Избавление от стремления к превосходству
До Пятидесятницы ученики стремились удовлетворить свои эгоистичные амбиции. Побуждаемая стремлением своих сыновей к превосходству, мать Иакова и Иоанна просила Иисуса, чтобы каждый из них занял видное положение в Его царстве, которое, как они считали, должно было наступить вскоре.
«Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21). Конечно, эта просьба привела к зависти и расколу среди других учеников. Они просто не были готовы к излитию Святого Духа с силой Пятидесятницы. Это одна из главных причин, по которым Иисус призвал их провести десть дней в совместной молитве в Верхней горнице. Это было нужно, потому что единство должно предшествовать излитию Святого Духа.
Когда они искали Бога в молитве, Дух Святой связал их сердца в христианской любви. В Книге Деяний говорится: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Рассказ продолжается в Деян. 2:1: «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Говоря об опыте учеников в Верхней горнице, Елена Уайт писала:
«Заметим, что лишь после того, как ученики пришли в полное единство, когда они перестали бороться за первые места - на них была излита сила Святого Духа. Они были едины, как звучание одного аккорда. Все недоразумения были устранены. Обратите внимание на слова: "У многих же уверовавших было одно сердце и одна душа", Деян. 4:32. Дух Того, Кто умер, чтобы грешники могли жить, оживил все собрание верующих.
Ученики не просили благословений только для себя. Их душу давило тяжелое бремя за тех, кто не знал Бога. Евангелие должно было стать достоянием всех концов земли и они претендовали на обещанную им Христом силу. Когда сила Святого Духа была излита, - тысячи людей обращались в один день» (Свидетельства для церкви, т. 8, с. 20, 21).
В течение этих десяти дней в Верхней горнице, ученики исповедались в своем желании превосходить друг от друга. Они раскаялись в своей зависти и гордыне. Их сердца исполнились люби ко Христу, который отдал Свою жизнь за них и теперь сидел одесную Отца, ходатайствуя за них. Их эгоистичные амбиции утонули в любви ко Христу. Ученики обнаружили, что «единство с Христом создает узы единства друг с другом. Это единство является самым убедительным доказательством миру величия и добродетели Христа, а также Его силы уничтожить грех» (Комментарии Елены Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1148).
Основы библейского единства
Вопрос единства ставит ряд практических вопросов относительно его природы. Означает ли единство, что мнения не отличаются? Как ученики, обладавшие столь разными предрасположенностями и мнениями, могли прийти к столь полному единению? Означает ли это единство, что наши личности сольются в некое Божественное единообразие мыслей?
Существует пять основополагающих принципов единства, о котором говорил Христос.
1. У нас общий Творец. Бог сотворил все народы из одной крови. Мы едины благодаря тому, что у нас один Отец. Он сотворил нас (Деян. 17:26).
2. У нас общий Искупитель. Мы едины благодаря тому, что Он искупил нас (Еф. 2:14-22).
3. У нас общее наследие. Мы части тела Христова, одаренные Богом для служения. У кого-то дары больше, у кого-то меньше, но каждый верующий обладает даром ценным для строительства тела Христова (1 Кор. 12:4-11, 18-21).
4. У нас единая весть. Учеников объединила общая истинная весть, которая отличала их от мира (Еф. 4:12, 13, Откр. 14:6-12).
5. У нас общая миссия. Учеников объединило Великое поручение Христа проповедовать Евангелие миру. Их собственные эгоистичные амбиции, гордыня и стремление к превосходству были удалены обязательством нести Благую весть миру (Мф. 28:18-20).
Когда ученики искали Бога в молитве, Дух Святой запечатлел в их сердцах, что у них всех единый Творец, Искупитель, единые наследие, весть и миссия. То, что их объединяло, было больше, чем все, что могло их разделять. И они обнаружили, что различия между ними вовсе не важны. Елена Уайт такими словами описывает их единство:
«Первые ученики были не похожи друг на друга, с разными характерами, привычками и наклонностями. Призванные стать учителями мира сего, они должны были достичь единства мыслей, чувств и действий. Христос поставил перед Собой цель объединить их. Для этого им нужно было объединиться с Ним. Переживания Христа об учениках выражены в Его молитве к Отцу: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино"; "да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:21, 23). Христос постоянно молился о том, чтобы они были освящены истиной. Он молился с полной уверенностью, что Отец услышит Его, потому что Всемогущий определил это прежде сотворения мира. Он знал, что Евангелие Царствия будет проповедано всем народам для свидетельства; а истина, подкрепляемая всемогущим Святым Духом, победит в борьбе со злом, и настанет час, когда знамя, запятнанное кровью, будет победоносно развеваться над Его последователями» (Деяния апостолов, с. 20, 21).
Фраза «единство мыслей, чувств и действий» - поразительное высказывание. Что конкретно означает такое единство? Единство чувств относится к истинной любви и уважении друг к другу. Несмотря на личные различия, через Христа эти ранние христиане ощутили любовь друг к другу, которую явно увидели те, кто за ними наблюдал. Апостол Иоанн дал следующий совет верующим: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). Единство мыслей относится к общей системе веры. Ученики были едины во Христе и Его учении. Их уверенность в этом объединяла их. Понимание истины, которую Он проповедовал, соединяла их воедино, а принятие Его доктрин давало им много общего. Единство действий относится к их пониманию и приятию миссии. Ученики сосредоточились на выполнении задачи, данной им Господом. Они страстно желали провозглашать миру весть о Его любви. Их полностью поглотило дело распространения Благой вести везде, где возможно. Они не позволяли различиям в собственных характерах, взглядам на различные вещи или личным предпочтениям стоять на пути миссии Христа. Это подводит нас к критически важному вопросу для нашей нынешней жизни. Почему бы не опуститься на колени и не обдумать с молитвой следующие пять вопросов? Используйте их в качестве темы для молитвы. Если вы читаете эти указания на собрании малой группы, вы могли бы обсудить эти вопросы перед молитвой.
1. Случается ли, что мое личное мнение провоцирует конфликт в доме и церкви?
2. Если я испытываю неприязнь к другому члену церкви, какие практические шаги я могу предпринять, чтобы погасить конфликт?
3. Если меня незаслуженно обидели и мне сложно общаться с тем, кто причинил мне боль, как я могу проявить инициативу, чтобы восстановить отношения?
4. Если я руководитель местной церкви, как я могу помочь верующим стать едиными?
5. Как личное участие в миссии помогает единству Церкви? Участвую ли я в каком-либо аспекте общей проповеди Евангелия? Если нет, почему бы не попросить Иисуса указать мне, что Он хочет, чтобы я сделал?