Христианская богословская мысль и догматическое богословие

В христианстве богословская теория была разработана в сущест­венно большей мере, чем в других теистических религиях (иудаиз­ме и исламе). В силу географических условий, христианство рас­пространялось в тех землях и странах, где шли процессы активно­го усвоения и развития логико-философских и юридических традиций европейской античности. Достижения античной мысли оказали определяющее воздействие на христианское богословие — на его темы, методы, на стилистику христианского богословство-вания.

Дополнительным фактором развития богословия в раннем христианстве стала борьба с ересями — страстная полемика, упор­ная и вместе с тем в первые христианские века еще относитель­но мирная.

Кроме того, развитие теологии в христианстве, как и в истории других религий, стимулировалось мистическими поисками рели­гиозно одаренных личностей. Мистика — это бродильное и живое начало, как правило, иррациональное, нередко приводила к разви­тию именно теоретических представлений о Боге. Мистики нуж­даются в теологии, хотя, обычно, плохо это сознают. Как писал Р. Бастид, «именно доктрина, совершенствуясь, придает точность весьма туманным ощущениям, создает новые оттенки их, порож­дает различные схемы, придает смысл неупорядоченным силам».

Теология, будучи умозрением о Боге, в принципе является одним из вторичных образований по отношению к вере и Св. Писанию. Однако в христианстве начало теологии представлено уже в Писа­нии — в четвертом из канонических Евангелиев в ряде апостоль­ских Посланий. Именно в «Евангелии от Иоанна», ощутимо зави­симом от идей гностицизма и неоплатонического учения о логосе, Иисус Христос впервые назван Богом Живым. Так возникла одна из главных тем христианского богословия — учение о божествен­ной и человеческой природе Иисуса Христа. Проблематика и тема­тические границы христианской теологии были определены отца­ми церкви.

Первым богословом после апостолов христианская церковь называет Св. Иринея, современника апостола Иоанна и епископа Лионского, замученного в 202 г. Его главный труд, названный «Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя гно-зисом» (однако ставшее широко известным под заглавием «Про­тив ересей»), содержал развернутую полемику с гностицизмом и демонстрировал методы ученой защиты веры: философию, диа­лектику, обильное цитирование.

Тертуллиан (160—220), пресвитер Карфагенский, первым сфор­мулировал принцип триединства Бога и ввел понятие лиц («ипо­стасей») Троицы. Из других проблем теологии его парадоксальный ум особенно занимал вопрос о соотношении веры и разума. «Вера выше разума, — утверждал Тертуллиан, — Разум не в состоянии постичь истину, которая открывается вере». Его формула «Вероят­но, ибо нелепо» (Credibile est guia ipertum) вошла в пословицу в иска­женном виде: «Верую, потому что абсурдно» (Credo, guia absur-




dum). Тертуллиан первым определил, что такое семь смертных гре­хов. Этот перечень (гордыня, жадность, блуд, зависть, гнев, чревоу­годие, лень) был утвержден церковными соборами, вошел в началь­ное христианское обучение закону Божьему, в катехизисы и буквари.

Ориген (185—253 или 254) возглавлял христианское училище в Александрии, а после церковного осуждения — в Палестине (в г. Кесарии), впрочем, в VI в. был объявлен еретиком. Его вклад в умозрительное учение связан с разработкой христосологии (уче­нии о природе Христа) и учения о спасении. Для его концепции спа­сения характерен своеобразный «эсхатологический оптимизм» (С. С. Аверинцев): Ориген доказывал неизбежность полного спа­сения, слияния с Богом всех душ и временности адских мук. В его сочинении о природе Христа впервые встречается термин богоче­ловек.

Св. Августин, епископ Гиппонский (354—430), разработал онто­логическое доказательство бытия Бога; концепцию веры как пред­посылки всякого знания; учение о грехе и благодати; впервые поставил так называемые антропологические вопросы христиан­ства (отношение человека к Богу; взаимоотношения церкви и госу­дарства). Августин сформулировал то добавление к Символу веры, которое отличает католическую версию Символа от православной (так называемое филиокве). С именем Августина связывают нача­ло религиозной нетерпимости в христианстве.

Папа Григорий Великий (ок. 540—604) вошел в историю как выдающийся организатор церкви и политик. В сфере теологии с его именем связано учение о чистилище — то, что позже станет одним из пунктов догматических расхождений между католичеством и православием.

Св. Иоанн Дамаскин (ок. 615—753), завершитель патристики, византийский философ и поэт, впервые составил систематическое и полное богословие под заглавием «Источник знания». Этот энци­клопедический труд на рубеже IX и X вв. был переведен на старо­славянский язык болгарским книжником Иоанном экзархом Бол­гарским.

Однако уже в раннем христианстве стремительное развитие богословия встречается с внутриконфессиональными ограниче­ниями и запретами. Богословские поиски и разномыслие допу­скались, но только до тех пор, пока они не противоречили Писа­нию и авторитетам отцов церкви. Возникала глубокая коллизия между поступательным развитием богословской мысли и такими

мощными «консервантами» религиозной коммуникации, как прин­цип ipse dixit «сам сказал» и религиозный канон, т. е. корпус эта­лонных текстов (Писание и Предание), «превзойти» которые не позволяется.

Разрешение коллизии было найдено в том, чтобы ранжировать богословское знание по степени общеобязательности тех или иных его компонентов (доктрин, категорий, положений и т. п.).

Те вероучительные положения, суждения или мнения, которые были признаны Вселенскими соборами в качестве общеобяза­тельных христианских истин «первого ранга», получили статус догматов, а их систематическое изложение и обоснование соста­вили предмет специальной богословской дисциплины — догмати­ческого богословия. «Все другие христианские истины — нравствен­ные, богослужебные, канонические — имеют значение для христианина в зависимости от догматов, имеющих первостепен­ное значение. Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы».

Краткий свод основных догматов составляет Символ веры— тот главный текст, повторяя который верующие свидетельствуют о своей христианской вере.

За пределами догматического богословия находятся так назы­ваемые богословские мнения. Это частные, личные суждения, высказываемые отцами церкви или богословами позднего време­ни. «Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, не противоречащую...»

Католическое и православное вероисповедания несколько раз­нятся по составу догматов. Помимо филиокве, включенного в като­лический Символ веры, католичество признает догмат о чистили­ще, о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о непогрешимости папы, впрочем, только ex cathedra («с кафедры»), т. е. слова папы безошибочны, когда он выступает не как частное лицо, но как пас­тырь всех христиан.

Католичество и православие также по-разному подходят к вопро­су о том, возможны ли после Вселенских соборов новые догматы (в терминах богословия это формулируется как вопрос о «полноте Откровения и догматическом развитии»). Согласно православной точке зрения, нового Откровения, новых догматов, пророчеств

в христианстве не может появиться, однако точное выражение Откровения в слове — возможно.

Христианская церковь всегда проявляла осторожность в отно­шении свободного обсуждения догматов. Современное правосла­вие следует здесь авторитетам Иоанна Лествичника (VI в.) и Варсо-нофия Великого (VI в.): «Глубина догматов неисследима... Небезопасно касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть»; «Бесе­довать о догматах не следует, ибо это выше тебя» (Догматическое богословие).

Коммуникативный смысл категории догматов состоял в том, чтобы создать и внести в традицию еще один информационный «консервант» (наряду с такими регуляторами, как принцип ipse dixit и религиозный канон), призванный обеспечить стабильность и преемственность религиозной коммуникации. В функциональ­ном отношении христианская институция догматов, трактуемых как абсолютные и непререкаемые истины учения, была не менее проч­ной «скрепой» и связующей нитью традиции, чем исламский иснад.

Наши рекомендации