Страсть, чистота и стойкость

Эти три слова - страсть, чистота и стойкость - принципы, имеющие критическое значение для всех, кто хочет пребывать пред лицом Господа.

Страсть

Господь не пытается взрастить последователей, отсиживающихся на церковных скамейках, которые знают, как ходить к Нему в гости по воскресеньям. Нет, он формирует армию пылких поклонников, которые больше всего на свете хотят жить в лучах Его сияния.

Ты не изумлялся взлету прославления, взрывной волной прокатившемуся по всему миру за последние годы? Миллионы кассет прославления разошлись в буквальном смысле слова по всей планете. Страстные славословия и хвала слетают с уст Божьего народа. Почему? Почему именно теперь? Разгадка в том, что жатву последних времен будет собирать сонм страст­ных, поющих Богу хвалу борцов за души грешников.

Страстное желание быть с Ним

Вкакое время мы живем: мы можем позавтракать в Балтиморе, пообедать в Литтл Роке, а багаж, тем временем, будет уже в Бостоне. В прежние времена у людей никогда не было столько нужд, постоянно тре­бующих времени и внимания. Сегодня нам удается уде­лить время Господу, только если мы страстно желаем быть в Его присутствии и чувствуем, что ничто иное не сможет утолить нашей жажды. Ты уже дошел до точки, когда сердце буквально начинает биться быст­рее от желания быть в присутствии Иисуса? «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:2).

Меня, как автора книг о прославлении, часто спра­шивают: «Что, по Вашему мнению, Господь делает в церкви в наше время с прославлением и поклонением?» Я всегда отвечаю, что Бог призывает нас к обновленной простоте - фокусироваться на личности Христа. А это, на мой взгляд, подразумевает и возвращение к кресту.

Крест - символ Божьего баланса. Если ты не вполне уверен в правильной расстановке акцентов в каком-то учении, рассмотри это учение через призму креста. Крест - самое безошибочное противоядие теологичес­ким причудам. Настало время по-новому восхититься той страстью, которую Христос продемонстрировал на кресте.

В одной из своих статей Майк Бикль* пишет: «Уверен, что высвобождение нового всплеска пылкой любви к Иисусу - наиважнейший пункт в Божьем про­роческом плане». Он продолжает свою мысль, говоря: «Одним из самых точных пророчеств, когда-либо открытых мне Господом, стало Его обетование сделать церкви замечательный подарок в 90х годах - лиде­ров, пылких поклонников Иисуса». Любой прозорли­вый руководитель, читающий эти строки, реагирует до крайности серьезно, потому что понимает: идя к лидерству такого размаха, не миновать крещения Божьим огнем.

*Майк Бикль - автор переведенной на русский язык книги «Народ по сердцу Божьему».

Страстное желание быть похожим на Него

Одна из песен, которую мы поем в нашей церкви, провозглашает: «Я хочу быть больше похожим на Тебя». Видели бы вы, как равнодушно могут петь эти строки некоторые прихожане. Посматривая на часы, позевывая и глядя в окно, изучая свои ногти, они тянут: «Хочу быть больше похожим на Тебя». Не удивительно, что говорят: «больше всего мы врем, когда поем».

Насколько сильно ты стремишься походить на Него? Хватит ли этого желания, чтобы ты начал искать Его присутствия? Потому что, чем больше времени ты проводишь с Богом, чем лучше ты знаешь Его, тем больше ты подобен Ему. «...Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Пн. 3:2).

Псалом 113:16 содержит принцип: мы уподобля­емся тем, кого боготворим. Согласно этому стиху, идо­лопоклонники становятся похожи на своих мертвых идолов, которым они поклоняются. Тогда для тех, кто поклоняется живому Богу, верно соответствующее утверждение - чем больше времени вы проводите пред Его словом и пред Его лицом, тем больше вы станови­тесь похожи на Него.

Ревность по Его дому

Я думаю, что апатия - это болезнь №1 для совре­менного христианства. Дословно, этот термин означает «без страсти» (апатия). Многие прихожане, если и добираются до церкви в выходные, то приходят в таком состоянии, что впору задаться вопросом: является ли наша плоть одушевленной материей?

Смотря на своих прихожан, многие лидеры про­славления готовы выкрикнуть: «В реанимацию!

Срочно!». Кому-то стоит написать книгу о том, как делать искусственное дыхание во время прославле­ния. Божий народ неимоверно далек от своего Господа Иисуса, о котором говорилось: «Ревность по Твоему Дому снедает меня».

Сегодня Господь поручает лидерам, музыкантам, командам прославления подняться самим и вытащить народ Божий из апатии и духовного забытья. Он отыс­кивает помазанных музыкантов и лидеров, понима­ющих свое призвание - будоражить святую страсть Божьего народа.

Бог устроил так, что верующие поддерживают огонь друг в друге. Когда вы разжигаете огонь, то складываете бруски топлива вплотную друг к дружке, в маленькую кучку, чтобы языки пламени перекидыва­лись с одного бруска на другой, пока топливо не нака­лится докрасна, и на нем можно будет готовить. Если вы разбросаете угли - огонь погаснет.

Я не перестаю удивляться, как сильно многие верующие принижают значение коллективного пок­лонения. Кто-то говорит: «Чтобы быть христианином, не обязательно ходить в церковь». Могу сообщить, кто это сказал - дьявол (см. 1 Тим.4:1). Покажи мне хрис­тианина, считающего посещение церкви необязатель­ным, и я покажу тебе вялого холодного христианина с вуалью смерти на челе. Не говори мне, что ты ревну­ешь о Христе, если ты не ревнуешь о Его Доме. Спи же, о, дева неразумная. Ты не знаешь Его, и Он отре­чется от тебя.

Чистота

Однако одного пыла к Иисусу недостаточно. Неко­торые действительно любят Христа, но уступают и другим страстям. Недавно Господь назидал меня, сказав, что я должен следовать за Ним «ревностно» и «в чистоте».Я говорю о нравственной чистоте.

Нравственная чистота — источник невиданной силы. Моя совесть чиста. Я не боюсь, что откроются секреты. Каким вы видите меня на людях, такой же я и дома. Я в мире с самим собой и Господом Богом. И сатана это ненавидит.

Дьявола не волнует, насколько сильно вы любите Иисуса, если он сможет уломать вас пойти на нравст­венный компромисс. Все ваше горячее рвение ко Христу сведется на «нет» одним беспечным необуздан­ным поступком. Будьте начеку, возлюбленные святые, ведь ад начинает наступление по всем фронтам, пыта­ясь соблазнить вас нравственным проступком и под­толкнуть ко греху.

«Зачем себе отказывать?»

В те годы, когда я переживал эмоциональный спад и был подвержен депрессии и жалости к самому себе, я не мог не изумиться сущностью вражеского оболь­щения. Описывая, как искуситель подбирался ко мне, я буду с вами предельно честен, потому что уверен - эта глава послужит кому-то в помощь.

Это случилось во время одной из настоящих схваток с депрессией, когда я услышал голос врага: «Просто пойди и возьми напрокат порнушку». Пред­ложение прозвучало в унисон мыслям: «Какой смысл продолжать таким образом? Бог не проявляет ко мне никакого внимания. Жизнь в чистоте никуда меня не приводит. Какая разница, буду ли я чист или согрешу? Все равно, качусь по наклонной. К чертям все это, зачем себе отказывать?»

Через день-другой я читал Библию, и дьявол иску­шал меня прямо строками из Писания. Я знаю, он цитировал Писание, когда искушал Иисуса, но ко мне он применил этот прием впервые. Я читал 31-ю главу книги Притч и наткнулся на стих 6: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Искуси­тель отчетливо шепнул мне: «Смотри, это про тебя! Этот стих описывает тебя. Давай, напейся - спасибо Библии!»

Только по Божьей милости я могу с благодарнос­тью заявить, что не поддался ни на одно из этих иску­шений, но я был поражен, насколько осязаемым оно было в момент эмоциональной слабости и душевного смятения.

Ложный огонь

А потом Господь напомнил мне отрывок из книги Исаия 50:10-11:

«Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стре­лами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете».

Я знал, что в этом отрывке речь идет о мраке душев­ного отчаяния, который порой захлестывает Божьих слуг. Когда кажется, что все вокруг окутано тьмой, воз­никает искушение разжечь свой собственный огонь. Но потом я понял, что означает «возжигать свой огонь». Это значит - обольститься ложным светом, потому что Бог на время удерживает Свой свет. Нравственный грех никогда не бывает заманчивей, чем в те моменты, когда нам кажется, что Бог оставил нас.

Но Писание предупреждает: если вы в смутное время поддадитесь искушению разжечь ложный огонь и пойти тем самым на нравственный компромисс, - вы «в мучении умрете». Я знал, что если поддамся иску­шению, это разрушит меня. Попытка залить боль алкоголем принесет неизгладимые последствия в мою жизнь.

В настоящий момент у меня как раз период, когда я всей душой, со всей страстью ищу Божьего при­сутствия. Но мое сердце стремится искать Господа не только с ревностью, но и в чистоте.

Стойкость

Это последний принцип: мы должны ревнос­тно искать Божьего лица, с чистым сердцем и - не отступая.

Не знаю, заметили ли вы, но мне иногда кажется, что сегодня Бог никуда не спешит. Его Дух посто­янно призывает нас стойко переносить, претерпеть, держаться и ждать. Слово «стойкость», использован­ное в Новом Завете, обозначает способность держаться в сложной ситуации не с покорным благодушием, а с обнадеживающей силой духа, которая активно проти­востоит усталости и поражению.

Сегодня Дух много говорит об ожидании Господа. Когда семя сеют на небольшую глубину, оно быстро прорастает. Но когда его сеют глубоко, в плодородную почву, то приходится ждать, пока оно прорастет. Когда Бог глубоко сажает что-то в вашей жизни, то вам при­дется научиться ждать.

Минуточку

Я поделюсь с тобой пятью фактами, касающимися ожидания.

Факт первый: я терпеть не могу ожидание!

Ненавижу ждать в очереди в продуктовом магазине или в приемной врача; терпеть не могу стоять на свето­форе; не люблю ждать, пока меняют машинное масло; и уж совсем не люблю ждать своей очереди, когда дело касается спорта.

Ожидание убивает меня.

Ожидание Бога убивает меня.

Ага, кажется, я начинаю кое-что понимать. Вот, оказывается, что Он пытается сделать. Он заставляет меня так долго ждать, потому что Он хочет, чтобы я умер для себя.

Факт второй: ожидание - акт смирения.

Все любят благодать, которую Господь изливает на смиренных, но кому нравится путь смирения? Ожида­ние - один из передовых Божьих способов культивации смирения. Ожидание смиряет, потому что это зависи­мое положение.

«Отец, я не знаю, что сейчас делать, поэтому я буду ждать, пока Ты скажешь». Некоторые из нас не живут по воле Божьей, потому что мы слишком заняты, чтобы дождаться ее откровения.

Надеющиеся на Господа

Факт третий: ожидание - шаг веры.

Недавно я обратил внимание на мужчину на автобусной остановке, и меня поразило, как долго он ждал. Он не звонил в справочную, не постукивал по циферблату, он просто стоял, ожидая. Он ждал, потому что знал, что автобус приедет.

Когда ты ждешь Господа, то это потому, что ты веришь, что Он придет. Дерек Принс однажды сказал, что если ты не готов специально выделить время, то нельзя ожидать, что ты услышишь от Господа. Он говорит, что Бог желает получить неограниченное время на ответ, что подразумевало бы: «Я здесь, пока не услышу от Тебя, не важно, сколько на это потребу­ется времени».

«И потому Господь медлит, чтобы помило­вать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!»

(Ис. 30: 18).

«Я Господь,... надеющиеся на Меня не постыдятся».

(Ис.49:23).

Факт четвертый: ожидание ставит нас в положение принимающего.

Можно попытаться получить что-то от Господа неправильным способом. Боб Мамфорд очень умело выразился, что Бог хочет, чтобы мы получалито, что Он дает, а не пытались взятьто, чего Он не дает. Эту ошибку допустили Адам с Евой, которые вместо того, чтобы получить предлагаемое, стали брать то, чего Бог им не давал.

Вот как проиллюстрировала это моя жена Марси: «Когда стол накрыт к обеду, все на нем принадлежит нашим детям. Но если они попытаются таскать соле­ные огурчики до еды, то их загребущим ручонкам трепки не миновать». Почему? А потому, что они пыта­ются сами схватить, вместо того, чтобы подождать и получить свое.

Ты когда-нибудь обращал внимание во второй главе Деяний на то, как верующие ждали в комнате на верх­нем этаже, пока не сошел Святой Дух? В Библии гово­рится, что они просто были вместе. Они не пытались что-то придумать. Апостол Петр не пытался заста­вить всех танцевать, кричать или плакать. Они просто сидели и ждали. И в должное время Бог ворвался в комнату. Когда Господь решит посетить тебя, тебе не надо переживать о том, что же придумать, ты будешь знать, что Он тебя посетил. Ты должен верить, что Бог может появиться без твоей помощи.

Божье чувство времени

Вот последнее, что я скажу об ожидании: есть только один способ понять Божье чувство времени, и этот способ - через ожидание.

Не нужно долго быть христианином, прежде чем вас заинтригует Божье чувство времени. Нам кажется, что Он постоянно опаздывает. У Него уходят долгие годы на то, что вы знаете, Он мог бы сделать за секунду. А в другой раз Он в мгновение ока делает то, на что, вы думали, уйдут годы. Божье чувство времени, как и все Его пути, неимоверно отличается от нашего восприятия.

Иисус коснулся этого различия, когда Его братья подстрекали его немедленно отправиться в Иерусалим на праздник кущей. Иисус ответил Своим братьям: «Мое время еще не настало, а для вас всегда время» (Ин.7:6).

Святой Дух показал мне, как это утверждение при­менимо ко мне. Мое время это всегда - «немедленно». Если у меня финансовые сложности, то мне надо, чтобы мои нужды восполнялись немедленно.Если я увидел какую-то возможность, то хочу чтобы двери открылись немедленно.Если я заболел, то хочу выздо­роветь немедленно.Я всегда готов. Для меня «всегда время». Моя плоть совершенно не может настроиться на волну Божьего чувства времени.

Царь Саул однажды был опозорен из-за Божьего чувства времени. Самуил пообещал, что придет в опре­деленное время, чтобы сделать жертвоприношение и благословить армию Саула перед битвой. Саул смотрел, как подошло время прийти Самуилу, и как все сроки истекли. А пока он ждал, воины уходили толпами и возвращались домой, из-за того, что в лагере Саула царили неопределенность и страх.

Саул прекрасно знал, что в войне без солдат не победить, поэтому принял внезапное решение дейст­вовать самостоятельно - принести жертвоприноше­ние самому. И когда Саул совершал обряд, появился Самуил и укорял его. Эта нетерпеливость стоила Саулу царства. Саул ничему не научился о Божьем чувстве времени, потому что не хотел ждать.

Истинное испытание ожиданием приходит в кри­тических ситуациях. Когда время уже за полночь, а Бог явно запаздывает, не возьмешь ли ты ситуацию в свои руки? Если ты подождешь, то получишь возмож­ность узнать больше о Божьих путях. Один из секретов духовного лидерства (к сожалению, наименее извест­ный) гласит - Бог использует лидеров, которые научи­лись Его дожидаться.

Одно из самых потрясающих утверждений всего Писания об ожидании дано в книге Исаия 40:31: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе». Контекст данного стиха таит важный совет об ожидании. Вер­нитесь к 27 стиху: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?» Бывают случаи, когда у меня «обоснованные претензии» к Богу, четкое библейское обетование, которое по праву принадлежит нам, как чадам Божьим, но пока не осуществилось в нашей жизни.

В такие моменты легко взглянуть на Бога и заявить: «Но Господь, ты же обещал! Я же не требую чего-то неуместного, это ведь мое наследие по праву!»

Когда с ответом мешкают, очень легко жаловаться, что Бог обошел вниманием «мою обоснованную про­сьбу». Но именно в таких ситуациях неотвеченных молитв нам нужно особенно дожидаться Бога.

Хочу закончить эту главу цитатой Божьего обетова­ния для тех, кто ждет. Оно дано в контексте потрясаю­щего заявления из книги Исаия 40:31: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе». Запомни его и посмотри слова девять стихов спустя в контексте для тех, кто ждет и надеется на Господа. Господь говорит всем нам, ждущим: «Ты Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя. Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10).

Ревностно ищи лица Божьего, оберегай свою чис­тоту и будь стойким, покуда Он не ответит тебе.

Глава 3

Процесс подрезки

Иоанна 15: 1 Я есмь истинная виноград­ная лоза, а Отец Мой - виноградарь. 2 Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсе­кает: и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очи­щены через .слово, которое Я проповедовал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есть лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8 Тем про­славится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

В этом отрывке Иисус очень четко проясняет одно: плодоносность - вот Божья цель для Своего народа. В первую очередь Иисуса заботит не ваше личное счастье или комфорт. Его основная забота, чтобы вы плодоносили.

Фактически, плодоносность гарантирована истин­ным ветвям. Послушайте, что говорит Иисус: «Когда вы прилепились ко Мне, когда в вас течет животворный сок Лозы, то обещаю, - вы будете плодоносить». Он ожидает, что его ветви принесут «плод» (ст. 2), «более плода» (ст. 2) и даже «много плода» (ст. 5).

Что такое плод?

Что это за плод, который хочет взрастить в нас Иисус? Наиболее полный ответ дан в Послании к Галатам 5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Личные качес­тва самого Христа, проистекающие из нас - вот плод, которого Бог хочет от нас добиться.

Также как «дары духа» соотносятся с деламиХриста, так и «плод духа» - добродетелиХриста. Мы плодоносим, когда качества Иисуса все ярче проявля­ются в нашей жизни. «Если это в вас есть и умножа­ется,то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петра 1:8).

Если мы проявляем искреннюю Христову любовь, то неизбежно тронем людские сердца. Если мы отра­жаем неописуемую радость Иисуса, то наша жизнь ста­новится проводником радости, которой мы неминуемо заразим окружающих. Жизнь, в которой проявляются добродетели Иисуса, несомненно, очень сильно повли­яет на мир и принесет много плода.

Это процесс

Обрати внимание на слова Иисуса о том, что мы сами не можем произвести плод. Он говорит, что мы - ветвь, «приносящая плод». Бог взращивает в нас плод - Он выполняет всю работу. Наша работа заклю­чается в одном - не отпасть от лозы. Порой величайшие изменения Бог совершает в нас тогда, когда мы об этом не подозреваем. Когда мы действительно научаемся пребывать в Нем, - мы не препятствуем животворному соку лозы своими человеческими усилиями.

Плод должен созреть. Много раз мне хотелось, чтобы был более легкий способ плодоносить. Если бы можно было просто возложить руки друг на друга и провозгласить самоконтроль в жизни каждого. «Мгно­венный плод». Прекрасная американская идея, но в Царствии так просто не бывает. Чтобы взрастить плод, нужно время.

Виноградарство - очень сложное дело. Виноград­ная лоза требует - постоянной интенсивной заботы. И многие силы пытаются помешать созреванию плода, например насекомые, погода, болезни, звери, рыщущие в поисках пропитания, истощенная почва и т.д.

Христианин тоже сталкивается со множеством пре­пятствий для плодоносности: сатана, преследования, заботы мира сего, грех и плоть. Поэтому Господь при­лежно занимается нами, чтобы мы приносили больше плода. В этой главе я хочу сконцентрироваться только на одном процессе, который Бог использует, чтобы Его народ приносил больше плода.

Процесс подрезки

Взгляни на второй стих из нашего отрывка: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Господь очищает (на англ. языке «подрезает», - прим. ред.), изменяя и направляя рост ветвей, чтобы Он смог собрать больше урожая.

Обычно, лоза за сезон пускает сорок - шестьдесят ростков. Если оставить все эти ростки и дать им в этот год плодоносить, то лоза не выдержит их веса. Плоды опадут недозрелыми или же они будут маленькими и кислыми - то есть бесполезными. Поэтому виногра­дарь отсечет где-то пятьдесят ростков и оставит всего пять. Итак, ветви, не приносящие плода, отсекут, а оставшиеся будут подрезать.

Слишком занят

Я обнаружил, что пышное растение далеко не всегда является плодоносным. В прошлом году это было явственно продемонстрировано мне прямо у нас в огороде. Каждый год я высаживаю помидоры, и в качестве опоры подрастающей рассаде, использую проволочные рамы. В прошлом году мое внимание привлекло одно растение. Видел бы ты этот куст. Он был зеленее всех остальных и вырос выше других. По сути, его стебли переросли проволочную ограду и склонялись практически до земли. На кусте были цве­точки, и он сулил быть самым здоровым растением во всем огороде. Как ты думаешь, сколько помидоров я собрал с этого куста в прошлом году? Ни единого!

Видел бы ты уродливый кустик по соседству. Он пожелтел от какой-то болезни, и у него были редкие веточки. Но ты угадал - на нем выросло немалое коли­чество крупных сочных помидоров. Как ты думаешь, каким кустом в итоге был доволен садовник? Хотя тот, другой, куст был высоким, зеленым и крепким, я был очень разочарован в нем, потому что он не принес плода.

Господь учил меня таким образом: большая актив­ность - еще не признак множества плодов. Позволь мне рассказать тебе, что обычно происходит в церкви.

Когда служение растет, у него плодятся ответвле­ния. Мы добавляем программы. Добавляем и добав­ляем. Мы редко что-то урезаем, мы просто продолжаем прибавлять. И мы так заняты! В конце концов, Бог вынужденприйти к нам с силой и заявить: «Время притормозить и заняться очищением».

То же самое случается и с отдельным человеком. Когда Господь благословляет чье-то служение, он или она становятся весьма плодоносными. Когда мы плодо­носим, мы становимся всем нужны. «Сестра, мы заме­тили такое помазание на этой области вашего служения и подумали, не приедете ли вы к нам выступить на кон­ференции?» «Брат, мы были настолько благословлены тем, как Бог использовал вас в этой области, что поду­мали, не согласитесь ли вы применить ваше помазание руководителя, чтобы помочь нам тут в другом деле?» Это восхитительно наблюдать, как Бог открывает воз­можности. Вы чувствуете себя нужным и полезным. И приносящим плод.

А потом Господь мягко шепчет: «Не мог бы ты сегодня провести со мной чуть больше времени?» Мое сердце отзывается: «О, да, Господи, только позволь мне сначала закончить вот этот проект, и я буду весь твой....» Поэтому, по своему милосердию, Господь приходит к нам и отсекает мертвые ветви и подрезает плодоносные.

Боль

Подрезание болезненно. Боль высшей лиги. «Боже, ты меня убиваешь!» Бог отвечает: «Ага».

Мне рассказывали, что новичка всегда по-настоящему шокирует, как опытный садовник подрезает лозу. Наблюдая за подрезкой, твоей первой реакцией будет закричать: «Стой! Ты же убиваешь его! Если ты будешь действовать таким образом, то в следующем году тебе вообще не видать урожая. Чем тебе не угодило это бедное растение?»

Подрезанная лоза выглядит истерзанной. В одной энциклопедии обрезка описывается как «организо­ванное уничтожение». Вы смотрите на дорогого вам страдальца, поднимаете взор к небесам и заклинаете: «Полегче, Боже, пожалуйста! Уже достаточно!»

Когда нас мучает боль, мы не все готовы рассмат­ривать эту возможность как то, что, может быть, это любящая рука Отца, который очищает Свою лозу, как Он сочтет нужным.

Тренировка

Цитируя Послание к Евреям 12:11, я бы хотел заме­нить слово «наказание» словом «подрезка»: «Всякая [подрезка] в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности». Хотя подрезка болезненна, этот стих провозглашает: «но после... плод!» Тем, кто будет научен в процессе подрезания, обещан урожай.

Некоторым вещам можно научить, но кое-что требует тренировки. Иногда Бог хочет произвести в нас нечто такое, чем нас нельзя просто наделить, дав выучить какой-то принцип или духовную истину. Неко­торые вещи в Боге нужно пройти.

Если бы это был урок, который надо выучить, Он бы вам его преподал. Вы бы его выучили, начали бы жить по этому слову, и все было бы закончено. Но в этот раз Он хочет, чтобы вы тренировкой добились нового опыта.

Есть ли среди нас те, кто честно могут признаться, что хотели бы сами отвечать за свой личный духов­ный рост? «Научи меня, Боже, и я изменюсь». Но под­резка - это не то, что можно сделать самостоятельно. Подрезку должен делать Бог.

Альтернатива

Но какой бы болезненной не была подрезка, аль­тернатива еще более устрашающая. Библия говорит о ней в пятой главе книги Исаии.

В книге Исаии Бог описывает Свой народ как виноградник. Он говорит, что сделал все, что мог, чтобы народ израильский стал плодородным виног­радником. У Него «был виноградник на вершине утуч­ненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Ис. 1-2). Я хочу, чтобы вы задумались о том наказании, которое Бог объявил для Своего непо­корного народа. «Посему Я не буду более обрезывать его» (см. Ис. 5:6). Когда Бог больше не обрезывает, это знак суда. Последствием будет запустение.

«Господь, пусть это и больно, но не переставай подрезать меня».

Зима

Господь всегда подрезает лозу в нужное время - зимой. Сок течет медленней, и лоза отдыхает. В это время подрезка приносит меньше всего вреда. Ведь когда ветви обрезают, остаются открытые раны. А зимой болезни, поражающие лозу, неактивны, и вред­ные насекомые тоже в спячке.

Чтобы лоза приносила плод, у нее должен быть период покоя. Зимние холода действуют на лозу как природное успокоительное средство. Занятно, но в Индии есть уголок, где выращивают виноград, хотя у них нет настоящей зимы. Там никогда не бывает достаточно холодно, чтобы растения отдохнули. Как вы думаете, что делают фермеры? Собрав урожай, они искусственным образом устраивают лозе отдых. Они обрывают все листья, подрезают корни и лишают лозу воды. Эти действия производят такой же шокирую­щий эффект, как и зимние холода - деятельность лозы останавливается.

Если Бог подрезает ветви, позволь мне дать тебе простой совет. Пришло время отдохнуть. Если ты не замедлишь темп, то рискуешь «перегореть».

Когда на улице урожайная пора, жизнь кипит. Открывается множество возможностей для служения, это время идти вперед, вперед, вперед. Урожайная страда - самая энергичная пора в году. Но смекни: когда начинается подрезка, пришло время передохнуть.

Плодоносные ветви очищают

Пожалуйста, подчеркни это утверждение. Плодо­носные ветви очищают. Будь я Иисусом, то сформули­ровал бы стих из Евангелия Иоанна 15:2 иначе. Я бы сказал: «Каждая ветвь, не приносящая плода, будет очищена. А все те, что приносят плод, будут ободрены, любимы, их будут холить и лелеять, и нежить». Но Иисус сказал, что именно плодоносные ветви будут подрезаны. А те, что не приносят плод, вообще отсе­кают и выбрасывают вон.

Нам нужно понять суть подрезки. Очищение - это не просто удаление чего-то плохого. Оно означает уда­ление хорошегои даже лучшего,чтобы мы смогли наслаждаться самым лучшим.

Ты живешь, служа Богу, приносишь плод, исполня­ешь свое призвание и вдруг: «ВЖИК!»

- Что это было?

- Откуда это взялось?

У тебя начинает кружиться голова. Ты ощущаешь слабость. Ты вдруг не можешь разобрать, где небо, а где земля, где право, а где лево. Ты теряешь духовную ориентацию. Ты только чувствуешь боль, и понятия не имеешь - почему.

Первый признак того, что тебя очищают - ты пере­стал слышать Бога. Как бы яростно ты не искал небес, небеса закрыты для тебя в этот момент.

Что происходит?

Когда я чего-то не понимаю, моя первая реакция - спросить Бога.

Когда я не получаю ответ, мое следующее побуж­дение - проанализировать ситуацию.

Когда я утратил голос, к жизни воспряла анали­тическая половина моего мозга. «Боже, что я сделал неправильно?» Я рассмотрел обстоятельства, сопутст­вующие потере голоса и попытался выяснить, не упустил ли я каким-то образом Бога. Может, я несся впереди паровоза? Может, уклонился от Его цели? Мои искренние потуги оценить свои результаты пред Госпо­дом ничего не дали.

Поэтому я решил покаяться. Все мы знаем - от покаяния хуже не будет. Я не мог вспомнить никакого явного греха, но все равно стал каяться. Я покаялся в гордыне, в личных амбициях, в похотливых мыслях. Я стал спрашивать чужих людей: «Ты не знаешь чего-нибудь, в чем мне стоило бы покаяться?» Я даже каялся в вещах, которых никогда не совершал. Когда сильно припечет, вы с радостью покаетесь. Все что угодно, лишь бы остановить боль.

Все оставалось в той же поре.

- Ага, - решил я тогда, - я знаю, в чем тут дело. Это духовная атака.

Я попросил мою церковь молиться, я обращался к людям по всей стране молиться за меня. Единственная проблема была в том, что у меня самого совершенно не было воинственного духа. Сама мысль о ведении духовной войны полностью лишала меня сил. Если это была демоническая атака, то у меня не было сил про­тивостоять ей.

Я делюсь с тобой своим личным опытом, потому что когда нас «подрезали», - нашей человеческой природе свойственно пытаться анализировать, что же случилось.

Давай, я скажу тебе, возлюбленная подрезанная ветвь, что ты сделала не так. Ты плодоносила. Бог любовно посмотрел на тебя с небес и сказал: «Молод­чина!» Затем: «ВЖИК!»

Помогая Богу

Позволь мне дать еще один совет. Когда Бог подре­зает, не мучай себя слишком самоанализом. Я бы хотел, чтобы можно было ускорить процесс своим взаимо­действием, но, похоже, что для некоторых вещей у Бога свой распорядок. Сейчас самое время расслабиться и пребывать в Нем.

Ты когда-нибудь пытался советовать Господу, как подрезать? «Нет, Господи, здесь не надо! И, Боже, вот это оставь в покое. Если Ты собираешься очищать, давай я подскажу тебе, где надо это делать. Можешь отрезать вот тут, Господи. Нет, Боже, я же просил: это не надо! О, это, наверное, работа лукавого. Я запрещаю тебе, сатана! Отойди от этого служения! Боже, ведь эта ветка приносит плоды. Остановись, Господи! О, только не мое пророческое служение, Господь! Отсеки что-нибудь другое, Боже, во имя Иисуса!!! Нет, Господи, не-ееет!»

«вжик»

«Боже, это была моя рука. Ты только что отсек мою правую руку».

Дэйтон Рейнольдс, главный духовный наставник в братстве пасторов, членом которого я являюсь, недавно сказал: «То, что работало годами, больше не работает». Бог подрезает ветви, которые когда-то плодоносили. Когда-то эффективные способы служения сейчас не работают.

Дом горшечника

Вы, наверняка, читали о том, как Иеремия побы­вал в доме горшечника и о тех уроках, которым его там научил Бог. Господь сказал ему: «Я горшечник, а ты глина» (Иер. 18). Один из уроков, которые Бог пре­подал Иеремии о том, как Он обращается с глиной, гласит: Бог допускает деструктивные методы только тогда, когда у Него конструктивные планы.

Иеремия довольно много пророчествовал о судах колена Иудина. И в тот момент, когда Бог закончил с ними разбираться, они могли с легкостью заявить: «Ух, тяжело же это оказаться на Божьем гончарном круге. Господь действительно сдирает с тебя три шкуры, когда ты Ему принадлежишь». Поэтому Бог пришел возвестить слово своей глине - дому Иудину, - чтобы они поняли, почему Он так поступал с ними. Слова Господа можно найти несколькими главами позже в книге Иеремии. Бог приходит к Своему кому глины, перенесшему удары судьбы и провозглашает: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас,... намере­ния во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

Уставший святой, если ты чувствуешь, что Бог раз­минает тебя в Своей руке, тогда этот отрывок Писания как раз для тебя. Божьи намерения не всегда легки или веселы, но они всегда искупительны.

Двух одинаковых нет

Прежде чем вы сможете подрезать виноградную лозу, нужно два-три года обучения, потому что к каждой лозе нужен особый подход. У садовника должен быть глаз наметан на каждое растение, чтобы умело его под­резать. Точно также и Бог подрезает жизнь каждого по- особенному, уникальным образом.

Поэтому опасно заявлять: «Что ты говоришь? Это сделал с тобой Господь?! Мне Бог никогда не делал ничего подобного. Не должен ты проходить через такое! Наверное, что-то здесь не так».

Но и обратное заявление может быть точно так же опасно - поделиться своим опытом, если ты проходил через что-то подобное. «Да, со мной такое тоже случа­лось. Знаешь, все, что тебе нужно сделать, так это...» или «Вот, как я справился с этим препятствием...»

Путь, которым ты обрел победу, возможно, никоим образом не связан с их путем к победе, даже если обсто­ятельства схожи. Когда кого-то подрезают, - помни, что большинство советов надо держать при себе.

Когда тебя подрезают, одно из самых сложных дел, - это смотреть на другие ветви, для которых сейчас совсем другой сезон по Божьему расписанию. Вы смотрите на сестру такую-то, которая в разгаре весны или лета, и она громко славословит. В ее жизни все бурлит, цветет буйством красок, и она просто сияет от радости в Господе.

«Боже, это нечестно. Если мне нужно проходить через все это, пусть и она тоже пройдет».

Тебе стыдно, когда тебя подрезают. Все вокруг танцуют от радости, а тебе хочется плакать. Другие цветут, а ты... совсем не выглядишь духовным. И когда на тебя смотрят другие, они ничего не говорят, но ты же можешь прочитать в их глазах: «Интересно, что она сделала не так?».

Кажется, что ты умираешь? В точку.

Как выжить

Хочу закончить эту главу, подсказав, как пережить процесс подрезки. Мы видели ключ, когда рассматри­вали стихи из 15-й главы Евангелия от Иоанна. Это глагол «пребывать». Пребывай во Христе. Я не говорю о более строгой дисциплине, чтобы ты каждое утро проводил час с Богом. Я говорю о том настрое сердца, который поддерживается 24 часа в сутки.

Мы зациклены на делах. Нам нужен «ключ к успеху», «программа трех шагов» или «четыре прин­ципа...». Но Христос просто говорит: «Пребудьте во Мне».

Когда Господь впервые привлек мое внимание к процессу подрезания, я поделился некоторыми своими размышлениями с одним братом, коллегой по служе­нию, Крисом

Наши рекомендации