Заявления вениамина о себе как о сыне божием и о мессии
На протяжении всего фильма Вениамин прилагает к себе слова, которые Иисус Христос говорил о Себе и которые могут быть применены только к Богочеловеку и Мессии, т.е. он называет себя Сыном Божиим и Христом.
1) На педсовете он говорит о себе:«Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). И в это время на экране показана ссылка на эти слова в Евангелии [00:11:39].
2) Южин назвал себя всеведущим подобно Богу, т.е. приписал себе Божественное всеведение. Он сказал: «"И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его…" (Евр. 4:13). И перед моими тоже» [01:33:01].
3) Вениамин привел домой на ужин Григория. Мама говорит, что на троих не хватит еды (всего две рыбы), а он отвечает: «Господь накормил пять тысяч человек двумя рыбами, а нас тут трое всего. Ну хватит же». Мама: «Не хватит». Он: «А если не хватит, то только потому, что в тебе нет веры» [00:48:31]. В данном случае он говорит о вере в себя как в Господа.
4) За ужином Вениамин просит Григория прочитать застольную благодарственную молитву Богу [00:49:30]. Молитву читает старший, каким в данном случае является Южин, но он просит читать молитву Григория, потому что Богом считает себя и Григорий должен читать молитву ему. Поэтому когда Григорий, читая молитву, начинает благодарить не Бога, мать Южина, он в гневе встает и уходит, ведь по его мнению, молитва должна быть обращена к нему.
5) Григорий говорит Вениамину: «Ты крутой. На самом деле я б тоже так хотел. Мне просто ничего такого в голову не приходит пока что». Южин в ответ на эти слова вскочил, начал его бить, при этом говоря: «Господь говорит: "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" (Лк. 12:4,5)» [00:51:09].
Григорий вроде бы похвалил Вениамина, но слово «пока» означает, что потом может прийти, а значит, он тоже сможет быть таким, как Южин. Но с точки зрения Южина, это богохульство, потому что он является Богом и никто не может быть таким, как он. Поэтому он начинает его бить. При этом он произносит слова Христа, которыми Господь сказал Своим ученикам, чтобы они не боялись никого, кроме Него, ибо Он есть Тот, «кто, по убиении может ввергнуть в геенну». Т.е. Вениамин показывает Григорию, что тот, во-первых, не должен стремиться быть, как он, а во-вторых, а должен бояться его как Бога.
6) Вениамин говорит Григорию: «Теперь когда ты со мной, они (т.е. одноклассники – К.С.) будут еще больше мучить тебя, чем раньше из-за твоей ноги. Но Господь говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" (Мф. 5:11-12)» [00:52:33]. Вениамин говорит Григорию, что его будут мучить из-за него (Вениамина), а приводит цитату о гонениях за Господа, т.е. он снова здесь называет себя Господом.
7) Григорий принимает такую веру. Вениамин спрашивает его: «Я все что угодно готов делать ради Господа, даже погибнуть, а ты?» Григорий отвечает: «Ну я тогда тоже. Я вообще для тебя все сделаю». При этих словах он делает ударение на словах«для тебя» [01:11:32].
Вениамин все готов сделать ради Господа, которого он называет "Отцом", а Григорий все готов сделать для него (Вениамина), причем как для Самого Господа. В этом диалоге отношения между «отцом» и Вениамином и между Вениамином и Григорием спроецированы с отношений межу Отцом Небесным и Христом и между Христом и христианами. Иисус Христос сказал: «…Я в Отце Моем, и вы во Мне…» (Ин. 14:20); «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).
8) Григорий говорит Вениамину, что после попытки исцелить его ногу молитвой она так и не отросла и спрашивает его: «Слушай, Вень, я подумал, а может быть, в последний раз что-то было не в порядке, а?» Вениамин отвечает: «Единственное, что было не в порядке, это твоя вера». Здесь он снова говорил о вере в себя как в Бога [00:19:46]. Григорий попросил его еще раз попробовать исцелить молитвой его ногу, но тот ответил: «А какой смысл, если ты сомневаешься во мне?» Затем он все-таки стал молиться, но тут же сказал: «У нас ничего не получится. Я ж чувствую, как ты на меня смотришь. Ты не с Богом, а где-то далеко». Когда он сказал «не с Богом», он имел в виду себя, что Григорий не с ним.
9) Когда мать Южина спросила его, куда он собрался, он ответил: «К отцу моему», – а затем ей сказал: «Если бы ты меня любила, то возрадовалась бы, что я сказал: "иду к отцу своему", ибо он более меня». В это время на экране показана ссылка: «от Иоанна глава 14 стих 28» («Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня») [01:25:07].
10) На вопрос Григория«а ты вообще хоть что-нибудь боишься? Тебе бывает страшно?» он отвечает: «Нет, потому что Господь со мной. Все, что я говорю и делаю, исходит прямо от него» [00:50:57]. Авторы фильма здесь намекают на слова Христа, Которые Он сказал апостолу Филиппу о Себе: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). Своей проповедью и своим поведением Южин дискредитирует Библию, а теперь и Самого Господа, утверждая, что все, что он делает, «исходит прямо от Него».
11) Вениамин говорит Григорию: «Я тебя благословляю». Григорий складывает руки для благословения, но Южин отталкивает их, наливает из бутылки вино себе в ладонь и с ладони вливает его в рот Григорию [01:32:13]. Хотя он не назвал вино своей кровью, но такое благословение вином является кощунственной пародией на Причастие, когда Господь дал пить ученикам Свою кровь. С другой стороны, этим жестом Южин снова показывает, что он есть Христос.
12) Когда Вениамин потребовал убить учительницу, Григорий сказал ему: «Ну нельзя никого убивать, Веня». На это Южин ответил: «Заткнись, Иуда. "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12:30)» [01:34:33]. Эти слова Господь приложил только к Себе, а Южин использует их для того, чтобы оправдать убийство.
13) Вениамин убивает Григория камнем по голове за непослушание себе и перед этим дает ему прочитать слова из Библии: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) [01:34:48-35:06]. Т.е. Вениамин убивает как будто он Бог, Который имеет абсолютную власть над людьми.