Светлое христово воскресение

Самым дорогим и значительным для нас праздником является Пасха. Это самый большой праздник в году. В чем его важность? Что означает отовсюду несущееся "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"? Это не простое приветствие. В этих двух словах основа нашей веры, твердая убежденность в том, что Христос, Богочеловек, умерший за нас, был похоронен, но воскрес из мертвых. Как говорит апостол Павел: "Если Христос не воскрес, то и вера наша без всякого смысла".

Пасхе предшествует самый большой и главный пост - Великий Пост, длящийся 40 дней (по примеру тех сорока дней, которые Христос Сам провел в посте и молитве).

Воскресенье перед Пасхой называется "Вербным воскресеньем". В этот день мы вспоминаем вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда люди встречали Его, приветствуя пальмовыми ветвями, постилая одежды на Его пути и восклицая: "Осанна! Благословен грядый во имя Господне!"

В России ветви вербы напоминают ветви пальм, которыми в этот день приветствовали Христа. Их освящают в церкви и кладут дома за образа. В древней Москве Вербное воскресенье праздновалось особенно торжественно. Устраивался праздничный крестный ход, во главе которого верхом на осле, подобно Христу, ехал патриарх, а осла вел под уздцы сам царь Московский и всея Руси.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной, т.к. в эти дни мы вспоминаем "страсти", т.е. страдания, которые претерпел за нас Сын Божий, и распятие Его на кресте. В течение всей этой недели христиане усиленно готовятся к Пасхе воздержанием (не только в еде!) и молитвой. В церкви утром и вечером совершаются особые службы.

Страстной Четверг. Христос в последний раз ужинает со своими учениками. Во время ужина Он берет хлеб, молится, раздает его своим ученикам и говорит: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов". Потом, взяв чашу с вином. Он говорит: "Пейте из нее все, это есть Кровь Моя.., которая за вас и за многих изливается, во оставление грехов". И прибавляет: "Сие творите в Мое воспоминание".

С того времени на каждой литургии совершается таинство причащения. Священник приносит в жертву Богу хлеб и вино, которые, благодатью Святого Духа, становятся Телом и Кровью Христа. В конце литургии священник говорит, обращаясь к нам: "Со страхом Божиим и верою приступите (подходите)..."

Причащаться надо как можно чаще. Литургия для этого и служится. Старайся причащаться в дни больших праздников, особенно в Страстной Четверг - день, когда сам Христос установил это самое важное для нас Таинство.

В Страстной Четверг вечером в церкви читают 12 частей из Евангелия, в которых рассказывается о страданиях Христа. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий.

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Христа, Его смерти и погребения. Вечерня служится в три часа дня, в час смерти Иисуса на кресте. Начинают петь "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", и священник выносит Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) на середину храма. В этот день не полагается ничего есть до того, как приложишься к Плащанице.

На утрени Великой Субботы совершается чин погребения Христа, когда при пении "Святый Боже..." Плащаницу обносят вокруг храма в память сошествия Христа в ад и победы его над смертью.

Во время литургии Великой Субботы начинается праздник Воскресения Христова. В алтаре и во всем храме меняют черное облачение на белое. Наконец, поздно вечером начинается Пасхальная Заутреня. В полночь крестный ход три раза обходит вокруг церкви с иконами и горящими свечами, возвращаясь в храм с пением: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". (То есть, Христос воскрес из мертвых, своей смертью победив смерть, и тем, кто были в гробах, дал жизнь). Священник поздравляет молящихся: "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!" "ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!" - радостно отвечаем мы, поздравляем друг друга, прощаем всем обиды и трижды целуемся, "христосуемся", в знак радости и христианской любви. После Заутрени совершается Литургия при открытых Царских вратах, которые не закрываются целую неделю, в знак того, что Иисус Христос открыл нам врата Царствия Небесного. После Литургии освящают куличи, пасхи и крашеные яйца для пасхальной трапезы - "розговень".

Теперь ты понимаешь, что Пасха - самый большой праздник в году.

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

Своим небесным покровителем скауты-разведчики считают святого Георгия Победоносца. Почему? Ответ дает его житие.

Св. Георгий жил почти 1 700 лет тому назад, в то время, когда почти весь культурный мир был объединён одним государством - Римской империей. В период римского владычества жил на земле и пострадал за нас Господь Иисус Христос. После Его воскресения из мертвых и вознесения на небо Его апостолы и ученики апостольские проповедовали слово Спасителя. Так появились во всех частях Римского государства, а также за его пределами христиане. Но римляне были язычниками, поклонялись многочисленным богам, считали христиан своими врагами и преследовали их. Часто римские императоры начинали кровавые гонения, во время которых многих христиан убивали или отдавали на растерзание зверям.

При жизни св. Георгия император Диоклетиан начал преследовать христиан. Это было последним, но самым ужасным гонением, которое продолжалось несколько лет.

Георгий был родом из Каппадокии (Малая Азия) и служил в римском войске. Он не раз участвовал в войнах и своей смелостью заслужил внимание и любовь самого императора. Диоклетиан не знал, что его офицер - христианин. Георгий был схвачен после того, как отказался принести жертву языческим богам. Император надеялся заставить Георгия отречься от христианства и приказал не убивать его, а пытать. Георгий подвергся страшным истязаниям, однако он спокойно переносил мучения и не переставал исповедовать веру Христову. Его героизм привел в изумление и вызвал восхищение многих из окружения Диоклетиана. Даже жена и дочь императора склонились к христианству. Тогда император приказал отрубить голову мученику. Это было в 305 году.

Св. Георгия изображают верхом на коне. Он пронзает копьем дракона. По преданию, Георгий был странствующим витязем. Однажды он попал в город, жители которого пребывали в большом rope. Оказалось, что в скалах, недалеко от города, поселился страшный дракон, пожирающий людей. И вот чудовище потребовало дочь царя. Никто не мог справиться с ним. Георгий сразился с драконом и убил его в жестокой схватке, освободив царевну. Поверженное чудовище стало олицетворением зла, которое, благодаря вере и отваге, св. Георгию удалось поразить.

В средние века рыцари, дававшие присягу служить Богу, родине и ближним, считали своим покровителем св. Георгия. Св. Георгий был издавна очень почитаем на Руси, особенно как покровитель воинов. На гербе Москвы и Московского Великого Княжества на алом щите изображен св. Георгий. Императрица Екатерина Вторая учредила в 1769 году Орден св. Георгия, выдававшийся за боевые заслуги. Это белый прямой крест на черно-оранжевой ленте (цвет дыма и огня). Орден св. Георгия ценился в России выше всех других орденов, и им награждали только воинов, проявивших героизм на поле битвы.

Вот почему и мы, российские юные разведчики, желая служить, как древние витязи, Богу, Родине и ближним, считаем св. Георгия своим небесным покровителем. В день св.Георгия - 6-го мая (по церковному календарю - 23 апреля) или в ближайшее к этому дню воскресенье мы служим молебен св. Георгию, устраиваем парад, и отряды идут в поход или проводят бивуак. Все знамена и флажки украшаются в этот день свежей зеленью и белыми цветами в память чистоты и благородства святого витязя. Каждый разведчик в этот день носит в петлице белый цветок воина.

СВЯТАЯ ОЛЬГА

Небесная покровительница наших сестер - юных разведчиц - св. Ольга была киевской княгиней. После смерти своего мужа князя Игоря она 12 лет управляла государством, пока не подрос ее сын Святослав. За эти годы (945 - 957) Ольга приобрела известность тем, что укрепила власть, покорила соседние племена славян, провела новые дороги, построила мосты и т. д. Но больше всего она прославилась тем, что была первой из княжеского рода, принявшей христианство.

Ольга, не только мудрая, но жестокая и мстительная, значительную часть своей жизни была язычницей. В то время в Киеве уже были христиане и, по преданию, существовала даже христианская церковь. Ольге приходилось встречаться с христианами и беседовать с ними об их вере. Христианство произвело на нее глубокое впечатление. С большой свитой она отправилась в Царьград (теперь Стамбул), столицу византийской империи, и там приняла православную веру. Крестил её патриарх, а император был крестным отцом.

Вернувшись в Киев, княгиня резко изменилась. Из властной и жестокой стала доброй и сострадательной. Она помогала христианам, защищала их от язычников. Много раз убеждала своего сына Святослава принять христианство, но он остался язычником, хотя не запрещал другим принимать христианскую веру. Древняя русская летопись называет Ольгу "Звездою утреннею, предваряющей солнце, зарею утра, предвещающей свет дневной. Она сияла, как полная луна в ночи, блистала между неверными, как жемчужина". И дальше: "Многие, дивясь в глаголах ее, их же николе прежде не слыша, любезно принимали из уст ее слово Божие и крестились". За распространение христианства и добрые дела Церковь причислила ее к лику святых, а народ назвал ее "мудрейшею из жен" (женщин).

Наши рекомендации