семейной обстановке, поскольку люди снимают свои маски, принимают друг друга такими, каковы они есть, и учатся взаимному доверию.

Как это непохоже на многие классы субботней школы, в которых Библия преподается в абстрактных терминах, в формальной обстановке, а преподавание и обучение оторваны от реальной, повседневной жизни. Апостол Павел, великий учитель Нового Завета, создает превосходные условия для обучения. Он указывает на Бога как на Отца и прямо говорит, что мы все входим в Его семью. Павел молится, чтобы Бог дал нам "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всей полнотою Божиею" (Еф. 3:16—19).

Лучше всего люди учатся и растут в теплой, радушной обстановке семейной любви, когда родители и дети поддерживают друг друга. Я уверен, что вы хотите и стремитесь к созданию именно такой обстановки в своем классе субботней школы, чтобы все учащиеся любили и поддерживали друг друга.

Когда-то мне казалось, что поскольку я преподаю Библию, то от меня в первую очередь ожидают раскрытия и объяснения фактов. Однако позже я выяснил, что если я хочу подражать методу преподавания Христа, мне надо стараться развивать "семейные" классы, в которых люди заботятся друг о друге. Лоренс Ричардс очень хорошо пишет об этом. Он утверждает, что только в атмосфере любви человек может начать рассказывать, что на самом деле происходит в его жизни. Только ощущая братскую любовь, ваши учащиеся могут исследовать свою жизнь в свете Слова Божьего.

Формальная обстановка в классе мешает Святому Духу обращаться к сердцам учащихся. "Не только Слово высвечивает все жизненные проблемы, но и сама жизнь помогает лучше понять Слово".2 Соотнесите это высказывание с "семейными школами", о которых написано в "Свидетельствах для Церкви", т. 6, с.152: "Это должны быть семейные школы, в которых каждый учащийся получает помощь от своих учителей, так же как члены семьи получают помощь в домашних условиях. В них надо развивать нежность, сострадание, единство и любовь". Хотя приведенное высказывание не относится конкретно к субботней школе, оно, конечно же, весьма уместно.

СЕМЕЙНАЯ ШКОЛА ИИСУСА

Исследование методов преподавания Иисуса принесло мне много приятных минут и сильно повлияло на мои методы обучения. Я поражаюсь тому, как мало внимания уделяется методам преподавания Иисуса даже со стороны христианских педагогов. Будучи величайшим Учителем, Которого когда-либо знал мир, Он должен оставаться налим примером во всем, что касается методов обучения. Я обнаружил, что методы Иисуса действенны, и уверен, что вы тоже сделаете для себя это открытие.

Иисус не создавал формальных школ, в которых Его учащиеся и последователи сидели бы в классе за партами. Он предпочитал семейную модель. Христос называл Своих учеников Своей "матерью и братьями". Они вместе жили, вместе ели, странствовали и учились. Ученики сильно отличались один от другого происхождением, культурой и темпераментом. Матфей, сборщик податей, и Симон Зилот находились на идеологических полюсах. Иногда они неистово спорили и не соглашались друг с другом. Но Иисус Своей любовью объединил их в одно целое. В "семейной" обстановке они учились взаимной любви и доверию. В конце концов, после трех лет пребывания с Великим Учителем "...все, кроме Иуды, были готовы уступить другому более почетное место" ("Желание веков", с. 646).

Иисус никогда не спешил читать лекцию или проповедовать. Он использовал время для благословения детей и их матерей. Христос ужинал со сборщиком податей и останавливался, чтобы исцелить слепого.

Как часто мы смотрим на часы и удивляемся, что опять не удалось разобрать хороший и полезный материал. Мы рьяно беремся за урок, как будто самое главное — это содержание, а не нужды и чувства наших учащихся.

У Иисуса было много "семейных школ". Во время Своих странствий Он часто останавливался в домах знакомых семей. Я уверен, что когда Иисус заглядывал к ним в гости, они обязательно приглашали друзей и соседей послушать Его. Я уверен, что Иисус как истинный Учитель пользовался любой возможностью учить людей.

Одним из преимуществ малой группы является возможность сблизиться с людьми и восполнять их нужды. Иисус побил останавливаться в доме Лазаря, Марии и Марфы. Гам Он находил "класс субботней школы", который жаждал учиться.

Мария Магдалина была особенно дорога Иисусу. Как бережно и тактично, с какой любовью великий Учитель обращался с этим нуждающимся человеком. "На Марию смотрели как на великую грешницу, однако Христос знал обстоятельства ее жизни" ("Желание веков", с. 568). Из приведенного высказывания видно, что Иисус достаточно сильно переживал за Своих учеников и лично знакомился с их нуждами, слабостями и желаниями. Несмотря на то, что положение Марии казалось безнадежным, Иисус не сдавался. "Семь раз она слышала, как Он запрещал нечистым духам, которые владели ее сердцем и умом. Она слышала, как настойчиво Он молил о ней Небесного Отца... Свою порочную натуру грешницы [она] победила Его силой" ("Желание веков", с. 568). Мария стала пламенной ученицей и твердой свидетельницей Евангелия.

Этот пример Наставника всех учителей оказал сильное влияние на мою жизнь и преподавание. Я считаю, что самый важный аспект преподавания — это любящие взаимоотношения. Я убежден: относительное отчуждение людей в большинстве классов субботней школы является главной причиной того, что многие числятся "выбывшими из субботней школы".

Я знаю, что для создания "семейных школ" надо прилагать многие усилия, в том числе посещать учащихся по домам и знакомиться с ними. Но я также обнаружил, что все усилия с лихвой окупаются. Обратите внимание на следующую цитату из книги "Советы по работе субботней школы", с. 76: "Вы приблизитесь к ним с любовью и сочувствием, посещая их на дому, узнавая их истинное настроение в беседе об их опыте знакомства с Божественным, и вы понесете их на руках веры к престолу Отца". "Если вы хотите запечатлеть в сердцах учащихся духовные истины, вам необходимо завоевать их любовь и привязанность" ("Основы христианского образования", с. 68). Современные педагоги обнаружили, что любящие отношения — главный фактор, способствующий изменению поведения. Карл Роджерс, современный педагог, высказывает такую мысль: учителя должны создавать условия для учебы. Он подчеркивает, что чувства и переживания — самая важная составляющая учебного процесса. Роджерс убежден, что "традиционное обучение настолько безлико, холодно и отчужденно, что информация в одно ухо входит, а в другое выходит"3. Он считает, что мы познаем только то, что действительно важно и необходимо нам как людям. Далее Роджерс указывает, что мы не можем ограничиваться заученной жестикуляцией и притворяться, будто любим людей, или без энтузиазма выслушивать излияние их чувств. Чтобы процесс пошел, мы должны в самом деле это чувствовать. Обратите внимание на слова Е. Уайт по этому поводу: "Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания" ("Воспитание", с. 16).

Наши рекомендации