Светлое Христово Воскресение

Пасха

Деян. 1,1-8

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, вос-становляешь Ты царство Израилю?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11. и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

С сего дня и в течение всей Пятидесятницы беспрерывно возвещается православным христианам чтение из книги Деяний апостольских. Это делается потому, что дела, совершенные апостолами и изображенные в этой книге, были естественным действием воскресения Христова. Св. апостолы в каждой своей проповеди, в каждой защитительной речи своей свидетельствовали о воскресении Христа и Его явлении им по воскресении. Они с великою силою воздавали свидетельство воскресению Господа Иисуса Христа (Деян. IV, 33), так как это чудное событие разрешило их недоумение, удалило из их сердец малодушие и уныние. И сами апостолы высказывались, что если бы Христос не воскрес, то напрасна была бы вера наша, суетна, бесполезна и бесплодна проповедь их; тем более были бы жалки и бесплодны все их страдания за имя Христово (1 Кор. XV, 14, 19). Но Христос, Начаток умерших, воскрес; Он Своею смертию попрал нашу смерть и сущим во гробах верующим и здесь еще живущим живот вечный даровал и дарует.

Книга Деяний апостольских очень ясно и внушительно нам изображает и то, какую силу имело апостольское слово о невинном страдании и о воскресении Христа; как образовались христианские общины и в многолюдных городах, и в небольших селениях; как жили между собою первые христиане; какое у них было братство; сколько приносилось ими пожертвований на общую нужду и сколько было у них единодушия в молитве, в решении общественных вопросов; какие страдания, побои, узы и гонения претерпевали сами апостолы от врагов христианства. Но они все, все переносили не только терпеливо, но и с радостью о том, что сподобились приять бесчестие за имя Христово (Деян. V, 41). Им запрещают говорить об Иисусе воскресшем; но апостолы не могут не говорить про Того, Которого видели и слышали уже воскресшим. Вообще, вся книга Деяний апостольских полна чрезвычайно назидательных уроков для христиан всех времен и племен. Оттого-то, между прочим, Церковь и предлагает православным чтение из нее в течение столь радостной верующему сердцу Пятидесятницы.

Книга Деяний апостольских написана евангелистом Лукою для благочестивого человека Феофила, после того, как Лука, спутник апостола Павла, написал уже свою первую книгу, т. е. св. Евангелие. Деяния апостольские св. Лука начинает тем, чем закончил он свое Евангелие, т. е. историею воскресения и вознесения Господня (Лк. XXIV, 44-53; Деян. I, 1-14). Именно, мы слышали сегодня следующие слова св. апостола Луки к Феофилу.

Ст. 1-3. Первую книгу, т. е. Евангелие, написал я к тебе, Феофил, о всем том, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, (ст. 2) которым и явил Себя живым, воскресшим по страдании Своем, со многими верными доказательствами, т. е. во вкушении пищи, рыбы и сота, в осязании руками Фомы, в путешествии с учениками в Еммаус и в преломлении хлеба. Явлений Христа ученикам по воскресении записано во св. Евангелии десять. Но Христос являлся им в течение сорока дней, говорил с ними о Царствии Божием, т. е. об основании, жизни и судьбах Своей Церкви на земле, о борьбе, ее ожидающей, и об окончательной победе христианской истины над многообразною ложью и пороками человеческого сердца. Он их ободрял, утешал, научал, как жить в мире. Он знал, что апостолы будут среди развращенных людей, и ученых, и неученых, как овцы посреди волков. Он же указывал им, что после скорбей бывает радость, после временных мучений - блаженства рая, и даже среди мучений явится исповедникам утешительницею и помощницею благодать Божия. Так, действительно, и бывало: среди тяжких побоев и истязаний мученик радуется, славит Бога за мучения, не произносит мучителям ни одного слова укорительного; лицо его сияет небесною светлостью. Его радость, спокойствие и незлобие поражали свидетелей и участников в мучении - язычников, - и привлекали ко Христу до того времени ожесточенные против христиан сердца.

Ст. 4. Научивши Своих апостолов и других Своих последователей тайнам Царствия Божия, Господь в последний, сороковой после воскресения день собрал их на гору Елеонскую и повелел им от Иерусалима не отлучаться, но ждать обещанного от Отца Духа Святого и Его благодатных даров, спасительных и необходимых в деле проповеди евангельской. Потому что человеческое слово бывает бессильно в убеждении другого переменить свою веру или изменить жизнь, если благодать Духа Святого не коснется сердца заблуждающегося. Не апостол Павел, не апостол Петр и не Аполлос содевают спасение человека, но только Господь Бог устрояет оное. Все апостолы и другие проповедники христианства - только посланные Богом работники в Его вертограде, т. е. в саду, в мире Божием (1 Кор. III, 9). ;'' И насаждающий, и поливающий есть ничто; а все спасение, конечно не без деятельного участия самого обращающегося «о Христу, устрояет Бог (1 Кор. III, 7).

Ст. 5. Иисус Христос после Своего воскресения вскоре, а после вознесения - чрез несколько дней, обещал ниспослать апостолам от Бога Отца Духа Святого.

Ст. 6. Апостолы Христовы от древних пророков Исайи и Иоиля знали, что в то время, когда Дух Снятый в обилии даров будет снисходить не только на царя или первосвященника, но и на всякого человека, на старого и малого, на раба и на рабыню, не посрамятся евреи - людие Божий - во век, тогда на горе Сионе, в Иерусалиме, будет спасение (Иоил. II, 27-29, 32). Египет будет в погибель, Иудея же во век населится (Иоил. III, 19-20); тогда познается во языцех семя евреев, евреи нарекутся священниками Господними и служителями Божиими (Ис. ЬХ1, 6, 9).

Под влиянием этих пророчеств, а еще больше под влиянием толкователей этих пророчеств, апостолы, еще не озаренные Духом Святым, мечтали о восстановлении царства еврейского, которое, предоставив каждому еврею земное блаженство, покорит своей власти всех иноплеменников и распространит свое владычество над всеми народами (Ис. LХI, 5).

Ст. 6. Потому-то они, выслушавши от Христа о скором просвещении их Духом Святым, сойдясь, сообща спрашивали Спасителя: не в сие ли время, не в нынешнее ли лето, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю и царствование евреев?

Ст. 7. Но Господь сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти.

Излишне любопытство и ожидание преждевременной, незаслуженной награды там и в том лице, которое еще только готовится, назначается быть общественным деятелем. Да и неблаговидна и небезукоризненна деятельность, хотя бы и общеполезная, если она совершается по чувству самолюбия, из желания славы или награды. Каждый трудись честно и неослабно на своем месте, памятуй о своем долге; а Господь Сам знает, кого, когда и как наградить, кого возвысить, кому послать спокойствие в жизни за труды и кого вести долго по пути труда, неприятностей, зависти и злости людской. И если последний не падет, то ему, победившему, преодолевшему все преграды без уныния и измены своему долгу, Господь даст славу и честь сесть с Ним на престоле (Апок. III, 21). Так Господь судил и св. апостолам.

Иисус Христос, сказавши им, что не их дело знать то, что свойственно Богу, «отвечал не на то, о чем спрашивали, потому что дело учителя - учить не тому, что хотел бы знать ученик преждевременно, а тому, что полезно для него». Но при этом Христос не оставил их без некоторого начертания предстоящего им вскоре служения, знаменательно изобразил им Свое царство, о котором предсказывали пророки и о котором Он Сам многократно беседовал с учениками Своими, особенно после Своего воскресения. Он им сказал:

Ст. 8. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, т. е. вы получите обилие даров Святого Духа, необходимых вам для трудного служения вашего, и будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме и во всей Иудеи, и в Самарии, но даже и до края земли. Т. е. как бы так говорит Господь: вы мечтаете о восстановлении только царства Израильского и думаете при этом о земном величии и о земной власти. Но по Божию смотрению вы, по сошествии на вас Духа Святого, должны устроить и распространить в мире Царство, но только не от мира сего, а Царство Божие, т. е. Церковь Мою. И распространять будете Царство Мое не силою оружия, не посредством внешних средств обыкновенных; нет, вы будете образовывать Царство Мое силою вашей проповеди, терпения, страданий и любви к ближнему.

Христос пришел на землю для просвещения всех - и евреев, и язычников (Лк. II, 30-32). И апостолы должны быть светом всему миру, солью всей земли и проповедниками вселенскими. Но несомненно, что закон евангельский должен быть возвещен миру с высоты Сиона и слово Господне начнет оглашать слух людей из Иерусалима (Ис. II, 3); раздастся и распространится оно в отдаленных странах мира (Лк. XXIV, 47). Не на одних апостолах лежит обязанность возвещать спасительное Евангелие людям: и каждый христианин на всяком месте, в сподручном ему кругу должен и словом, и примером являть превосходство Христовой веры пред всякою другою и чрез то привлекать других ко Христу.

Глубоко запали в душу апостолов последние слова Христовы об их проповеди по всему миру. Они не успели еще начать дальнейшие беседы с Христом,

Ст. 9. а Христос, сказав сие, на горе Елеонской, поднял руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. XXIV, 50-51). Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

Ст. 10. Я когда они смотрели на небо, пораженные видением возносящегося Христа, вдруг предстали им два мужа, т. е. два Ангела, в белой одежде, как вестники радости (Лк. XXIV, 4),

Ст. 11. и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Это известие Ангелов вот что значит: что вы стоите, галилеяне, и смотрите на небо, как бы ожидая возвращения к себе своего Спасителя! Нет, Он уже вознесся на небо; а вы возвратитесь в Иерусалим и исполняйте во всю свою жизнь все то, что Он вам заповедал. Придет же Он в таком же славном виде и даже более торжественно, в каком Он возносился теперь пред вами на небо, но явится уже не Ходатаем и Спасителем, а Праведным Судиею. Явится за тем, чтобы однажды навсегда каждому воздать то, кто что заслужил.

Ст. 12. Тогда они поклонились Христу вознесшемуся и с великою радостью возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Лк. XXIV, 52).

Гора Елеон славна в истории евангельской по многим событиям. Она находится на восход солнечный от города Иерусалима на пути в Вифанию - любимое место Христа и место жительства Лазаря. Сюда Христос любил удаляться во время Своей земной жизни: здесь Он молился, здесь Он беседовал со Своими учениками, особенно о судьбе упорных евреев, города Иерусалима и храма. Здесь же Он, в виду Иерусалима, в торжественное, царственное шествие Свое к городу на осле, среди восторженных народных воззваний и приветствий проливал слезы о гибели еврейского народа (Лк. XIX, 41-44). С этой же горы Он и вознесся.

Внизу, или при подошве горы Елеонской, саженях в полутораста от городской стены, находилась и доселе находится Гефсимания, в которой Христос молился пред Своими страданиями; здесь же погребена была и Пресвятая Богородица. Погребальная пещера Божией Матери и теперь существует: она находится под тенью нескольких старых масличных деревьев, уцелевших из того сада, где Христос молился пред Своими страданиями.

На месте погребения Божией Матери в Гефсимании устроена большая церковь под землею, имеющая вид креста, с несколькими приделами. Все народы уважают эту гору.

По своему виду и месту гора Масличная есть самая высокая и красивая из гор, окружающих Иерусалим, и с высоты ее, особенно с высоты построенной на ней башни-мечети, открываются восхитительные виды. Внизу, на западе, так сказать, под горою Елеонскою - Иерусалим, растянутый ныне длинною полосою. Весь Иерусалим виден отсюда так, что можно нарисовать каждый дом; нигде не заметно жизни и почти никакой растительности, исключая только тощие пальмы, маслины и кипарисы.

На восток, чрез пустые, невысокие, голые горы видна долина Иорданская до самого Мертвого моря. Далее видны горы песчаной Аравии. На юг виды еще суровее и скучнее. Нет ничего ужаснее гор, окружающих Вифлеем, - это пустыня во всей своей наготе. На севере - горы Ефраимские, идущие к Самарии.

Гора Елеонская имеет три вершины; южная называется Горою соблазна, потому что Соломон поставил на ней идолов (3 Цар. XI, 7; 4 Цар. XXIII, 13). Северная вершина имеет название Малой Галилеи. На этой-то вершине, по словам Ангела мироносицам, апостолы и жены-мироносицы должны были увидеть и услышать Христа воскресшего (Мф. XXVIII, 7, 10, 16). Средняя вершина называется Местом вознесения на небо.

Самое высокое место на горе Елеонской, откуда вознесся Господь, находится от Иерусалима на расстоянии субботнего пути. Что такое субботний путь? Субботним путем называется такое пространство, какое дозволялось сделать еврею от своего дома в субботу - в день покоя. Это пространство измерялось в две тысячи шагов (Исх. XVI, 29).

Православные! Воскресение Христово и последовавшее за ним вознесение служат для нас поучительными первообразами. И мы должны будем воскреснуть, и добродетельные из нас вознесены будут к престолу славы, злые же не будут вознесены, а снидут в бездну ада для вечных мук; там будет плач и скрежет зубов (Мф. XIII, 42). От нас же зависит устроить себя в будущей жизни - или в общении с Богом и святыми, или с силою нечистою. С верою в Распятого и с молитвою к воскресшему Господу, ад пленившему, проявим усердие к освобождению себя здесь от грехов ради Светлого Христова Воскресения и тогда освободимся по своем воскресении от власти князя тьмы - сатаны. «Воздержные и ленивые, почтите день!» - увещевает св. Златоуст.

Св. апостолы, увидевши воскресшего Господа, поклонились Ему (Мф. XXVIII, 17). И мы, воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу: ибо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословляя Господа, будем воспевать воскресение Его; Он, претерпевши распятие, Своею смертию разрушил нашу смерть.

№12

Неделя о Фоме

Второе воскресенье по Пасхе

Деян. V, 12-20

12. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18. и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу.

19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Пред Своею смертию в прощальной беседе Своей Господь наш Иисус Христос говорил апостолам: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросит у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне... И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, т. е. Духа Святого, да пребудет с вами во век (Ин. XIV, 12-13, 16).

И действительно, по вознесении Господнем и сошествии Святого Духа на апостолов они творили в небывалом обилии чудеса, и особенно много обращалось ко Христу людей, гораздо больше, чем сколько было уверовавших при Христе от Его чудес и учения.

И ныне прочтенное свидетельство св. Луки удостоверяет нас в этом. Св. Лука говорит:

(гл. V, ст. 12) руками же Апостолов в Иерусалиме совершались в народе многие знамения и чудеса. Св. апостол Петр после двух своих речей обратил ко Христу более восьми тысяч человек, кроме жен и детей. А так как св. апостолы и первые христиане были наделены и даром чудес, и прозорливости, то от присутствия апостолов был страх на всякой душе (Деян. II, 43). Истинные же христиане все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

Что значит единодушно пребывали? Это значит, что у апостолов с христианами были, так сказать, одно сердце и одна душа (Деян. IV, 32); все верующие были вместе, каждый день они пребывали в храме, возносили общую молитву, хваля Бога. И после молитвы и учения апостольского преломляли хлеб, т. е. приобщались св. Тайн; а затем имели общий стол, где все - и богатый, и бедный христианин без различия званий, братски принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. II, 42-47).

Какую умилительную картину представляла такая жизнь первых христиан! Они вместе со св. апостолами каждый день ходили в храм на молитву и там проявляли свою душу в любви к Богу и ближнему. А ныне весьма многие здоровые и имеющие время христиане даже не каждый воскресный день посещают св. храм, хотя и живут вблизи него.

Св. апостолы, богопросвещенные проповедники христианства, молились - значит, имели нужду в молитве. Тем более нам, слабым и грешным, не следовало бы обходиться без молитвы. В ней отрада для души, чрез нее снисходит нам помощь свыше, и при ней больше бывает у нас страха пред Богом и боязни согрешить. Непрестанно молитесь, говорит св. апостол (1 Фес. V, 17).

Святые апостолы, возносившие молитву всюду, считали долгом участвовать и во внешнем богослужении и посещали храм Иерусалимский. Делали они это и для блага своей души, и для спасения посещающих храм - как христиан, так и евреев. Что бы там ни говорили, а внешнее богослужение, благолепное, благочинное и благозвучное, имеет неотразимое влияние на душу человека, которая и развивается-то по преимуществу от внешних впечатлений, от того, что видим, слышим или осязаем. При участии во внешнем общественном богослужении иногда сосед-богомолец своею молитвою возбудит к молитве и другого, равнодушного в храме. Или слово пастыря тронет душу молящегося, просветит ее и исправит. А не пойди в церковь, много доброго не увидишь и не услышишь. Иногда даже, и зачастую, время праздничного богослужения не посещающие храма проводят во сне или в пустых забавах, разговорах или, что крайне прискорбно, в винопитии, в карточной игре и т. п. Не должно быть так, братие. Помятуйте о благочестии первенствующих христиан и об их любви к богослужению и храму.

Первые христиане Иерусалимские времен апостольских •не храма проявляли любовь к Богу и ближнему, свое единодушие в том, что никто из них ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее; они продавали свои имения и всякую собственность и разделяли всем, по нуждам каждого (Деян. IV, 32; II, 45). Да, в то время, когда Церковь христианскую составляла только одна иерусалимская община, горячность первой любви выражалась в уничтожении внешнего различия между богатством и бедностью, проявлялась в общении имуществ. Но такое самопожертвование иерусалимских христиан не было узаконенным принуждением, а было предоставлено свободной воле каждого, внутреннему влечению любви и чувству благотворительности. Так, апостол Петр говорил лицемеру Анании, что он мог бы оставить при себе свое имение, да и после продажи мог бы распорядиться вырученною от продажи суммою, как хотел (Деян. V, 4); и Мария, мать евангелиста Марка, имела свой собственный дом в Иерусалиме, а не продала его ради общества (Деян. XII, 12). Да и раздача в Иерусалиме милостыни вдовам, о чем говорится в VI главе Деяний апостольских, указывает на то, что различие между бедняком и богачом не было совершенно уничтожено.

Долго ли существовало такое общение имуществ в Церкви, мы не знаем. В больших размерах и долгое время оно не могло существовать без совершенного переворота всяких общественных отношений. Оттого-то в других христианских общинах или Церквах мы уже и не встречаем никаких следов его, хотя, конечно, во всех Церквах господствовало такое же, как и в Иерусалимской Церкви, настроение, именно: дух братства, дух христианской любви и благотворительности, при котором богатый смотрит на бедняка, как на брата, и помогает ему от всей души. В христианстве всегда дается вес и значение уму над маломыслием, образованности над невежеством; и богатства, как плод труда и ума, благословляются; а неизбежная в мире бедность тоже покровительствуется, облегчается сочувствием богача, хотя и не уничтожается. При различии Богом дарованных природных сил и способностей неизбежно и различие во внешней жизни. Но при этом христианство напоминает богачам и сильным людям об их бедности пред Богом и полной зависимости от Него и побуждает их к милосердию и смирению. Дела милосердия, с самоотвержением соединенные заботы о нуждающихся и утешения страждущим с самого начала христианства были главным украшением христианской жизни (Иак. I, 27).

Ст. 13. При небывалом единодушии христиан между собою, по наказании первого лицемера Анании и жены его Сапфиры скоропостижною смертью, другие, подобные Анании, лицемеры и нечестные люди, устрашенные участью Анании и опасавшиеся прозорливости апостолов, уже и не смели пристать к ним. Зато простосердечный и честный народ, кормившийся от церковных средств, прославлял апостолов, разносил о них добрую молву далеко.

Ст. 14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

Ст. 15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

Ст. 16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Такое же чудесное действие имели на больных и бесноватых платки и пояса апостола Павла (Деян. XIX, 12).

Так и теперь по благодати Божией, присущей Православной Церкви, бывают многочисленные и чудесные исцеления всяких болезней от нетленных мощей св. угодников Божиих, от их покровов, одеяний и от их св. икон.

Чудеса совершаются в известном месте и над известными людьми не иначе, как по благодати Божией и по вере обращающихся к Богу за помощью. Оттого-то Христос и не раз говорил: восстав иди, вера твоя спасла тебя; по вере вашей да будет вам (Лк. VIII, 48). Имейте же, православные, чистую и твердую веру в Бога (Мк. XI, 23). Не обращайте внимания на неверующих - каждому своя душа дорога. И при апостолах было так: народ от всей души им веровал, и принесенные к ним больные исцелялись все. А между тем, в то же время

(ст. 17) ...даже архиерей и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, не веровавшие в общее воскресение, исполнились зависти к апостолам, которые в каждой проповеди своей говорили о противном саддукейству воскресении. И что же эти начальники еврейского народа сделали с апостолами?

Ст. 18. Наложили руки свои на апостолов и заключили их в народную темницу. Но истины, уже возвещенные, и чудеса, совершенные апостолами, не могли быть стеснены в стенах темницы. Они уже приносили свой плод на просторе в кругу, не подчиненном внешней власти еврейской, так что для судей бесполезно было всякое противодействие с их стороны Христову учению, и самое заключение апостолов не помогло архиерею и саддукеям. Потому, что

(ст. 19) Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя апостолов, сказал:

(ст. 20) идите и, став в храме, где прежде учили, говорите народу все сии слова жизни, т. е. учения Христова.

Апостолы и исполнили то, что повелел им Бог чрез Ангела.

Так, вообще, в деле истинных убеждений, полезных общественному благосостоянию и совести каждого, насильственные крутые меры против проповедников правды не достигают цели и не помогают злобе. Истина, на время заглушенная, придавленная, рано или поздно восторжествует. Против убеждения равносильно может быть только убеждение же - обличение, рассуждения, основанные на уважении к иномыслящему и на любви к пользе ближнего и даже всего человечества. Ложь непрочна.

Но архиерей еврейский и саддукеи не так понимали дело. Они, узнавши, что апостолы чудесно вышли из запертой темницы и уже проповедуют опять в храме в слух всего народа, разрывались от гнева и умышляли умертвить их (Деян. V, 33).

Но, к счастью, в числе членов разозлившегося синедриона был один добрый, честный и умный человек и притом, из верующих в Промысл Божий фарисеев, а не саддукеев. Имя ему Гамалиил; он был в большом уважении всего народа. Он-то и уговорил остальных членов не делать зла апостолам, не замышлять избиения их. Отстаньте, говорил Гамалиил, от людей сих и оставьте их; ибо если сие предприятие, т. е. проповедь апостолов, и дело сие, т. е. вся их деятельность, - от человеков, то оно разрушится, а если от I Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. V, 38-39). Они послушались его и, сделавши внушение апостолам, отпустили их.

Если бы в мире было побольше людей с только что изложенными убеждениями Гамалиила, тогда история христианства меньше занесла бы на свои страницы сказаний о мучениях, кострах, пытках, мечах и виселицах за имя Христово. Но гамалиилы в истории редки. И христианская вера, прежде чем сделаться господствующею в мире, имела в течение трех первых веков множество мучеников и исповедников; улицы и площади Рима, Александрии, Вифинии, Лиона и Антиохии пропитаны были кровью христиан. Впрочем, по премудрому устроению Промысла кровь мучеников была семенем новых христиан.

В жизни, усердии и страданиях св. апостолов и первых христиан и нам пример. И мы должны тоже безбоязненно исповедовать свою веру и терпеливо переносить скорби житейские, веруя, что Бог видит и нашу жизнь, и наши страдания и пошлет в свое время утешение и нам, как не оставил без Своей помощи апостолов в темнице.

№13

Неделя жен-мироносиц

Третье воскресенье по Пасхе

Деян. VI, 1-8

1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаем», были в ежедневном раздаянии потребностей.

2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

С самого начала христианства в Иерусалиме христиане, воодушевленные и воспламененные новою силою небывалой братской любви, жили так, что, по выражению евангелиста Луки, у них - у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; ...все у них было общее (Деян. IV, 32), и каждому давалось из общей церковной собственности, в чем кто имел нужду (ст. 35). Для наблюдения над церковною собственностью и для справедливой, равномерной и своевременной раздачи церковных средств нуждающимся были приставлены христиане из евреев туземных. Но эти приставники вскоре после своего назначения на эту должность уже перестали руководиться справедливостью ко всем и братским единодушием. При каждодневной раздаче пищи христианам приставники стали очень резко оказывать преимущество и особенную любовь к своим евреям, т. е. палестинским, и бедными христианами из евреев же, но только не палестинских, стали пренебрегать. Они заставляли бедных вдов их с сиротами долго дожидаться насущного хлеба из церковного склада и при этом давали им, что нужно, в меньшем, против евреев палестинских, количестве; выдавали, быть может, с упреками; и бедные семейства христиан из иностранных евреев должны были терпеть все на чужой стороне. Только был у них из-за этого ропот на туземных евреев.

Ст. 2. Такой беспорядок и такая несправедливость в управлении церковным имуществом сделались известными апостолам. Они, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, проповедь о Христе - Истинном Боге, пещись, заботиться, хлопотать о столах, служить трапезам. Апостолы имели от Господа обязанностью проповедовать Евангелие всей твари, учить и крестить всех людей и поддерживать в них веру, чтобы христиане были верными Христу до скончания века (Мф. XXVIII, 19-20). Им дано самое высокое и трудное служение в мире - спасение душ человеческих. Посему заниматься служением при столах и отдавать свое время на это дело для апостолов было неудобно и нехорошо. Хозяйственною частию, каждодневным приготовлением и раздачею пищи из церковного имущества могут заняться и другие честные христиане.

Ст. 3. А потому апостолы, отстраняя себя от хозяйства церковного, сделали следующее предложение обществу христианскому. Они сказали: Братия! выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на сию службу.

Св. апостолы не сами избрали людей достойных, а предложили христианам самим избрать их. Избрание людей на такую или иную должность должно быть, с одной стороны, ручательством за то, что выбранные обществом будут лучше назначенных властью; во-вторых, право выбора, предоставленное властью, есть выражение ее доверия к самому избирающему обществу; и в-третьих, при этом возможно большее уважение и больше взаимного доверия между начальством выбранным и лицами, избравшими оное; при выборном начальстве должно быть более взаимного отовсюду сочувствия общему делу и нуждам. Оттого-то и св. апостолы предоставили христианскому обществу самому выбрать людей на первоначальные, хотя и не высокие церковные должности.

Выберите, братие, говорят апостолы, из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости. По-видимому, не на высокую должность избирались лица, а однако, с какою осторожностию они, по внушению апостолов, должны были быть выбраны! Они должны быть изведанные в честности, в любви к ближнему, в готовности жертвовать своими силами и временем для блага общего, в смирении и послушании; они должны быть исполнены Духа Святого и служить в страхе Божием, постоянно заботиться о честном и своевременном исполнении своих церковных и общественных гражданских обязанностей; и все это делать не по чувству гордости или самохвальства, или из-за наград, а с полным сознанием того, что все это добро совершает в человеке Бог по своей благодати, а человек - раб послушный и немощный. Они должны быть исполнены и мудрости. Под мудростью здесь разумеется не одна только распорядительность при раздаче пищи христианам и умение всем угодить при исправлении должности, но разумеется и особый дар Божий - способность глубоко понимать истины Божественного Писания и излагать их для других вразумительно. Такие свойства, требуемые от избираемых, уже показывают, что апостолы предназначали избираемых для более высокого служения, а не для одной только каждодневной раздачи пищи другим. И мы, действительно, видим, что избранные, получившие впоследствии имя диаконов, являются проповедниками и исповедниками Евангелия и пред судилищем еврейским (Деян. VII, 1-60), и пред языческими вельможами, и среди самарян (Деян. VIII, 26-40), и по всей вселенной. Эти диаконы и являются членами священноначалия (1 Тим. III, 8-12).

Христианин! Как бы ни было скромно твое служение, и как бы ни была незначительна твоя должность, старайся всячески исполнять ее в страхе Божием, добросовестно, честно и своевременно. Честное исполнение долга - это каждодневная добродетель наша, за нее Господь воздаст нам. И на каждом месте честный человек, несомненно, будет полезен обществу, которому служит. Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков... А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия (Кол. III, 23, 25).

Каждый с благословения Божия трудись честно на своем месте и в своем звании, подобно апостолам, которые с радостью (ст. 4) готовы постоянно пребывать в молитве и служении слова. Св. апостолы себя обрекают на постоянную молитву и проповедь. Служение не легкое. Молиться непрестанно обязан и каждый из христиан (1 Фес. V, 17). Но постоянное проповедание Евангелия и успех от проповеди, как самая главная и трудно достигаемая цель, требуют усиленной молитвы, по которой только и снисходит Божественная благодать на проповедников и на слушателей, врачующая немощное и восполняющая оскудевающее, бедное, недостаточное.

Кроме этой единоличной молитвы, апостолы обязаны были молитвою назидать и все общество. Оттого-то они вслед за Христом были первыми учредителями христианского общественного богослужения, обрядов и молитв. Преемники их власти - православные архиереи - продолжают назидать паству молитвами, поучениями и священнодействиями.

Ст. 5. И одобрено было всем собранием предложение апостолов. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Они-то и стали называться впоследствии диаконами. Знаменательно в этом выборе то, что все выбранные носят имена не еврейские, а греческие. Значит, общество избиравших нашло более честных, беспристрастных и достойных доверия людей не из евреев палестинских, а из обратившихся ко Христу евреев иностранных. Так-то совершилось достопамятное, достоподражаемое избрание на первую церковную должность.

У нас, в России, право выбора людей для управления каким-либо общественным делом с каждым годом все более и более расширяется во всех слоях общества. Будем с благодарностью охранять это свое право. Постараемся оправдать при выборах доверие к нам нашего народа. При выборах будем ценить и принимать во внимание не связи родственные или богатство, или знатность, и не одно только умственное развитие избираемого лица, а более всего добрую совесть, честность, здравый ум развитый, трудолюбие, охоту служить и доступность человека. И ныне лицемерию и своекорыстию при выборах на общественную службу не должно быть места. А к несчастью, приходится читать и слышать о неудачных выборах, о злоупотреблении избранных доверием и суммами избирателей, об обидах и несправедливостях к избравшим. Это ли честность? Это ли признательн

Наши рекомендации